Атаман Осип Петрович Петров Калуженин

В истории России известно имя атамана Осипа Петровича Петрова (Калуженина), который был лидером обороны Азовской крепости в 1641 году. Оборона Азова, также известная как "Азовское сидение", стала знаменитым событием в мировой истории, демонстрируя несгибаемую стойкость донских и запорожских казаков.
Прозвище "Калуженин" Осип Петрович получил из-за своего происхождения из служивых полковых казаков в городе Калуге.
Как и другие казаки того времени, Осип Петров участвовал в морских набегах на земли Оттоманской Порты и Крымского ханства. В 1637 году он участвовал в штурме города-крепости Азова, который в последующие пять лет стал новой столицей казаков Дона.
В конце 1638 года Осип Петров был послан в Москву как атаман зимовой станицы, чтобы добиться увеличения "царева жалованья".
После захвата Азова казаками, город стал популярным торговым центром, куда приезжали купцы из разных стран. Казаки запретили торговлю внутри крепости из-за опасности лазутчиков, и торговля разрешалась только за ее стенами.
В лето 1638 года казаки восстановили турецкие укрепления, поставили пушки на башнях и стенах, скопили запасы и создали конную стражу для охраны города от степей.
Казаки компенсировали свои потери, пополняясь вольными и беглыми людьми из других уездов Московского государства, а также запорожскими казаками.
1 августа 1638 года, по приказу Стамбула, крымский хан начал осаду Азова, но не смог совершить штурм. Во время вылазок казаки наносили хану поражения. Чтобы решить вопрос миром, хан предложил казакам 40 тысяч золотых червонцев за то, чтобы они покинули Азов. Казаки отказались. В конце октября хан был вынужден отступить в Крым. Приход хана в Азов был предвестником большого наступления.
После того, как в декабре 1638 года отряды Оттоманской империи захватили Багдад, главную крепость Месопотамии, стало ясно, что турецкий султан намерен совершить нападение на Азов. Оттоманская империя, вовлеченная в войну с Персией, не могла допустить укрепление казачьего влияния на Северном Причерноморье. В новых обстоятельствах империя обязательно захочет отомстить.
В конце 1638 года Наум Васильев (Шелудяк) был выбран атаманом Донского войска. В Азове, где ежедневно ожидали турецкую атаку, Наум Васильев принял все меры, чтобы предотвратить неожиданный натиск.
Во главе Азова Наум Васильев начал отправлять разведывательные отряды к морю и в степь. Он также вел переговоры с ногайцами, уговаривая их стать подданными русского царя. Регулярно он отправлял легких казачков из Азова в Москву, прося различные материальные ресурсы, чтобы поддерживать готовность крепости.
В январе 1640 года персидский шах прислал своего послу с предложением о помощи в войне с турками - 20 тысяч воинов. Однако казаки отказались.
К началу 1641 года в Азове жило около 1400 казаков. Для пропитания были пригнаны 1200 голов скота. Крепость состояла из трех каменных городов: Азов и его предместья Топраков и Ташкалов. Общая протяженность стен около 1100 метров, а ширина достигала 6 метров. Стены окружала ров, шириной 8 метров и глубиной 4 метра.
Казаки созвали собрание, на котором решили все силы соединить в Азове и не допустить грабежа и смерти. К моменту появления врага под стенами Азова собралось от 5,5 тысяч до 8 тысяч казаков, включая запорожцев. В гарнизоне также находилось 800 женщин, которые активно участвовали в обороне крепости. Это составляло примерно четверть сил Донского войска, остальные 15 тысяч бойцов были размещены в низовых поселениях по Дону, чтобы предотвратить турецкую атаку и в случае необходимости укреплять гарнизон.
Для осады Азова султан Ибрагим I, вступивший на престол после смерти Мурада IV в 1640 году, собрал значительные силы. По данным географа Эвлия Челеби, в турецком флоте, сосредоточенном в Анапе, было около 100 каторг, 80 больших и 90 малых судов, с 40 тысячами вооруженных моряков под командованием капудан-паши Сиявуш-паши. В арсенале было около сотни стенобитных пушек, стрелявших ядрами весом до пуда. Кроме янычар и сипахов, в крепость направлялись воины из арабов, греков, сербов, албанцев, венгров и других народностей, принадлежавших к Оттоманской империи. Черкесы прислали 10 тысяч воинов, а в армии империи были также европейские наемники-специалисты в взятии крепостей. Общая численность турецкой армии, по данным Эвлия Челеби, составляла 267 тысяч человек.
В январе 1641 года под стенами Азова неожиданно появилось 40 тысяч войск Крымского хана, которые перекрыли внешнюю связь крепости с казачьими городками и прекратили поступление помощи.
Перед прибытием основных сил турецкой армии к Азову, казаки на собрании выбрали в качестве своего нового атамана Осипа Петровича Петрова (Калуженца), так как он был самым опытным в осадных делах.

