Холод свободы... глава 14

                --------------------------«»-------------------------------

ЩЕПИНСКИЕ РАССКАЗЫ, ИЛИ ЯШКИНЫ БЫЛИ.

=СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА=
                Глава четырнадцатая

                - 1845 год. Семья декабриста – ДЕТИ-

"НЕ СМЕЙТЕ ГОСПОДА ДАЖЕ ПОМЫСЛИТЬ СИЕ,ТЕМ ПАЧЕ О СМЕРТИ НАШЕГО ГОСУДАРЯ. СИЕ НЕ ПРИЕМЛЕМО ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО НАРОДА, ДАЖЕ ЕСЛИ ИМПЕРАТОР ШУТ В ПОВЕДЕНИИ И ДАЖЕ МЕРЗАВЕЦ  В ПОСТУПКАХ СВОИХ БУДЬ ОН ДАЖЕ ТРИЖДЫ ДЕСПОТ... ВОИСТИНУ ГОСПОДА,СИЕ НЕЛЕПО.  СУД НАД ИРОДОМ, ПОДВЛАСТЕН И ВПРАВЕ ТВОРИТЬ ТОЛЬКО БОГ, А НЕ ПРОСТОЙ СМЕРТНЫЙ... ИНАЧЕ ЭТА НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ ОТЗОВЁТСЯ НА ПОТОМКАХ НАШИХ СЕМЬЯХ... И ЛЯЖЕТ СМЕРТЕЛЬНЫМ ГРЕХОМ НА ДУШИ НАШИ, ИБО ДАЖЕ ВЕЛИКИЙ ЦИБАЛЬБО,НЕ РАЗРЕШИТ ЭТО НЕ СВОЙСТВО НЕБЕС АДОВА... ЭТО ВАМ НЕ КИЕВСКИЙ ЕВБАЗ...И НЕ ДВОР ЛЮДОВИКА XVIII, ЗДЕСЬ НЕ ТОРГУЮТСЯ, ЗДЕСЬ ЭШАФОТ ДЛЯ ГРЕШНИКОВ ВОЗВОДЯТ. И ВООБЩЕ ГОСПОДА ОФИЦЕРЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ЧТО ТАКОЕ РАБСТВО И БОГ, ЧЕСТЬ И СОВЕСТЬ, ИНОГДА НАДОБНО ПРОЖИТЬ ЦЕЛУЮ ЖИЗНЬ, А ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОСОЗНАТЬ ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА И СВЯТОСТЬ, ДОСТАТОЧНО ОДНОГО ДНЯ... "       Князь Щепин-Ростовский Д.А. 1825 год. (Царь Цибальбо, властитель царства мёртвых)

Не жди нас Бог! Мы здесь нужны,
На миг забыли о сомненьях,
Пока на площадь полк вели
Рождалась вера во спасеньи…
Кн. Щепин-Ростовский Д.А. 1826 г.П.К.

