Глава четвёртая,
Совсем неслучайно Сашенька то и дело поглядывал на часы. Ходики висели над обеденным столом, но их можно было видеть из любой точки небольшой квартире Анны Ивановны. На часах уже 17. 45 и Саше заторопился. Он быстро накинул куртку, которую застёгивал уже на ходу, ключ от квартиры от положил под коврик около входной двери и направился в школу.
Да, снова пошёл в школу.
Зачем?
Сашенька шел на занятия литературного кружка.
Если вы проследите его путь, то увидите, что он шёл в здание школы, где учатся старшие классы.
Это было новое, одноэтажное здание, построенное из цельных брёвен. Оно было похоже на обычный для того времени деревенский дом Средней полосы России. Однако, у него были два существенных отличия, о которых мне и хотелось бы рассказать здесь: здание школы, было очень длинным. Таким длинным, что ему даже давали прозвища. Не каждое строение удостоено такой чести, чаще всего специальные названия получают выдающиеся памятники архитектуры, а тут – обычное школьное здание, на котором даже не было таблички о том, что это -школа. Прозвищ у школьного здания было несколько, но они не приживались надолго. Одно прозвище сменяло другое так часто, что многие школьники не успевали их узнать. Я уже писала вам, что начальная школа была в другом здании и младшие школьники не всегда встречались со старшеклассниками. Это здание называли и курятником, и психбольницей, и балаганом. Как видите, это далеко не лицеприятные прозвища. Я знаю, почему они такие. В этом здании учились ребята не только из посёлка Медвежка, но и из соседних посёлков, где не было средних школ. Для таких учеников при школе был построен интернат, где они проводили всю рабочую неделю, а на выходные ездили домой к родителям.
Не надо долго объяснять, что подросткам приходилось жить среди сверстников под присмотром чужих для них взрослых – учителей и воспитателей.
Далеко не каждый подросток может выдержать напряжение, которое неизбежно возникает при жизни среди незнакомых людей, которые по – разному вмешиваются в его психологическое пространство. Это напряжение требует выхода, подросток не может постоянно контролировать свои чувства. В то время у школьников не было возможности поговорить со священником или психологом. Священники были в действующих ещё церквях и монастырях, да и не каждый родитель согласился бы на встречу своего ребёнка со священником. Проявление религиозных чувств не было под прямым запретом со стороны властей, но и не приветствовалось, поэтому никто открыто не проявлял свои религиозные чувства и не говорил о них.
Профессии школьного психолога не существовало. Сегодня, когда все люди знают об этой профессии, а также о многих других психологических профессиях, мне не нужно объяснять, чем занимается школьный психолог.
Сашенька уже подходит к школьному зданию. Я следую за ним, мне, как человеку, который знает эту историю как свидетель, понятно, почему в этот момент Сашенька думает о здании школы:
- Она же – красивая, почему они её называют казармой?
Теперь вы знаете прозвище, которым чаще всего называли в посёлке школьное здание, чтобы было понятно о каком школьном здании идёт речь.
Именно так назвал это здание и Владимир, когда показывал его только что приехавшему в посёлок Сашеньке.
Сейчас Сашенька смотрит на школу, а я рассказываю о втором отличии этого здания от всех остальных. У школы была веранда! Просторная, в две трети щирины здания веранда. Крепкие, украшенные резьбой столбы держали её крышу, пять ступенек вели к ладно уложенному из широких половиц полу. а вместо стенки был заборчик высотой с первоклассника, и каждая доска заборчика была украшена резьбой.
Осеннее солнце было уже низко, вот – вот и скроется за лесом. Его последние лучи золотятся в стёклах окон школы, а резные тени от стенок веранды рисуют узоры на её полу. Вы легко можете представить себе эту картину. Я попрошу вас добавить детали пейзажа поздней осени и гомон птиц на ветвях школьных тополей. Ещё не сбросивших последнюю листву. Скажите, что это-красиво и не похоже на казарму. Или всё-таки похоже?
