Глава 7

                Глава 7. ПОЛДЕНЬ

                Для описания второго дня из жизни Сашеньки совсем не безразлично, какая это была пятница.
        Была она - самой обыкновенной пятницей рабочей недели - короткий рабочий день, когда даже дежурный по классу старались быстрее делать влажную уборку
    Они спешили по своим ребячьим делам, но не забывали, что их работа будет оценена санитаром класса.
  Санитаром, правильнее – санитаркой - была самая насмешливая в классе девочка.
    Её острого язычка опасались многие ребята, им доставалось от нее за грязные руки и ногти с черным ободком.
    Каждое утро она ставила оценки дежурным по классу, все ее оценки выставлялись на специальной доске, и в конце недели ребята одноклассники могли видеть кто лучше всех убирал класс.
          Количество пятерок для убедительности Наташа обводила красным карандашом.
        Знаете ли вы что такое влажная уборка?
      Дежурная приносили в класс ведро с водой и швабру, на которой была намотана тряпка.
    Тряпку смачивали водой и мыли ею пол, парты оставили на бок – получалось,  что они занимали меньше места ,и было легко разгоняться с мокрой шваброй,  скользя  по как  на коньках .
Когда пол был вымыт  и высушен  ( для этого тряпку хорошенько выжимали)  чаще всего с той веселой возней , которая свойственна всем детям с хорошим чувством юмора и энергией ,  требующей немедленного применения ,  парты возвращались на место , а ловкие руки уже находили  видимую и невидимую пыль и стирали ее чуть влажными тряпками ,  естественно, не той , которой  мыли поп .
     Я пишу  о том, как делали уборку в классе ученики четвёртого класса  средней  школы поселка Медвежка в  60 годы 20 века и чувствую , как мои моющий пылесос - робот недоверчиво  гудит возле моих ног, словно под движениям  моей руки он не только догадывается о чем я пишу,  но еще и предвидит вашу  скептически – недоверчивую  реакцию  на мои слова.
      Пусть так и будет, но Сашенька и Люся были среди дежурных по классу, они уже закончили работу и направляются в детский сад.
Сашенька несет портфель Люси.
В то время были распространены только портфели, а рюкзаки насилие только по хозяйственным и военным делам. В магазинах можно было купить ранец, отличался от портфеля тем, что его можно было носить за спиной так как вы сегодня носите рюкзак.
          Школьники носили свои вещи чаще всего в портфеле, к которому ещё добавлялся мешочек со сменной обувью
Люся уже немного привыкла, что Сашенька носит её портфель, если они идут вместе в школу или из школы.
   Она даже не удивилась, когда он предложил ей это в первый раз. Никто из одноклассников, да и из поселковых мальчишек так не делали.
   Сашенька же бы не местный, а из Москвы.
    Москву в посёлке считали центром мира, она и была такой тогда, да и сейчас, остаётся ею для России.
Всё что приходило из Москвы, выглядело для жителей лесного посёлка важным и красивым.
      Никто из поселковых детей не смеялся над Сашенькой или Люсей, не дразнили их женихом и невестой.
   Может быть, они говорили или думали что-то другое, но в глаза не осмеливались сказать или выкрикнуть дразнилку про жениха и невесту
    Школьники давали друг другу прозвища, но почти всегда они были безобидными, и чаще всего прозвище были производными от их фамилии, но Сашеньку и Люсю   никогда не дразнили, их называли по именам.
    В четвёртом «А» классе были дети с одинаковыми именами, это само собой вызывало интерес к именам. 
   Однажды на уроке внеклассного чтения Нина Николаевна прочитала ученикам историю о происхождении слов.
   Это очень заинтересовало многих учеников. , а чуть позже в классе началось массовое увлечение  этимологией – наукой о происхождении слов.
   Школьные классы периодически переживают массовые увлечения. Это может быть, например, коллекционирование или стрельба из рогаток, игра в фантики, игра в шахматы или шашки, игры в слова или сочинение детективных историй и страшных историй.
    Сашенькин класс «заболел» этимологией. 
    В школьной библиотеке были красивые желтые тома Детской Энциклопедии. Сашенька давно нашёл эти книги и часто сидел на полу возле полки с ними и листал страницу за страницей. Энциклопедии не разрешали брать на дом, а в библиотеке можно было читать их от открытия – до закрытия.