Благородным поступком, как считали многие дворяне и общество России,  ИМПЕРАТОР Александр II, своим Манифестом об амнистии 1856 года, возвратил из Сибири в Россию «государственных преступников», и разрешил иным, в частности и князю Щепину-Ростовскому Д.А. и его детям, родившимся в Сибири, вернуться в отечество.   Давление властей и  чиновников на каторжан закончилось, о продлении их семьям мучений каторги,было уже не возможно по определению,хотя многие были чрезвычайно возмущены этим указом нового императора, так как считали сие решение поспешно и политически безграмотно.Срок каторги для героев мучеников отечества 14.XII. 1825 года был практически закончен, и им пришлось даже оказать некую помощь некоторым «государственным преступникам» в возвращении их и их семей в Россию. Но это была скорее видимость прощения властью каторжан, осуждённых Николаем I, была более притворна, и особо заметна в том, что надзор и слежка за дворянами и каторжанами продолжалась и далее многие годы. В самом же Кургане, ходили слухи что само решение было принято императором Александром II, в результате очень сложной политической сложившейся обстановке в Европе и Польше. Все ещё помнили стояние около столицы России Санкт-Петербурга, англо-французского флота, ещё при Николае I, в 1854 году.  И как он был напуган, все это отметили тогда, и как же он жалел что рядом с ним нет ныне графа Аракчеева, бога артиллерии. Николай Павлович, был потрясён такой явной наглостью врагов России за которыми он лично наблюдал через подзорную трубу, их явным политическим давлением на него. как-то и обстрелом-бомбардировкой Соловецкого монастыря. Это была не стрельба из пушек  по стоящей мирно Гвардии на Сенатской площади и более похожее на бойню, чем на законные действия императора самодержца....Тогда это повлияло на политику России в Европе и даже внутреннем напряжением политической обстановке в самой России... Хотя, зная историю России и Британии, удивляться этому было непозволительной роскошью, ибо все дворяне изучали и знали положение особого статуса о рангах, где чёрным по белому написано, что в присутствии государя императора, без его высочайшего позволения, говорить кому либо и что либо, или с кем либо...строжайше ЗАПРЕЩЕНО, тем более мешать государю откушать в 2 часа пополудни. Так неужели сие лицо опустится до разговоров со смутьянами нарушающих мир и покой в империи. Быти " подвижным комендантом" непозволительно для чести дворянина. Очевидно воспитание деда и отца, на князя Дмитрия Александровича, искренне преданных  имперской власти и роду царствующего дома, оказало влияние на  поступки  и принятие ответственных решений декабриста, и как итог пережить годы страданий и каторги.   Странное дело в другом, дворяне преданные отечеству и императору, как основе устоев в отечестве, оказались на тридцать лет в изгнании в ссылке и на каторге, при этом искренне  желая сохранить самодержавие, но при  принятии Конституции ограничивающей её права, изменив патестарную власть на  общественную, истинно народную. Не пожелали быть Илотами как в Спарте, пред влиятельными властями, тем более восприемниками погани католической в лице ПАПЫ РИМСКОГО ПАВЛА  V, истино заявлявшего своей пастве :

"- ГОСУДАРЬ, КОТОРЫЙ ОТКАЖЕТСЯ ПОДЧИНИТЬСЯ ПАПЕ,ДОЛЖЕН БЫТЬ УБИТ. ДУХ НАПРАВЛЯЕТ И УКРОЩАЕТ ТЕЛО, ПОЭТОМУ СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НЕ ДОЗВОЛЕНО ВОЗВЫСИТЬСЯ НАД ДУХОВНОЙ, ТАК ЖЕ КАК РАСПОРЯЖАТЬСЯ ЕЮ ИЛИ ПОДАВЛЯТЬ ЕЁ, ЧТО БЫЛО-БЫ РАВНОСИЛЬНО МЯТЕЖУ И ЯЗЫЧЕСКОЙ ТИРАНИИ. СВЯЩЕННИКУ СЛЕДУЕТ СУДИТЬ ИМПЕРАТОРА, А НЕ ИМПЕРАТОРУ СВЯЩЕННИКА, ИБО АБСУРДНО УТВЕРЖДАТЬ. ЧТО ОВЦА НАПРАВЛЯЕТ ПАСТУХА..."

