Организация Боевого Дежурства в ИА ПВО СССР

     Истребительная Авиация ПВО СССР несла Боевое Дежурство по защите воздушного пространства страны. По периметру страны, вдоль государственной границы, а также вблизи крупных городов - промышленных центров располагались аэродромы, где базировались полки ИА ПВО. Вот эти полки и несли Боевое Дежурство с целью недопущения нарушения государственной границы и уничтожения средств воздушного нападения противника и предотвращения ударов с воздуха по важным объектам в глубине страны.

     Для Боевого Дежурства (БД) в авиационном полку выделялось четыре истребителя-перехватчика, это и было Дежурное Звено (ДЗ). Обычно Дежурное Звено располагалось вблизи начала ВПП, чтобы обеспечить скорейший вылет самолётов из ДЗ. Боевое Дежурство в ИА ПВО было организовано согласно соответствующим приказам и посему порядки и правила в ДЗ были примерно одинаковыми на всей территории СССР.

     Территория ДЗ была особой территорией, охраняемая часовым, закрытой для лиц, не входящих в состав Дежурных Сил (ДС). На Территории находилась стоянка самолётов, автоспецтехника и «дежурный домик», в котором и находился личный состав Дежурных Сил. Технический состав, то есть техники самолётов и солдаты-механики, и самолёты выделялись по очереди от авиационных эскадрилий на длительный срок, а лётный состав заступал на дежурство на День и на Ночь. В состав Дежурных Сил входил лётный состав, то есть дежурные экипажи, технический состав для подготовки и выпуска в воздух дежурных самолётов по соответствующей команде с КП полка.

     В последние двадцать лет существования СССР, то есть в 70-е и 80-е годы, самолётами ИА ПВО, осуществлявшими БД, были одноместные Су-9, Су-15, МиГ-23, МиГ-25, Су-27 и двухместные Як-28П, Ту-128, МиГ-31.

     Из двух экипажей, что находились в ДЗ, один находился в готовности №2, это значит, что экипаж был одет в ВКК – Высотно Компенсирующий Костюм и был готов по команде занять готовность №1, то есть занять место в самолёте и быть готовым по команде «Воздух» взлететь. Второй находился в готовности №3, то есть без ВКК. При получении команды «готовность №1» первым экипажем, лётчик из готовности №3 переходил в готовность №2. Экипажи «усиления» прибывали в ДЗ и занимали готовность №3. Когда поступала команда «Воздух», то все экипажи «по цепочке» переходили в более высокую степень готовности. Как и лётчики, самолёты переходили в соответствующую готовность.

     Из любой степени готовности можно было получить команду «Воздух», при этом были разные временные нормативы от момента получения команды и до взлёта. Это зависело от того в какой готовности получена команда, от времени суток и от типа самолёта. Время это варьировалось от 4 минут до …15.

     Был ещё один перехватчик в составе Дежурных Сил, это специально выделенный самолёт – «по АДА», то есть для перехвата «вражеских» Автоматических Дрейфующих Аэростатов. Также назначался и экипаж «по АДА», который находился в режиме «усиления». Но борьба с АДА в последние годы потеряла свою «актуальность».

     В состав ДС входил также «дежурный по приёму и выпуску». Этим Дежурным назначался один из лётчиков, он находился в «дежурном домике» и его задача состояла в том, чтобы при объявлении готовности №1 или команды «Воздух» прибыть на СКП – Стартовый Командный Пункт и обеспечить радиосвязь с дежурным экипажем, а также обеспечить ему взлёт, выполняя роль РП – Руководителя Полётов.

     В ИА ПВО несение Боевого Дежурства было основной боевой задачей. Вся повседневная деятельность авиационного полка была этому подчинена. Подготовка лётного состава по КБП (Курс Боевой Подготовки), в принципе тоже сводилась к подготовке лётчика к несению БД. Как только молодой лётчик был подготовлен к боевым действиям Днём в минимуме погоды, он заступал на БД Днём. Летал он в лётные смены уже меньше, основная его задача теперь была – Боевое Дежурство. Мог он до десятка дежурств в месяц выполнить, а то и больше. Но он должен был теперь готовиться к ночным дежурствам, поэтому ещё участвовал более или менее в лётных сменах. Но вот, когда он уже был подготовлен к несению БД ночью в минимуме погоды, то теперь уже становился постоянным дежурящим «штыком». И теперь он мог проводить в Дежурном Звене несколько дежурств в месяц, а мог и двадцать. К обычным полётам такой лётчик теперь «допускался» только для продления «сроков» по видам подготовки.

     И вот была в полку этакая «когорта» лётчиков, которые не были большими командирами, не были инструкторами, и они несли основное бремя Боевого Дежурства Днём и Ночью. И ещё, - когда лётчики дежурили ночью, днём могли быть в «усилении», то есть должны были быть готовыми при подъёме в воздух экипажа из ДЗ прибыть туда для «усиления». И так могло продолжаться долго. У таких лётчиков и налёт не был большим, и могли быть «отставания» по некоторым элементам лётного уровня. Это всё могло влиять на подтверждение класса в конце года. И вот таких лётчиков обычно в декабре месяце «выпускали» из «дежурки» для подтверждения класса. Если класс не подтвердить, то лишается лётчик годовой денежной выплаты «за классность», а она была «приличной». И называли таких лётчиков «декабристами». И были эти Декабристы основным и боевым ядром полка. Но не легко было нести этот, вроде и почётный, но тяжкий крест.

     Есть ещё один интересный момент, - за несение БД тоже платили, ежемесячно, для чего надо было иметь в месяц не менее трёх дежурств. Получалось, что кто-то имел за месяц 3 дежурства, кто-то 23, а получали деньги одинаково.

     Само несение БД не было одинаковым, - можно было рутинно находиться в дежурном домике, а можно было по нескольку раз за смену бегать к самолёту, занимать готовность №1, сидеть в кабине полчаса или час, готовым к взлёту. И это могло быть и в жару, и в мороз. Бывало, сидели в готовности не один час, сменяя друг друга. А можно было после часового сидения в однообразной позе в кабине, привязанным ремнями, получить команду «Воздух».

     Было и ещё одно обстоятельство, которое присуще было всем ДЗ по всей территории Союза, - там у личного состава между объявлениями готовности все-же было некоторое свободное время. Где-то его было много, где-то не очень. И его надо было заполнять. Однозначно и бесспорно во всех «домиках» ДЗ был «шеш-беш» или нарды, это вообще почему-то очень авиационная игра. И это игра никогда не «простаивала». В неё играли все, - солдаты, техники, лётчики. Иногда в ДЗ был биллиард, но это не часто. Были, конечно, и шахматы, но по популярности они уступали «шеш-бешу». А ещё в ДЗ играли в «преф», сильно не афишировали, конечно. Не редкостью было то, что состав «дежурных сил» подбирался с оглядкой на состав «игроков»...

21.02.2024 – Севастополь.


Рецензии