Благоверное Временное Правительство

Переменчивая ситуация, связанная с шатаниями и разбродом, возникшая, казалось бы, неожиданно, в рядах русской армии, была связана не только с необычным в практике военного времени постановлением какого-то Совета, всего несколько дней назад созданного людьми, только что приехавшими из заграницы, но и, одновременно, с внезапным разрушением вековых устоев Российской государственности.

Через короткое время, всего несколько дней после того, как в результате тайного заговора ближнего круга окружавших императора военных (Алексеев, Рузский), Главнокомандующий армией император Николай II был изолирован и удалён от своих войск, в печати появляются сообщения, которые продолжают приводить в крайнюю растерянность многих людей, живущих на бескрайних просторах Российской империи:

«Святейшiй Правительствующiй Синод Россiйской Православной Церкви, выслушав состоявшiйся 2 марта 1917 года акт объ отречении Государя императора Николая II за себя и сына отъ Престола Государства Россiйского и о сложении с себя Верховной власти, и состоявшийся 3 марта 1917 года акт объ отказе великого князя Михаила Александровича от воспрiятiя Верховной власти впредь до установленiя в Учредительном Cобранiи образа правленiя и новых основных законов Государства Россiйского, Приказали:

 Означенные акты принять к сведенiю и исполненiю и объявить во всех православных храмах, в городских – в первый по полученiи текста сих актов день, а в сельских – в первый воскресный или праздничный день, после Божественной литургiи, с совершенiем молебствiя Господу объ утешенiи страстей, съ возглашенiем многолетiя Богохранимей Державе Россiйской и Благоверному Временному Правительству ея. О чём, для исполненiя по духовному ведомству, послать подлежащим учрежденiям и лицам циркулярные указы». (1)

То есть об этой заметке в газете, издаваемой ограниченным тиражом, которую могли прочесть лишь немногие, предстояло в обязательном порядке (!) услышать на предстоящем воскресном богослужении по всей территории Российской империи.

Неожиданно дипломатические представительства и союзников – стран Антанты, и противников – стран Тройственного Союза, практически сразу… признали Временное Правительство. Причины внезапного падении Российского престола накануне завершающего этапа военных действий не вызвали со стороны давних союзников никаких вопросов.

 6 марта 1917 года временным государственным гимном России стала песня «Марсельеза», которую пели французские приверженцы гильотины накануне прихода к власти Наполеона, вместо гимна «Боже, царя храни!», написанного поэтом В. А. Жуковским и утвержденным как государственный гимн императором Николаем I.

Через неделю, 9 марта 1917 года (ст. ст.) Соединённые Штаты первыми признали Временное правительство России. Ещё через четыре дня – 11 марта – Временное правительство признала Франция, по сути втянувшая Россию в эту войну, в силу союзнических договорённостей, которые император Николай II на протяжении своего царствования безукоризненно соблюдал. В тот же день и Великобритания, и Италия выразили полное доверие Временному правительству.

Императорская собственность перешла в распоряжение государства. 14 марта Петроградский совет, мечтавший, прежде всего, «поджечь пожар мировой революции», призвал народы всего мира «заключить мир без аннексий».

Известное до сих пор нелепое и непонятное для народа выражение: «Мы на злобу всем буржуям мировой пожар раздуем» – впервые сформулировали весной 1917 года те, кто призывал солдат не слушать своих офицеров, старших по званию.

20 марта уволены на покой харьковский архиепископ Антоний (Храповицкий), тобольский архиепископ Варнава (Накрапин), петербургский митрополит Питирим (Окнов), московский митрополит Макарий (Невский). 22 марта немецкий посол в Швейцарии получил план проезда через территорию Германии лидеров русских большевиков во главе с В. И. Лениным.

15 мая (ст. ст.) французский министр военного снабжения передал главе Временного правительства Г. Е. Львову информацию о контактах В. И. Ленина и Г. Е. Зиновьева с немецким командованием. Эта информация подтвердилась данными русской контрразведки. Началось расследование, о результатах которого не сообщалось.

Когда в отдалённом Преображенском монастыре на Соловецких островах в Белом море была получена в первых числах марта 1917 г. радиограмма с такими вестями от Святейшего Синода, то, по словам очевидцев, настоятель архимандрит о. Иоанникий , прочитав её, не смог сдержать слёз:

«Отечество в опасности. Результаты нельзя предусмотреть» – и первым же пароходом выехал в Кемь, чтобы добраться до Петрограда (3). Не сговариваясь, так же поступил в тот день архимандрит о. Леонид (Сенцов) (4), начальник русской духовной миссии в Иерусалиме, когда получил по телетайпу такого же содержания известие.