На этой веранде в хорошую погоду по вечерам собирались дети, живущие неподалёку от школы. Они прыгали на скакалках, играли в уголки (знаете такую игру, когда надо занять освободившийся угол, а число углов на один меньше , чем число участников игры, они должны перебегать от одного угла к другому, а тот, кто водит, должен занять один из освобождающихся углов, тот, кто не успевает занять угол, тот становится ведущим ) . Бывало, что дети сидели на ступеньках веранды и беседовали о то, о сём, или играли в больницу или в школу. Если девочки занимали веранду раньше, чем мальчики, то именно в эти игры они принимали и мальчиков, но обычно мальчики больше времени проводили на спортивной площадке недалеко от школы. Очень популярной была игра в волейбол. Настоящий волейбольный мяч был достоянием всей Школьной улицы. Его привёз из Москвы специально для соседей по улице Наш- директор леспромхоза. Своих детей у него не было, он подарил этот мяч Косте, зная, что тот распорядится им правильно. У Кости было четверо братьев и сестёр, они часто были заводилами шумных уличных игр, а на спортплощадке им не было равных в ловкости владения мячом. На спортплощадке и на веранду приходили ребята и с других улиц. Тогда как бы само собой возникало соревнование между улицами.
На веранде шумные игры сменялись настоящими посиделками, особенно тогда, когда кто-то из детей приносил с собой семечки подсолнуха. Эти семечки продавала украинка. Грузная женщина неопределённого возраста в одежде, скрывавшей её фигуру, в платке, натянутом почти на глаза, и в фартуке с таким количеством карманов, что это всегда вызывало удивление у маленьких детей. Она продавала семечки, измеряя их стаканом, отмеренное количество семечек она ссыпала в кулёк, сделанный из газеты. Она всегда внезапно появлялась у магазина с огромным мешком семечек, молчаливо простаивала день или два, и исчезала снова. Подсолнухи не вызревали в огородах лесного посёлка, поэтому они и были настоящей южной экзотикой, лакомой и любимой.
Надо сказать, что, щёлкая семечки зубами или пальцами, дети никогда не бросали шелуху на землю. Чаще всего поступали так: рассыпали один кулёк с семечками по карманам или ладошкам, а в пустой бумажный кулёк уже и складывали шелуху. Убирать за детьми не приходилось, веранда всегда была чистой.
Паузу в играх могло вызвать и появление кого- нибудь из ребят с брикетом киселя в руках. Сухой прессованный кисель в увесистых брикетах словно был специально создан для того, чтобы его могла грызть целая компания ребят. Одному это делать было невероятно скучно, потому что очень долго, поэтому большинств обладателей этого лакомства предпочитали делиться с ребятами.
Через годы они будут вспоминать эти посиделки с лузганьем семечек и вкусные брикеты киселя как одно из счастливых мгновений их жизни.
Девочки, бывало, сидя на ступеньках веранды, говорили о людях, живущих в посёлке и о своих сверстниках. Надо заметить, что никто из детей не рассказывал о своей семье, храня семейные тайны. Бывало, что девочки жалели детей, у которых не было братьев и сестёр, они считали, что единственному ребёнку в семье скучно, ему не с кем играть. Таких детей в посёлке было немного, Сашенька – гость Анны Ивановны и Владимира – один из них. Костя и его братья и сёстры всегда приглашал его на веранду, если сами шли туда поиграть.
Веранду, я думаю, вполне можно было бы назвать ребячьи клубом, где действовали свои неписанные правила справедливости и честности.
Сейчас Сашенька поднимается по ступенькам веранды к двери школы.
Двери были чуть приоткрыты для проветривания просторного коридор, где на стене против двери висели в красивых рамочках фотографии отличников из каждого класса – с первого – по десятый. Дети на фотографиях выглядели весёлыми или серьёзными, но при взгляде на них никто бы не сказал, что они замучены зубрёжкой или изнурительным умственным или физическим трудом. Не было у них и признаков излишнего веса или близорукости. Надо заметить, что из всех более чем тысячи учащихся школы, только одна девочка носила очки, один мальчик страдала хромотой (последствия полиомиелита) и одна девочка была с врождённой генетический болезнью – она не росла, рост у неё был как у шестилетнего ребёнка
Я останавливаюсь на этом подробно, чтобы вы лучше представили себе тех людей, которые, став взрослыми, и даже старыми людьми будут искать друг друга в Одноклассниках и радоваться возможности виртуального общения как в детстве, когда они радовались встрече с друзьями после уроков. Их лица останутся на общих фотографиях выпускников средней школы посёлка Медвежка.