   Сашенька рассказал об этих книгах в классе. О них он написали в своём читательском дневнике. Он даже пообещал себе, что обязательно узнает о происхождении своего имени и имени Люси.
     Я думаю, что многие из вас знают о происхождении своих имён и о том, почему родители назвали вас именно этим именем.
    Сашеньку        этим именем назвал его отец, потому что очень любил его маму, которую звали Саша. Такое у него: его могут носить и мужчина, и женщина.  Это имя – Александр – греческого происхождения, оно значит Защитник. Святой покровитель этого имени святой благоверный князь Александр Невский.
      Анна Ивановна часто называла Сашеньку своим защитником. Она, как и многие верующие люди, знала о значении этого имени и о его святом покровителе.
      Каждому имени есть святой покровитель, для имени Люси – Людмилы была покровительницей святая мученица Людмила княгиня Чешская. Люся, как и Сашенька, знала почему она носит такое имя. Оно славянского происхождения, и обозначает милая, нравящаяся людям. В семье Люси были выходцы из Чехии- её прадедушка был знаменитым мастером стеклодувом и его пригласили на работу в Россию. Он остался жить в России, был женат на русской женщине, их дети уже не говорили на чешском, но продолжали традиции его мастерства, после революции 1917 года их маленький заводик был национализирован, а семья распалась. Кто-то уехал из России в другие страны, кто-то остался в России.
    Мне известно, что отец и мать Люси были на оккупированной немецко- фашистскими захватчиками территории Беларуси, потом в Польше,, в концентрационном лагере , где их и освободила Красная Армия Советского Союза. Отец Люси получил специальность лесника, а мама, как вы уже знаете, работала поваром в столовой для рабочих. Теперь, думаю, вам понятно, как они оказались в Медвежке.: здесь была для них работа, для детей – школа и детский сад. Была и надежда на то, что свежий воздух, сосновый бор поможет Люсе справиться с гемофилией – неизлечимой болезнью, о которой вы тоже уже знаете из моего рассказа.
   Да, напомню, что в русской культуре существует несколько имен, которые могут носить и мужчина, и женщина. Имя Сашеньки – Александра -только одно из них.
     Напомню некоторые: Антон -Антонина, Валентин-Валентина, Юлий – Юлия, Виктор – Виктория, Павел – Павла, Ян – Яна, Федор- Федора, Василий – Василиса, Валера – Валерия. Напомню, что каждое имя связано с о святого покровителя.

        В спорах и ссорах, которые неизбежно возникают в группах, дети могли называть  друг друга обидными словами – обзывать.
     Чаще всего обзывались дураком или дурой.
      Такое название было очень эффективной защитой.
 Достаточно было сказать в ответ:
-От дурака слышу
 или
-  Сам дурак-, и конфликт заканчивался.
  Необходимость бросаться обидными словами пропадала сама собой.
    Я опять отвлеклась, а мне просто необходимо сказать, что Сашенька и Люся были чем-то особенным для окружающих.
  К ним не было повышенного внимания. Внимание было, но оно не проявлялось как назойливое любопытство, оно было тем чутким и бережным проявлением симпатии, которые возможны, если люди ценят друг друга- уважают.
     Сейчас Сашенька и Люся, не заходя домой, идут к детскому садику, где   брат Люси трехлетка Юра ждет их возле ограды.
   Дверь ограды, которая окружают всю территорию детского сада, закрыта на  замок , но Юре не надо звать воспитательницу. Она    с улыбкой на круглом добродушном лице спешит на встречу детям, позванивая на ходу ключами.
     Их - целая связка, и потребовалось несколько минут, чтобы найти нужный ключ.
   За это время Юра уже успел поделиться своей главной новостью:
-  Смотрите, что я нашел -.
он протянул сложенные ладони Люсе, когда он открыл их , то дождевые черви -  или их было  два - быстро распрямились и собрались покинуть , хотя и не враждебный но и не добровольной плен.
     Они свесились с ладони мальчика, ему пришлось подставить вторую ладонь, чтобы образумить беглецов.
    Люся не выразила возмущение или презрительного вращения. Она мельком взглянула на Сашеньку, который с любопытством, не скрывая улыбки, смотрел на дождевых червей:
- Юра, — это дождевые черви. Земля -их дом, их надо отпустить, им с нами скучно.