Взволнованный о. Леонид (Сенцов), покинув все дела, немедленно отплыл морским путём на родину из Александрии в Египте, будучи в 1914 году высланным туда из Иерусалима турецкими властями. Большинство иерархов Русской православной церкви немедленно приступило к подготовке избрания Патриарха, с тем, чтобы вернуть первосвятителю право решать важнейшие вопросы жизни Церкви, те вопросы, которые последние два столетия находились в компетенции Святейшего Синода, устроенного по принципу гражданского учреждения, то есть министерства.

В день обнародования «отречения императора» 1 марта (ст. ст.) в Казанском храме подмосковного села Коломенское была явлена необычная икона Пресвятой Богородицы, которая называлась «Державная». Богомладенец находится на коленях Божией Матери, которая держит в руках символы царской власти – державу и скипетр.

«Вместо царя теперь Богородица управляет Россией», – говорили старцы. Митрополит Мануил (Лемешевский), который вскоре будет сослан новой властью в Соловецкий лагерь, написал «Молитву пред иконой Божией Матери, именуемой «Державная»: «Ангелов лицы, благоговея, Тебе служат, и вся небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице, Дево. Усердно молим Тя, Владычице, да пребудет Божественная благодать над Твоей Честной иконой «Державная», и светозарный луч славы чудес Твоих да исходит на верных, молящихся Тебе и вопиющих: Аллилуиа». (5)

Согласно Всероссийской переписи населения 1897 года, в большинстве губерний Российской империи численность коренного, русского населения тогда составляла не менее 90 процентов. Большинство этого населения относило себя к православному вероисповеданию. Для них образ Государя императора олицетворял не только государственную власть, но и служил гарантом стабильности жизненных устоев, защитником православной веры.

Поэтому даже сегодня, спустя более ста лет после минувших событий, даже сложно представить, какое огромное потрясение в простом народе, далёком от дворцовых интриг и политической суеты, где почти каждая семья имела погибших или раненых в текущей войне, вызвало срочное обнародование, в течение одной недели, во всех храмах империи о непоминании имени царя в Божественной Литургии. Публикации начала марта 1917 года во всероссийской газете «Церковные Ведомости», посвящённая обращению Святейшего Правительствующего Синода к верным чадам православной церкви, гласила:

«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути. Возлюбленные чада Святой Православной Церкви!

Временное правительство вступило в управление страной в тяжёлую историческую минуту. Враг ещё стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великия усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением. Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани, ради бесчисленных денежных средств, затраченных Родиною на защиту от врага, ради многих жертв, принесённых для завоевания гражданской свободы, ради спасения наших собственных семейств, ради счастья Родины, оставьте в это великое историческое время всякия распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы.

Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчинённых ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ея устроения». (6)

Это известие, обязательное для оглашения при проведении церковных служб, мгновенно распространилось по всем весям необъятной Российской империи, а в ближайшие выходные дни предписывалось изменить некоторые тексты церковных служб, вместо имени Государя императора упоминая «благоверное Временное Правительство».

4 августа 1917 года Святейший Синод принял решение уволить настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Иоанникия на покой «по старости» в 67 лет. После отъезда из Соловков о. Иоанникий принял активное участие, как и многие представители духовенства, съехавшиеся отовсюду, в подготовке Поместного собора, на котором решено было избрать Патриарха для управления Церковью вместо Синода.

Узнав о решении Синода уволить его с должности настоятеля Соловецкого монастыря из газетных сообщений, о. Иоанникий только перекрестился и сказал: «Слава Богу за всё, – и немного погодя, тяжело вздохнув, со слезами на глазах тихо закончил: – мне своих дел не стыдно».

Как смиренный богомолец до самой смерти он провёл три года в Савватиевском скиту, построенном на скалистом острове в Белом море, «в покаянных молитвах, самоукорении и самоуглублении». Когда «вся земная свершилась», он отошёл на делание «богатеть в Господа». (7)

Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский предупреждал за десять лет до этих событий: «… если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты – безумцы – не будут подвержены праведной каре закона и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стёртые правосудием Божиим с лица земли за своё безбожие…»

В течение Синодального периода, длившегося два столетия, Русская Православная Церковь оказалась в такой зависимости от государства, что крушение Российской империи должно было, казалось, привести к крушению Церкви. (8)

Однако царство пало, а Церковь выстояла. За два месяца до Октябрьских событий, произошедших 25 октября 1917 года, начал работу Поместный Собор, главным деянием которого стало восстановление Патриаршества. Был избран и возведён на патриарший престол митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин).