Они будут вспоминать свои игры на веранде и, конечно, в этих воспоминаниях будут велосипеды. Их первые велосипеды.
Ни у кого из них не было двухколёсных детских или подростковых велосипедов, все они учились кататься на взрослых, почти всегда – родительских велосипедах, были счастливчики, которые могли учиться на маминых велосипедах без рам. Почему счастливчики?
Потому что с седла ноги до педалей не доставали, но без рамы можно было кататься на ногах, стоя прямо. Держать баланс таким способом было легко. Тот, кто учился кататься на отцовском велосипеде, должен был изловчиться и крутить педалями под рамой. Конечно, тот, кто хотел научится, тот научался без особого труда. О том, какие кульбиты и пируэты выделывали ребята на велосипедах, я должна буду написать отдельную книгу или ограничиться одним словом – головокружительные. Может быть, стоит добавить, что небезопасные. Но это – с точки зрения взрослых. Юным велосипедистам было не до этого. Отчаянные головы придумывали всё новые трюки, учась друг у друга, подрастая пересаживались на велосипедное седло и тогда трюки становились ещё более сложными требовали всё больше ловкости и бесстрашия. Я думаю, что вы умеете ездить на велосипеде и видели соревнования с использованием велосипедов разного назначения, поэтому легко можете себе представить как мальчики и девочки из лесного посёлка прыгали с трамплинов на своих велосипедах или катались на одном колесе, держась одной рукой или вообще без рук … Езда на одном колесе была самым распространённым трюком, но были и другие – переход на ходу из-под рамы на багажник,, переход из-под рамы – на раму, езда на руле. Я остановлюсь здесь, иначе моя страсть к велосипеду увеличит текст до неприличных для описания дня Сашеньки размеров.
Надо сказать, что в посёлке была обладательница необыкновенного велосипеда: педальной лошадки. У неё не только была эта прекрасная механическая лошадка, и имя у самой девочки было редкое и казалось необыкновенно прекрасным – Анджела.
Семья Анджелы была тесно связана с Москвой. К ним довольно часто приезжали люди, которые короткое время гостили в их семье, а потом надолго уезжали. В посёлке перешёптывались об этих людях, да и родители Анджелы держали себя замкнуто. Девочка каталась на своей лошадке всегда в сопровождении взрослых, никому из поселковых детей, как и не удалось покататься на этой замечательной лошадке. Анджела не играла на улице с детьми, хотя ходила в детский садик. Родители Анджелы были врачами, они отработали в посёлке три года, оставили за собой воспоминания у всех детей и взрослых, кто встречался с ними. У меня тоже есть воспоминание о девочке на педальном велосипеде, о её молчаливом папе и её маме, которая часто стояла по вечерам у окна и смотрела, смотрела в сторону заходящего солнца. Мне кажется, что она была несчастлива, как и девочка на педальной лошадке, которая никогда не играла с детьми на веранде школы.
Думаю, надо сказать o том, что у поселковых ребят были свои правила, которые регулировали отношения в группе, когда они играли вместе. Главное правило было правило справедливости. Если, например, у кого-то не было своего велосипеда, и ему давали покататься, то он не кататься дольше, чем владелец играли в прятки, нельзя было подглядывать за прячущимися. Если он его могли больше не принимать в игру. Обычно такой штраф действовал недолго, проштрафившийся прощения , его прощали и снова принимали в игру.
Дети дружили с одноклассниками и соседями по улице, почти у всех были братья и сестры. У Сашеньки, как вы знаете, не было братьев и сестёр. Поселковые ребята относились к нему стой скрытой жалостью и сочувствием, которые защищают людей от тоски и одиночества, потому что они получают признание от других людей и им не надо доказывать свою нужность, она становится очевидной.
Сашеньку всегда звали в игры, и школьная веранда останется для него трогательным воспоминанием на всю жизнь.
Вместе с Сашенькой мы добрались до классной комнаты, которая была и кабинетом литературы.