Люсино объяснение задержалось на секунду, ее слова подхватил Сашенька:
-  Да, Юра, им с нами скучно и грустно, они привыкли к темноте, и солнечный свет слепит.
    Мальчик внимательно слушал сестру и её друга, но не отрывал глаз от медленно шевелящихся дождевых червей.
   Он ничего не говорил, молчание было несвойственно его живой натуре, и Люся, чтобы помочь ему принять решение , обняла брата за плечи и предложила ему помочь найти уютное  место для жизни этой парочки .
   Всё так же молча Юра и Люся подошли к столбику забора.
   Люси присела на корточки и руками разгребла землю у основания столбика.
     Юра осторожно положил туда червей, которые быстро стали закрываться во влажную землю.
    Юра говорил, обращаясь к сестре:
-   Я завтра их навещу.  принесу им булочки.
-   Да, обязательно, ты же знаешь, где их дом. Если их не будет здесь, значит они на работе, - Люся была спокойна и её слова звучали очень убедительно.
   Юра и Люся подошли к Сашеньке, который уже успел ответить на вопросы воспитательницы о школьных делах.
   Она спросила Сашеньку и о том, трудно ли было начинать учиться в лесном посёлке после Московской школы.
    Сашенька искренне ответил, что ему не было трудно.
  Конец расспросам положил голос Юры:
- Мы уже руки вымыли, смотри, что у меня в кармане, - он достал из кармана пальтишка камень со сквозной дырочкой.
- Куриный бог!  У тебя, Юра, сегодня -день находок, - голос Сашеньки внезапно вздрогнул.
   Подняв глаза, он увидел, как Люси вытирает нос белым кружевным платком, на котором быстро выступали пятна крови.   
      Лицо Люси побледнело, но на нем не читался страх.
Она встречается глазами с испуганными глазами Сашеньки:
- Так бывает, не бойся, сейчас пройдет.
   - Что с тобой? -
 Сашенька не ждал ответа и   взял Люсю под руку, то же самое, подражая ему, сделал Юра.
     Поддерживая Люсю, они подошли к крыльцу детского садика, на котором стояла воспитательница и перебирала в руках ключи.
  Она поспешила на встречу детям:
-  Что с тобой? - -она осторожно прикоснулась к руке девочки, в которой был зажат пропитанный кровью носовой платок.
   За Люсю ответил Юра ответил Юра. Он был очень живой, активный говорун и уже хорошо  формулировал свои мысли.
  Он торопливо стал объяснять:
 -  У Люси это бывает- кровь вытекает, а потом не вытекает. Надо подождать пока она остановится.
  Воспитательница с тревогой и сочувствием смотрела на Люсю, которая уже присела на крыльцо.
    Девочка была бледна, но спокойна и уже готовилась говорить сама:
-  У меня болезнь давно уже, ее нельзя вылечить
    Ее словам поразили Сашеньку, как и спокойная, даже равнодушная интонация в голосе Люси.
   Её бледное лицо можно было принять за обречённость, если бы она не продолжила говорить:
- Мне Бог дал это испытание.
         В короткое мгновение Сашенькин мир, мир его души, где ее сокровища еще ждали своего кладоискателя, стал местом борьбы только что родившегося страха за  здоровья Люси и уже живший в его душе любви к ней.
- Я буду всегда с тобой, - сказал он, осторожно дотронувшись до ее руки.
   - И я буду, -маленький Юра, потрясённый силой слово Сашеньки, бросился обнимать сестру.
     Воспитательница на время оставила детей и ушла в здание детского сада предупредив их, чтобы они никуда не уходили.
     Сашенька, Леся и Юра сидели на крыльце. Юра уже принялся болтать ногами и начал рассказывать о том, как и где он нашел дождевых червей, и задавал вопросы, на которые вряд ли смог ответить каждый из нас.
Вы бы смогли ему ответить на вопрос о том, как дождевые черви едят под землей?

воспитательница вернулась с тарелкой, на которой лежало три кусочка белого хлеба, отрезанных от батона, который называли нарезным.
           Их привозили в посёлок только для детского сада. Взрослые всегда старались дать детям лучшее, Нарезной батон выпекался из муки самого высшего качества.
        Все кусочки были намазаны сливочным маслом, которое сверху посыпано сахарным песком.
