39. Белиберда из эпистолярного архива смоленского

Многоуважаемый Игнатий Матвеевич, на ваше письмо ко мне, отвечаю, что милостью Божией жив и здоров.
Занятиями моими теперь стали философические размышления, в кои хочу вас посветить.
Поначалу, я обдумывал, какое значение в нашей жизни имеет выбор чего-либо или кого-либо.
И сложилось у меня убеждение, что самое трудное для человека, во все времена, сделать это правильно.

Помню, когда я жену себе выбирал, то долго думал какая мне подойдет: Марфа Сергеевна или Меланья Денисовна?
Первая - строгая, требовательная, из купечества.
Другая – милая, ласковая - дочка приказчика.
Потом, как-то сразу и решил, пойду к первой свататься.
Я, как человек несамостоятельный, в ласке и в холе обязательно пропаду.
 
Да, сложное дело - выбор.
К примеру, у нашего мясника фартук вечно в крови, а рожа, ну, чисто буряком натерта.
Но, опять-таки, мясо у него дешевое.
Я сам в лавку ту не хожу, кухарку Лушку посылаю.
Или вот, недавно, на Одигитрию, собрался на молебен.

Вижу, губернаторша наша из экипажа выходит, спесивая, гордая, ни на кого не смотрит, а все ей кланяются.
Сам себя спрашиваю: поклониться мне ей или нет?
Ну, я поклонился, с меня не убудет.
Все в этой жизни обмозговывать следует.
***
Надысь, сижу я на веранде, а мысли в голове так и роятся, так и роятся, наружу просятся.
Придумал, трактат составить из них, из мыслей моих.
Но, вышла закавыка: о чем конкретно писать?

Помог делу случай.
Давеча, один господин снабдил меня прелюбопытной книжицей.
Так и тема образовалась: « О благородной всех начальников наружности».
Имя автора той книги я не точно запомнил, кажется на букву «Т» или «С».

Прочел, и думаю, так ведь все уже написано, только перепиши да фамилию свою поставь.
Насчет фамилии было засомневался.
Потом подумал – я ведь трудился: читал, пометки ставил, потом переписывал,
бумаги гору извел, почему ж фамилию – то свою не поставить?!

И вот, что получилось, когда все свел воедино:
«Необходимо, начальнику иметь наружность благовидную.
Чтоб был не тучен и не скареден, рост имел не огромный, между 6-ю и 8-ю вершками (по нынешним меркам около 173 сантиметров), но не слишком малый, сохраняя пропорциональность во всех частях тела.

Лицом надлежит обладать чистым, не обезображенным ни бородавками, ни (отчего боже сохрани) злокачественными сыпями.
Малейшая бородавка может нарушить гармонию и сообщить вид предерзостный.
Когда лицо чисто, то кожа становится столь блестящею, то делается способной отражать солнечные лучи.

Глаза у него должны быть серые, способные по обстоятельствам выражать и милосердие и суровость.

Нос надлежащий.

Излишняя тучность точно так же, как и излишняя скаредность, равно могут иметь неприятные последствия.
 
Один претендент, который, хотя и отлично знал законы, успеха не имел, потому что от туков (газов) во множестве скопленных в его внутренностях, задыхался.
Другой, весьма тощий, тоже не имел успеха.
Едва появился в своем городе, как сразу же был прозван обывателями одною из тощих фараоновых коров.

Не тучный, как и не тощий, хотя бы и не был сведущ в законах, везде имеет успех.
Ибо он бодр, свеж, быстр и всегда готов, особливо, если стоит, подавшись корпусом вперёд, как бы устремляясь.
Голос обязан иметь ясный и далеко слышный...»
***
Тут, дружище, я был вынужден прерваться в своем занятии.
Внезапно, у нас в доме случился, ну чистый аглицкий Бедлам.

Мой молодой кузен – медик, разузнал о походе студентов Московского университета навстречу некому господину Ломброзо.
Особенно он пришел в восторг от того, что встреча эта состоится на нашей местности – под Смоленском.

Носился по дому, как заполошный, даже сбил с ног няньку с горлачом молока, что она ему же и несла.
Теребил всех домочадцев, поднимался на цыпочки и, заглядывая в глаза, вопрошал: «А вы знаете, кто такой Ломброзо?
И, не давая им, опомнится, кричал в лицо, вставая в позу героя: «Нет! Вы не знаете, кто такой Ломброзо!».

Честно говоря, я и сам не смог бы вразумительно ответить на его вопрос. Кузен же, в скорости, бежал из дома.
Хотел было бросился за ним, но вспомнил про свои лета и поостыл.
Благо дело, я состою в соседстве с доктором Владимиром Ивановичем из Гадиёновской больницы, а он человек просвещенный.
Вот и обратился я к нему без обиняков с вопросом: « Кто такой Ломброзо?»
Доктор поначалу, ни мало удивился моему интересу к фигуре названного господина.
А еще боле моим устремлениям прочитать его труды.

Но, узнав о трактате, любезно предоставил имеющиеся у него в распоряжении книги.
И каково же было мое удовольствие по прочтении оных.
Отдельные главы лекций, славно дополняют то, о чем я написал раньше.

Полагаю, что людям не осведомленным, будет тоже полезно узнать, какие конкретно части человеческого тела (по тому самому Ломброзо) несут угрозу обществу, и что следует учитывать при назначении градоначальника.

Так кого же нам нет нужды придвигать к соблазну всех соблазнов – деньгам, к тем, что в городской казне водятся?
Конечно, мошенников и воров!
Их надо определять заранее, а не искушать оных «патогенной средой», по выражению доктора.

Вот каковы их черты: «У воров головы удлиненные, черные волосы и редкая борода, умственное развитие выше, чем у других преступников, за исключением мошенников.
Воры, преимущественно, имеют нос прямой, часто вогнутый, вздернутый у основания, короткий, широкий, сплющенный и во многих случаях отклоненный в сторону.
Глаза и руки подвижны (вор избегает смотреть прямым взглядом).
Мошенники нередко обладают добродушной внешностью, их лицо бледное, глаза маленькие, суровые, нос кривой, голова лысая».
 
И все же не стоит строго судить ни воров, ни мошенников.
Они, не виноваты, ведь ничего от нас не скрывали, как говориться было все налицо.
Это мы виноваты и своим невежеством подвели их «под монастырь».
Хотелось, что б нами управляли сугубо честные люди, но, поди, ты их найди за просто так!

А уж, если и попадут какие дурные люди, к примеру, в градоначальники, то пусть, хотя бы «случайные» будут, а не, как бывало в других местах – «упорные профессионалы».

На том, Игнатий Матвеевич, письмо свое заканчиваю. С нетерпением ожидаю Вашего вердикта по поводу этой части моего трактата.
Сентябрь сего года.
P.S. Кланяйтесь супруге Вашей.
P.P.S. Да, батюшка, вспомнил, тот писатель точно на букву «С».


Рецензии