Сашенька пришёл на литературный кружок. Во внеучебное время в школе работало много кружков: хоровой, шахматный, умелые руки, автодела (для старшеклассников ) ,театральный, литературный, краеведческий. Надо сказать, что все они были бесплатными и школьник был не ограничен количеством выбранных кружков.
К сожалению, в школе не было музыкальных инструментов и, хотя в школе был хор, и многие с удовольствием туда ходил и пели там без музыкального сопровождения. На уроках пения учительница показывала звуки своим голосом. Музыкальные инструменты было трудно купить в то время. , но я замечу , что в начале следующего года в школу приедет новый учитель , он будет преподавать географию, и у него будет баян. Так в школе появится живая музыка, а в посёлке – первый телевизор. А, у этого учителя был телевизор- черно-белый, с маленьким экраном и неясным изображением.
Это ещё только будет, а сейчас Сашенька вместе с другими кружковцами выгоняет задание, которое чёткими буквами написано на доске мелом: «Доска «.
Его написал руководитель кружка, он же преподаватель русского языка и литературы Юрий Николаевич. У него была фамилия Козел, знакомство с которой вызывало улыбку. Эта фамилия была чрезвычайно редкой в Средней полосе России.
Кружковцы были разного возраста, Сашенька – самый младший, но на это здесь никто не обращает внимания. Здесь не говорят о возрасте, здесь обсуждают тексты. Кружок занимается каждую неделю по четвергам. Каждая учебная четверть заканчивается литературным конкурсом.
В своём читательском дневнике Сашенька напишет об этом заседании кружка.:» дата. Сегодня ходил на литературный кружок. Обсуждали зарисовки ВП и ТС . Я постарался всё осмыслить с критической точки зрения. У ТС свежее как-то написано, чище и есть своё мнение. Такое хорошее настроение у меня стало, как подарок получил, не только люди видят мир, они ещё его стараются понять. Это очень-очень хорошо «.
Юрий Николаевич напомнил кружковцам о литературном конкурсе. Он был важным событием, для конкурса кружковцы писали текст на заседании кружка, ноне подписывали свои имена. Эти пять текстов Юрий Николаевич сам отпечатывал на пишущей машинке. У него было такое сокровище, купленное его мамой после войны на одном из базаров города, где они тогда жили
Я расскажу об этом городе и о том, почему Юрий Николаевич должен был отработать в школе три года.
Город, в котором Юрий Николаевич жил с мамой, располагался на высоком берегу Волги. Он не был оккупирован немецко – фашистскими войсками во время Великой Отечественной войны, но после войны пленные немецкие солдаты работали на многих стройках и этого города. Послевоенное строительство и восстановление разрушенных городов требовало рабочих рук. Пленных немцев и использовали на этих работах. Юрий Николаевич был уже большим мальчиком и хорошо помнил, как пленные немцы меняли хлеб на табак. Хлеба они получали больше, чем мама и Юра по существовавшим тогда хлебным карточкам. По другим карточкам мама получала табак. Этот табак Юра и другие мальчики меняли у пленных немцев. Охранники пленных немцев разрешали им это делать, если дети не заходили за ограду территории, где работали пленные немцы.
Юрий Николаевич на всю жизнь запомнил жадные глаза немцев, когда они видели табак в детских руках. С тех пор у него стойкое отвращение к запаху табака, оно сохранилось на всю жизнь.
На базарах в родном для Юрия Николаевича городе долгое время люди покупали табак, запасая его на чёрный день. Табак можно было бы назвать послевоенной валютой. Вот за эту «валюту» мама Юры и выменяла пишущую машинку, которая долгое время ждала применения. В тот базарный день маме Юрия Николаевича, как говорится, благоволила судьба. У неё не было денег, но был табак. Она пришла на базар, чтобы выменять на табак что-нибудь из продуктов, и ей удалось выторговать три килограмма картофеля, в придачу к ним она и получила эту пишущую машинку. Как стали говорить позже – получила её в нагрузку. Машинка была в очень плохом состоянии, я думаю, что продавец картофеля был рад от неё избавиться, рассчитывая на дополнительные граммы табака.
Пишущая машинка давно не давала ему покоя: он не знал, где и как она ему может пригодиться, а выбросить было жалко. Досталась она ему по случаю и случай этот невидимыми нитями связан с жизнью. Сашеньки.