-  Возьмите, - воспитательница протянула тарелку детям.
 Сашенька заметил, что кусочки были разного размера, и пока Юра выбирал кусочек для себя, взял самый маленький.  Юра тоже выбрал из двух оставшихся самый маленький.
      Маленький мальчик и подросток, не сговариваясь, уступили самый большой кусочек хлеба Люсе.
       Они знали, чувствовали, что так надо.
 Люся взяла оставшийся на тарелке кусочек, и со словами благодарности вернула тарелку воспитательницу.
  - Ешьте на здоровье, не торопитесь уходить, вы здесь никому не мешаете, -воспитательница звякнула связкой ключей, которых все еще держала в руке, и ушла в здание детского сада откуда уже слышались голоса детей и взрослых.
     Дети доели угощения, не было необходимости спрашивать их о том понравилось оно им или нет. Они   не были привередливыми сладкоежками, их вкус не был испорчен химическими вкусовыми добавками. Они получали естественное для человека наслаждение от хорошей здоровой пищей, которая приносит чувство удовлетворения, запуская в организм работу гормонов, которые делают человека веселым и оптимистичным
    Дети уже покинули ограду детского садика.  Люся шла между Сашенькой и Юрой, они держали её за руки.
    У Юры уж кончалось терпение, и Люся, почувствовав это, отпустила руку брата:
-   Беги впереди нас, только далеко не убегай, - и подтолкнул его легко в плечо
  Юра взглянул на нее словно проверяя её силы идти без его помощи и, пробежав немного вперед, остановился: 
  -  А мы сегодня омлет ели!
   Надо сказать, что это был важным событием в младшей группе детского сада лесного поселок Медвежка в 60 годы 20 века.
.      Воздушный омлет которая готовили в детском саду совсем, не напоминал глазунью или яичницу, которая обычно ели в семьях рабочих лесозаготовителей
    Омлет в детском саду был пористым, высоким, с румяной аппетитной корочкой, его выпекали на большом противне и нарезав кусочками, подавали   каждому ребёнку.
    На тарелке омлет не опадал, не превращался в жалкую лепешку. потому что его подавали горячим сразу из духовки
     Вид этого омлета, его вкус становились для детей одним из ярких воспоминаний детства.
     Я знаю об этом, потому что после появления интернет многие взрослые и даже пожилые уже люди, вспоминали этот омлет, искали рецепт и, найдя,  публиковали его с обязательным упоминанием о своём детском саде
  На встречу Сашеньке, Люсе и Юре шла мама Люси и Юры.
Она работала в столовой для рабочих леспромхоза, ее рабочий день начинался рано утром, и вот он уже подошел к концу
    В рабочей столовой она готовила нехитрые блюда, я перечислила меню, которое практически при каждый день, было в этой столовой: биточки в молочном соусе,  рыба по- польски, рассольник ,борщ , щи  из свежей капусты и из квашеной капусты.  , уха , салат из квашеной капусты , соленые грибы.  Хлеб на столах столовой был бесплатный - рабочие брали столько, сколько они хотели
   Из столовой можно было взять еду домой, и многие семьи пользовались этим
   Юра побежал на встречу матери всё с теми же словами про омлет и вопросом, который родился у него только что:
 - Мама, а ты тоже умеешь делать омлет как в садике
  Мама немного смутилась, но её ответ услышал не только Юра, но и подошедший к ней Сашенька и Люся:
-  Умею, но не делаю, - наши рабочие любят глазунью.  Ты-то любишь глазунью? -обратилась она к сыну.
-  Глазунью? - молчание Юры затягивалось. он даже потрогал свои глаза и на мгновение закрыл их.
- Она смотрит? - голос его звучал недоверчиво
  Сашенька опередил всех, хотя мама и Люся готовы были уже рассеять сомнения и недоверие мальчика
  - Нет не смотрит, это ты смотришь и видишь своими глазами желток и белок.
    Хочу напомнить вам, что Сашеньку обрадовала интерес Юры к слову.
Сам он был доволен своим объяснением, считал его правильным, я хотела бы спросить своих читателей о том, возможен ли другой ответ на вопрос Юры
    Отвечая на детский вопрос, Сашенька, не зная ещё об этом, использовал знания из этимологии – науки, которая изучает значение слов и их происхождение.