Власть российская всегда была хитра,при том и разумна в поступках совокупления в политике с народом...притом способная и на сильные политические шаги. Так в 1837 году в Сибирь прибыл с визитом наследник русского престола, сын Николая I Павловича Романова, цесаревич Александр Николаевич Романов. Император  Николай I, очень разумно и ловко использовал начинающиеся разногласия в Обществе, общества России начинающего вновь поднимать  и озвучивать настрой настроения народа России, и даже переходящих часто в возмущение устройством политических противоречий, разногласий в вопросах отмены крепостного права в Отечестве, считая это ныне основным барьером в системе политики, внутренней политики в России. Он удачно использовал для этих целей своего сына Цесаревича Александра, чтобы соскоблить и смыть с себя преступления 1825 года, привлекая к сему стихотворца и писателя Ершова Петра Павловича жившего тогда в Тобольске, куда, как клубничка на торте, и был направлен Цесаревич для обсуждения норм и ограничений в политике  содержания каторжан-государственных преступников 1825 года и поляков осуждённых по таким же противоречащих закону российского государства Законов, а в целом осознания политической обстановки в Сибирском Крае. и особо попытаться ещё ближе сблизить Россию и Сибирские Края. Одного они только не учли, продажность людскую, чиновников и предательство. Некоторые  историки, не знающие и видимо судя по своим поступкам, продажность чиновников того периода  и режима той власти, сомневаются в действии властей в отношении каторжан и в некой степени и нашего героя, на то время уже позволившего себе даже дважды (?) сложить свою личную жизнь в браке. Первая  гражданская супруга,  потерявшая сына Ваню, и после его короткой жизни ( около месяца) покончила жизнью видимо по этой причине. Это отмечено  в судьбе декабриста, несчастия преследовали сию великодушную Душу невыносимой болью отца потерявшего своего любимого дитя, и мучительным сердечным страданием, а  его товарищами судьбою. Власти же, списывая случай в отчётах, лишь обычным стечением обстоятельств, посчитавшими близость князя некими личными симпатиями и причинами. Они, обговаривая эту страшную судьбу поселенки, предполагали, и возможно не без основания, что ребёнок был не князя, а князь,  жалея молодую одинокую женщину, искренне по возможности помогал ей чем мог, впрочем, как и многие его товарищи по Петровскому Острогу, и лишь только это их сблизило, но об этом ныне, впрочем как и тогда, ведает один только Бог. А мы знаем, что  обычно и довольно часто люди списывают на него все беды, несчастия, невезения и промахи в своей грешной жизни....
И только через двадцать лет после осуждения судьба свела его с женщиной полностью отвечающая его  миро возрения  и идеалам дворянина. В браке князя Дмитрия Александровича Щепин-Ростовского и Огарковой Екатерины Юрьевны (1825- 1880.03.10г.г.) были дети…  Поздней ночью, седьмого декабря 1845 года, родились:  старшая дочь Елисавета Дмитриевна (1845.07.12. – 1915. 11.12.) в честь императрицы Елисаветы, почитаемой в семье, что крайне удивительно при отношении власти к роду Князей Ростовских.  И младшая, на полчаса, Екатерина Дмитриевна Щепина-Ростовская в декабре месяце, седьмого дня 1845.(1845.07.12.–1885.),( В честь императрицы Екатерины Романовой)Также,в браке князя Дмитрия Александровича и  княгини Екатерины Юрьевны, родился в любви и сын, князь Дмитрий Дмитриевич (03.09.1850-1930.31.12.).Но, прежде мы расскажем о княгине Елисавете Дмитриевне. В браке (1858г.), с благословения батюшки, но без утверждения родни, за что  была отринута от наследства, по смерти батюшки Дмитрия Александровича (в 1858.22.10.), и по этой причине не упоминаемая в родословии. Княгиня Елисавета Дмитриевна, бежала  с артиллеристом (бомбардиром) Н. А. Соджак. Он в наказанье за дуэль с немцем, был сослан на службу, на Алтай, откуда  переведён  позже на Кавказ, где и погиб в бою с горцами, в декабре 1871 года. (всего они вместе прожили двенадцать с половиною лет). В браке родились трое детей: Афанасий (1867 -1868 г), двойняшки Димитрий (1869- ум.1870), Сергий (1869-1958). Вдовствующая барыня, переехала с детьми в дом князя Николая Алексеевича Щепин-Ростовского, приютившего несчастную женщину, и жившего с первой своей супругой Олимпиадой NN( Святополк-Мирская?).