Являются ли чела медиумами? ЕПБ

Внутреннее руководство и вдохновение в истинном ученичестве

Елена Петровна Блаватская

00000000000000000000000000000000000000

Примечание редакции:

Следующий текст был впервые опубликован в журнале «Теософ» в июне 1884 года.
(ККА)

0000000000000000000000000000000000000000000000


Согласно новейшему изданию «Имперского словаря» доктора права Джона Огилви: «Медиум – это человек, через которого, как говорят, проявляется и передается воздействие другого существа посредством животного магнетизма, или человек, через которого, как утверждается, совершаются духовные проявления; особенно тот, о ком говорят, что он способен поддерживать связь с духами умерших».

Поскольку оккультисты не верят ни в какое общение с «духами умерших» в обычном понимании этого термина, по той простой причине, что они знают, что духи «умерших» не могут спускаться к нам и общаются с нами; и поскольку вышеприведенное выражение «посредством животного магнетизма», вероятно, было бы изменено, если бы редактор «Имперского словаря» был оккультистом, то нас, следовательно, интересует только первая часть определения слова «медиум», которая гласит: «Медиум – это человек, через которого, как говорят, проявляется и передается воздействие другого существа»; и мы хотели бы, чтобы нам было позволено добавить: «Сознательно или бессознательно активной волей этого другого существа».

Было бы чрезвычайно трудно найти на земле человека, на которого не мог бы в большей или меньшей степени воздействовать «животный магнетизм» или активная воля (которая направляет этот «магнетизм») другого человека. Когда любимый солдатами генерал проезжает верхом по передовым позициям, все солдаты становятся «медиумами». Их переполняет энтузиазм, они без страха следуют за ним и штурмуют смертельно опасную батарею. Их всех пронизывает один общий импульс; один становится «медиумом» другого, трус исполняется героизмом, и только тот, кто вообще не является медиумом и, следовательно, нечувствителен к эпидемическим или эндемическим психическим воздействиям, будет исключением, отстоит свою независимость и сбежит.

«Проповедник возрождения» встанет за свою кафедру, и хотя то, что он говорит, является самой нелепой чепухой, тем не менее, его действия и жалобный тон его голоса произведут достаточное впечатление, чтобы вызвать «перемену взглядов», по крайней мере, у женской части его паствы, и если он убедительный человек, то даже скептики, «которые приходят посмеяться над ним, остаются молиться». Люди идут в театр и проливают слезы или «умирают» со смеху в зависимости от характера спектакля, будь то пантомима, трагедия или фарс. Нет такого человека, кроме законченного болвана, на чьи чувства и, следовательно, на чьи действия нельзя было бы тем или иным образом повлиять, и тем самым воздействие другого человека не проявилось бы или не передалось через него. Следовательно, все мужчины, все женщины и дети являются медиумами, а человек, который не является медиумом, есть чудовище, выкидыш природы, потому что он стоит за оградой человечества.

Таким образом, приведенное выше определение вряд ли можно считать достаточным для выражения значения слова «медиум» в общепринятом понимании этого термина, если только мы не добавим несколько слов и не скажем:

«Медиум – это человек, через которого воздействие другого существа, как считается, проявляется и передается в аномальной степени сознательно или бессознательно активной волей этого другого существа».

Это уменьшает количество «медиумов» в мире до степени, пропорциональной пространству, вокруг которого мы проводим границу между нормальным и аномальным. А определить, кто является медиумом, а кто нет, будет так же трудно, как сказать, где заканчивается здравомыслие и где начинается безумие. У каждого человека есть свои маленькие «слабости», и у каждого человека есть свой маленький «медиумизм», то есть некая уязвимая точка, из-за которой он может быть застигнут врасплох. Поэтому одного нельзя считать по-настоящему сумасшедшим, а другого нельзя назвать «медиумом». Мнения часто расходятся относительно того, безумен человек или нет, и поэтому они могут расходиться относительно его медиумизма. Итак, в практической жизни, человек может быть очень эксцентричным, но его не считают сумасшедшим, пока его безумие не достигнет такой степени, что он больше не осознает, что делает, и поэтому не в состоянии сам позаботиться о себе или своих делах.