7 июня 1641 года, турецко-татарские войска под командованием опытного полководца Гусейн-Дели паши окружили Азов. Большие турецкие корабли оставались в море, а малые вошли в Дон и пришли к Азову. Осаждавшие вырыли траншеи рядом с городом и разместили в них пушки и воины, готовых к атаке. Войска, спрятанные в траншеях, не были подвержены казачьей артиллерии. Турецкие командиры установили осадные пушки против башен и привязали их цепями, чтобы они не были украдены казаками при вылазках.

К 24 июня 1641 года, турецкая армия полностью окружила и готовилась штурмовать Азов. Гусейн-Дели паша, уверенный в быстрой победе, предложил казакам покинуть Азов. В ответ, атаман Осип Петров пояснил, что они не ожидают помощи или выручки от московского царя и что они взяли Азов по своей воле, а не по приказу государя.

В ту же ночь 24-25 июня, казаки освободили Азов двумя ударами - со стороны крепости и со стороны Дона. Они смогли ворваться в город вместе с прибывшим крупным отрядом запорожских казаков, состоящим из примерно 2 тысяч человек. Казаки начали активно стрелять из ружей, и пламя охватило крепость, убивая около 600 турецких солдат.

Первый штурм крепости Гусейн-Дели паша провел 30 июня 1641 года. После артиллерийского обстрела, начался штурм янычарских полков и отряда европейских наемников. Янычары попали в систему "волчьих ям", установленных казаками с заостренными кольями. Не смотря на это, янычары захватили ключевое предместье Азова - "Топраков-город". Однако, в самый момент турецкой победы, центральная часть "Топраков-города" взорвалась. Казаки объяснили, что они зарядили много пороха, но взрывное место подкопа было заполнено дробью.
Мощный фугас, наполненный рублеными железными прутьями, полностью уничтожил передовые батальоны янычар, самые решительные воинские подразделения. Были убиты более двух тысяч человек, что вызвало панику. В этот критический момент казаки навязали кровавую битву и с пиками, саблями, ножами и топорами бросились в контратаку. Сила и жестокость противоборства были непревзойденными. Сами казаки позже описали битву следующим образом: "За исключением нашей первой сильной атаки, нам никогда не удавалось так отчаянно атаковать: мы рубились с ними лицом к лицу, такая ярость безжалостной атаки еще не испытывалась". Казаки не преувеличили кровавую ярость этой битвы, что подтверждает и турецкий хронограф Эвлий Челеби, который говорит: "Вероятно, подобной битвы, возможно, еще не видело человеческое глаза".

К вечеру 30 июня турки были вытеснены из "Топракова-города" и отошли к своим лагерям. По разным оценкам, число погибших турецких янычар и наемников составило от четырех до шести тысяч человек. Также были убиты паша Кафа и шесть высокопоставленных турецких офицеров, а также два немецких полковника со всеми своими солдатами.

На следующий день Гусейн-Дели паша предложил казакам перемирие на время захоронения погибших. Он предложил выкуп за убитых турецких офицеров, но казаки отказались принять деньги, заявив, что они никогда не продадут тела мертвых, их вечная ценность - в их славе. Казаки передали все тела убитых турецких офицеров. Турки потратили три дня на похороны и оплакивание погибших.

После этого турецкие войска начали осаду крепости с использованием артиллерийского огня, который наносил серьезные повреждения. Чтобы укрыться от снарядов, казаки покинули свои дома и переселились в землянки. Османские войска ежедневно расходовали 700-1000 снарядов. Стены крепости были разрушены до основания. Из 11 башен осталось только 3, и они тоже были сильно повреждены. Под прикрытием артиллерийского обстрела казаки выкопали подземные траншеи и использовали их для успешной контратаки.

