Сильные духом

   рассказ
  Поэт Михаил Ножкин много лет назад в стихотворении «Россия» о нашей родине сказал:
- Ты размахом необъятна, нет ни в чём тебе конца, ты веками непонятна чужеземным мудрецам…
   Где уж там чужеземцам понять нашу матушку Русь – я рождённый и проживший в ней более восьмидесяти лет, окончивший кроме военного училища ещё и исторический факультет Университета, прослуживший в армии чуть менее тридцати лет – многое, очень многое в жизни моей Родины до сих пор ни как не пойму.
  Мною много написано о подвигах, о преданности долгу и присяге Родине, об удивительной изобретательности  простых русских солдат и офицеров. И, тем не менее, меня по сей день поражают дела и поступки многих и многих моих соотечественников. У меня при этом всякий раз невольно возникает вопрос– почему, как это возможно, что движет человеком? И такие вопросы в моей бедной головушке возникают постоянно.
   Вот и сейчас. Мною написан документальный рассказ о молодом мужчине из небольшой деревушки Поволжья об Арчи. Естественно, это позывной воина. Настоящее его имя назвать пока не могу, как и имена некоторых других ребят, о ком собрался здесь поведать. Пока нельзя.
   Восхищаясь  работоспособностью Арчи, его смекалкой и добротой, я поведал читателям и о его мобилизации в вооруженные силы России в связи с событиями в Украине. Описал я его пребывание в боевом подразделении, ранение, силу духа и выносливость.
   А беседуя недавно  с ним, узнал  ещё о нескольких  удивительных ребятах из той же деревеньки.
   Вместе с Арчи был мобилизован и его старший брат. Парень больше года воюет, как говорят «на передке». Срочную он служил в артиллерии, а сейчас попросился в разведку. Его грудь уже украшают две боевые награды «За мужество» и «За отвагу». Эти награды сами говорят о том, как парень воюет.   Недавно он побывал в отпуске и снова убыл в своё подразделение.
  К сожалению, жители той деревни недавно попрощались, предали земле своего земляка одного удивительного парня. Звали молодого мужчину Владимир. Рос парень без отца. Не слыл отличником в школе. Не отличался примерным поведением в быту. Три года назад развлекаясь с ребятами, совершили автопроисшествие. Володя получил тяжелую травму позвоночника. Несколько месяцев передвигался на костылях. С началом Специальной военной операции поехал в военный комиссариат района, попросился зачислить его в российскую армию и направить на фронт. Военный комиссар, по причине состояния его здоровья в призыве категорически отказал. Володя, считая, что в дело вмешалась мама, высказал ей даже упрёк. Ведь она, зная состояние его здоровья, как могла уговаривала сына отказаться от задуманного. Тогда Володя сам поехал в Донбасс. Помогал доставлять в населённые пункты гуманитарную помощь. Работал на сооружении окопов и блиндажей   для бойцов нашей армии. И в конце – концов добился своего.  Оказался в рядах наших российской армии. Воевал сначала водителем, потом, как смышлёный и старательный воин, был переведен в обслуживание беспилотных летательных аппаратов. Тридцать первого декабря 2023 года под Авдеевкой случился прилёт снаряда противника и Володя  получил осколочное ранение несовместимое с жизнью. Практически всё село провожало в последний путь своего земляка героя.
   Хочу подчеркнуть вот что. Володя несколько месяцев до заключения контракта о военной службе мотался по Донбассу. Много раз бывал под бомбёжками врага. Не один раз попадал в кромешный ад. И что же? Испугался, вернулся домой к милой маме? Нет!
 А вот ещё один случай. Похоронили Володю. И тут его одноклассник житель той же деревушки, заявляет жене и маме: «Я пошел туда!»
   Встревожилась мама, как могла уговаривала сына одуматься. Говорила ему, что раз военный комиссар не вызывает, значит пока ты там не нужен. Ведь там очень опасно. Но парень съездил в город, заключил контракт на военную службу. А по приезду домой собрал вещи и убыл на войну.
  Я через несколько дней попытался поговорить с его мамой. На мой вопрос, что заставило, что двигало её сыном принять такое решение, бедная женщина поведала мне: «На все наши уговоры коротко ответил, а кто же если не я. И всё! Больше я вам сказать ни чего не могу».
  Не один я задаюсь вопросом и не нахожу ответа – что движет этими ребятами. Почему, зная о смертельной опасности, встают в строй защитников простых людей не по приказу. Толкуют об этом земляки этих ребят разное. Один уже не молодой мужчина коротко  ответил на мой вопрос: «Привлекают хорошие деньги».
   Не мог я согласиться с этим умозаключением. Ведь все упомянутые ребята всем необходимым обеспечены. У всех есть жильё, работа.Ни кто из них крайней нужды не испытывал. А в области и в регионе Поволжья многие очень крупные приятия испытывают острый недостаток рабочей силы. Приглашают работать по десяткам специальностей. Некоторые даже предоставляют  жильё и обучение за счёт предприятий с немалыми выплатами в период обучения. Заработную плату после обучения предлагают  очень даже приличную. Так что  в случае острой нужды выход из ситуации можно было этим ребятам найти быстро и безопасно. Поэтому это объяснение поступкам ребят принять я не могу.
   Долгие  думы и поиски ответа на мой нелёгкий вопрос привели меня в конце - концов в храм нашей духовной культуры – в литературу. Каких сыновей рожает матушка  Россия много писал в своих одах ещё в восемнадцатом веке великий сын отечества нашего Михаил Васильевич Ломоносов. А что писал уже в 19 веке Михаил Юрьевич Лермонтов о героях Бородина!
 Тот же наш современник Михаил Ножкин, со слов которого я начал этот рассказ, продолжил эту же тему в встихотворении «Россия». Я приведу  несколько строчек из этого великого произведения, которыми как раз обо всёми говорит автор:
Много раз тебя пытали -
 Быть России иль не быть:
  Много раз в тебе пытались
            Душу русскую убить.
Но нельзя тебя, я знаю,
Ни сломить, ни запугать…

…Ты добром своим и лаской,
            Ты душой своей сильна.

      …Мне всю жизнь тобой гордиться,
 Без тебя мне счастья нет!

 А сейчас и наступило то самое время – быть России иль не быть… Герои этого моего повествования, как и те о ком я уже писал раньше, не могут не понимать этого.
  Одним словом -  простые русские парни сильны душой, а над Родиной, без которой у них не может быть счастья, нависла опасность и они по зову сердца, несмотря ни на что встают в ряды её защитников. Иначе они не могут. Вот, кажется,в этом и кроется ответ на мой не простой вопрос…

  А. Перепелятников март 2024 года.


Рецензии