Лобио

  На одном этаже со мной в студенческом общежитии проживал грузин Леван. Человек он был серьезный, после армии, всегда прилично одет, ну и, конечно, с горячим кавказским темпераментом. Периодически, к нему в комнату приходили земляки, и они устраивали праздник, посторонних в свою компанию не звали и ни к кому не приставали, жили своим конгломератом. Леван к встрече своих друзей всегда что-то готовил, и запах такой стоял в коридоре, что просто слюнки текли. И вот однажды произошел случай, о котором хочу рассказать.

Занятия давно закончились, дело шло к ужину, я сидел в комнате и готовился к семинару. Вдруг, из коридора услышал крики и шлепки, сопровождавшиеся знакомой речью Левана. Выйдя, увидел, как грузин гонит пинками из кухни моего соседа- металлиста Володю. У меня как-то сразу вскипело, и я решил заступиться за земляка, побежал навстречу, сгруппировался и уже был готов вступить в бой, но тут Леван предложил остановится, выслушать его, а потом уже разбираться. Оказалось, что он готовил лобио и Володя имел неосторожность подойти к кастрюле и сказать: «Фу!». Первый комментарий был якобы не замечен, возвращаясь из умывалки, он повторил демонстративно и протяжно: «Фу…». Леван насупился, но не подал вида, но, когда он со своим соседом вышли из комнаты и в третий раз выразили свое отношение, грузин не сдержался, взял за косу Володю и отвесил несколько хороших пендалей, а потом погнал в комнату и велел сидеть там и не высовываться до конца дня.

Ситуация не требовала комментариев и я, выслушав, опустил кулаки. Был удачный момент и стало жутко интересно, как же он готовит это лобио, да и  очень хотелось попробовать, что Леван сразу понял и пригласил меня к себе, предупредив, что будет очень остро и необычно.

И так, о процессе приготовления. Вываривается нарезанная мелкими кусочками баранина или говядина (свинина нет) на медленном огне, бульон должен быть очень насыщенным. Далее, кусочки мяса выкладываются на отдельную тарелку и в бульоне варится красная фасоль до такой кондиции, чтобы она стала мягкой. После выварки, фасоль мнется и должно получится достаточно жидкое пюре, но не как картофельное, а реально жидкое. В данное пюре добавлялись специи, какие точно, сказать не могу, так как Леван привозил из дома трехлитровую банку, из которой ложкой доставал замороженную смесь приправ и добавлял в мятый фасолевый бульон. После, все тщательно перемешивалось, доготавливалось еще буквально 2-3 минуты на медленном огне, добавлялись кусочки мяса, и кастрюля подавалась на стол.

Мы зашли в комнату, и мой сосед-грузин стал готовитсья к раздаче блюда. Немного о сервировке: никаких ложек и вилок, лобио кушают кусочком хлеба как бы смачивая, обязательно кувшин с водой, вообще, по правилам- хорошее вино, но за его отсутствием обычная вода, блюдо наливается в обычную плоскую тарелку. Когда Леван мне объяснил порядок и налил лобио, то сразу предупредил, чтобы я кушал очень медленно. Теперь о своих вкусовых ощущениях и услышанных ингредиентах. Первый пробный кусочек хлеба, смоченный в лобио, сказал, что в составе есть душистый острый красный перец, кинза, базилик, чеснок, укроп, гвоздика, сунели, лук. Это то, что я услышал, на самом деле ингредиентов было намного больше. Вспоминаю, что он точно говорил о грецких орехах, яйцах, кориандре…  После первого глотка, восхитительное вкусовое ощущение и желание сразу повторить. Леван приостановил и предложил немного подождать, и буквально через 10-15 секунд из моего рта вырвался дракон, да так, что аж слезы полились из глаз- настолько это было остро. Чтобы погасить пламя, я выпил залпом 2 стакана воды один за другим. Через несколько минут я все же осмелился повторить, было уже немного легче, но доесть все не смог, извинился, поблагодарил и ретировался. Да, было действительно очень вкусно, но для неподготовленного желудка это просто нокаут. Сколько графинов воды я выпил вечером, точно не помню, скажу одно, что Горыныч жил во мне и не давал покоя всю ночь и только поле обеда на следующий день отпустил.

А с Володей они помирились, и для последнего была хорошая школа понимания и уважения чужих традиций. Может, кому-то захочется самостоятельно приготовить лобио, множество рецептов есть в интернете и, наверное, у Вас обязательно что-то получится, а вот мой товарищ-грузин после окончания института уехал на Родину и перед отъездом приглашал в гости и мне очень стыдно, что за долгие годы я так и не нашел времени съездить и продолжить не спеша разговор, начавшийся много лет назад и вновь ощутить вкус и услышать запах неповторимого лобио, запивая его настоящим грузинским вином и сказать « Приятного аппетита, дорогой сосед!»


Рецензии