Письмо Минтруда и соц защиты Боисову К. Н
И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНТРУД РОССИИ
улица Ильинка‚ Москва, ГСП-4, .:
8 (495) 870-67 )
27-6/О0Г-1181 от 25.01.2024
На № от
Бopucoвy КН. „
г. Северодвинск Архангельская область, 164520
Ул. Железнодорожная, 13, кв. 47
В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2023 года № П48-191697, зарегистрированным в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 декабря 2023 г. № ОГ-57285, Департаментом демографической и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках компетенции рассмотрено Ваше обращение и сообщается, что все предложения, поступающие от граждан и организаций в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, внимательно рассматриваются, изучаются и с учетом других (социальных и правовых) факторов по возможности учитываются.
Государственная политика Российской Федерации в области повышения рождаемости основывается на оказании семьям в связи с рождением и воспитанием детей прямой материальной помощи в виде единовременных и периодических выплат и пособий, налоговых льгот, обеспечении трудовых прав и гарантий, предоставляемых в связи с материнством, отцовством и воспитанием детей, повышении доступности и качества медицинских и образовательных услуг,услуг учреждений культуры, отдыха и досуга, физической культуры и спорта, обеспечении условий для совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, создании социальной инфраструктуры, учитывающей потребности семей с детьми.
По 2026 год продлена программа материнского капитала, возобновлена ежегодная индексация размера капитала (с 2022 года — по фактической инфляции), что позволяет сохранять его покупательную способность. Право на материнский капитал предоставлено при рождении первого ребенка. Размер материнского капитала с 1 февраля 2023 года на первого ребенка составляет 586,9 тыс. рублей, на второго ребенка — 775,6 тыс. рублей, если семья не получала сертификат при рождении первого ребенка, и 188,7 тыс. рублей, если семья получала сертификат при рождении первого ребенка. Планируется, что с 1 февраля 2024 года размер материнского капитала на первого ребенка будет составлять 630,4 тыс. рублей, на второго ребенка — 833,0 тыс. рублей, если семья не получала сертификат при рождении первого ребенка, и 202,6 тыс. рублей, если семья получала сертификат при рождении первого ребенка.
2
В дополнение к федеральному материнскому капиталу в большинстве субъектов Российской Федерации введен региональный материнский капитал, который предоставляется при рождении, как правило, третьего ребенка. Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления использования средств материнского капитала.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком является видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Целевым предназначением данного пособия является частичная компенсация застрахованному лицу заработка, который он утрачивает в связи с наступлением страхового случая (уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет). Условия, размеры и порядок обеспечения ежемесячным пособием по уходу за ребенком лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон № 255-ФЗ) и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Федеральный закон № 81-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). При этом в средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Учитывая изложенное, размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком зависит от заработной платы конкретного работника, с которой работодателем уплачивались страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Чем выше размер заработной платы работника и, соответственно, больше размер страховых взносов, уплаченных работодателем за этого работника, тем выше размер пособия, компенсирующего данному работнику утраченный им заработок, и наоборот.
Такой подход соответствует принципам обязательного социального страхования, в том числе принципу эквивалентности между размером отчислений на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уровнем страхового обеспечения застрахованных лиц и обеспечивает устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования.
Порядок исчисления размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренный Федеральным законом № 255-ФЗ, установлен для всех категорий застрахованных лиц.
Предоставление отдельной категории лиц (матерям, которые воспитывают детей одни и не получают алименты) преимуществ в части исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком приведет к нарушению принципа равенства прав граждан, который
3
выражается в обязательном социальном страховании в виде определения размера страхового обеспечения для всех застрахованных лиц в зависимости от размера уплаченных за них страховых взносов.
По вопросу об увеличении пенсий в зависимости от количества детей сообщается.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам (за исключением родителей, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном государственном обеспечении), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, З и 4 части 2 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ, предусмотрено установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности.
К нетрудоспособным членам семьи, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ, относятся в том числе дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет, или дети старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Указанное повышение устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы фиксированной выплаты, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона № 400-ФЗ, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Индексация размера повышения фиксированной выплаты производится одновременно с индексацией соответствующего размера фиксированной выплаты, исходя из которого установлен размер повышения фиксированной выплаты.
Принятие решения об увеличении размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии родителей, имеющих на иждивении несовершеннолетних, в процентном отношении на каждого ребенка с учетом порядка финансирования повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленного пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», потребует увеличения объема бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Вместе с тем следует учитывать, что принятие указанного выше решения приведет к обращениям об увеличении до такого же размера установленных в связи с наличием иждивенцев размеров повышения фиксированной выплаты пенсионерам, на иждивении которых находятся другие члены семьи, в том числе дети, не являющиеся студентами, обучающиеся по очной форме обучения в учебных заведениях.
4
Кроме того, от получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, размеры которых определяются с учетом выплаты на иждивенцев, не превышающей 5 000 рублей в расчете на одного иждивенца, могут последовать обращения о повышении выплат. Принятие изменений законодательства об увеличении таких выплат потребует увеличения соответствующих расходных обязательств и выделения дополнительных средств федерального бюджета как установленного законодательством источника финансового обеспечения выплаты — пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» решение вопросов по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, субъекты Российской Федерации в зависимости от финансовых возможностей и региональных особенностей могут самостоятельно принимать решения о возможности увеличения объема мер социальной поддержки данной категории граждан в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Одновременно отмечается, что достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно- эпидемиологической обстановки и т.д.
Заместитель Директора Департамента
демографической и семейной политики И.Н. Волков
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЫЮ
Манжесов К.П. 8 (495) 587-88-89 (2765)
Свидетельство о публикации №224030701186