Тасаввуф Гата 3. 7 Вопросы и ответы. Инайят Хан

ТАСАВВУФ: МЕТАФИЗИКА. ГАТА 3.7 Вопросы и ответы. ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАН

Вопросы и ответы (21 июля 1923 г.)


Вопрос: Скажите, что оказывает наибольшее влияние на личность: наследственность или окружающая среда?

Ответ: Наследственность – это фундамент дома, а окружающая среда – это здание. И из этого можно понять, что полезнее, а что меньше, что имеет большее влияние, а что меньше.

Вопрос: Самыми цивилизованными были самые обычные люди. Как получается, что художник вообще совсем не обусловлен?

Ответ: Художник живет в своем мире. Чем более велик художник, тем больше у него собственного мира. Он не живет на свете. Все те, кто живет в своем мире, они вне мира, у них есть своя культура. Но когда дело доходит до вопроса о мирской жизни, жизни посреди мира, возникает вопрос об условности. Он не может игнорировать условности и в то же время жить посреди мира.

У Падеревского не было времени даже причесаться. Это другое дело. Но я не думаю, что он мог бы стать президентом, не причесавшись. Как художнику это нормально, но как человеку посреди мира ему предстоит столкнуться с миром.

Вопрос: Не является ли условность очень часто результатом личных вкусов и привычек? Как бы мы узнали, что изменить, а что сохранить, если условность каждого человека зависит от его окружения? Наверняка всегда найдутся люди, которые с этим не согласны?

Ответ:  Конечно, это требует исключительности окружающей обстановки. Кроме того, это является причиной разделения человечества. И все же ни одна цивилизация не может избежать этого, как бы далеко она ни продвинулась в своих мыслях. Прогресс создаст потребности такого рода. Они этого не признают, но все равно будут жить этим. Но я думаю, что лучший способ понять условности — это духовный. Когда человек поймет духовную мораль, ему не нужно учиться рукотворному утончению. Оно придет само собой, как только человек начнет видеть удовольствие и неудовольствие Божие в чувстве каждого встречного человека, он не может не быть самым утонченным, каково бы ни было положение его жизни. Он может жить в шалаше, но его манеры будут превосходить манеры дворцов.

Другое дело, когда человек начнет судить свои действия, в его природе разовьется справедливость. И поэтому все, что он сделает, будет беспристрастным и справедливым. Он не очень нуждается в изучении внешних условностей. Он, естественно, станет приличным. И третье — это суфийская концепция Бога как Возлюбленного. Когда эта концепция практикуется в повседневной жизни и при обращении с каждым рассматривается, что в каждом более или менее присутствует Божественный Дух, человек будет относиться к каждому с той преданностью и уважением, с той мыслью и вниманием, которые он уделял бы Возлюбленному Богу. И этими тремя способами духовная жизнь учит человека самой глубине условностей. И если цивилизация будет построена (а она, несомненно, когда-нибудь будет построена) на духовной основе, условности мира станут подлинными и достойными того, чтобы ими обладать.

Вопрос: Считаете ли вы, что условности фундаментально основаны на здравом смысле?

Ответ: Иногда основано на здравом смысле, иногда на сверхчувстве, а иногда и ниже его.

Вопрос: Как можно заставить людей, которым не хватает образования, увидеть то, чего не существует в их поле зрения, если они думают, что не существует такой вещи, как то, что аристократические люди считают необходимым для своего счастья?

Ответ: Цивилизация означает прогресс. Те, кто не образован, должны быть образованы, чтобы лучше понимать жизнь. Есть только две вещи. Либо вперед, либо назад. Либо начинай думать так, как думают все без образования, либо бери с собой необразованного и иди вперед. То или иное. Поскольку внутренняя склонность состоит в том, чтобы идти вперед и нежно взять того, кто прямо сейчас не может понять... что эти прекрасные вещи на благо человечества.

Я должен думать, что обычный обыватель с улицы, им пренебрегают. Человек поворачивается к нему спиной. Если бы его взяли ближе к себе, если бы его обучали с простотой и доброжелательностью, не показывая, что он невежественен в красоте или культуре, но показывая ему, что в этом его настоящая польза, я уверен, что таких плохих условий как сейчас, не было бы. И между классами будет лучшее взаимопонимание, чем сейчас.

Я расскажу вам небольшой пример. Путешествуя по Индии, я остановился недалеко от индуистского храма. И было два привратника, которые присматривали за тем храмом. Они были афганцами, гордыми и жесткими, грубыми и жесткими в своих манерах, но в их выражении лица были честность и доброта. Проходя по этому пути, я увидел, что они, так сказать, игнорируют мой вход и выход, чтобы им не было трудно соблюдать какие-либо условности. Один из них пришел ко мне с посланием от своего хозяина. Я встал со своего места и принял его очень сердечно. И с тех пор каждый раз, когда я проходил мимо, хотя бы пять раз в день, меня встречали очень хорошо с улыбками и очень теплым приемом, и игнорирования больше не было, потому что образование было дано этому человеку, не причиняя вреда его чувствам. Это доставило ему удовольствие. Конечно, он решил, что может ответить тем же.

Навязывать человеку добродетель — это гордыня, а дать ему увидеть красоту хороших манер — это воспитание. Сегодняшнее положение стало бы намного лучше, если бы мы приняли это близко к сердцу и считали своей священной задачей подходить к людям, которые нуждаются в созревании, так нежно, с таким сочувствием и любовью, и развивать в их духе эту культуру и красоту, которая затем будет разделена между нами и ими.

Перевод: Ладомир Родумилов


Рецензии