Идеальное государство Платона

Как, по Вашему мнению, должно выглядеть идеальное государство?

Давайте посмотрим, к каким выводам пришёл по данному вопросу величайший древнегреческий философ Платон.

В одном из своих главных произведений он рассмотрел следующие формы правления: аристократия, олигархия, тимократия, демократия, тирания. Кроме того, он показал, какие типы личности присущи каждой из вышеуказанных систем. Когда читаешь «Государство» Платона трудно поверить, что произведение было написано в 360 году ДО н.э., настолько актуальные проблемы в нём затронуты.

Аристократию Платон называет правлением лучших, т.е. когда к власти приходят те немногие, кто не только глубоко разбираются в той или иной области знания, таких как, экономика, внешняя и внутренняя политика, военное дело, дипломатия и т.д., но и являются истинными философами, людьми одухотворёнными, с высокими моральными принципами.

Подобная форма правления может быть разрушена из-за отсутствия лидеров, соответствующих такому высокому уровню, а также в связи с «неурожаем» на достойные души, что повлечёт к формированию нового общества, где все борются и соперничают друг с другом. Люди начинают выбирать правителей «скорее рождённых для войны, чем для мира». Таким образом аристократия превращается в тимократию.

Но, ничто не вечно под луной, и «скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию», которую сменяет олигархия. В обществе «почитают богатство и богачей, значит, там меньше ценятся добродетель и её обладатели». К власти допускаются только те, кто соответствует установленному имущественному цензу. Разрыв между уровнем жизни богатых и бедных колоссальный. Наивысшим благом и смыслом жизни человека становится стремление стать как можно богаче. Правительство даёт молодым людям ссуды, скупает их имущество, становясь ещё могущественнее. В таком государстве «одни кругом в долгах, другие лишились гражданских прав, а иных постигло и то, и другое; они полны ненависти к тем, кто владеет теперь их имуществом, а также и к прочим и замышляют переворот». Так олигархия переходит в демократию.

В демократическом государстве существует своеобразное равноправие и свобода, «человеку оказывается почёт, лишь бы он обнаружил своё расположение к толпе». Однако, также как ненасытное стремление к богатству разрушает олигархию, также и демократию губит и порабощает то, что является для неё наивысшим благом, а именно свобода. Появляется некий «ставленник народа», который поднимает восстание против обладающих собственностью. Так зарождается тирания.

Первостепенной задачей тирана будет вовлечение граждан в различные войны, «чтобы народ испытывал нужду в предводителе», а также увеличение налогов, из-за чего люди, перебиваясь со дня на день и беднея, меньше бы злоумышляли против него. «А если он заподозрит кого в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю». Таким образом, чрезмерное стремление народа к свободе оборачивается не чем иным, как чрезмерным рабством.

Основные черты идеального государства по мнению Платона:

- «Мы основываем это государство, вовсе не имея ввиду сделать как-то особенно счастливым один из слоёв его населения, но, наоборот, хотим сделать таким всё государство в целом». Платон выдвигает идею социального равенства, относя богатство и бедность к двум крайностям: «Одно ведёт к роскоши, лени, новшествам, другое кроме новшеств – к низостям и злодеяниям». Также, философ утверждает, что, по сути, в мире нет ни одного единого государства, потому как внутри все они расколоты на две части: одно государство бедняков, другое – богачей.

- «Каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен». «Справедливость состоит в том, чтобы каждый имел своё и исполнял тоже своё». Чем вам не один из основных принципов социализма: «От каждого по способностям, каждому по труду»?

- Чтобы выяснить, каков истинный потенциал и задатки у каждого человека, необходимо отказаться от принудительной формы обучения. «Свободнорождённому человеку ни одну науку не следует изучать рабски».

- Построение государства на основе идеи блага. «К благу стремится любая душа и ради него всё совершает; она предчувствует, что есть нечто такое, но ей трудно и не хватает сил понять, в чём же оно состоит». «Между тем государственный строй будет у нас в совершенном порядке только в том случае, если его будет блюсти страж, в этом сведущий».

- А сведущими, по мнению Платона, являются философы, так как «общаясь с божественным и упорядоченным, философ также становится упорядоченным и божественным, насколько это в человеческих силах». И «если у философа возникнет необходимость позаботиться о том, чтобы внести в частный и общественный быт людей то, что он усматривает наверху, и не ограничиваться собственным совершенствованием, думаешь ли ты, что из него выйдет плохой мастер по части рассудительности, справедливости и всей вообще добродетели, полезной народу?» «Никогда, ни в коем случае не будет процветать государство, если его не начертят художники по божественному образцу».

В конце диалога, Сократ приходит к выводу, что того государства, устройство которого он так подробно разобрал со своими учениками, нет в нашем мире, но, возможно, его образец существует на небе, доступный каждому желающему; «глядя на него, человек задумается над тем, как бы это устроить самого себя. А есть ли такое государство на земле и будет ли оно – это совсем неважно. Человек этот занялся бы делами такого – и только такого – государства». Не правда ли, есть сходство со словами Иисуса Христа: «не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».


Рецензии