Глава из книги Еркегали по прозвищу Кошмарик

Глава 2. История сайгачонка

Я маленький сайгачонок. Недавно убили мою маму, я не знаю, как мне выжить. Я родился в мае, когда меняется погода: льют затяжные весенние дожди или, еще хуже, выпадает снег. Этот сезон казахи называют куралай. От обилия выпавших осадков зависит урожай на полях. И нам, детенышам сайги, дали имя куралай.
Моя бедная мама в одиночестве родила и выходила меня. Она пряталась  от хищников и хищных птиц, строго наказывала: «Лежи и не шевелись, жди, я скоро вернусь». Большие опасности подстерегают нас сайгаков,  каждый час, каждую минуту, каждую секунду.
Мама рассказывала мне: когда я родился, было очень холодно,  и непрерывно шел  снег,  она обессилела без еды и тепла. Добрый егерь нашел нас и долго выхаживал мою маму, пока она не выздоровела. Я благодарен  был человеку за то, что он спас нас. И был уверен человек сайге — друг!
Когда мы вернулись к своим родственникам, степь утопала в зеленых травах. Каждый день мы паслись на пастбищах, весенняя трава сочная , хрустящая и вкусная. Земля, украшенная алыми маками, казалась мне большим красивым ковром. Ароматы цветов и трав вызывали удивительные чувства, хотелось бежать, скакать и радоваться жизни. Но недолго мы паслись в этих краях — вожак увел стадо, так как у сайгаков появляются галлюцинации.
Среди диких животных мы являемся самыми безобидными и беззащитными, почему-то природа так жестока к нам! Наше стадо постоянно бегает в поисках еды, если даже она в обилии, мы должны убегать от волков, и шакалов которые незаметно подкрадываются и нападают на нас. Мы в вечном движении за день пробегаем десятки километров, и нигде нет нам покоя.
Летом позволяем себе полакомиться пшеницей, спрятаться среди ее высоких колосьев и отдохнуть, но  появляются трактора и комбайны, они косят ее и увозят, порой убивая нас. Когда накапливаем жир, на нас начинается охота. И кто, думаете, является нашим убийцей? Человек! Люди преследуют нас на машинах, мотоциклах  и даже на вертолетах. У них проявляется звериный инстинкт, они  безжалостно стреляют, пока не уничтожат все стадо. Я часто задавал провокационные вопросы своей маме: кто же человек для сайги? Друг или враг? Мама отвечала, что среди людей тоже бывают двуногие хищники. А егеря занимаются нашей безопасностью, они ловят браконьеров, не разрешает им отстреливать нас. Бедный егерь не может угнаться за дорогими внедорожниками, на которых устраивается охота  на нас.  В этой неравной борьбе иногда и егерь становится мишенью.
У нас, у сайгаков, мало  времени пообщаться с мамой и родственниками. Я люблю привалы, где можем отдохнуть и послушать рассказы старого вожака, который учит новое поколение выживать в неравной борьбе с человеком.
— Были времена, — рассказывал он, — когда у людей не было оружия. Наши предки тысячами паслись в степи и казались живым океаном, когда сайга бежала, казалось, бегут ожившие волны.
Древние люди отстреливали сайгаков, чтобы прокормиться. Природа раньше была щедра, степь могла накормить огромные стада сочной травой. Тогда не было ни государств, ни границ, мы мигрировали по всей земле и считали себя ее хозяевами. Когда наступали холода, мы бежали в жаркие страны.
Старый вожак показывал нам земли, где вместе паслись куланы и сайгаки,  куланов уничтожили, осталось только  название «Кулан-Отпес». Место, где проходили только куланы. Оно было ребристым от оврагов, в древности  говорят, на этом месте был океан. Прошли века, человек обжил всю землю, перегородил границы и построил железные дороги. Все меньше остается земель для пастбища сайги.
Сегодня люди стреляли в нас из вертолета и погубили почти все стадо, и в том числе мою маму. Я испугался, не знал, куда бежать и спрятался среди машин. Никто не слышал, как стучит мое сердечко, а мне казалось, что от него сотрясается все вокруг. Люди поднимали убитых сайгаков и бросали в страшную машину. Потом они увидели меня.
Мне хотели перерезать горло и бросить вместе с остальными. К счастью, среди них был мужчина, который закричал:
— Хватит убивать!
Никто не слышал его, люди словно озверели. Но он встал на мою защиту и сказал им:
— У нас у всех есть дети. Посмотрите, какие у него испуганные глаза, как у ребенка. Какие у него маленькие несформировавшиеся рожки. Если ваши дети узнают, они не простят вас! Отпустите его! Может, судьба улыбнется, и он найдет свое стадо. Если он погибнет, я буду знать, что не причастен к его гибели. Значит, у него несчастная судьба. Я не уверен, что ты останешься жив, слишком много рядом двуногих хищников! Беги, малыш! Может, выживешь!
И я побежал.


Рецензии