Поленов Христос и Грешница

Читая рецензии на картину Василия Поленова "Христос и Грешница", прежде всего, сталкиваешься с примерно вот такими фразами: "Картина «Христос и грешница» — это одна из самых известных работ Поленова и, пожалуй, самое мощное произведение из его евангельского цикла". Не знаю, кого я сейчас процитировал, но это типично.
К сожалению, за подобной словесной трескотнёй - самой картины не видно.
А что же на самом деле представляет собой это эпическое полотно?
Картина изображает всем известный эпизод, когда противники Иисуса, фарисеи, привели к нему женщину, "взятую в прелюбодеянии" (так сказано в Евангелии от Иоанна), и спросили с подковыркой, а что с ней теперь делать. Побить камнями? Это противоречит Его учению. Он же учит прощать грехи и быть милосердными. Отпустить? Это значит нарушить Закон.
Иисус же их перехитрил, но тут дело не в этом.
Мы видим две группы: фарисеев, возбуждённую толпу, волокущую к Учителю Грешницу, её саму - а напротив - Иисуса и сидящих вокруг него учеников.
Понятно, что христианин Поленов задался целью показать, какие гуманные Иисус и его апостолы и какие нехорошие эти фарисеи и им сочувствующие.
Но это же искусство, а не пропаганда. А когда искусство начинает служить целям пропаганды, это всегда плохо кончается. Во всяком случае - для искусства.
Фарисеи (особенно - рыжий фарисей) получились красочно, но они какие-то уж слишком явно злобные и ехидные. Напоминают опереточных злодеев.
Сама Грешница испугана, но больше ничего в её лице прочесть невозможно: это тоже неудачный образ - Грешница у Иоанна - сложнее, а тут какой-то примитив: её тащат на расправу - она испугалась - как животное. И это всё.
Но самая главная неудача художника - это Иисус и его ученики. Иисус у него с каким-то недоумённым, тупо-удивлённым выражением лица взирает на фарисеев и бешеные рожи за их спинами. Это, несомненно, попытка дать контраст между человеком гуманным - и озверевшей толпой - но крайне неудачная. Потому что толпа и сами фарисеи изображены талантливо и интересно, а Иисус нет. Он какой-то скучный.
Да, он спокойно сидит, с горечью смотрит на всю эту дикую сцену. Но он неинтересный, в нём нет глубины.
К слову, Василий Поленов много раз изображал Иисуса - и ему это прекрасно удавалось. Его Иисус на Тивериадском озере написан великолепно: талантливо, глубоко, тонко. Это красивый человек с богатым внутренним миром.
А вот в этой картине ему не удался даже его любимый персонаж.
Но хуже всего - Его ученики. Почему-то Поленов решил сделать их изображения этнически достоверными: это же были простые люди, евреи и галилеяне - и на картине мы видим похожих друг на друга ближневосточных персонажей, которые на Грешницу смотрят, глаза у них открыты, но они как будто спят. Что-то разобрать на их лицах затруднительно. Кто-то из них что-то даже говорит: обсуждает происшествие.
Но тоже как-то вяло и без энтузиазма.
Контраст дан - но попытка максимально развести эти две группы по критерию "эмоции - спокойствие и самообладание", увы, привела к тому, что та группа, где эмоции, намного интереснее. Ученики Иисуса и даже он сам - гораздо менее яркие и интересные.
А потому зритель группу Злодеев рассматривает гораздо внимательней.
Забавно, но лучше всего Поленову удался человек, который едет на осле и с изумлением оглядывается на толпу - а это и не фарисей, и не один из сочувствующих им, и не ученик Христа. Просто случайный человек, проезжавший мимо по своим делам.
Но вот он живой и интересный.
Потому что, изображая его, художник не занимался пропагандой, а делал то, к чему он призван, - создавал художественный образ, а художником он был сильным.
К сожалению, из картин Поленова евангельского цикла именно эта - самая неудачная.
Ни ближневосточный колорит, ни красочные костюмы и бороды, ни Храм на заднем плане, ни огромное количество персонажей и громадные размеры (6 на 3 метра, кажется)- не могут скрыть явную неудачу художника в том главном, к чему он стремился.
Этой картиной можно убедить, что христианство - это добродетельно, но скучно. То есть она работает в обратном направлении: не за Христа - а против.
То, что скучно, отталкивает - а Иисус тут скучный.
А вот другие картины с Иисусом - например, "Мечты", "Среди учителей" - художнику удались. Но удались потому, что он там никого не агитировал, а просто писал. И там Иисус у него живой и настоящий.


Рецензии