Глава 8
Обратную дорогу домой мне уже не нужно описывать в деталях.
Что такое лежневка я уже рассказала, осталось только добавить, что пассажиры, которых кидало из стороны в сторону и вверх вниз беззлобно реагировали на ухабы и сравнивали свое путешествие с полетом в космос.
Можно было услышать единственные ворчливый голос, который раздался после очередного подъёма и стремительного спуска вниз:
- В космос летаем, да и тут не отстаем, наш-то космос покруче будет,
Никто не ответил ему, словно соглашаясь. Полеты в космос в то время уже не были в новинку. Время первых спутников, за которыми следили все советские люди, прошло, но интерес к сообщениям о запусках новых космических аппаратов был высоким.
На станции юных техников, а отделение такой станции было в Даравице, мальчики и девочки строили модели спутников космических кораблей и орбитальных станций, модели разных типов судов и автомобилей, и много других моделей.
Через участие в технических кружках, которых на станции юных техников всегда был большой выбор, школьники глубже понимали мир техники, законы физики, математики, химии , учились пользоваться инструментами создавая модели из разных материалов
Мне необходимо написать эту об этом, потому что в такси идет разговор о школе, в который учился Сашенька, об учителе труда Валерий Сергеевиче.
Это его называет по имени отчеству пассажир с большой сумкой, которую он бережно держит на коленях и прижимает к себе, когда качка в машине превращается в штормовую.
- Везу Валерию Сергеевичу его заказ, - на станции юных техников поделились, будем делать фотолабораторию, -
пожилой мужчина вздыхает, - как не позавидовать нынешней молодежи, у них столько возможностей.
Его словам поддержала пассажирка в ярко зелёном платке, который ей приходилось не раз поправлять во время поездки по лесной дороге.
- Молодежь у нас хорошая, вон Сашенька не задаётся, что он москвич, дружит с поселковыми, другой бы нос задирал.
Анна Ивановна посмотрела на Сашеньку, который покраснел от этих слов.
- Не захваливайте парня, - сказала она, обнимая его.
В поселке все знали, что Сашенька не только москвич, но и художник.
Он вместе с другими ребятами был в редколлегии общешкольной стенгазеты, Газета- два больших листа ватмана - выходила раз в месяц, ее вывешивали в здании школы для старших классов. Она была украшена рисунками и заметками, которые писали ученики и учителя.
Заметки печатались на пишущей машинке, о ней я ее уже рассказывала, и к заметкам рисовали иллюстрации.
Сашеньку рекомендовал в редколлегию стенгазеты Юрий Николаевич руководитель литературного кружка, когда увидел рисунки Сашеньки на страницах его истории, написанной для литературного кружка и на литературном кружке.
Сашенька рисовал перьевой ручкой тонкие линии, легкими движениями, изображение предметов и людей как бы сами собой появлялись под его рукой, и часто вызывали восхищение и даже зависть детей и взрослых.
О рисунках Сашеньки узнал весь поселок в тот день, когда был праздник, посвященный дню космонавтики, Этот праздник отмечают 12 апреля. именно в этот день в 1961 году советский гражданин Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос.
В школе каждый год в этот день был концерт, и вывешивалась большая школьная стенгазета, которая рассказывала об истории космических полетов.
Сашенька нарисовал этой стенгазеты первый искусственный спутник.
Этот спутник был запущен в СССР 4 октября 1957 года, нарисовал он и первую собаку космонавта – Лайку, которые была в космосе 3 ноября 1957 года , не забыл он и Белку со Стрелкой - собачек ,которые летали в космос 19 августа 1960 и совершили 17 витков вокруг земли и вернулись живыми Конечно , главным героем его рисунка был юрий Алексеевич Гагарин это он 12 апреля 1961 облетела нашу планету на космическом корабле .
Сашенька нарисовал его в кабине космического корабля, окруженного планетами и звездами, корабль летел высоко над землей, а с земли на него смотрели люди и три собачки.
Рисунки Сашеньки были такими трогательными, что вызывали добрые чувства даже у самых равнодушных к животным людей
Школьники из нашего 21 века наверняка поставили бы ему сотни лайков, о которых тогда никто не знал и не предполагал, что никогда -то они появятся.
