Глава 2

 (продолжение главы о моделировании)

Открытый урок начался. Нина Николаевна прикрепила к классной доске большой плакат с изображением скворечника. О том, что это было за изображение вы узнаете немного позже.
Вот Нина Николаевна поворачивается к классу и окидывает ребят внимательными улыбающимися глазами:
- Как вы, настроены на работу? – по – девчоночьи звонким голосом спрашивает она, обращаясь ко всему классу.
Класс ответил хором, в котором звучали голоса девочек и мальчиков. Я думаю, что не удивлю вас словом, которое, как единственное, звучало в этом нестройном хоре, повторяясь не один раз:
- Да!  Да!
   Нина Николаевна начала урок. Она объявила тему своего открытого урока:» Теория физического моделирования «.
     Надо пояснить, что существует много видов моделирования. Любой из моих читателей наверняка знаком с компьютерным моделированием, с результатами работы 3Д принтеров и нейросетей и сам пользуется при необходимости услугами искусственного интеллекта.
  В то время, о котором я пишу, не было персональных компьютеров как инструментов для моделирования, школьникам предстояло познакомиться с теорией моделирования не в виртуальном, а в реальном мире.
   Реальный мир, в котором они будут сейчас изучать теорию моделирования, появляется на столе Нины Николаевны в виде маленького и большого скворечников. Они оба – копии того, что изображен на плакате во всех ракурсах: вид сверху, с боку, спереди, сзади и в вертикальном разрезе.
  Нина Николаевна уже рассказала ученикам, что самое главное в физическом моделировании – масштаб в построении модели. Если он соблюдается строго во всех параметрах, модели и моделируемого предмета, то создаётся копия, по которой можно изучать свойства предмета – объекта моделирования. Модель и объект должны создаваться и существовать как предметы примерно в одинаковых условиях, но в разных размерах. Модель -копия реального предмета. Она может быть увеличенная копия или, наоборот, уменьшенная. Важно, чтобы копия могла быть исследована в разных условиях и с разными целями. Надо напомнить, что все предметы имеют множество свойств, при моделировании изучается какая-то группа свойств, например, устойчивость к смене температуры или способность пропускать жидкости.   или реакция на разные химические вещества- кислоты, соли.
На открытом уроке объектом был скворечник- красивый, вместительный, тяжелый, из бревна берёзы. Моделью – маленький скворечник. Это была ловко сделанная коробочка из картона.   
Сейчас Нина Николаевна держит её в руках и задаёт ученикам вопросы, которые в точности повторяют вопросы из геометрии. Геометрию как учебный предмет школьники ещё не изучают, но это не так важно. На уроках труда они на практике, выполняя учебные задания, узнают о масштабе, и о прямоугольнике, и о периметре, и об однозначном соответствии.
Одновременно они узнают, что скворечник нельзя делать из фанеры. Вы знаете, почему нельзя?
Фанера – материал, который   склеен из тонких пластин дерева. У дерева волокна идут вдоль ствола дерева, при изготовлении фанеры пластины складывают так, чтобы волокна лежали в перекрёст. Думаю, вам это нетрудно представить.
Напишу здесь несколько вопросов, на которые ответили ученики четвёртого «А» класса, прежде чем отправиться на перемену после открытого урока.:
- Что такое модель?
- Почему бывает необходимо построить модель?
- Если вы задумали строить скворечник из берёзового дерева, необходимо ли строить модель из этого же дерева?
- Что такое параметры модели?
- Как можно найти параметры модели?
-Что такое масштаб?
- Кто и как задаёт масштаб?
- Что произойдёт, если модель не соответствует масштабу?
- Что сначала придумывает конструктор или изобретатель- модель или объект?
-Чем отличается работа конструктора от работы изобретателя?
- Строили ли вы какие-нибудь модели ?
  На последний вопрос поднялся, буквально , лес рук : руку поднимали как по правилам дисциплины, так и нарушая их от нетерпения. По правилам дисциплины на уроке, чтобы показать готовность к ответу, руку надо было поставить локтем на крышку парты и ждать, когда учитель вызовет для ответа. Выкрики, вскакивания, назойливое размахивание высоко поднятой рукой не одобрялось. Если это повторялось часто, и ученик не реагировал за замечания учителя, то об этом, мешающем другим ученикам поведении, школьник получал запись в дневнике. Эту запись нужно было показывать родителям, и принесть в школу дневник с подписью родителей под этим замечанием. В классе были такие нетерпеливые ученики, которые не могли сдерживать свой темперамент и их дневники были украшены такими записями.
  Нина Николаевна быстро опросила всех, то поднял руку на вопрос о самодельных моделях.
 Ответы были такие :
-Лодочку из сосновой коры.
- Самолётики из бумаги.
- Модель атомохода из журнала «Пионер».
- Самокат из катушек от ниток.
- Домик для кукол из картонной коробки.
  Люся -девочка, с которой Сашенька сидел на одной парте, сказала:
-Я сама сделала куклу. Можно её назвать моделью?