Я подробно рассказываю вам об этом, потому что в мире людей всё со всем взаимосвязано.» Ничто на земле не проходит бесследно «- эти слова из знаменитой песни описывают как нельзя лучше эту взаимосвязь.
Люди и сегодня не могут исследовать многие события, которые на первый взгляд кажутся случайными, но содержит ту тайну закономерности, тайну закономерностей, тайну законов, которые ещё предстоит изучать.
Вернусь к пишущей машинке. Она начала свою рабочую жизнь (если так можно сказать об обычной механической пишущей машинкой ) в штабе одной из бригад Красной Армии незадолго до начала Великой отечественной войны. Именно в эту бригаду был откомандирован отец Сашеньки с первых дней Великой отечественной войны. Он ушел добровольцем и был пехотинцем. После ранения он вернулся в армию, но уже не мог быть в строю, ему дали вполне гражданскую работу – писарем при штабе. Ему нужно было оформлять разные письма и документы Многие из них он писал от руки, заполняя готовые бланки, но был и такие, которые нужно было печатать на машинке. Он быстро освоил технику печатанья, а поскольку он обладал врождённой грамотностью, то печатал практически без ошибок.
Однажды с одним из офицеров штаба произошёл припадок, вызванный последствиями контузии. Офицер повел себя очень агрессивно – кричал, топал ногами, бросался на людей и крушил предметы, которые были вокруг него.
Досталось и пишущей машинке – она была разбита вдребезги. И уже не подлежала восстановлению. Так она и оказалась в контейнере с другими металлическими отходами и должна была отправиться на переплавку.
По случайности – пусть это будет счастливая случайность – во время перевозки переполненного контейнера по тряской военной дороге. машинка выпала. На обочине дороги, по которой ездили не только военные, но и гражданские, её и нашёл человек, который на городском базаре выменял её на желанный табак.
Юрий Николаевич, для мамы – сын Юрочка – рано начнёт писать стихи и рассказы. Он будет отсылать их, а редакции детских газет и журналов, красиво оформив их на отремонтированной пишущей машинке.
Он поступит в педагогический институт своего родного города, станет победителем двух литературных конкурсов, закончит его и получит распределение на работу в школу, где он будет руководителем литературного кружка ,а Сашенька будет получать из его рук свои тексты,, отпечатанные на машинке, которой касались руки его отца. Когда это произошло первый раз, у Сашеньки неожиданно для его самого выступили слёзы.
Юрий Николаевич и Сашенька никогда не узнают историю пишущей машинки. Мне случайно удалось проследить путь этой пишущей машинки, потому что она стоит сейчас так близко от меня, что я могу её не только видеть, но и погладить, поблагодари за всё, что она сделала для героев моего рассказа.
Юрий Николаевич давно на пенсии, он вспоминает годы учительства в посёлке Медвежка и своё нежелание ехать по распределению, от которого он не смог отказаться по законам того времени.
Вспоминал он и Сашеньку, который удивлял и восхищал его своей эрудицией, беззлобным характером, умением критически мыслить и жаждой знаний. Он следила судьбой Сашеньки, но в реальном мире они больше не пришлось встретиться.
Когда придут времена Интернета и социальных сетей, они найдут друг друга , но будут встречаться только в виртуальном мире.
Сейчас же Юрий Николаевич назначает день конкурса для своих кружковцев. Ему предстоит организовать и жюри для этого конкурса.
Юрий Николаевич придумал такую систему выбора жюри: это должны быть читатели, поэтому он для каждого конкурса создавал новое жюри.
В классах, где он преподавал литературу и русский язык, , выбирали пять человек , которые должны были оценивать тексты, написанные кружковцами.
Они собирались после уроков и вслух читали тексты, которые они получали отпечатанными на пишущей машинке. После чтения каждого текста открытым голосованием, решали, сколько баллов получает этот текст. Юрий Николаевич, присутствовавший в работе жюри, спрашивал:
- Кто за то, чтобы текст номер один получил 5 баллов (высшая оценка)? –
Такая процедура проводилась и для; И для 3, и для 2 , и для 1 балла. Надо сказать, что в большинстве случаев жюри выставляло 5 или 4 балла.