Патриарх Тихон торжественно принял святыни – жезл святителя Петра, митрополита Московского, перенёсшего митрополичью кафедру из Владимира в Москву при князе Иване Калите; рясу священномученика Гермогена, призвавшего русский народ не идти на соглашение с католицизмом, хранить православие «даже до смерти». «После двухвекового синодального периода в рамках государства, провозгласившего себя внеконфессиональным, Русская Церковь вновь обрела своего предстоятеля и первосвятителя, чтобы стать Церковью воинствующей, Церковью гонимой и, в итоге, Церковью торжествующей», – утверждал епископ Иларион (Троицкий). (9)
 

Епископ Верейский Иларион (Троицкий), ставший опорой Патриарха Тихона и впоследствии сосланный новой властью в 1923 году на Соловки, говорил об этом периоде времени: «Когда до основания разрывают старый мир, чтобы лишь на развалинах его строить новый фантастический мир, когда очень многое из дел человеческих оказалось построенным на зыбучем песке, когда падоша сильнии многие… – Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссом кровьми новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чём читали у древних, то ныне видим своими глазами.

Церковь побеждает, когда ей вредят… Среди ветров лжеучений, среди мутных, яростных волн злобы, лжи и клеветы неистовых врагов как скала стоит Церковь, та Русская Православная Церковь, о которой так любили недавно повторять, что она в параличе, что лишь полицейской силой государства держится она. Но вот силы государства направились против Церкви, и наша Церковь дала больше мучеников и исповедников, нежели предателей и изменников». (10)

Тем самым вновь людям, на многочисленных примерах, было явлено ещё одно истинное утверждение: понять и принять неизбежность страданий в человеческой жизни можно только, глядя с высоты небесной.

Генерал Брусилов вспоминал: «Офицер в это время представлял собой довольно жалкое зрелище, ибо он в этом водовороте всяких страстей очень плохо разбирался и не мог понять, что ему делать. Его на митингах забивал любой оратор, умевший языком болтать и прочитавший несколько брошюр социалистического содержания.

 При выступлениях на эти темы офицер был совершенно безоружен, ничего в них не понимал. Ни о какой контрпропаганде и речи быть не могло. Их никто и не слушать не хотел. В некоторых частях дошли до того, что выгнали всё начальство, выбрали себе своё – новое – и объяснили, что идут домой, ибо воевать больше не желают. Просто и ясно. В других частях арестовывали начальников и сплавляли их в Петроград, нашлись и такие, по преимуществу на Северном фронте, где начальников убивали.

При такой обстановке пришлось мне оставаться главнокомандующим Юго-Западным фронтом, а потом стать Верховным главнокомандующим. Видя этот полный разлад армии и не имея ни сил, ни средств переменить ход событий, я поставил себе целью хоть временно сохранить боеспособность армии и спасти офицеров от истребления.

При таком тяжёлом положении на фронте я счёл нужным просить Алексеева собрать в ставке всех главнокомандующих фронтами для обмена мнениями и согласования наших усилий сохранить армию. Вероятно, и другие командующие фронтами заявили то же самое.

 Как бы то ни было, но Алексеев созвал всех главнокомандующих фронтами, кроме Кавказского, на совещание в ставку – в апреле или начале мая 1917 года. Оказалось, как и следовало ожидать, что на всех фронтах с незначительной разницей положение вполне одинаковое. Выяснилось также, что усиленная революционная пропаганда в войсках ведётся частью по приказанию, а частью попустительством Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, так как большинство пропагандистов было снабжено мандатами этого Совета.

Подводя итог всему нашему совещанию, мы пришли к заключению, что мы сами ничего поделать не можем и что нам нужно объясниться с Временным правительством и Петросоветом. Мы просили Алексеева всем вместе ехать в Петроград, чтобы объяснить необходимость какого-либо решения, то есть или заключить сепаратный мир (11), или прекратить мирную пропаганду в войсках и, напротив, пропагандировать послушание начальству и продолжение войны. В противном случае мы решили просить об увольнении нас с наших постов». (12)

Газета «Новое время» поместила статью 25 (12) марта 1917 г. о генерале П. А. Лечицком (13), который отличился в боях на Дальнем Востоке ещё в начале века:

«Главнокомандующим вместо Эверта был назначен старый заслуженный воин генерал Лечицкий. Лечицкого знает вся русская армия. Он заработал себе боевое имя ещё в японской войне, и в дни этой войны он был главным участником нашего нападения на Галицию и Карпаты, отбил австрийцев у Люблина, вторгся в границы врага, перешел Буковину.