в собственном доме в Ярославле. А  когда князь стал вдовцом, через два года он женился на вдове. Там и родились у княгини Елисаветы Дмитриевны двое сыновей, двойняшки: Николай и Александр (1874г.р.) потомство которых нам, к сожалению не всех известно, пока, но они имели фамилию матери, и это точно, так как упоминаемы в одном раздельном акте. (1919 г. Житомир). Впрочем,  менять фамилию не было необходимости, ибо род декабриста, как и всё оное, были одинаковы, так род князей ростовских вновь воссоединился, два корня в одно древо, что бывает и часто в этом жёстком мире. Чуть коснёмся наследственных прав детей дворянских, усыновлённых и рождённых вне брака:

" -До 1874 года, дети дворян, усыновлённые, не имели по закону прав на дворянство, а после 1874 года (один из них) Отец-дворянин по крови и правам, мог отныне выбрать и дать возможность признать лишь одному в семье ( ребёнку рождённого вне брака) на его отцовский выбор, хотя нередко и были исключения решаемые судом...более общественным мнением...и материальным положением отца. В одном случае отцу отказали по протесту адвоката, который оговорил вопрос проживания детей: Господа  судьи, мы не можем согласиться с требованием отца, господина Смирнова, так как его жильё не может соответствовать хотя-бы нормальным человеческим условиям жития дитей. Мы же не можем их заключить , как декабристов в камеру 25 кв. м. и уложить на двух ярусные койки... по два человека. Это же нонсенс правосудия..."

... Княгиня Елисавета Дмитриевна в общей сложности по нашим данным имела пять детей в двух браках. К сожалению, нам неизвестно, как складывались их отношения и был ли заключён между ними брак точно, измышлять  нет оснований, ибо только время, и может быть найдутся чрез годы новые данные,  документы рода. То, что было найдено в Ленинграде, истлело, и восстановить бумаги не было никакой нам возможности. И далее: У Княгини Екатерины Дмитриевны, дочери декабриста, в браке с Юрковским (Юровским?) Яковом Юрьевичем (1840–1899 г.) рождён внук декабриста, сын: Князь Александр Яковлевич Щепин-Ростовский по матери, (1867.20.12. - 1916. 20.12. в Варшаве.) и дочь Александра - Елизавета Яковлевна (1869 - 1951. 17.12. в Йемене.) имела в браке с французом? Что вполне вероятно, даже не основывая свои знания, а взятые из писем ( 1922-1935), именно в них говорится о браке с  Швейковским Владимиром Алексеевичем, и рождении у них троих сыновей (правнуков декабриста кн. Дмитрия Александровича); - Антуана, Сергея и Александра. Княгиня Анна Владимировна  Щепин-Ростовская (1884 – 1942 г.), состоявшая  в браке с Щепиным - Смирновым Фёдором Владимировичем (1880 – 1944г.г.)жандармом, служившим в Кишинёве, и имели детей, праправнуков декабриста. В 1941 году, он жил в Москве и когда началась война,  вступил в московское ополчение. Московский ополченец, был тяжело ранен в Одинцово, при отражении  прорвавшейся разведки  немецкой мотоциклетной группы (у церкви, что и сейчас стоит обновлённая, у дороги, тогда окраины). Лечился год, был выписан, инвалид, умер из-за последствий ранения в 1944 году, в (Одинцовском?) госпитале, что был в здании школы, у станции. Там же и захоронен. Прожил шестьдесят четыре года.  Княгиня Анна  Владимировна ( 1884.01.01.- 1942. 19.01.), погибла от бомбёжки в Ленинграде. Их дети, рождённые в браке: Дочь Елизавета (1904 г.р.- ?), Княгиня  Лидия Фёдоровна Щепин-Ростовская( 1911.12.09. – 1941.30.12.) приехавшая к родным на лето с детьми и погибшая при бомбардировке в блокадном Ленинграде, её дочь княжна Нина Александровна (1935.18.11.- 1942.09.01.) и сын, княжич Николай Александрович (1933.29.10.-1942.19.01.)умерли  в блокадном Ленинграде от голода.