Тихий Дон, М. Шолохов

ПЕРВЫЙ ТОМ

Прочитал первый том "Тихого Дона". Наконец-то добрался. Предыдущие попытки заканчивались озверенным раздражением - слишком уж горячие парни все эти казачки. Вся любовная линия казалась мне полностью придуманной - Аксинья не то, чтобы шлюха - площадная идиотка. Григорий - подросток... и так далее. Теперь прочитал - читаю второй том. Хорошая книга, хотя я всё равно не могу её принять. Интересное наблюдение - чем лучше книга (чем признанннее), тем с большим неудовольствием я её понимаю. О том, что это книга непонятна жителям севера (и Сибири) я мнения не поменял. Интересно, что эту книгу можно поделить на три больших части (которые переплетены). Первое - природа - эта часть великолепна и очень поэтична. Второе - отношения - сильно похоже на сериал из 80-х (Мексика, всё такое). Третье - война - скупые и жестокие описания без всяких художественных сантиментов.

Чуть ни с первых строк стало понятно, откуда слухи о плагиате. Природа описана настолько шикарно, сложно и поэтично, что трудно ожидать подобного от не слишком обученного человека. А вот казачий быт описан будто-бы с удивлением впервые увидевшего всё это человека и иногда даже почти с ужасом. Это как Тургеньев с гадливостью пишет о крепостных. Мне даже стал интересен этот вопрос об авторстве.

30.11.2022г.

ВТОРОЙ ТОМ

Читаю второй том и вот до чего добрался:

"Февральская революция встряхнула его, дала возможность развернуться, и он, связавшись с казачьими кругами самостийного толка, умело повел агитацию за полную автономию области Войска Донского, за установление того порядка правления, который существовал на Дону еще до порабощения казачества самодержавием. Он превосходно знал историю, носил горячую голову, умом был ясен и трезв; покоряюще красиво рисовал будущую привольную жизнь на родимом Дону – когда править будет державный Круг, когда не будет в пределах области ни одного русака и казачество, имея на своих правительственных границах пограничные посты, будет как с равными, не ломая шапок, говорить с Украиной и Великороссией и вести с ними торговлю и мену. Кружил Изварин головы простодушным казакам и малообразованному офицерству." (Речь идёт об Ефиме Изварине)

Господь всемогущий! Ничего не ново под Луной! До чего вечны и примитивны доводы обращённые не столько к разуму, сколько к гордыни? Кого угодно поставь на место "казачьего круга" и будет то-же самое, да хотя-бы Красноярск или деревню Барабаново - все хотят на равных разговаривать с сильными соседями или бывшими начальниками, а лучше - свысока. В один момент два соображения пришло в мою голову: а) При чём тут какие-то заграничные идеологи, на которых кивают наши нынешние пропагандисты - всё это слишком пошло и естественно, чтобы нуждаться во внешней инициативе; б) Почему я сам не дошёл до этой простой мысли? А самое главное - насколько же я всё-таки не начитан, ровно так-же, как почти все вокруг меня!?

19.12.2022г.

* * *

Дочитал второй том.

Книга страшная и хорошая. Есть ли она в школьной программе? Думаю, нет. Во-первых книга промаркирована 18+, кто-же осмелится в официальном порядке давать её школьникам? Вот меня завтра спросит школьник: "Дядя, дай книжку". Если я ему дам, то нарушу закон со всеми вытекающими.

В этом томе описывается начало гражданской войны - как она зарождается и начинается будто бы сама собой. Ещё никто никому не враг, ещё никто даже толком ничего не понимает, но тут Бунчук слышит в пол уха от председателя Совета: "Кто там состав не пропускает с (с чем-то там). Начальник станции? Расстрелять!". "Правильный! Настоящий марксист!" - думает Бунчук: "Ни себя, ни товарища не жалеет ради дела, ни, тем более, какого-то вредителя." И вот уже красногвардейцы берут в плен офицерский взвод и вместо того, чтобы доставить в расположение, рубят за углом в капусту. И снова Бунчук, не то, чтобы оправдывает, а как будто на стяг берёт! И вот, не успевает оглянуться, как назначают его на "одну грязную работёнку". Какую-же? Убывать людей - расстреливать их по ночам не краю ими же выкопанной канавы. (Цитаты у меня не точные, между прочим, не придирайтесь...) Это ещё никакой войны нет, а уже такое! И как реакция (именно так это и звучит в романе), вновь возрождается казачье самоуправление, но самоуправление есть, а закона нет, так что казачки вершат закон как понимают. "Было у них два наказания - расстрел и плети". Книга заканчивается душераздерающей сценой массовой казни, которую учинили теперь уже казаки. Только вчера пленённые красноармейцы (тоже казаки, но нанятые большевиками) обнимались при встрече с победителями. Кто-то кому-то оказался кум, кто-то сослуживец, а уже поутру всех пленённых пустили в расход. Всё, насколько они могли соблюсти, по закону - с протоколом и голосованием...

