40. Пепел Клааса

 
Скажу сразу: я не участвовала в военных действиях, не пришлось.
Но мое отношение к войне созвучно «Легенде об Уленшпигеле», Шарля де Костера.
Испанские захватчики казнили нидерландских патриотов.

Клааса - отца Тиля Уленшпигеля, инквизиторы сожгли.
Тогда, мать, собрав пепел, повесила на шею сына мешочек с прахом и сказала: «Пусть пепел, который был сердцем моего мужа, в красном, подобном его крови, и в черном, подобном нашей скорби, будет вечно на твоей груди, как пламя мести палачам».

Юный Тиль, продолжая дело отца, в ответственные минуты повторял: «Пепел Клааса стучит в мое сердце».

Можно тысячи раз проводить беседы «о подвигах, о доблести, о славе», но останется потомок, глух, если об этом будут молчать в семье.
Рассказы близких людей – самый короткий путь к юной душе.
Но, что бы рассказать, надо самим интересоваться и знать историю своей страны, судьбы людей, творящих ее.

Взрослые члены семьи не должны скатываться к морализации, они должны делать важное дело – собирать информацию о своем роде.
Информация о предках станет призмой для понимания мира.

Идея создания домашних музеев не нова.
Пропагандируя ее, пришлось услышать откровения, повергавшие в шок.

На вопрос о боевых и трудовых наградах отца одной особы, я услышала: «Да сын Славка их куда - то дел, кажется, продал».

На ее лице, ничего не отразилось, кроме полного безразличия.
Прозвучали сразу два реквиема: один по Славке, другой по его матери. Аминь.


Рецензии