Третий ребёнок Фёдора Владимировича и Анны Владимировны был сын Андрей Фёдорович Щепин-Ростовский (1907 г.р. – в марте 1942 года). Умер блокадной весной 1942 года, в Ленинграде. Все захоронены на Пискарёвском кладбище. Носил фамилию матери. Сыновья княгини Александры-Елизаветы  Яковлевны, жили во Франции и Канаде. Потомство 2-х из них, сыновей, нам покуда  неизвестно, а третий сын Александр, боец отряда сопротивления, был схвачен полицией, погиб во Франции (в 1943г.) Князь Александр Яковлевич ( 1867.20.12.-1916.20.12.), сын кн. Екатерины Дмитриевны, был женат, на Журавлёвой Елисавете Вячеславовне ( свадьба состоялась 26 января 1893 г.), (сестра Елизаветы). У них в браке родились дети, правнуки декабриста, два сына: Князь Николай  Александрович (1895– 1944), Евгений Александрович (1897 - 1943г.) Убит в Париже, расстрелян оккупантами), у которого остался сын,  Жульен  Франсуа Евгеньевич правнук  декабриста. Потомство,  к сожалению  пока неизвестно. Князь Дмитрий Дмитриевич Щепин - Ростовский, сын декабриста, был женат на Екатерине Алексеевне, в девичестве Урусовой. (1858.12.12. – 1930.01.01.г. в Лопушанке. 80 км от Львова. Украина.). Родственнице капитана флота, князя Урусова Ивана Александровича. В благополучном браке у них родились: дочь, внучка декабриста, князя Щепин-Ростовского Дмитрия Александровича, княжна Вера Дмитриевна (1900-1943?), состоящая замужем за Одигитриевским Александром Юлиановичем  ( 1837?- ?) (сын польского ссыльного в Кургане( 1836), участника восстания в Польше 1830 года,  Росцишевского Юлиана), и сын, внук декабриста, князь Виктор Дмитриевич (1903. 27.12. -1973. 15.11.), женатый на Замятиной Анне Петровне, дочери Замятина Петра Семёновича (1825.04.05. – 1892. 06.04.). Князь Виктор Дмитриевич, оставил в браке потомство, в лице трёх сыновей, правнуков князя Дмитрия Александровича Щепин-Ростовского:  Виктора Викторовича - 1935 г.р., Сергея Викторовича -1937 г.р. и Александра Викторовича - 1925 г.р.  У неё, Екатерине Алексеевне, была родная сестра Урусова Мария Алексеевна (1868 – 1943г.г.) учительница, успешно окончившая популярный  тогда Александровский  (Тифлисский с 1917г.) институт, так же замужем за князем Щепиным-Ростовским Александром Дмитриевичем, внуком князя рода Ипполита Яковлевича, пожилого учителя, было ли от них потомство, нам, приложившим невероятные усилия по розыску наследников рода, ибо неверные и ошибочные данные указанные некими псевдо исследователями данного рода Князей Щепин-Ростовских, к сожалению   неизвестно. Наши знания заканчиваются на них. После революции и поражения Белой Гвардии, они точно жили во Франции с декабря 1921 года по декабрь 1937 года, когда видя политическую обстановку в Европе уехали в Венесуэлу, как они думали временно.  Из письма, от  двоюродного  брата Николая Алексеевича, Александра, жившего в Европе с начала ХХ века, отрывочно, в противовес нашим исследованиям, мы читаем:
       
« У князя Николая Алексеевича (1838- 1928. 12.08.?), трижды (по другим сведениям был в браке не более двух раз?) и женатого, на дочери декабриста, княгини Щепиной-Ростовской Елисавете Дмитриевны, (после гибели на Кавказе её супруга Николая Антоновича в 1871 году, и усыновления её малолетних детей, дав им всем права на свои поместья), прожили вместе около девяти лет (умерла во время родов?). Сомневаться нам в  этом браке нет возможности, ибо по своему последнему, как нам известно, завещанию, от 1916 года, Князь Николай Алексеевич Щепин-Ростовский:    «…Представляю в вечное и потомственное пользование моим сыновьям Александру и Николаю  Николаевичам Щепиным-Ростовским, всё моё движимое и недвижимое имущество, состоящее: …», что свидетельствует о точности списка и правах наследственности в семье князей Щепиных-Ростовских… По рассказам же акушерки А. Ярошенко (из Житомира) Княгиня прожила целый месяц (умерла от потери крови. Не от Ольги ли Мироновны  унаследована  болезнь почек и крови?) Захоронена же она в Одессе. По семейной хронике, роды прошли в Бердичеве…».
