В картине Репина На меже все ещё молоды и счастлив

Картину «На меже» Илья Репин написал в Абрамцеве, которое стало частью жизни художника. Творческая атмосфера, которая царила в уютном подмосковном имении Елизаветы и Саввы Мамонтовых, рисовальные и литературные вечера, совместная работа на пленэре, постановка домашних спектаклей и игра в «живые картины» притягивали многих.

Вместе с Ильей Репиным в Абрамцево часто приезжали Василий Поленов, Виктор Васнецов, Василий Суриков и другие художники.

Впервые Репин приехал погостить у Мамонтовых в 1877 году. Ему там очень понравилось, что впрочем, не удивительно! Здесь сама природа располагала к творчеству. Так что в Абрамцеве Репин и его коллеги по цеху написали много блестящих работ.

«На меже»
В 1879 году Илья Репин вновь приехал в имение Мамонтовых. То лето выдалось дождливым, солнечных и тёплых дней было немного. И художник старался не упускать не единой возможности поработать на пленэре. С большим упоением он писал абрамцевскую природу, окрестности усадьбы.

Бывало он писал в одиночестве. Но зачастую  совершал прогулки большой компанией: со всей семьёй, с Мамонтовыми. Именно в такой день он создал картину «На меже». Это словно выхваченный «кадр» счастливой семейной жизни Репина. По золотистому полю под кружевным зонтиком гуляет 25-летняя жена художника Вера Алексеевна с дочерьми Верой и Надей. Чуть позади — няня с сыном Юрой на руках. Художнику удалось соединить жанровое начало и пейзаж.

В картине много движения, живых ракурсов, она словно наполнена звонкими детскими голосами. В лёгком жарком мареве фигуры сохраняют четкие контуры, не «растворяясь» в пейзаже, написанном почти прозрачным слоем краски. Всё это наполняет небольшое полотно радостью в сочетании с лирическим началом.

Эту работу Илья Ефимович исполнил с натуры через несколько лет после возвращения из пенсионерской поездки в Париж (1873-1876). В ней, безусловно, сказались его впечатления от живописи импрессионистов.

Искусствоведы считают, что картина «На меже», которая хранится в Третьковской галерее, родственна полотну «Маки» Клода Моне (Музей Орсэ, Париж). Там жена художника Камилла с сыном на руках гуляет среди цветущих маков.

Вера Алексеевна Репина
Вера Алексеевна Репина — дочь архитектора Алексея Ивановича Шевцова. Когда молодой художник появился в доме Шевцовых, казалось, что его интересует их старшая дочь. Но прошли годы и он посватался к младшей – Вере.

Дочь Павла Третьякова, Вера Зилоти, очень любила жену Ильи Ефимовича. Она отзывалась о тёзке, как «на редкость милой, тонкой и чарующей своей почти детской простотой».

— А как она была мила! Она осталась для меня идеалом душевной женственности, идеалом подруги художника! – писала Вера Павловна.

К сожалению, этот брак распался после пятнадцати лет совместной жизни. За эти годы Вера Алексеевна родила четверых детей: помимо старшей, Веры, в семье росли Надежда, Юрий и Татьяна. При разводе бывшие супруги детей поделили: старшие остались у отца, младшие — у матери.

Вера и Надежда
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика», когда писал портреты детей. Прежде всего это касается двух его картин — «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892). На обоих изображена старшая дочь Верочка. Её мы видим и в картине «На меже».

Став взрослой, Вера решила попробовать себя на сцене и поступила на службу в Александринский театр. Но задержалась там недолго. Позже в театре её вспоминали как даровитую драматическую актрису, не лишённую музыкальности, однако имеющую неприглядную внешность и плохой характер.

В последствии она перебралась к отцу в Пенаты, потом переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В 2019 году аукционный дом Хагельстам передал в дар репинскому музею «Пенаты» семейный архив, выкупленный у родственников Веры Ильиничны.

Надежда была младше Веры на два года. Она окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, работала в земских больницах. Надя тяжело пережила поездку в зону эпидемии тифа в 1911 году и заболела душевным недугом. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Она ушла из жизни в 1931 году.

Юрий и Татьяна
Юрий Ильич (1877-1954), тот самый мальчик, который на картине изображён на руках у няни, пошёл по стопам отца, став художником. Уже в юном возрасте стало ясно, что мальчик не лишен художественных способностей. Первым учителем Юры, конечно, стал отец. Затем он учился в художественной школе княгини Тенишевой и Петербургской академии художеств. С 1903 года отец и сын некоторое время работали вместе, участвовали в выставках Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок.

Юрий Репин писал портреты, картины на евангельские сюжеты, но более всего преуспел в исторических и батальных работах. К сожалению, следует объективно признать: даже самые успешные его картины не могут сравниться с шедеврами отца.

Самая младшая дочь художника родилась в июле 1880 года. Девочку решили назвать в честь матери Ильи Ефимовича, которая умерла незадолго до её рождения.

После окончания гимназии Татьяна Ильинична училась на Бестужевских курсах. В апреле 1901 года она вышла замуж за поручика Николая Язева. Молодые жили в разных городах России… После смерти отца Татьяна с семьёй уехала во Францию, скончалась в 1957 году.

Вместо эпилога
Решив увековечить на полотне свою семью, Илья Ефимович никоим образом не представлял, что ждёт впереди. В тот момент все были молоды, счастливы и не задумывались о будущем…

 


Рецензии
Спасибо, уважаемая Наталья, за Вашу прекрасную работу и в целом за всю просветительскую деятельность здесь на Проза ру. Я Вас читаю давно.
Поздравляю Вас с праздником и желаю неугасаемого творческого вдохновения.

Зелёная!!!

Анна Алексеевна Золотовская   08.03.2024 15:34     Заявить о нарушении
взаимные поздравления и пожелания всего наилучшего

Наталья Швец   09.03.2024 00:02   Заявить о нарушении