  Пройдет немного времени, и он будет сам себе задавать вопросы о происхождении слов и пытаться найти на них ответы.
  Тогда у него и родится вопрос, который останется для него таинственным и неразрешим.
       Уже будучи взрослым, он пытался находить на него какие-то ответы, но все они были не точными и не вызывали радости открытия.
    Хотите ли вы ответить на его вопрос?
     Вот он:
   - Почему траву назвали травой
    Моим герои вместе с мамой Юры и Люси уже подходит к их дому, прощаются с Сашенькой, а ему надо пройти ещё мимо трёх домов и там его ждёт анна Ивановна ,которая приготовила обед . Он сидит на табуретке у кухонного стола, подперев голову рукой.
   Она так глубоко задумалась, что не услышала, как Сашенька вошел в дом.
    Перед Анной Ивановной лежала раскрытая газета
     С порога Сашеньке показалось, что Анна Ивановна плачет.
       Он окликнул ее:
     -  Я дома, что Вы там читаете? - Сашенька обращался на Вы   к Анне Ивановне, это был знак уважения.
  В то время во многих русских семьях дети обращались к родителям на «Вы», а Анна Ивановна была чужим для Сашеньки человеком, и правила вежливости не предполагали другого обращения. Сашенька называл ее полным именем и отчеством Анна Ивановна и на «Вы».
     В школе ученики также обращались к учителям и другим работникам школы.
  Исключением была только школьная буфетчица, которую ученики звали тетя Оля.
   Это была красивая девушка, которая только два года назад закончила школу.
   Она отзывалась на такое обращение, чувствуя как она всё дальше и дальше уходит от детства, и взрослая жизнь требует новых слов , новых действий, нового платья и косметики , чтобы не быть похожей на ребёнка .
  Надо сказать, что косметикой она пользовалась умело, но для современных модниц это выглядело бы очень странно.
    Тетя Оля красила ресницы черной тушью.
    Однажды Сашенька забежал в школьник киоск за его любимыми соевыми батончиками – цилиндрической форма конфеты в обёртке, которую можно было обменять на другие фантики. Фантиками назывались все виды обёрток от конфет, многие дети их коллекционировали.
    Сашенька застал тётю Олю за нанесением макияжа - она стояла перед окном, смотрела в  стекло как в зеркало.
   В руках у неё была маленькая коробочка, в которую она сплёвывала, а затем маленькой щеточкой энергично терла по содержанию коробочки и красила этой щеточка ресницы.
      Она делала это так быстро и ловко что Сашеньке пришлось снимала удивиться как быстро преображалось лицо тети Оли, приобретая ту выразительность глаз, от которой может ты учащённый забиться сердце даже маленького мальчика:
 -  Какая вы красивая, тетя Оля, не сдержался тогда Сашенька.
- Что тебе надо, кавалер? -  тетя Оля быстро зашла за прилавок улыбаясь и втайне радуясь словам мальчика.
      Анна Ивановна только что прочитала в газете «Лесная промышленность» заметку о судьбе поселке. В ней говорилось о перспективных планах развития лесозаготовок.  в этих планах посёлок значился как малорентабельный и должен был закрыться через три года.
   Об этом уже давно судачили поселке, новость не застала Анну Ивановну врасплох, но там была и другая заметка, которая заставила ее задуматься о своей судьбе , о судьбе своего сына Владимира , о судьбе Сашеньки .
  Это была заметка о том, что в Советском Союзе произведены очередные испытания атомного оружия.
      Когда Сашенька спросил ее о том, что случилось, она не захотела огорчать мальчика и ответила ему, что читает про планы заготовок.
     Это было правдой, но только частью правды.
    Признаться, я была бы рада если бы только планы лесозаготовок привели Анну Ивановну в задумчивость,
     Анна Ивановна не хотела, но не могла не думать о прошедшей Великой Отечественной войне, - угроза новой войны напоминала о себе все громче и громче.
    Весь мир уже знал о силе атомного оружия после бомбардировки американцами японских городов Хиросима и Нагасаки в 1949 году
  Ужас атомной войны навес над всем миром, в СССР не было ни одного взрослого человека, который бы не сказал вслух или не подумал:
- Господи, только бы не было войны.
Анна Ивановна была одним из таких людей.