Много не совпадений и неясностей требующих дополнительного нашего исследования. Детей же Елисаветы, двоих мальчиков Александра и Николая, воспитывали в кадетском корпусе. Всего в браках рождены пятеро  детей. ( хотя и здесь много неясностей, матушка князя говорила, что были и усыновлённые дети, у князя Николая Алексеевича. Впрочем, эти  сведения опровергают сведения из писем его брата). Если всё же, брать за основу и этот факт, то действительно семья была большая, и факт этот не оспорим, так как все дети выросли и оба сына княгини, имели продолжение рода. Остальные же братья, по отцу, все погибли в войнах 1-ой, 2-ой мировых войн и Гражданской войны. У княгини Олимпиады Святополк–Мирской и князя Николая Алексеевича, в браке родилось одиннадцать  детей, после революции оставившие фамилию Щепин-Ростовские и  Щепины ( с 1925 года), вынужденно, без прибавки Ростовские, пятеро  служили в Красной Армии, а шесть приняли за честь  служить в Белой Армии по своим убеждениям, ибо были за монархию. Родословная, очень запутана прежде всего из-за исторических условий того периода, и это  нам нужно понимать и принимать. Все эти обстоятельства явно связанные с 1-ой Мировой войной и революциями, так и  при изъятии документов из церковных и гос. архивов в тот сложный период, к чему приложил руку и сам князь Александр Николаевич, как сотрудник ОГПУ. Так и из-за уничтожения и гибели многих документов в начале ХХ века, что впрочем, наследники и говорят открыто, не пытаясь  дворянскую честь, смешивать с гордыней иных дворян. Только бесчестие, самодовольство оных, может требовать у  русских дворян, после стольких испытаний, самоотверженного подвига по защите отечества и гибели почти всего рода, в застенках сталинских лагерей и на полях сражений с фашизмом, каких либо подтверждений и доказательств. Ни  Корф, ни Щепины-Ростовские в этом не нуждаются, ибо они кровью и верой, доказали преданность России, а род их процветает и живёт по православным божьим законам и заветам божьим, а не по плебейским желаниям отверженных. Когда к нему обратились за консультацией о роде и приглашением к поездке в Европу, он отказался не только из-за плохого здоровья но и причине непонимания того европейского общества « русских».            
 « - Старый я, меня к новым утехам не тянет, я не факир, чтобы выступать против России и не клоун для новоявленных дворян. Лучше быть  Дворянином в старых лаптях в родном Отечестве, чем в цилиндре столь ненавистной русскому Европы. Старый солдат, чекист  больше молчит, но больше делает…»1980год.