Нина Николаевна задержала своё внимание на Люсе:
— Это -очень хороший вопрос. Давай спросим класс -учительница повторила вопрос Люси, обращаясь ко всему классу.
  На мгновение стало тихо. Если бы в это время пролетала муха, то её жужжание было бы подобно грому. Я не преувеличиваю, сравнивая это мгновение с известной метафорой о мухе. (Кстати, можете поинтересоваться у Google, что такое метафора) Я прошу вас об этом неслучайно. Многие девочки в четвёртом классе « А» играли в куклы. Куклы у них были самодельные, к ним вполне можно было применить название – модели человека. Были куклы и из магазинов – фабричные красавицы с локонами, которые можно было расчесывать, с улыбками на прекрасных личиках, издающие звуки « ма – ма « , если нажать на устройство, скрытое в их груди.
Для девочек их куклы были дочками, реже они думали о них как о подругах. У каждой девочки была настоящая, реальная подруга – сестра, соседка по улице, или одноклассница. У двух девочек из класса были подруги по переписке – адреса таких детей публиковала газета «Пионерская правда”. Дети писали друг другу бумажные письма, отправляли их в почтовых конвертах, украшенных картинками, которые рисовали известные художники. Они же рисовали и почтовые открытки, которые дети посылали друг другу и часто коллекционировали. Коллекционировали они и картинки от конвертов, марки, фотографии артистов, фантики – обёртки от конфет.  Я отвлеклась, рассказывая об увлечениях детей., они задумались и дали мне возможность отвлечься. 
  Молчание затягивалось, и Нина Николаевна обратилась к Косте. Костя не только учился в одном классе с Сашенькой, но и жил по соседству с ним. Это он медленно встаёт из-за парты и, с несвойственной ему медлительностью, говорит:
- Я сомневаюсь, что куклу можно назвать моделью человека, - 
Головы одноклассников дружно повернулось в его сторону. Костя продолжил:
-Моя сестра разговаривает с куклой, называет её дочкой, она даже плакала , когда куклу уронили со стола на пол.
- Я не знаю точного ответа, но думаю, что есть разница между моделью человека и куклой, - Костя сел на место за партой с задумчивым видом.
  Мне кажется, что думать ему помогла Люся, которая уже поднимала руку:
- Модель делают для изучения, для конструирования нового, а кукла – для игры, для любви, - она произнесла последнее слово очень тихо, словно выдохнула его. С последней парты послышался голос Жени:
- Люся, повтори, не слышно. Для чего нужна кукла?
Нина Николаевна посмотрела на смущённую Люсю, на её пылающие щёки, опущенные глаза и ответила за неё:
- Люся сказала, что кукла – не модель, по ней ничего не изучают и не создают, а просто любят, за ней ухаживают как за дочкой, балуют, наряжают, учат…
Ей не пришлось продолжать опрос детей. Звонок об окончании открытого урока поставил точку на вопросах, на теоретической части уроков труда, которые будут продолжаться ещё три урока.
  Сегодня эти уроки будет вести Валерий Сергеевич. Это он сейчас договаривается с «Политиком» и Ниной Николаевной о времени обсуждения урока, а школьники, оставив портфели в партах, захватив с собой материалы для труда направлялись в мастерскую. Не все школьники принесли нужные материалы с собой. Да в этом и не было необходимости. Материала было достаточно в мастерской, куда они и переходили. Те, у кого как у Сашеньки, были с собой бруски дерева , уже точно знали что они будут делать на уроках  или начали делать что-то дома. Сашенька начал делать полочку в подарок Анне Ивановне, в его портфеле и лежали три деревянных бруска для этой полочки.
     Валерий Сергеевич -человек во френче – уже переоделся в черный рабочий халат и заканчивал последние приготовления к уроку. Он ещё раз проверял рубанки, разложенные на длинном столе вместе с другими инструментами: стамесками, напильниками. Отвёртками, дыроколами и прочими столярными и слесарными инструментами. Сторонний наблюдатель – это я пишу о себе – был бы почти сражён порядком расположения инструментов и их качеством. Они не были просты на вид, не привлекали внимание яркостью каски или вычурностью формы. У них был вид добротных инструментов, за которыми умело и с любовью ухаживают, содержат в идеальном состоянии. .
   В большой мастерской было светло и просторно. Шесть окон давали достаточно дневного света, и электрический свет горел ярко и надёжно.  В посёлке была своя тепловая электростанция.
  Каждому ученику – мальчику и девочке -предстояло работать за своим верстаком, своими инструментами. Всем были выданы рубанки, а те, у кого не было материала, получили дощечки для работы. Какой работы? Классу предстояло. Как вы уже знаете, делать полочку. Это её модель показывает Валерий Сергеевич. Модель была сделана из дерева. Она была сделана меньше, чем то изделие, которое предстояло сделать ученикам. Валерий Сергеевич показал из каких деталей сделана полка, разобрав её на детали. Задание он сформулировал так:
- Вам надо сделать такую же полочку, только больше по размеру.  Материала у вас хватит.