Искренне уважение Сашенькиному таланту люди проявляли словами и тем отношениям которое называется искренним уважением.
Это уважение проявлялось естественно, как дыхание. Никто не задумывался о том, почему теперь между собой люди называют его наш художник.
Мне остается напомнить, что директор леспромхозами тоже называли «Наш», и все понимали о ком идет речь.
Сашенька часто рисовал космос, придумывая на ходу истории и персонажей, которых он тот изображал очень миниатюрными. Как вы помните, он рисовал миниатюрное изображение похожее на смайлики.
Сейчас же Сашеньке не до рисования- он, Анна Ивановна и Владимир собираются в кино на вечерний сеанс в 19 .00.
Первый сеанс был 16 ноль 00:00, что бывает только по выходным, а сегодня – пятница.
Желающих посмотреть полнометражный японский мультфильм оказалось очень много и директор клуба, где показывали кино, назначил дополнительный сеанс.
Накануне- в четверг- этот фильм был показан как детский сеанс и школьники после уроков смотрели японские мультфильмы .
Это были не короткие мультики, а двухчасовой мультипликации фильм.
На следующий день все билеты были распроданы заранее, и был показан, как я уже сказала, дополнительный сеанс.
Вы уже знаете, что в то время телевизоров у людей практически не было. Радио, книги, газеты были источниками информации и ежедневных новостей
Японские полнометражные мультипликационные фильмы производили сильное впечатление своей выразительностью, динамичностью сочетанием страха и смеха, который вызывали герои мультфильмов.
Сашенька уже смотрел несколько таких фильмов и с нетерпением ждал начала фильма
Зал затаил дыхание, люди сидели на деревянных скамейках, сидели на стульях, в проходах между двумя рядами скамеек.
Дети сидели на полу перед небольшой сценой, на сцене на стене которой был, висел экран, разворачивалось красочное захватывающее зрелище.
Тогда никто не знал про аниме и манга, но популярность полнометражных японских мультфильмов была невероятна, ее как силу искусства можно было видеть и ощущать по переполненному залу клуба лесного поселка Медвежка
Герои мультфильмов производили сильное впечатление, заставляли сопереживать им, хотя многие их действия и чувства были не совсем понятны зрителям. Особенно трудно было понять логику их действий. Фильм нельзя же было остановить и спросить, почему происходит то, что происходит
Сеанс был закончен, и зрители покидали зал, щурясь от неожиданно яркого света электрических ламп, которые вспыхнули под потолком зала, когда экран погас
В поселке была своя электростанция, и напряжение в сети было далеко неоднородным.
Обычно, в рабочее время электричество в домах даже отключали, чтобы его было достаточно для работающей пилорамы
После окончания рабочего дня напряжение электричества в домах увеличивалось, а вечерами было самым высоким, и лампочки горели в полный накал.
Именно это и произошло сейчас в кинозале.
Люди щурились в зале, а выходя на улицу, встречались с темным, холодным, весенним вечером.
Никто не задерживался, все торопились по домам
Хмурый вечер не располагал к задушевным беседам, да и фильм еще требовал осмысления переживаний за героев фильма.
Улицу освещали редкие фонари, которые только усиливали пугающие впечатление от мрака.
Анна Ивановна, Владимир и Сашенька уже подходили к дому , когда на соседней улице раздался громкий женский крик , и следом за ним послышался выстрел.
Сашенька вздрогнул, Анна Ивановна прижала его к себе одной рукой, а другой рукой придержало Владимира уже рванувшегося в сторону выстрела:
- Стой он же вооружен и скорее всего он пьяный, - она проговорила это не свойственным ей свистящим шепотом.
Мимо них быстро и молча прошло трое мужчин
Один из них на ходу протянул руку Владимиру:
- Привет, мы справимся не ходи туда.
Я должна вам напомнить, что Владимир воевал и переживал последствия ранения, он был слаб здоровьем, часто выглядел бледным и уставшим, хотя никогда не терял присутствия духа и любви к жизни.
Вы хотите узнать о том, кто кричал и почему стреляли.
Я не буду рассказывать детали этой трагедии- человек был убит другим человеком.