Противник, наемные рабочие и солдаты под руководством инженеров, начали строить земляной вал, прикрываемый непрерывными артиллерийскими обстрелами. Однако казаки не могли позволить этому произойти. Используя укромные места и секретно копая сап, казаки вышли из города и атаковали врага. Турецкие наемные солдаты и рабочие были взяты врасплох и бежали. Битва была короткой и жестокой, и в результате тысячи вражеских воинов и рабочих были убиты, а шестнадцать янычарских знамен были захвачены. На следующий день турки продолжили свою работу, усиливая свою охрану. Мудрый атаман Осип Петров решил подождать "официальной церемонии открытия нового сооружения". И когда турки доставили орудия и порох на гору, взорвалось 28 бочек пороха, ранее заделанных казаками под валом. Это был огромный взрыв. Турки продолжали свою работу, но казаки таким образом подорвали их планы.
Местный командир Гусейн-Дели паша решил не искать виновных и дал отдохнуть своим войскам, объявив временный перерыв в штурме Азова. После некоторых дней отдыха, которыми воспользовались и казаки, турки начали строительство нового земляного вала, который был завершен очень быстро. С этого вала турецкая артиллерия непрерывно обстреливала городские стены и здания в течение 16 суток. В то же время турецкие саперы и иностранные специалисты начали копать туннели в направлении крепости. В июле казаки оставили старые генуэзские укрепления и перешли в земляной форт и укрепленные подземные убежища, роющие ходы напротив османских войск. Используя различное малокалиберное оружие, казаки успешно вели подземную войну, в результате чего все туннели были взорваны защитниками Азова, нанеся ущерб осаждавшим турецким войскам.
9 августа Гусейн-Дели паша запросил у Стамбула дополнительные силы и материалы. В то же время проходили прямые переговоры между османскими войсками и казаками. Казаки отклонили предложение османов сдаться. Переговоры дали подышку гарнизону, состоявшему на тот момент из чуть более тысячи бойцов.
В сентябре 1641 года Гусейн-Дели паша решил использовать последнее средство - непрерывные атаки на казаков днем и ночью, в надежде на численное превосходство. В то время как одни турецкие части штурмовали крепость, другие готовились к следующей атаке.
Казаки должны были отразить все атаки врага. Всего они отбили 24 приступа. Мораль осаждавших турок был подорван, и многие отказались от дальнейшей сражаться. Согласно османскому хронографу Эвлию Челеби, казаки привели турок к крайним пределам.
26 сентября после 93 дней осады османская армия подняла осаду и отступила. Казаки продолжили преследовать их, взяв в плен до 2 тысяч вражеских солдат и убив еще больше.
За время осады турецко-татарские войска понесли значительные потери, оцененные разными источниками на 30-70 тысяч. Казаки тоже понесли серьезные потери, в том числе до 3 тысяч убитых. Вследствие этого донское казачье войско оказалось в тяжелом положении перед зимой 1641-1642 годов. Однако, они отправили своего героя обороны Азова Наума Васильева в Москву для снабжения единиц в станице.
Прибыв в конце октября 1641 года в Москву, казаки предложили царю взять Азов под контроль и разместить в нем гарнизон. Было ясно, что новое турецкое нападение на крепость неизбежно. Помощь казакам только в материальном плане не помогла бы изменить ситуацию. Однако отправка правительственных войск в Азов означала начало войны с Турцией, что было бы опасно для Москвы, угрожаемой со стороны запада. После взвешивания всех аргументов, царь Михаил Федорович отказался принять Азов от казаков. Это решение было подтверждено Земским Собором, созванным в январе 1642 года. Казакам было посоветовано оставить Азов, и они последовали этому совету. Летом 1642 года они покинули Азов, взорвав оставшиеся укрепления.

Осип Петров (Калуженин), после завершения «Азовского сидения», уступил должность войскового атамана Ивану Каторжному. Затем, весной 1642 года, он возглавил морской поход, в результате которого казаки разграбили крымские селения около города Керчь.

Вместе с остальными казаками Осип Петров пережил тяжелые для всего Донского казачьего войска годы 1643-1645, когда турки вновь заняли и восстановили Азов и совершали разрушительные нападения на казачьи поселения. В мае 1643 года Осип Петров был серьезно ранен в бою с турецко-татарскими войсками.

В декабре 1643 года, после выздоровления от ран, Осип Петров приехал в Москву в качестве атамана казачьей зимней станицы.

В октябре 1645 года он был отправлен вместе с послами в Турцию, чтобы сообщить о смерти царя Михаила Федоровича и воцарении Алексея Михайловича.

В конце мая – начале июня 1646 года Осип Петров возглавил поход на азовское побережье с 1500 казаками и ратными людьми. Казаки напали на торговый караван, идущий из Крыма в Азов.

С 18 по 25 июня 1646 года Осип Петров возглавил поход донских казаков, астраханских и терских служилых людей на Азов и азовское побережье. В ходе атаки они без боя захватили несколько турецких кораблей.

В том же 1646 году Осип Петров возглавил морской поход к берегам Крыма с 3000 казаками и ратными людьми с 24 августа по 4 октября. Из-за непрекращающихся штормов поход завершился неудачно.

В феврале 1648 года Осип Петрович Петров (Калуженин) отправился со своей семьей в Соловецкий монастырь на молитву казачьим святым Зосиме и Савватию. В одной из записок говорилось, что он был тяжело ранен во многих сражениях, и его жизнь находится под угрозой смерти.

В грамотах Посольского приказа Осип Петрович Петров (Калуженин) еще дважды упоминался в декабре 1650 и декабре 1659 годов, когда он приезжал в Москву в качестве атамана казачьей станицы.

Неизвестно, где и когда скончался известный атаман, но его слава как основателя защиты Азовской крепости пережила века.


Рецензии