Почему-то, особенно в середине тома, красной нитью, хотя и не прямым текстом, поднимается национальный вопрос. Всё время подчёркивается, что этот казак, а этот хохол, а этот еврей (евреи не называются евреями, за единственным исключением - Анной пулемётчицей), а этот мужик (русский). И лишь на фоне трагической развязки этот мотив... заглушается что-ли. И казак умирает так-же, как русский да и как Анна тоже.

Пока что мне кажется, что книга посильнее "Войны и мира". Именно "Тихий Дон", а не "Война и мир", на мой взгляд, про русских, про наш национальный характер. С Достоевским же и сравнения нет. (Вот кто ни слова не написал про "русскую душу", так это Достоевский - он про рефлексирующих интеллигентов). Если поставить вопрос ребром, какую книгу в школе преподать? Я отвечу, что "Дон", "Война и мир" - на втором месте, "Преступление и наказание" - как получится.

10.01.2023г.

ТРЕТИЙ ТОМ

Начинается с того, что на Дону немцы. После короткой большевистской смуты создаётся нарочито националистическая гетьманская власть. казаки выбирают себе атаманов, но всё это как-будто с разрешения немцев, которые как хозяева, не то, чтобы не помогают, а как будто не мешают местному самоуправлению... Управлять. вроде бы и можно, но в рамках... "Вы должны выбрать правильную власть, которая будет принимать правильные решения" - высокомерно назидают на немецких разъездах (блок-постах). Казаки вливаются в белую армию и снова воюют, но без огонька. Всем ясно, что именно немцы новые хозяева в донских станицах. В конце концов казаки массово дезертируют и переданный им фронт сыпется. Приходят красные. Казаки, закопав оружие в огородах, принимают их безропотно, как неизбежное зло (лучше немцев).

В Татарском (родном селе Мелеховых) устанавливается советская власть. Выбирается исполком, собираются сельские сходы. Председателем становится Иван Алексеевич, который ещё в первом томе вместе с Мишкой Кошевым посещал марксистский кружок Штокмана. Кошевой у него подручным. Через них советская власть спускает нормы на продразвёрстку, денежные и имущественные повинности в пользу фронта и казны. Татарцы начинаю отлынивать, настроения бродят подавленные и озлобленные. На общие собрания приходит всё меньше и меньше народу. В зажиточных домах чуть ни в открытую говорят о бунте. Внезапно арестовывают несколько "стариков" (уважаемых возрастных казаков) и везут в Вешенское (областную столицу, по нашему) Стариков провожают со слезами и не очень понимают, за что и зачем. В Вешенской всех расстреливают без суда. В это же время в Татарское прибывает Штокман. Татарское ропщет. Иван Алексеевич собирает сход и на этот раз приходит все. На сходе Иван Алексеевич и Кошевой пытаются доказать односельчанам, что расстрел был законен и что по каждому убиенному был материал об его контрреволюционной деятельности. Подобное же происходит и в других сёлах. Дон восстаёт. Иван Алексеевич, Кошевой и Штокман чудом спасаются бегством.

На этом относительно мирная часть тома оканчивается и начинаются описания зверств междоусобицы. Каждая сторона считает противника не столько врагом, сколько предателем. Казаки воюют с обоих сторон и не щадят в первую очередь казаков. Первым командиром сотен Татарцев избрали Петра Мелехова, но тот терпит поражение. Его пленяет Кошевой и безжалостно расстреливает. С трудом пережив смерть брата, в командиры избирается Григорий и воюет куда удачнее - бескомпромиссно, чудовищно жестоко. Порой становится прямо таки тяжело читать все эти описания разрубленных от ключицы до крестца тел. Но и в красных частях есть смута. Случается переход дивизии на сторону повстанцев. Штокман умирает пытаясь разагитировать бойцов заставить их передумать. Ивана Алексеевича берут в плен и ведут в Татарское попутно непрерывно избивая. В татарском Дарья (жена Петра Мелехова), думая, что это именно Иван Алексеевич расстрелял её мужа, стреляет в него из винтовки и убивает. Драматизма добавляет то, что Иван Алексеевич кум Дарьи (крёстный её детей). Повстанцы испытывают снарядный и патронный голод а красные со своей стороны бросают на подавление восстания полноценные армейски части. Григорий с частями отходит, его мять, жена и Дарья остаются. Красные занимают село. По улицам бродит Мишка Кошевой и поджигает зажиточные дома.