   Сашенька уже знаком с этой моделью. Ему так хотелось поскорее сделать подарок Анне Ивановне, что он не стал ждать неделю до уроков труда и попросил у Валерия Сергеевича параметры (я специально пишу это важное научное слово) полки. Он видел её на прошлом занятии в руках учителя, когда он сообщал детям о планах на следующую неделю. Валерий Сергеевич всегда сообщал ученикам о планах на следующее занятие.
Школьники обсудили, что и как они будут измерять на модели, как будут применять результаты измерений разных параметров. Результаты этого обсуждения были записаны на доске.
  Сашенька мог начать работу с деревом дома, - сын Анны Ивановны – Владимир -оборудовал в сарайчике около их финского домика небольшую мастерскую. В этой мастерской Сашенька и Владимир проводили много времени, особенно в холодные и тёмные дни. В мастерской было светло и тепло Сашенька мог пользоваться верстаком и рубанком, Владимир разрешал ему пользоваться всеми инструментами, что Сашенька и делал с большой охотой.
Вот и сейчас он продолжает за верстаком начатую дома работу, умело настраивая его. Валерий Сергеевич обходит мастерскую, где уже все школьники заняли свои места и приступают к выполнению задания. Задание кажется простым: измерить, отпилить и обстругать рубанком обе стороны дощечки - основной детали полочки.
Хочу написать, думаю, важное замечание: рубанки были механические, а не электрические. Механической рубанок надо настраивать вручную, чтобы он снимал стружку с дерева ровно и на определённой глубине. Этому умению Валерий Сергеевич обучал школьников, наблюдая за их работой., оказывая им необходимую помощь.
Описывать ли мне запах стружек, звуки работающих рубанков и пил? Тот, у кого хорошее воображение и живая фантазия и есть пусть крошечный опыт работы с деревом легко это может сделать сам. Я поделюсь с вами только Сашенькиными впечатлениями, о которых мне доподлинно известно, как говорится, из первых рук. Я напишу не о запахах, не о звуках, я напишу о метафоре, которая родилась в душе мальчика как бы сама собой, соединив в себе его мыли о Люсе, и то новое для него чувство, которое возникло в его груди, когда он видел её.
 Не разглядывал, не подглядывал, не засматривался, не смотрел, а видел.
 Сейчас мне надо рассказывать о том, что значит видеть.  И чем это действие отличается от других действий, когда человек использует зрение как источник информации.
     Для ответа на этот вопрос мне лучше обратиться к поэзии, где множество строчек разных поэтов говорит о том, что сердце видит, что сердце – зорко, что сердце видит главное. Такие слова как бы отрицают информативную ценность зрения, отдавая приоритет сердцу. Это – не случайно, недаром мы все знаем, что можно смотреть и не видеть, смотреть и не заметить, смотреть и не понять, смотреть и не узнать.
  Человек, который смотрит, ориентирован на информацию. На знание, в котором он нуждается. Он воспринимает только значимую, важную для его действий информацию, занимается сознательным или бессознательным отбором информации.
Видящий человек не отбирает информацию, не сортирует её по значимости, по степени нужности для каких-нибудь действий.
Он воспринимает то, что видит, не как мозаику из отдельных кусочков информации разной степени значимости, а как целую картину, не ограниченную пространством и временем. Я бы сравнила это с голографическим изображением – тем объёмным, трёхмерным изображением, которое можно создать с помощью лазера. Ч
  Человек, которой видит, а не смотрит, создаёт образ помощью своих чувств и разума, он выражает это в своей метафоре.
  Метафоры требуют понимания, и не всегда открываются другим людям без пояснения, без расшифровки. Далеко не всегда метафоры других людей могут быть понятны вам и мне, если мы не знаем происхождения метафоры. Я не буду приводить примеры из жизни других людей или литературных и кино - героев, думаю, что важнее всего та метафора, которую сейчас шепчет Сашенька в столярной мастерской, где ; «А» строгает дощечки ,а среди учеников -девочка Люся. О ней и родилась эта метафора – девочка-ангел.
В этот ноябрьский день, который так и остался хмурым под серыми вялыми тучами, само звучание этих слов, только что слетевших с губ Сашеньки, стало для него тем чудом рождения света любви в его душе, о котором он будет помнить всю жизнь.
   Через много – много лет он будет рассказывать внучке, которую назовут по его просьбе Люсей, об этом дне, об этих берёзовых стружках и о девочке со светлыми, пушистыми волосами, которая дала ему ключи от света в его душе.
  Так бывает, мы – люди – понимаем, что у нас в душе есть свет. Если только другой человек будет с нами рядом и нам удается увидеть его сердцем.
    На этом я заканчиваю главу, да и уроки труда подходят к концу. Ученики уже собирают инструменты и готовы делать уборку в мастерской. Сашенька и Костя сегодня дежурные, им нужно подмести стружки, обмести верстаки, расставить по местам инструменты, да и мало ли забот у дежурных по классу, а здесь – мастерская.
  Валерий Сергеевич помогает мальчикам сортировать инструменты и говорит о том, что класс очень хорошо поработал. 


Рецензии