     Сейчас она позвала Сашеньку к столу.
   Это не было временем для обеда -- слишком   поздно для обеда, это не было и ужином - слишком рано для ужина, это было такое время для еды, которое Анна Ивановна , Владимир и Сашенька называли заморить червячка.
Сегодня этому названию было уделено особое внимание
Сашенька рассказал о том, что Юра нашел дождевых червей, но не заморил их, а с помощью Люси нашел для них дом,
а у Люси из носа шла кровь.
    После этих слов Сашеньки анна Ивановна вопросительно тревожно посмотрела на него.
 -  Кровь остановилась, - продолжал Сашенька, - мы потом на крыльце в садике посидели, и нам хлеба с маслом дали. Я   своего червячка немного заморил, - Сашенька хотела рассмешить встревоженную Анну Ивановну
           Она улыбнулась и погладила его по голове:
- Ешь, и я вместе с тобой заморю червячка.
    Анна Ивановна ловким движением наливала из трехметровой банки молоко по белым кружкам в синий горошек. Она достала из шкафчика пачку печенья «К чаю».
    Оно было любимым печеньем в семье. и Сашенька каждый раз добавлял, что печенье не только чаю, но и к чаю, но и к молоку.
Печенье было вкусным, и, можно сказать, универсальным десертам к чаю, молоку, компоту, какао и кофе
        Все эти напитки Сашенька знал и пробовал, считая самым вкусным то один из них то другой
       Вкусы, как известно, меняются
    Чай он любил не только со вкус, но и за цвет красивой желтой картонной коробочки, в  которой хранился сухой чай. Она была украшена слоном.
        Когда приходил во время чаепития, Владимир часто обращался к Сашеньке со словами:
-  Будешь пить чай со слоном?
Они придумывали много смешных историй о том, как это – пить чай со слоном изображали это в лицах. Анна Ивановна от души смеялась, а бывало и хохотала, называя их артистами.
     Может быть, у вас тоже появилось желание представить и изобразить чаепитие со слоном.
К молоку в доме Анны Ивановны относились очень трепетно
взрослые не пили молока, отдавали его Сашеньке
Единственная в поселке корова костромской породы давала молоко детям семей, которые платили вскладчину    налог за неё. Это было три семьи, кроме Анны Ивановны. В этих семьях корова, а звали её Милушка, -   была почитаема как индийская священная корова.
     Если Анна Ивановна случайно проклевала каплю молока, то она долго сокрушалась и ругала себя недотёпой
О компоте надо бы написать отдельную главу, потому что он был из сухофруктов.
      Множественное число сухофрукты - говорит о том, что это был набор из яблок, груш, винограда , чернослива,  и все они-  каждый по-своему-  были вкусны , а все вместе сваренные в воде давали необыкновенный праздничный вкус напитку,  который  можно было пить и холодным и горячим
   Какао и кофе продавали поселковом магазине.
  Если вы сейчас представили, что- то подобное знакомым вам супермаркетов, то спешу вас остановиться.
     Я пишу о том времени, когда в поселковый магазин привозили и кофе, и какао виде твердых маленьких брекетов похожих на маленькие кирпичики.
В детской ладони Сашеньки помещалось две таких пачки так вы можете представить себе размер этого брекета
      Дети часто покупали их
Сашенька не был исключением, у него были карманные деньги. Анна Ивановна давала ему со их со словами:
-  Купи себе, что хочешь.
     Я не могу сказать точно, сколько денег Сашенька откладывал в копилку, но мне известно, что он покупал кофе или какао , на пакетиках которых  была инструкция о  том,  что содержание надо растворить в горячей воде.
Однако, выполнить эту инструкцию удавалось далеко не всем детям
     Брикетики кофе и какао были спрессованы так прочно, что нужно было ждать очень долго пока не растворятся полностью.
Если вы встречали терпеливых детей, то расскажите, как они выглядят и где они живут, я бы хотела взять у них интервью о методах воспитания терпения.
      Сашенька знал вкус напитков, в которых брекеты были полностью растворены, но он никогда не хотел выпить кофе или какао
Он хотел погрызть их, как и большинство детей он знал не передаваемо прекрасный вкус кофе со сливками и какао с сахаром, если этот вкус рождается прямо во рту, куда наконец-то удалось попасть отгрызенным крошкам.