Результаты голосования подсчитывались и определялся победитель, имя которого и его текст публиковались в общешкольной стенгазете. Если тексты получали одинаковое количество баллов, то вопрос о победителе решал жребий. Жюри литературного конкурса было непостоянным.
Замечу, что стенгазеты еженедельно выпускал каждый класс , но была и общешкольная газета, которая выходила в конце каждой четверти.
В этой газете и публиковали результаты литературного конкурса и текст победителя.
. Стенгазета – это большой лист, чаще всего ватмана, на котором написаны или вклеены серьёзные и юмористические сообщения и рисунки о жизни класса.
Была и общешкольная стенгазета, о которой я уже упомянула. её готовила редколлегия, придёт время и Сашеньку выберут в эту редколлегию.
В конце учебного года члены литературного кружка устраивали литературный вечер, где каждый из них читал для публики то, что хотел прочитать. На вечер приглашались все жители посёлка.
Мне думается, что при такой организации занятий в кружке школьники получали первые навыки не только литературной работы, но и навыки демократии, совместной работы, учились понимать процессы экспертизы и пробовали силы в публичном выступлении.
По окончании каждого конкурса его участники получали свои тексты, отпечатанные на машинке. Это был маленький праздник. Когда Сашенька первый раз взял из рук Юрия Николаевича печатный текст, он не сдержал слёз. Я уже рассказывала вам, что на этой пишущей машинке работал его отец. Так в это мгновение и сошлись две судьбы. Сашенька не мог бы объяснить, почему у него на глазах выступили слёзы, да и не нужно было это объяснять. Юрий Николаевич понял всё так как сумел понять, обнял мальчика за плечи и пожелал ему удачи в творчестве. На свете есть люди, которые плачут от радости. Сашенька – один из них.
Как вы уже знаете, Сашенька любил читать, к любопытству по отношению к сюжету, к содержанию книги, добавлялось то особое ощущение, которое известно всем, кто любит печатные бумажные книги. (В эпоху гаджетов мне приходится уточнять, что книги были бумажными)
Оформление книг – настоящее искусство. Всё, начиная от переплёта и заканчивая последним знаком препинания, производит впечатление. Недаром существует множество способов записи человеческой речи, человеческой мысли.
Каждый шрифт печатного алфавита, каждая печатная буква, каждый печатный знак любого языка вызывает особое впечатление. Это знают до тонкостей оформители книг и иллюстраторы.
Вместе с содержанием внешний вид книги может оставить впечатление о ней на долгие годы и даже – на всю жизнь и станет тем опытом, который влияет на поведение, на оценку событий своей жизни и жизни других людей.
Известно, что словом можно убить человека, но это – не вся правда. Словом можно вернуть человеку радость жизни.
Человек, который держит в руках печатный текст, читая его находится наедине с собой, со своим восприятием и пониманием мира, который открывается через книгу.
Чтение печатных текстов в книге можно назвать путём к самопознанию, путём к сам ому себе. Думаю. что мне надо здесь остановиться.
Весь литературный кружок готов к обсуждению текста под названием «Доска». Такое слово, как заголовок текста, - вы помните, - было написано мелом на школьной доске.
Впору оценить юмор Юрия Николаевича, который сейчас слушает вместе со всеми первый текст, который у доски ( снова « доска» ?!) читает высокий мальчик с кудрявыми русыми волосами.
Он уже несколько раз поправил свой чуб и чуть шепеляво читает короткий рассказ о доске, на которой моряк после кораблекрушения выбрался на берег.
Все слушают внимательно, а потом делятся впечатлениями.
Юрий Николаевич не принуждает высказывать своё мнение. Кружковцы сами поднимают руки, если готовы что-то сказать. Сашенька хотел говорить и высказал своё мнение, он говорил несколько сбивчиво, но я запишу те его слова, которые считаю важными и для меня, и для вас :
- Мне было интересно слушать как моряк боролся с волнами, но я не понял, почему корабль потерпел крушение и как в руках моряка оказалась доска.
Кудрявому мальчику вопросы понравились, и он сказал, что дополнит свой текст дома, и всё будет понятно и про крушение, и про доску.
Подошла очередь Сашеньки. Он тоже стоит у доски и читает свой текст о шахматной доске, на которой осталось два короля, и они никак не могут найти путь для продолжения игры.