Мы можем применить тот же ход рассуждений к медиумам и сказать, что медиумами следует считать только таких людей, которые позволяют другим существам воздействовать на них вышеописанным образом до такой степени, что перестают владеть собой и больше не имеют сил или воли регулировать свои собственные действия. Итак, такая потеря способности владения собой может быть активной или пассивной, сознательной или бессознательной, добровольной или невольной, и различается в зависимости от природы существ, которые оказывают указанное активное влияние на медиума.

Человек может сознательно и добровольно подчинить свою волю другому существу и стать его рабом. Этим другим существом может быть человек, и тогда медиум будет его послушным слугой и может использоваться им в хороших или плохих целях. Это другое «существо» может быть какой-нибудь идеей, такой как любовь, жадность, ненависть, ревность, алчность или какая-либо другая страсть, и воздействие на медиума будет пропорционально силе идеи и степени владения собой, оставшейся у медиума. Это «другое существо» может быть элементарием или элементалом, а бедный медиум станет эпилептиком, маньяком или преступником. Этим «другим существом» может быть собственный высший принцип человека, либо сам по себе, либо связанный с другим лучом коллективного вселенского духовного принципа, и тогда «медиум» будет великим гением, писателем, поэтом, художником, музыкантом, изобретателем и так далее. Это «другое существо» может быть одним из тех возвышенных существ, называемых Махатмами, и сознательный и добровольный медиум тогда будет называться их «челой».

Опять же, человек может никогда в жизни не слышать слова «медиум» и все равно быть сильным медиумом, хотя и совершенно не осознавая этого факта. На его действия может в большей или меньшей степени неосознанно воздействовать его видимое или невидимое окружение. Он может стать добычей элементариев, даже не зная значения этих слов, и, следовательно, он может стать вором, убийцей, насильником, пьяницей или головорезом. Достаточно часто было доказано, что преступления зачастую становятся эпидемиями. Или же, опять же, такой человек может быть принужден некими невидимыми воздействиями совершать поступки, которые совершенно не соответствуют его известному ранее характеру. Он может быть отъявленным лжецом, и когда-то под каким-то невидимым влиянием быть вынужденным говорить правду. Обычно он может быть очень боязлив, и все же по какому-то важному поводу и под влиянием момента совершить героический поступок; он может быть уличным грабителем и бродягой и внезапно совершить великодушный поступок и т.д.

Более того, медиум может знать источники, из которых исходит влияние, или, выражаясь более конкретно, «природу существа, воздействие которого передается через него», а может и не знать этого. Он может находиться под влиянием своего собственного седьмого принципа и воображать, что находится в общении с личным Иисусом Христом или каким-то святым; он может находиться в контакте с «умственным» лучом Шекспира и писать «шекспировские» стихи, и в то же время воображать, что дух личности Шекспира пишет через него, и простой факт, что он верит в то или иное, не сделает его поэзию ни лучше, ни хуже. Он может под влиянием какого-нибудь адепта написать великую научную работу и совершенно не зная ничего об источнике своего вдохновения, или, возможно, вообразить, что это был «дух» Фарадея или лорда Бэкона, который пишет через него, в то время как все это время он действовал как «чела», хотя не осознавал этого факта.

Из всего этого следует, что практика медиумизма состоит в более или менее полной потери способности владеть собой, и хороша или плоха такая практика полностью зависит от того, как она применяется и с какой целью исполняется. Это опять-таки зависит от степени знаний, которыми обладает медиум в отношении природы существа, на попечение которого он добровольно или невольно передает на время опеку над своими физическими или умственными способностями. Человек, который без разбора вверяет свои способности влиянию всякой неизвестной силы, несомненно, является «чудаком» и не может считаться менее безумным, чем тот, кто доверяет свои деньги и ценности первому встречному незнакомцу или бродяге, который попросит его об этом. Иногда мы встречаем таких людей, хотя они сравнительно редки, и обычно их узнают по их дурацкому взгляду и фанатизму, с которым они цепляются за свое невежество. Таких людей следовало бы жалеть, а не обвинять, и, если бы это было возможно, их следовало бы просвещать относительно опасности, которую они навлекают на себя. Но на вопрос о том, является ли «медиумом» в банальном понимании этого термина чела, который сознательно и охотно предоставляет на время свои умственные способности высшему существу, которого он знает, и в чистоте побуждений, честности намерений, разуме, мудрости и силе которого он совершенно уверен,– на этот вопрос пусть лучше ответит сам читатель после должного рассмотрения вышеизложенного.

000


Рецензии