Князь Александр мл. Николаевич имеет четырнадцать внуков.Нынешние потомки Князей Ростовских, князья Щепины-Ростовские, являются прямыми продолжателями обоих ветвей ростовских князей. Князья Щепины-Ростовские, оба Сергеи Александровичи, из Иркутска, Москвы, Зап. Украины, долго жили в Бердичеве у родных, одно время в Москве. Все дети Князя Щепина-Ростовского А.Н. (1898 – 1982 года.) и Смирновой – Андреевой И. Ф. , урождённой баронессы Корф, живут в России. Отец матушки, Корф Николай Борисович жил в Орле, арестован в 1937 году и расстрелян. Судьба арестованной с мужем, супруги Корфа Н.Б. неизвестна, последнее письмо от неё было получено в 1939 году из Казахстана, есть ли от неё потомство неизвестно. Второй сын Сергей ст., погиб (1954. -2011,) на Алтае, третий сын, князь Владимир Александрович, жил в Германии. У него есть сын Александр Владимирович, который имеет сына. Прямые правнуки князя Щепин-Ростовского Дмитрия Александровича, чрез его дочь Елисавету Дмитриевну и Князя Щепин-Ростовского Н.А. В конце девятнадцатого века, две ветви князей Ростовских от братьев князей Василия Ивановича и Алексея Ивановича, их праправнуков, князя Николая Алексеевича Щепина-Ростовского и княгини Елисаветы Дмитриевны Щепиной соединились в браке, в Бердичеве. Оспорить этот факт просто невозможно, при имении самого документа, существуют другие прочные доказательства связи родов, как имущественный раздел после смерти их. Князь Щепин-Ростовский С. в браке со Смирновой Е.В., матушка Титова Т., праправнучка лейтенанта Титова Фёдора Федоровича (ум. в 1880г.), героя Севастопольской обороны, батарея Титова. Щепин – Ростовские имеют 12 детей и внуков. В конце восьмидесятых годов XIX  вновь соединились две ветви рода от одного предка, князя Ивана Борисовича( XXVII ).(уже в третий раз за двести лет!). Известно, что некоторые из них, жили в Сибири, на Украине, Бердичеве и Житомире, Иркутске и Кинешме, Кишинёве. Могли быть записаны под единой фамилией Щепины - без прозвания (в советское время) Ростовские. Но также явно и другое, и это доказано, что внучка их носившая имя Щепина  была в браке, и имела сына. Так, в 2010 году в одном из детдомов в Сибири, был найден мальчик Щепин, у него был медальон с гербом князей Щепиных-Ростовских, как утверждали переданный от его матери, погибшей на отдыхе у родных( утонула) в Мариуполе. Но адрес, следы затерялись, ( пока) на      несколько запросов ответа так и не последовало. Единственный, о котором известно семье, это Александр Николаевич Щепин-Ростовский. Женатого в первом браке на Марте Чаунане (1916),но по неверным данным, как оказалось, умершей в Латвии (справка о смерти, от 23 мая 1923 , предоставленной родственниками, на запрос органов НКВД), искавший её всю свою жизнь. Когда уже в 1947 году, после войны, совершенно случайно, при поездке в Ригу, князю стало известно, что его Марта жива, и имеет от него дочь Веронику (1916 г.р.), он приехал к ней. Но встреча не состоялась, родные Александра Николаевича, сказали, что она за мужем и дочь от мужа. Так и уехал князь, ни с чем, до самой смерти помня Марту, свою первую любовь и уже не надеясь на встречу. Во втором браке, на Андреевой Наталии Феодоровне. (Житомир.1897- 1990г.г.) и имеющей трёх сыновей, тройня. К сожалению это всё, что удалось узнать, пока. Двое пропали без вести во время войн. Продолжая рассказ о ростовских князьях, мы отметим; род князей Касаткиных - Ростовских известный всей России своей преданностью императору и закону. Благородные в своих благотворительных поступках и делах, не раз доказывающие своей храбростью и благородством служение отечеству. С ними древний и славный, благородный род князей Лобановых-Ростовских, сделавшие для отечества своего многие блага и геройства. Многие его представители отмечены орденами и золотым оружием, лично императором России. Именно они фактически спасли от смертной казни своего родственника, князя Щепина–Ростовского, от горькой участи быть казнённым на плахе в 1826 году.   