Сашенька рано научился играть в шахматы и ему нетрудно придумать историю о двух королях.
Такую комбинацию он ещё не встречал, когда играл в шахматы с Владимиром или Анной Ивановной, но думать о ней думал и даже представлял , что думают сами шахматные короли.
Сашенька рассмешил ребят своим текстом – назову этот текст сказкой.
Читал он выразительно, меняя интонацию и чуть – чуть гримасничая.
Выразительному чтению его научила его московская няня, которая мечтала стать актрисой и все детские книжки читала ему , подражая известным артистам , которых часто слушала по радио. Когда Сашеньке было чуть больше двух лет, они часто слушали вместе передачи «Театр у микрофона».
Сашенька закончил чтение и поклонился, ребята засмеялись ещё раз.
Юрий Николаевич пригласил кружковцев к обсуждению. После короткой паузы одновременно подняли руки двое мальчиков. Это было и не удивительно, потому что они были близнецами и у них часто можно было наблюдать синхронные действия.
Юрий Николаевич обратился к ним:
- Только не хором. Кто первый?
Первым откликнулся Вася, вторым пришлось быть Алёше.
Вася не сделал никаких замечаний, он только сказал, что хотел бы продолжения и ещё более смешного.
Он даже предложил вариант дальнейшего развития сюжета с двумя королями на шахматной доске.
Я не буду писать подробнее, если вы захотите , то сами попробуете представить и Сашенькин сюжет и его продолжение.
Алёша был строже. Он сделал два замечания, которые все оценили дружным поворотом голов в его сторону.
Первое замечание было по произношению. Он заметил, что Сашенька нетвёрдо выговаривает звук «р» , поэтому « король» звучал как « колол» .
Второе замечание было по сюжету – Алёше хотелось бы знать о том. кто играл в шахматы, не могли же короли сами оказаться на шахматной доске.
Алёша был настолько серьёзен, что даже упомянул о том, что, например, все знают, что играют М.Таль и М.Ботвиник, а из текста сказки непонятно, кто играет.
Замечу, что матч на первенство мира по шахматам закончился только недавно. Вся школа во время этого матча с марта по май следила за поединком М. Таля и М.Ботвиника.
Каждая партия, разыгранная ими, вывешивалась на доске школьных объявлений, в виде записи ходов, которые публиковались в газете « Советский спорт».
В школьный шахматный кружок, где партии подробно разбирались, записалось столько ребят, что руководитель кружка был вынужден пригласить помощника. Им стал Владимир, уже знакомый вам сын Анны Ивановны.
Шахматы были настолько популярны в то время, что ни у кого не возникало сомнения, что совсем незнакомый ещё человек не умеет играть в шахматы.
Знакомство между взрослыми и детьми часто начиналось с предложения сыграть партию в шахматы.
Работа кружка закончилась, когда все прочитали свои тексты. Надо сказать, что тексты школьников были очень разными по сюжету, но по-своему интересными и обсуждение каждого из них вызывало интерес и замечания.
Юрию Николаевичу, когда он подводил итоги работы кружковцев было легко оценить оригинальность сюжетов.
Он сделал несколько общих замечаний по выразительности чтения , они не касались никого конкретно , не задевали самолюбие учеников.
Здесь я заканчиваю эту главу, а Сашенька идёт домой по уже тёмной улице, которая хорошо освещена уличными фонарями.
Хочу обратить ваше внимание на то, что уличные фонари горели ярко и напряжение в них было устойчиво.
Прохожие могли легко ориентироваться, идя по дощатому тротуару, не рискуя оказаться на проезжей части дороги. Она была разбита проезжающими по ней грузовиками и тракторами.
У жителей посёлка не было персональных автомобилей или мотоциклов, но были велосипеды, о которых я вам уже рассказывала.
Естественно, они не ездили по такой разбитой дороге, да и дорога была такой только осенью и ранней весной.
Перехожу к последней главе рассказа о четверге.
Дело шло, как вы понимаете, к вечеру, да и Сашенька стоит уже у дверей дома, где его встречает Анна Ивановна:
- Я тебя в окно увидела ..Проходи скорее, ужин уже готов.
Свидетельство о публикации №224030601476