     Я не оговорилась - удалось попасть — это было настоящее искусство, сродни искусству камнереза. - отгрызть кусочек кофе или какао.  Разница была в том, что у каменотесов были рабочие инструменты, а у детей - свои зубы, а некоторых - нежные молочные зубы.
      Описанию самых невероятных способов получения крошек из брикета я могла бы посвятить много страниц, но мне нужно рассказывать о том , что Сашенька  и Анна  Ивановна собираются ехать к зубному врачу.
     Это они стоят возле гаража, где уже заводятся грузовая машина, которую называют такси
       Вы можете представить себе и даже попробовать на деле способы, какими можно раздробить твердый прессованный брусок - модель брикета кофе и какао
     Интересно, совпадут ли ваши способы с теми которыми пользовались дети лесного поселка.
       К гаражу подошли трое взрослых людей.
     Один из них был Евграф.
Он выглядел очень жалко - его левая щека распухла, глаз заплыл, и он с трудом говорил.
    Евграф не был бы Евграфом, если бы поздоровавшись, он не пошутил - в этот раз он шутил над собой:
 -  Я только что с хутора. Знаешь такое хутор Диканьки? -обратился он к Сашеньке.
   Сашеньке пришлось отрицательно покачать головой, при этом он сочувственно смотрел на Евграфа, который, хотя и улыбался, но с трудом еле сдерживаюсь, чтобы не застонать от нарастающей тупой зубной боли:
-  Гоголь об этом хуторе написал, в библиотеке есть такая книга, - он проговорил это уже стонущим голосом.
   Такси наконец завелась. и шофер пригласил всех в машину крутую брезентовым тентом, кузов грузовика быстро заполнился людьми, которые собирались него карабкаясь через борта.
   Евграф подкинул Сашеньку, и он успел быстро залезть и занять места для Евграфа и Анны Ивановны посередине скамейки у самого кузова грузовика.
          Скамейки были поставленные рядами и приколочены к бортам грузовика, поэтому борта и не откидывались - через них нужно было перелезать. Это уже и сделали Евграф и Анна Ивановна, они перешагивают через скамейки пробираясь сейчас к Сашеньке.
  Люди уже сидели на скамейках, они уступали им дорогу прижимаясь друг к другу.
     Скамейки были установлены так тесно, что между ними нельзя было стоять людям:
-  Смотри, москвич, какой ты стал прыткий, научился ездить, - с одобрением глядя на Сашеньку сказал мужчина, сидящий лицом к нему-.
-  Прыгаешь как заяц, - продолжил он, пытаясь устроиться удобнее и безопаснее для поездки, от которой зависела его дальнейшая судьба.
      Он был одет тщательно и даже нарядно, потому что я ему нужно было ехать на станцию, и добираться до ближайшего города, где его ждало судебное заседание по его делу.
     Пассажирам такси не нужно было гадать, почему он так одет и этим выделяется на фоне их будничной и рабочей одежды.
    В поселке все хорошо знали - земля слухом полнится - кто и когда должен ехать в суд за освобождением и всегда надеялись, что за освобождением от поселения.
   Вы же знаете, что в посёлке Медвежка жило много людей, которым был запрещен въезд в большие города,  потому что органы власти должны были выяснить правду о их жизни на ,  которая была оккупирована немецкими фашистами.
         Такие выяснения могли длиться годами, потому что миллионы советских людей были на захваченных территориях, и
органы государственной безопасности СССР должны были проделать огромную работу, чтобы выявить среди них тех, кто добровольно сотрудничал с немецкими оккупантами,
совершал военное преступление, был замешан в криминальных преступлениях.
-    Ты-то куда едешь? - снова обратился к Сашеньке мужчина в нарядной одежде. У него даже был галстук в полоску, это его сейчас он вынужден поймать, чтобы конец галстука не ударил его по лицу.
   Такси так подпрыгнула на очередном ухабе, что галстук выскочил из пиджака и пришел в движение- пассажиров тряхнула основательно.
  Сашенька не ответил на вопрос мужчины, - машину трясло так, что люди были вынуждены вцепиться в скамейки или друг в друга.
   Евграф одной рукой прижимая к себе Сашеньку, а другой крепко держался со скамейку.
   Не делай он этого Сашенька не смог бы усидеть и упал бы на сидящих впереди людей
            Не на каждом океане можно пережить такую качку.
