Розы и шипы Леокадии Масленниковой

Она родилась 8 марта и по этому поводу в шутку говорила: "Невезение. Все женщины получают по два подарка, а я только один."

Если говорить о подарках, то от своей судьбы эта женщина, имя которой ассоциируется с цветком или каким-то цветущим растением, получала счастливые дары, но они всегда чередовались с жестокими испытаниями и были дорого "оплачены".

Она родилась в Саратове во время гражданской войны. Ей было всего четыре месяца, когда убили отца. Мать с двумя детьми решила перебраться к родственникам в Белоруссию, но те отказались принять семью большевика, т.к. в это время там господствовали белополяки. Мать с трудом устроила девочку в детский дом, а сама пошла батрачить. Окончив семилетку, Леокадия стала работать у станка на пуговичной фабрике. Но, конечно, природная одарённость давала о себе знать: свободное время было отдано самодеятельности. Вскоре комсомольское собрание постановило: "Как лучшую работницу Минской пуговичной фабрики - исполнительницу песен, направить Масленникову Леокадию Игнатьевну на учёбу пению и музыке".
Вот оно счастье - после сиротства и всевозможных тягот, открылся путь к мечте. Она самозабвенно учится в минском музыкальном техникуме, блестяще сдаёт выпускные экзамены в мае 1941-го.
И тут - война.
Эвакуация из Минска с толпами беженцев - под бомбёжками, пешком по дорогам с трёхлетней дочерью на руках и пожилой матерью. В конце концов, оказались на Урале.
Она работала сначала на строительстве железной дороги, затем машинисткой, телеграфисткой. Но любовь к искусству не отпускала, а главное - она по-новому ощутила его необходимость, т.к. в свободное от работы время пела в госпиталях для раненых.
Тогда в Свердловске находилась в эвакуации Киевская консерватория и в 1942году Леокадию зачисляют туда сразу на второй курс, а с 1944-го, ещё студенткой, она начинает работать в Киевском оперном театре, постоянно при этом разъезжая с концертной бригадой по фронтам.
День Победы она встретила в Белграде с группой советских артистов, которых там тогда просто "носили на руках"; ей даже пришлось танцевать на одной из площадей с маршалом Тито.

В 1946 году Масленникову вызывают на прослушивание в Большой театр. Так случилось, что её принимала практически вся труппа: после репетиции "Бориса Годунова" объявили: "А теперь послушаем молодую певицу из Киева!" После того как она спела, все зааплодировали и участь её была решена.
Она входит в репертуар, в первом же сезоне участвует в премьере оперы Серова "Вражья сила", ставшей большим событием, а в 1949 году поёт одну из лучших своих партий - Маженку в премьере оперы "Проданная невеста" и вместе с другими главными участниками постановки становится лауреатом Сталинской премии. Среди её лучших партий - Татьяна в "Евгении Онегине" и Маргарита в "Фаусте", Графиня в "Свадьбе Фигаро" и Ольга в "Псковитянке", "Парася в "Сорочинской ярмарке" и труднейшая партия Мелинды в "Банк-Бане" Эркеля...

Когда в 1959 году в Москву приехал Марио дель Монако, это стало выдающимся событием не только для Большого театра, но для всей культурной жизни страны. И, конечно, на участие в спектаклях с таким гастролёром были, что называется, мобилизованы лучшие силы. Блестящей партнёршей великого итальянца в "Паяцах" стала Леокадия Масленникова, исполнявшая роль Недды.

Сразу став одной из ведущих певиц своего поколения, Леокадия Игнатьевна неустанно совершенствовалась: достаточно сказать, что работая в Большом, она консультировалась у Е.К. Катульской и часто просто приходила к ней настраиваться перед спектаклем или концертом; это продолжалось долгие годы - вплоть до кончины Елены Климентьевны.

Не только критики и слушатели, но и коллеги, певшие с ней вместе, ценили её необыкновенный голос, отличающийся мягкой, естественной "серединой", яркими грудными нотами и, при этом, особенно расцветающий в верхнем регистре - чем выше он понимался по тесситуре, тем обретал всё большую свободу, силу и "серебристость". К тому же эта певица обладала ярким актёрским дарованием, была красива и привлекательна.

С огромным успехом проходили её многочисленные гастроли в разных странах мира. Конечно, в силу "специфики времени", часто это были не персональные гастроли, а поездки с группой советских артистов, нечто вроде "культурных делегаций". Но приём-то публики был настоящий, в том числе, в очень престижных залах, и оценки того, что называется "певческим классом" - были самые высокие.

Проработав на сцене Большого 22 года, она, находясь ещё в полном расцвете, вдруг была вынуждена оставить театр.
Судьба снова приготовила тяжёлое испытание: её муж оказался разбит параличом. Перед ней встал суровый выбор: продолжать театральную карьеру или бороться за жизнь дорогого человека. Леокадия Игнатьевна выбрала второе. Она стала нянькой, сиделкой, медсестрой. Возила коляску, заново учила говорить, двигаться... И на четыре года продлила любимому человеку жизнь.

Потом она нашла в себе силы вернуться к активной работе: ездила с концертами по всей стране, преподавала в ГИТИСе. Кроме того, на общественных началах несколько лет занималась с самодеятельными певцами в Народной певческой школе (организованной ещё М.П.Максаковой). Леокадия Игнатьевна с большим энтузиазмом относилась к этой работе, слова "все пути для всех открыты" или "искусство для народа" для неё не были декларациями - она всегда помнила, как ей, бывшей "детдомовке", "заводиле" в хоре рабочей молодёжи помогли выйти на большой путь в искусстве, и очень горевала, когда с приходом так называемой "перестройки" школа перестала существовать.

В этом поколении, прошедшем так или иначе через ужасы войны и множество других испытаний, было особенно много людей, способных по-настоящему ценить и любить жизнь, воспринимавших понятие "служение" - искусству, народу - не как некий "отвлечённый пафос", а как естественное и единственно возможное понимание смысла своей жизни.
 К таким людям принадлежала Леокадия Масленникова, одна из замечательных певиц своего времени, заслуживающая и в наши дни доброй и светлой памяти.


--------------

("ВК" -"QUI la VOCE"
8 мар 2018 - материал к 100-летию Л.И.Масленниковой с музыкальными фрагментами)
·


Рецензии