День чекиста

Я и тогда особо не обращал на неё внимания, а сейчас и тем более не могу вспомнить ни черт лица, ни цвета глаз, помню лишь, что была маленькой, худенькой, серенькой, неприметной, и казалась она мне тогда уже старушенцией, но сейчас думаю, ей не было и шестидесяти. И хоть коридоры в штабе части были широкие, просторные, ходила она у края, касаясь плечиком крашенных стен. В военторговском магазине, офицерской столовой смиренно стояла в очередях, ни с кем не разговаривала, а если говорила, то всегда почти шепотом, глядя на продавщицу или повариху слегка затравленным взглядом, всегда снизу вверх. Так проходили дни и недели. Пока не наступал "день чекиста"! 15-е каждого месяца! Чекиста - потому что служил я во внутренних войсках МВД СССР, нынешняя Росгвардия. А 15-е - день выдачи офицерского жалованья. Или денежного довольствия. Слова-то какие - жалованье, довольствие! Не оклад, не зарплата! Прямо из 1913-го, царского года, с которым всегда и всё сравнивали в СССР.

Ну а рассказываю, как вы уже поняли, о нашей полковой кассирше. Да, это был её день! Утром она приходила в строгом костюмчике, на губах, щеках и ресницах, пусть и не щедро, но вполне заметно отсвечивала косметика. А еще появлялись осанка, стать, взгляд холодно поблескивал металлом, губы плотно сжаты, волосы аккуратно уложены. Она выходила на крыльцо в сопровождении двух солдат с "калашами", подъезжал уазик командира полка, водитель обегал автомобиль и услужливо открывал перед ней правую заднюю дверь. Дождавшись, когда она сядет, ефрейтор аккуратно захлопывал дверцу - и вот уазик мчит вдоль плаца к воротам, которые уже щедро, нараспашку открыты. Величественное зрелище, доложу вам, я частенько наблюдал за этим действом, глядя из окна медпункта, сердце радостно колотилось: сегодня будут деньги! А то уже так надоело доживать месяц, последнюю его неделю на трешку, да и то взятую взаймы у соседа.

После обеда у окошка кассы, естественно, выстраивалась очередь, и хоть все старались шутить, травили анекдоты и байки, всеобщее волнение чувствовалось. Вдруг открывалось окошко и доносился строгий и властный голос: "Потише можно, я ДЕНЬГИ СЧИТАЮ!!!" Наступало гробовое молчание, такое, что слышно было, как таракан, грохоча ножками, пробегал по линолеуму коридора. Любое покашливание, чих, сопение вызывало немое осуждение стоявших. Все посматривали на часы, считая минуты, секунды, мгновенья. И наконец окошко распахивалось окончательно! Очередь облегченно выдыхала.

- Сначала командировочные! Товарищ подполковник, ну вы что, плохо слышите?! Пропустите товарища капитана, у него поезд через три часа. Расписывайтесь. Ну что за закорючка, аккуратнее можете! Фу, а накурился! Бедная ваша жена. Так, пересчитывайте. Пересчитывайте, я сказала, верит он мне, не надо верить, деньги счет любят. Всё, отходим. Следующий товарищ майор. Я сказала, товарищ майор, да нет, не вы, а Иван Петрович, дайте пройти Ивану Петровичу. Здравствуйте, Иван Петрович. Ха-ха, ой, ну вы такой шутник как всегда, хи-хи-хи, зайду вечером, обязательно зайду, по-соседски, так сказать, ха-ха... Кто там бурчит? Нет у меня любимчиков, Ивана Петровича командир части вызывает к себе, только сейчас звонил. Следующий! Еще двоим выдам, и закроюсь на 15 минут.

Вскоре действительно окошко захлопывалось, кассирша трехметрового роста выходила с ведомостью, пухлым конвертом, толпа расступалась. Понесла деньги комполка. Можно сбегать покурить. После перекура возвращаемся, ждем, наконец окошко снова открывается: следующий! И так, пока твоя очередь не подходит:

- Здравствуйте.
- Расписывайтесь. Да не тут, а строчкой выше, молодой такой, а уже слепой.
- Ой, простите, извините, рука дрогнула.
- Да что мне ваши извинения. Мне что, всю ведомость из-за вас переделывать, это, между прочим, документ строгой отчетности, это деньги, финансы, а не ваши таблеточки да рецептики. Кстати, шприцы одноразовые не поступили еще?
- Привезли, привезли, - киваю, стоя в три погибели над окошком, которое почему-то чуть ли не на уровне паха, - хотите, фельдшера пришлю (вашу мать, откуда во мне эта внезапная угодливость???)
- Да ладно, сама завтра зайду, мне штук десять.
- Да-да, заходите. (чуть ли не добавил: всенепременно-с заходите-с... ссссука)

... Утром в дверь робко постучали, вошла она, маленькая, сгорбленная, голова вжата в плечи:
- Товарищ старший лейтенант, помните, вы вчера обещали мне шприциков одноразовеньких.

Я с бодуна смотрю на неё и не могу вспомнить пару секунд, кто это, откуда, что ей надо. Вчера же деньги получили, ну и посидели с офицерами как полагается. А, да, вспомнил.
- Посидите, сейчас из аптеки принесу.
- Да не надо, не надо, я сама поднимусь, вы только позвоните. Ой, спасибочки, спасибочки, ну я пойду, спасибо еще раз.

Машу рукой, мол, не за что. Достаю из стола флакон со спиртом, ору:
- Дневальный, принеси со столовой хлеба что ли.
- Есть сало, тащ лейтенант.
- Зашибись, тащи.


Рецензии