Судьба не раз сталкивала меня с генералом Лечицким, мне приходилось с ним разговаривать, наблюдать за ним в боевой обстановке и всегда поражался необыкновенной простоте, прямоте и твёрдости этого человека. Сын деревенского священника, добивавшегося всего без всякого покровительства исключительно своими талантами, генерал Лечицкий никогда не закрывал глаза на наши военные недостатки, но твёрдо верил в русского солдата и в судьбу России.

В те дни, когда говорят о демократизации армии, о публичных правах солдат, когда незаслуженные обвинения бросают офицерам, ничем не отличающимся от солдат на войне, лучшего главнокомандующего найти трудно. Сильная воля, целеустремлённость, умение улавливать обстоятельства и подстраиваться под ситуацию, понимание солдата – вот качества, которые отличают нового главнокомандующего. Главнокомандующий Лечицкий не столько генерал, сколько солдат. (14)

Но генерал Платон Алексеевич Лечицкий подал в отставку после февральской революции. Позже он также отказался от переезда заграницу, в эмиграцию, несмотря на предложение П. Н. Врангеля, который был его сослуживцем по Дальнему Востоку. Он отказался от участия в Белом движении, так как считал эти действия последствием нарушения присяги Государю.

 




Источники.

1 - Церковные ведомости. – № 9–15. – Спб., 1917. – С. 58.

2 - Архимандрит Иоанникий (Юсов) (1849–1921 гг.). С 1895 года настоятель Соловецкого монастыря. По его инициативе были основаны новые скиты, началось создание озёрной судоходной системы на Большом Соловецком острове, получил развитие монастырский морской флот. В 1910–1912 годах на Соловках возникла первая и единственная в России монастырская гидроэлектростанция, в 1914–1916 годах – радиотелеграфная станция, обеспечившая связь с материком. Особой заботой архимандрита стало создание на базе 4-классного монастырского училища 8-классной семинарии, с правом выпуска священников и учителей.

3 - Осипенко М. В. Соловецкая обитель: история и святыни. – Издание Соловецкого монастыря, 2014. – С. 287.

4 - Архимандрит Леонид (Сенцов) (1868–1918 гг.) – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Род в купеческой семье в Рязани. Окончил Московское Высшее Техническое училище, Московскую Духовную Академию. При нём в 1907 году было начато строительство храма в честь святых праотцов на русском участке в Хевроне у Мамврийского дуба. В 1908 году приобретён участок на горе Кармил в Хайфе, где в 1913 году был освящён храм в честь святого пророка Илии. В 1908 году был приобретён большой участок земли на побережье Генисаретского озера с источником св. Марии Магдалины, участок в Кане Галилейской, где происходило чудо на браке апостола Симона Канонита, в Назарете у источника Благовещения и других уголках Святой Земли. В 1910 году в Горненском монастыре началось сооружение собора, которое было прервано Первой мировой войной (Архимандрит Никодим (Ротов). История русской духовной миссии в Иерусалиме).

5 - Русский православный молитвослов. – Спб.: Царское Дело, 1999. – С. 185–186.

6 - Церковные Ведомости. – № 9–15. – Спб., 1917. – С. 57.

7 - Осипенко М. В. Соловецкая обитель. – 2014. – С. 288.

8 - В 1917 году состоялся второй съезд военного и морского духовенства, который установил выборность всех военно-духовных лиц – от благочинного до протопресвитера.

9 - Осипенко М. В. Соловецкая обитель. – 2014. – С. 296–297.

10 - Осипенко М. В. Соловецкая обитель. – 2014. – С. 297.

11 - Сепаратный мир – значит «отдельный», заключённый независимо, в нарушение предыдущих договоров о совместных действиях, «раздельно» от других стран – союзников по Антанте – Франции и Англии.

12 - Брусилов А. А. Мои воспоминания.

13 - Наградой генералу П. А. Лечицкому за активное участие в Брусиловском прорыве стал орден св. Александра Невского с мечами. В том же 1916 году император Николай II по представлению протопресвитера военного и морского духовенства удостоил священника Алексия Лечицкого (отца генерала) ордена св. Владимира 4-й ст. «в воздаяние заслуг сына», а арх. Могилевский и Мстиславский Константин (Булычев) по благословению Святейшего Синода возвёл его в сан протоиерея.

14 -


Рецензии