В поселке криминальные события были не редкость.
Оружие было у многих людей в доме Анны Ивановны на стене тоже висело ружьё Владимира.
Охотничьи ружья не были запрещены законами, этой возможностью пользовались многие люди-
они могли и не быть охотниками, ружья хранилось в доме для гарантии безопасности семьи
Беспокойство об этом было обосновано-
ни один человек в посёлке не мог себя чувствовать в полной безопасности.
Взрослая помнили об этом и наказывали детям, чтобы они не ходили к незнакомым людям в гости, не соглашались со сверстниками ,если они предлагали им сделать ,то что они не хотели бы делать или им это не разрешали родители.
Мне надо пояснить несколько словесных формул, которыми родители учили детей, оберегая их от провокаций сверстников или взрослых:
мне мама не разрешает;
мне нельзя мама ругаться будет;
нет не буду меня играть не пустят;
меня батя отлупит за это.
Если после таких защитных реплик провокаторы начинали дразнить маменькиным сыночкам или маленькой дочкой, то самой большой защитной силой обладали слова;
да я мамин сын, мамина дочка;
да я папин сын, папина дочка;
я люблю маму; я люблю папу.
Сашеньке уже приходилось сталкиваться с провокациями со стороны старших мальчиков
Вы помните, что начальная класса находилась в отдельном здании, и ученики разных возрастов чаще всего встречались после уроков на улице, в библиотеке , в клубе или магазине
Когда Сашенька первый раз самостоятельно пошёл за хлебом по дороге домой его встретили трое старшеклассников.
Они остановили его и потребовали отдать все деньги, которые у него были. У Сашеньки было несколько монет, которые он получил на сдачу, они лежали в кармане пальтишка.
Старшеклассники угрожали ему, но он не отдавал деньги, один из парней сказал ему:
- Молодец, стойкий оловянный солдатик, иди и купи нам сигареты. Скажешь, что для Владимира и тебя Анна Ивановна послала. Если не купишь и деньги не отдашь, то пеняй на себя.
Сашенька молча повернул обратно к магазину,
бежать было некуда. К магазину вел деревянный тротуар, проложенный по болотистой низине, при неосторожном движении с тротуара можно было упасть и увязнуть почти по грудь.
Об этой опасности знали все, знал и Сашенька.
Ему ничего не оставалось как вернуться в магазин.
Парни старшеклассники шли следом за ним и остановились у крыльца магазина.
Замечу, что этот магазин по неизвестным причинам был построен на единственном безопасном островке суши среди болотистой топи. Вскоре был снесен, но
в этот момент Сашенькиной жизни этот магазин выглядел как неустойчивой конструкции двухэтажное здание с перекосившимся крыльцом и далеко не свежими заплатами на гниющей деревянной крыше.
Сашенька зашел в магазин, где у прилавка стояли двое женщин и, похоже, не собирались уходить.
Они обсуждали какого-то Петра, который когда пьяный, то- бешеный.
Они словно не замечали смятение мальчика, нерешительно стоявшего у порога.
Я знаю, как разрешилась эта ситуация, предлагаю вам представить ее продолжение.
Скажу только, что Сашенька принес домой хлеб и сдачу , а старшеклассники зауважали его.
Сашенька никогда не рассказывал об этом эпизоде Анне Ивановне или Владимиру, только Люся знала о том, что и как было дальше
Не сговариваясь, она и Сашенька никогда не говорили об этом между собой, только Пётр, о котором вы уже прочитали выше, встречая детей на улице здоровался с ними с особым почтением.
Думаю, что я подсказала вам достаточно, чтобы вы как настоящие детективы смогли восстановить ход дальнейших событий в Сашенькиной истории того, уже далёкого, дня.
Мне пора вернуться к пятнице в тот момент, когда на улице прозвучал одинокий оружейный выстрел, и люди услышав его, изменили свое поведение
Надо бы рассказать, что в поселке довольно часто по выходным дням, особенно в холодное и темное осеннее время , можно было услышать шум драки , крики детей и женщин, громкую ругань и выстрелы.
Убийства случались нечасто, но угроза убийством была обычным делом.
Даже при наказании непослушных детей ее применяли как словесную угрозу:
- Лучше бы я тебя убила, - могла сказать почти каждая мать лесного поселка.