Мне трудно сформулировать, что же хотел сказать автор в этом томе? Лишь какими-то намётками, ощущениями складывается картина. Во-первых в глаза бросается неорганизованность казачьего воинства - полная неспособность к установлению субординации. Комдив Кудинов всё время вынужден ни то просить, ни то уговаривать Григория совершить тот или иной манёвр. И Григорий, бывает, отказывается - "Не хочу и всё!" Во-вторых, красной нитью идёт, что казаки (восставшие казаки) воюют с силой природы. У них нет шансов не потому, что они не организованы и не потому, что они не правы, а потому, что они встали на пути стихийному всё сносящему на своём пути потоку реки Истории. Может быть, об этом...

Отдельно хочу сказать об Кошевом. Мне он представляется главным антигероем книги - чудовище, садист, предатель движимый лишь чёрной завистью и злопамятной мстительностью. Однако, похоже, из него то и лепится победитель, главный носитель "Исторической Правды". Пока что, мне хочется увидеть, как его покарают, настолько он отвратителен. Вообще, книга кажется скорее антисоветской, чем наоборот - не знаю, как её пропустила тогдашняя цензура.

7.03.2023г.

ЧЕТВЁРТЫЙ ТОМ

Итак, я дочитал всё-таки Тихий Дон.

Повстанцев оттеснили в Крым и разбили. Офицерство, дворянство и прочая аристократия бежит из России. Пароходы переполнены, некоторые стреляются прямо на пристани. Григорий Мелихов вместе со своим ординарцем Прохором Зыковым решает сдаться в плен. В плену Григорий переходит на сторону красных и рубит бело-поляков в составе Первой конной армии Будённого. Война заканчивается и Григорий возвращается домой. Незадолго до того Дуняша выходит замуж за Кошевого. Мишка Кошевой не хочет заниматься хозяйством, он хочет вершить правый суд. Для этого он идёт в Вешенскую и там его назначают председателем в Татарское. Григорий, вернувшись домой, обнаруживает, что былые прегрешения перед Советской властью ему никто прощать не собирается. Он боится ареста и на второй раз, когда должен отмечаться (как бывший офицер и военнообязанный) в Вешенской, сбегает. Какое-то время он скатается по лесам пока не прибивается к банде Фомина. Остаток книги они грабят и куролесят по придонью, пока не оказываются разбитыми. В конце книги, Григорий сбегает из банды, берёт Аксинью и убегает куда-то незнамо куда. Их засекает продовольственный отряд, они бегут и в погоне Аксинью настигает пуля. Вернувшись (в очередной раз и не понятно зачем) домой Григорий обнаруживает, что его дочь Полюшка умерла "от горловой" (видимо, от дифтерии) и сын, Мишатка, почти что и не узнаёт отца. Полное поражение!

Вообще, книга должна было бы кончится тем, что Григория арестовали и расстреляли. Или не арестовали и не расстреляли, но он продолжил бы жалкое существование под вечным подозрением. И то и то было бы логично и ожидаемо. В обоих случаях это был бы уже антисоветский роман.

Но и в с этой концовкой книга хороша. Григорий, который всю жизнь проживал "бешено" страстями и подвигами, в угоду этих страстей, сгубил и семью и любовь и детей. Полюшка не просто так умерла. Она умерла, потому что за ней не было ухода - Аксиньи то нет!. А Аксинью то куда он звал? Ясно же было, что на погибель и ничем другим это окончится не могло. Только потому, что "хочется" он сорвал её с обжитого куреня, попутно предав и лишив свои детей пусть приёмной, но матери. И так во всём.

Удивительно то, что решительно все, кто рассуждал при мне о Тихом Доне не знают чем окончилась эта книга.

4.04.2023г.

https://vk.com/alexdassy


Рецензии