Пятый элемент хорошего рассказа

-Как же я рада видеть столько любознательных, по доброй воле сегодня к нам пришедших.
Заведующая школьной библиотекой- Наталья Ивановна, искренне улыбалась и обводила старшеклассников взглядом. Человек двадцать собралось в школьном помещении, а она-то боялась, что никто и не придет..
По собственной инициативе заведующая добавила в рабочий план беседу с учениками. Итоговое сочинение вернулось в выпускные классы и захотелось ей порассуждать о литературе вообще, о цепляющей прозе, понять, читает ли молодежь что-то кроме школьной программы.
-У меня сразу к вам вопрос- как часто вы сами пишете что-то? Заметки, записки или какую-то незначительную отсебятину?- Улыбнулась Наталья Ивановна, снижая важность мероприятия.- Я не про школьную программу сейчас спрашиваю.
Оживление и ухмылки прокатились по библиотеке.
-Мне мама пишет! Записки на холодильник, что купить в магазине,
-И мне!
-А у нас дома в прихожей доска для объявлений, но я не пишу, да и не читаю.
Я родокам сказал, что у меня телефон есть, туда и пишите.
-Отлично, А книги читаете?
Молодые люди опять оживились, попеременно выкрикивая:
-Только в рамках школьной программы.
-Гарри Поттера.
-А у меня мама Бродского любит, ну и я с ней.
-Ого,- прокатилось по залу.
-Я Высоцкого слушаю.-Реплика спровоцировала взрыв смеха.-Подумаешь, не в тему, но там же стихи, в них вникать надо.
-Олега Роя, кажется, все его книги собрала.
-Мне бабушка Носова в детстве читала.
-Алхимика заканчиваю.
Наталья Ивановна мысленно отметила, что это было правильной уловкой ,чтобы разговорить детей и дать возможность высказаться. Можно и к сути переходить. Аудитория, как сейчас говорят, прогрелась.
- Ребята, а как вы думаете, что объединяет спорт и писательство?
И опять в зале стало оживленно, а ученики отвечали один за одним.
-Думаю люди в первую очередь! У писателей персонажи, а в спорте -спортсмены.
-А мне кажется, что темп. Это и спортсмену, и писателю важно. Ну…чтобы дойти без потерь к финалу.
-Скорость, конечно. Нам же постоянно на уроках говорят: время самый ценный ресурс.
- Признаться, повода не было задуматься, но соглашусь.
-А мне, кажется, что объединяет их режим. Иначе же успеха не добиться!
-Умение правильно оценивать свои способности! Ну там…например, на какой результат можно замахнуться.
Наталья Ивановна с интересом слушала ответы ребят и даже боялась прервать этот поток. Она смотрела на старшеклассников и радовалась тому, что они умеют рассуждать, не бояться вслух высказывать свое мнение, а главное - они умеют думать.
“И почему молодежь ругают? Мол, ничего не хотят, ничем не интересуются, живут в своих телефонах и компьютерах, собственных мыслей лишены и т.д.
А они вот, живые, думающие и азартные. Им направление просто необходимо.”
В библиотеку заглянула техничка :”У вас тут еще не все? Полы бы помыть.”
-Ну вот, нас, интеллектуалов, выгоняет уборщица!- Выкрикнул кто-то из учеников.
-Ребят, нас никто не выгоняет, но и ей надо работу свою выполнить. - спокойным тоном сказала Наталья Ивановна и продолжила, обращаясь к техничке.- Еще минут десять и мы освободим помещение.
Казалось, что самое интересное только начинается, а пора расходиться.
- Я почему вдруг эту тему подняла. Вы же знаете, что сочинение вернулось в школьную программу, вот и хотелось начать готовить вас с азов, размышлений о писательстве вообще. Давайте поступим так. Я дам вам задание и через недельку на этом же месте жду вас снова. Приводите друзей и будем рассуждать. И техничку я предупрежу в следующий раз, пусть помоет заранее.
-Да, да! Мы мусорить не будем, можем даже в сменке прийти.- Юноши оживились ,будоража фантазию.
Девчонки стали поправлять кофточки, но абсолютно у всех был заинтересованный взгляд.
Наталья Ивановна уже и сама пожалела, что слишком мало времени отвела на это мероприятие, но что сделано, то сделано. И она продолжила собственную мысль.
-Школьное сочинение - это не рассказ, но все-таки подумайте над пятым элементом.
-Таблицы Менделеева?- Дружный хохот опять прокатился по библиотеке.
-Нет, пятый элемент интересного рассказа. Четыре я вам назову:
1.Продуманная композиция.
2.Живые персонажи.
3.Конфликт.
4.Сюжет.
Мы сегодня не успели обсудить то, что вы читаете вне школьной программы. Порассуждаем об этом в следующий раз. А если кто-то из вас сам пишет, стихи или рассказы, делитесь, не стесняйтесь. И я вам из своего почитаю. Пожалуй, с себя и начну. Договорились?
-Да, да, Наталья Ивановна! А вы стихи пишете или роман?
-Печатаетесь или в стол?
Молодежь засуетилась, поднимаясь со своих мест.
Наталья Ивановна испытывала невероятный эмоциональный подъем от сегодняшней краткой встречи. Довольная улыбка, словно магнит, притягивала и располагала к дальнейшему общению. Ученики обступили ее, захватив в кольцо. И каждый хотел еще что-то спросить.
-Все узнаете через неделю! Жду вас.
Техничка, видимо, подслушивала под дверью, потому что тут же открыла дверь и по-хозяйски зашла с ведром и шваброй.


Рецензии