- Погибели на тебя мало, -так ругались многие женщины на детей и мужей.
- Тебя убить мало, - так могли сказать тому, кто совершил ошибку по неосторожности.
Слова «смерть» и «убить» были обыкновенными бытовыми словами, и не всегда содержали реальную угрозу или осуждения
Как и все слова, они могли превращаться в метафоры и превращались в них, поэтому во многих ситуациях слова применялись детям.
Чутким, к слову, ребятам, таким, как Сашенька, приходилось самим или с помощью взрослых решать вопрос о том, понарошку или, по правде, сказаны эти слова.
Вот и сейчас Сашенька слышит, что убили Семена:
- По правд убили? - ему не хочется утвердительного ответа, неясная надежда еще теплилась в голосе Сашеньки.
Анна Ивановна крепко сжала его руку.:
— Это мы узнаем позже, пойдем в дом.
Владимир уже открывал дверь дома и привычно сказал о том, чтобы они смотрели под ноги.
В домах посёлка электричество вспыхнуло сразу в нескольких окнах.
Этот свет был очень ярким, даже каким то неестественно ярким в кромешной темноте осенней ночи.
Мертвый Семен, которому уже закрыли глаза, лежал на спине
Выстрел пришелся ему в грудь - точно в сердце,
смерть наступила почти мгновенно.
Найти убийцу не составляло труда - он сидел на земле, ружье было отброшено далеко и его был не видно.
Темнота скрывала все, а убитый и убийца были освещены уличным фонарем и окнами дома.
Мужчины уже подняли убийцу с земли и отвели в дом, поставив сторожа у двери.
Один из мужчин пошел в поселковую контору, где был телефон, чтобы вызвать милицию.
Милицейский газик был на месте убийства через час после вызова, специалисты быстро приступили к работе.
Хочу заметить, что Великая Отечественная война закончилась почти 20 лет назад.
Казалось бы, мирное время лечит все раны, нанесенные людям этим страшным испытанием.
Были отстроены разрушенные города, налаживалось день за днем обычная мирная жизнь.
Тем, кто воевал уже было за 40, а то и за 50 лет,
это были взрослые люди, умудренные таким жизненным опытом, что его никому не хотелось бы пожелать.
Уже была написана песня «Хотят ли русские войны» (автор музыки -Эдуард Колмановский , автор слов- Евгений Евтушенко, впервые её исполнил Марк Бернес ) .Не было человека в СССР, который бы не знал этой песни.
В то же время в 1949 году американцы уже планировали Дропшот - план ядерной бомбардировки Советского Союза, а в 1956 году был создан новый план.
К счастью для всех людей планеты эти планы не осуществились, но холодная война между Советским Союзом и Западом начавшаяся в 1946 году оказывала свое влияние на состояние людей. Холодная война закончится 1980 году.
Время, о котором я рассказываю, это - время нарастающего противостояния между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Враждебность возрастала из года в год . Никто из советских людей не хотел войны. Никто.
Однако угроза новый войны не исчезала.
Это особенно остро чувствовали люди прошедшую войну , они как никто другой следили за международными событиями , которые были далеко не всегда оптимистичными .
Помните я вам рассказывала, что Анна Ивановна сидела, глубоко задумавшись над раскрытой газетой «Лесная промышленность». В разделе о политике, о международных отношениях было написано об очередных испытаниях атомных бомб в СССР,
После бомбардировки американским военными ядерными бомбами японских городов Хиросимы и Нагасаки 1945 году весь мир содрогнулся от ужаса перед этим смертоносным оружием.
Я напишу еще несколько слов об атомных и водородных бомбах, чтобы вы точнее представляли себе переживания людей, живущих в 60 годы 20 века в лесном посёлке средней полосы России.
Среди них жил Сашенька, и переживания этих людей влияли и на его детскую жизнь.