         Наконец машина пошла равнее.
- Лежневка закончилась, слава Богу, скоро доедем, — это шепчет Анна Ивановна и крестится.
      Лежневка — это свободно лежащее, не прикреплённые друг другу брёвна, которые плотно уложены в болото.
  Замерзая, они служат как настоящий мост, а весной и летом, да и поздней осенью до первых сильных морозов они похожи на понтонный мост.
           Такси уже подъезжала к поселку Даравица, куда и держали путь многие пассажиры
          Даравица была тоже поселком лесозаготовителей, ее построили на берегу реки, по которой шел сплав заготовленного леса.
     Этот лес пригласили в Даравицу по узкоколейной железной дороге.
     Маленькие паровозы гоняли по рельсам пустые товарные вагоны в лес.  Рельсы   начинались в Даравице, а заканчивались тупиком в лесу за 60 км от посёлка.
        Из леса привозили брёвна, а в лес возили рабочих и необходимо им для рабочего дня предметы.
    В  Даравице было больше населения чем в Медвежке.
Из Даравицы ходила регулярно такси до ближайшего районного центра, где была уже станция настоящей железной дороги, по которым без пересадки можно было проехать в Москву или Владивосток.
  В Даравице были, и зубные врачи, к одному из них в давно назначенное время должен был приехать Сашенька и Анна Ивановна.
     Они приехали, но приехал и Евграф с     нечастным лицом и перекошенной щекой.
   Это он сейчас разговаривает, вернее говорит стонущим голосом, с женщиной сидящей за конторкой регистрации
    Она, не дослушав его, выходит из-за конторки, берет Евграфа за руку и уводит его за дверь одного из врачебных кабинетов.
Кабинетов - два, один из них - врачебный, а другой - процедурный.
В коридоре три человека сидящие с грустным видом на стульях возле двери процедурного кабинета.
    Медсестра вызывает Сашеньку к врачу. Анна Ивановна попросила разрешение войти с ним.
Сашенька не боялся, но за него беспокоилась Анна Ивановна и ему это было даже приятно.  Медсестра кивнула Анне Ивановне, и в кабинете предложила ей стул, а Сашеньку пригласила в зубоврачебное кресло.
      Я думаю, что вы все бывали в таком кресле, и мне не надо описывать технические подробности и переживания Сашеньки.
Как вы уже знаете, он не боялся и терпеливо ждал окончания процедуры.  Анна Ивановна уже благодарит доктора и выслушает его наказы, держа Сашеньку за руку.
Он не может говорить внятно, анестезия - заморозка - еще не прошла и язык плохо слушается его, он только кивает доктору и пытается улыбнуться.
           Когда анна Ивановна и Сашенька выходили из кабинета они увидели, что Евграф сидит в коридоре на стуле около процедурного кабинета, ему, как и Сашеньке было трудно говорить. Заморозка - анестезия - необходимая для лечения зубов не проходит быстро и требует времени.
        Евграф помахала Сашеньке и Анне Ивановне рукой, они улыбнулись друг другу, и анна Ивановна с Сашенькой вышли на улицу.
-   Сашенька, хочешь мороженое? - Анна Ивановна была уверена в ответе, но ей хотелось отвлечь его от впечатлений зубного кабинета, Сашенька попытался улыбнуться ей:
-  Вы же знаете, почему спрашиваете, - он не ждал ответа, а потянул ее к столовой, где в Даравице   продавали мороженое двух сортов: фруктовые и сливочное.
 Мороженое делали в столовой, оно было действительно вкусным.
   Если бы я была экспертом, то в любом конкурсе мороженого отдала бы ему пальму первенства, а пока опишу нетерпение Сашеньки, который уже сидит на столе возле тонконогого столика и ждет, когда официантка принесет мороженое.
   В рабочей столовой была официантка, она принимала оплаченные заказы и разносила подносы с едой с улыбкой, о которой поют песни.
   Через полчаса и Сашенька будет напевать, губы и язык его уже слушается. Анестезия сделала свое дело и ушла без следа
Он и Анна Ивановна уже ждут такси, чтобы ехать домой в Медвежку., к ним провести присоединяются и другие пассажиры. Среди них нет Евграфа и человека в нарядной одежде.


Рецензии