Мы -люди - влияем друг на друга даже не видясь в реальности, мы можем смотреть на статью в газете, что и делала Анна Ивановна, а видеть истерзанные, сожженные тела японских детей и того бумажного журавлика, которого делала облучённая девочка, надеюсь с его помощью рассказать миру, что миру нужен только мир
Я остановлюсь подробнее на нескольких фактах из истории, которые привела к трагедии в поселке Медвежка, свидетелем которой стал и Сашенька
Как вы знаете, во время Великой Отечественной войны СССР с немецко фашистскими захватчиками США были на стороне СССР и помогали Красной Армии. США были союзниками СССР. но сразу же после окончания войны они союзников стали врагами СССР.
Об этом говорит много фактов. Факт создания атомной и водородной бомбы и их испытания это только один факт, по сравнительно недавно уже в 21 веке были опубликованы секретные планы США по уничтожению СССР. Я уже упоминала об операции Дропшот по планам этой операции на территорию Советского Союза нужно было сбросить 300 ядерных боеголовок 28000 фугасных бомб всего они хотели поразить 200 целей в 100 городах Советского Союза.
Об этих планах узнала разведка Советского Союза и в Советском Союзе стали создавать и испытывать атомное и водородное оружие начались испытания атомного и водородного оружия.
П о плану Дропшот в 1949 году, то есть всего через четыре года после победы Красной Армии над гитлеровскими фашистами должна была состояться эта операция.
К счастью для всех людей земли эта операция не состоялась, и тучи атомного пепла не закрыли над землей небо.
В Советском Союзе к тому времени шла работа по созданию атомной и водородной бомбы.
атомная бомба была создана в 1949 году а водородную в 1953 году , но это не остановило американских военных , они готовили новые планы об ударе по Советскому Союзу в 1956 году, а ядерную войну планировали начать 1 января 1957 .
Мир подвергался тяжёлым испытанию от противостояния США и СССР. Это противостояние продолжалось, как я уже упоминала, до 1980 года и называлась холодной войной это было время Сашенькиного детства.
Политические события, международные новости в той или иной мере были зависимы от холодной войны. Каждый человек, живущий в то время, испытывал на себе влияние нескрываемого в средствах массовой информации ужаса перед атомным оружием.
В киножурналах «Новости дня» , которые показывали перед каждым сеансом художественных фильмов , можно было видеть кадры испытания атомного и водородного оружия. Сила этого оружия была известна в цифрах всем, кто интересовался современным вооружением.
В посёлке таких людей было немало -
никого не удивляло, если в мужской бане, в рабочей столовой или в компании друзей мужчины говорили об атомном оружии со сознанием дела.
Эмоциональное напряжение в группах людей, объединенных общими интересами в настоящем и прошлом, передается от одного человека ко всем
члены группы и усиливают это напряжение.
Оно может приводить к посттравматическому синдрому.
Это явление во время детства Сашеньки еще не было описано и изучена и не рассматривалось как болезненное, требующей медицинской помощи.
Вы можете уточнить значение этого термина и узнать его историю.
Для моего повествования от трагедии в поселке Медвежка важно напомнить моим читателям, что люди пережившие войну, победившие в этой войне, пройдя через нечеловеческие испытания живут в мирное, казалось бы, время , но это время называется холодной войной.
Посттравматически синдром - последствия войны, преобразующие психику участников не только боёв, но и
всего населения страны, давал о себе знать в жизни участников войны долгие годы.
Он вырывался в их сны кошмарами, мучил паническими атаками, рождал страхи и блокировал чувство радости, удовлетворения жизнью, препятствовал развитию любви к другому человеку и к самому себе.
Это состояние, длящейся долгое время, и другие последствия посттравматического синдрома затрудняли общение между людьми и способствовали непониманию.
В полной мере испытывал это на себе и Владимир- сын Анны Ивановны.
Его мучили кошмары и хронические боли от ранения, у него не было большого интереса быть с людьми, он предпочитал уединения в своей мастерской и общение с Сашенькой и Анной Ивановной
Его никогда нельзя было увидеть компании рабочих выпивающая крепкий алкоголь накануне выходных дней или в выходные.
Молодые люди, не прошедшие войну, считали его странным и нелюдимым: он никогда не рассказывал по доброй воле о войне, а если очень просили и настаивали, то он ограничивался короткой фразой:
- Не дай Бог вам пережить такое.
Владимиру не удалось создать свою семью.
Он был привлекательным, симпатичным, моложавым мужчиной, и женщины не обходили его вниманием.
После войны было мало мужчин, многие из женщин были готовы с радостью разделить с ним свою жизнь, но он не выбрал никого.
Ему не хотелось обманывать ни себя ни женщину, а полюбить не получалось.
Я пишу вам это так подробно, потому что сейчас Владимир отвечает на вопрос Сашеньки о том, почему убит Семен:
- Семен не был на войне, он был слишком молод, чтобы его призвали в армию,
Он попал в лагерь для перемещенных лиц, потому что жил на оккупированные территории и его угоняли в Германию.
У Семёна как и у Валерия Сергеевича погибла вся семья. Так случилось, что он полюбил чужую жену - жену Петра, но она не ответила ему взаимностью.
Пётр ревновал её, а, когда напился пьяный, то ему вдруг пришло в голову, что жена ему сейчас изменяет.
. Он схватил ружье и побежал к дому Семёна, по случайному стечению обстоятельств его жена шла с работы домой мимо дома Семена. она закричала, увидев мужа с ружьем.
(Сашенька слышал этот крик).
Семен же выскочил из дома на женский крик и получил пулю в сердце
- Этот муж Пётр, что бешеный, не мог поговорить? -Сашенька вопросительно смотрел на Владимира:
- Думаю, что не мог, у него и раньше такие припадки злости бывали. Он же всю войну прошел, вот и стал таким бешеным, если что-то не по нему, то сразу драться.
К разговору присоединилась Анна Ивановна:
- Народ-то после войны весь покалеченный: кто запил, кто сиднем сидит, ничего делать не может, а кто в драку без причины лезет, -
Она не стала продолжать, посмотрела на сына обняла его за плечи:
- Проклятая война, нет ей конца, от нее все беды и сегодня. Пойдемте спать, поздно уже, скоро светать будет, может быть, что-нибудь перекусите?
Сашенька и Владимир отказались, уже лежа в кровати, Сашенька представлял себе, что завтра они вместе с Люсей поедут кататься на велосипедах. Это будет первая поездка после зимы, а Юра обновит свой трехколесный велосипед, который ему папа привез из Москвы.
Сашенька молился перед сном и назвал имена всех , кого он любил и с особой нежностью произнёс имя отца :
- Господи, упокой душу моего папы и душу Семёна.
Послесловие
Я оставляю моих героев спящими после дня в котором было столько событий исторического значения . - нет не в мировой истории человечества ,а в истории их собственной жизни , где было их прошлое, их настоящее и , надеюсь, их будущее.
Каждый из них проходила свой жизненный путь, на котором они встречали других людей в настоящем времени и людей из прошлого, тех, что создали лесной поселок построили дома и тракторах, привезли в магазин продукты.
Эти невидимые люди стояли за каждым предметом, о котором можно сказать, что он- искусственный предмет, а значит, его создали люди, а не природа.
Природа окружала поселок густым лесом с еле заметными тропинками, сияла водой весёлой речки и первыми подснежниками.
Люди несли в себе свою природу, отличаясь внешним видом, характером и разнообразием темпераментов, пониманием себя и мира. Эти различия можно понимать как необходимость.
В это время зарождалась много новых наук, среди них - кибернетика, развитие, которое привело к созданию искусственного интеллекта.
Для всех вас сегодня искусственный интеллект - часть вашей жизни, да и моей- тоже. Он меняет действия человека, и сегодня мы много знаем о роботах, которые заменяют людей в разных делах.
Люди меняют природу вокруг себя, создавая новые виды растений и породы животных, генное модифицирование – один из разделов школьной программы.
Мальчику, который сейчас спит, придется пережить бурное развитие технического прогресса.
Сегодня он, как и мы, пользуется всеми его достижениями: интернет беспроводная связь ,скоростные поезда , круизные лайнеры и многое другое.
Каждый день детства с годами становится для него все дороже. Это - один из законов жизни: чем старше человек становится, тем чаще он вспоминает детство
Почему так устроена жизнь?
Я не знаю ответа на этот вопрос.
Может быть, кто-то из вас найдёт ответ на этот вопрос и откроет новые законы психологии.
Свидетельство о публикации №224030700841