В чём, наш род, благодарен им навечно. И последние представители гордой и благородной ростовской династии, князья Бычковы - Ростовские, к нашему сожалению сведений, о древнем роде Бычковых-Ростовских крайне мало и они скудны. Последние искры сведений о них, промелькнули в истории нашего отечества, в первую мировую войну. Старший представитель этого славного, благородного, но обедневшего древнего рода, был князь  Николай Васильевич Бычков-Ростовский. Русский солдат нашего великого русского воинства в первую мировую войну, пленник поляков в 1916 году, содержавшийся в лагерях военнопленных в Туходах, вместе с князем Щепиным- Ростовским, погибшим там, и переведённый властью после неудачного побега в Чалкова. И лишь в 1918 году вернувшийся в Россию. Род князей Бычковых  не пользовал княжеское достоинство, и не оспаривал свой княжеский титул, впрочем, природные князья и недолжны его оспаривать, так как происходят они от Рюрика Великого и обладали владениями и землями древней Руси, княжествами, поселениями и городами. Никто не смел и не смеет лишать их титула, ибо они по роду своему и происхождению своему, уже рождены князьями - природными князьями, по воле нашего Господа. Дворянам же, которым жалуют титулы: Князя,  Графа, Барона, не  Фрайгерры  (потомственные бароны) Светлости, каким либо из царей или недавних императоров, несомненно, достойны этого. Это всего лишь пожалованные звания и титулы, не более,     которые им как дали, так и вправе лишить, или забрать оные, при неблагоприятных обстоятельствах, то есть принизить в положении представительства русского и иного дворянства. Так нынешние представители дворянства считают  большой несправедливостью, что впрочем, было и в прошлом веке. Мы уже писали о  Великом старце Святом Иосифе, но мы убеждены, что именно в этой части нашей истории требуется ещё раз повторить рассказ о его серьёзных исследованиях и жизненный опыт великого мыслителя древней Руси. Исполнилось 500 лет со дня смерти Преподобного Святого Иосифа Волоцкого, (1515-2015) его учения, проповеди, исследования роли власти государя на Руси, обратили князя Дмитрия Александровича и многих дворян нашего отечества, на понимание роди дворян в русском обществе. Предтечей всем этим кровавым событиям в России стали события декабря 1825 года.
 «…Дворяне, предвидя крах политики режима властителей России, хотят предотвратить гибель Отечества нашего. Ограничения царской власти, как отмечал Святой Иосиф Волоцкий, состоят в том, что он властвует лишь над телом подвластного ему народа, душою же он не владеет. Душа же человеческая равна Богу, ибо нетленна она и бессмертна и недоступна царским повелениям. Царь может «… благодетельствовати и мучити телесне, а не душевне…». Над  душою человека, по определению святого, властен только Бог! Или его наместники на Земле служители церкви. Божественное же начало вечно, неизменно и обсуждению не подлежит. Царь, как человек, может допускать и ошибки, притом и значительные, которые способны погубить не только его самого,но и весь народ его – « …За государево согрешение, Бог всю Землю казнит».Далее Иосиф пишет,что для нас особо важно и соответственно ответственно дорогой граф: « В целях личной безопасности (народу), не всегда следует повиноваться властителю. Власть неоспорима только в том случае, если властитель может личные интересы, подчинить интересам государства и народа. Преподобный считал и проповедовал своим ученикам, «…если Бог поставил его (властителя-царя) над народом,» имат царствующие страсти и грехи, сребролюбие, гнев, лукавство и неправду, гордость и ярость, злейши же всех неверие и хулу, таковой царь не Божий слуга, но диавол…» и ему можно « … не такмо не покоритися…», но и оказать сопротивление. Злочестивый царь, который не заботится « о сущих под ним» …» не царь есть, но мучитель…» Сама власть имеет божественное происхождение, но её носитель – только человек, то есть Святой Иосиф определяет, что в Евангельском понимании значение власти: « …Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». Но здесь для нас смущённое состояние, дорогой друг, ибо подчиняться воле Бога, мы обязаны все, это высшее понятие для нас, а власти? Если власть только сожительствует с Богом, а не живёт его законами и верою православною. Значит, любая власть подходит под  это определение, и это очень важное и интересное понятие, церковного значимого описания, для нас светской власти » - князь Щепин - Ростовский Д. А.
                (из переписки декабриста с Муравьёвым-Апостолом С.И.).

  Однажды, на собрании общества возник спор,о чести и долге офицера,именно князь привёл доводы и слова Святого Иосифа, его рассуждение о властителе - царе. Почему мы вспоминаем и приводим Слово Святого Иосифа, ещё раз, потому, что и в наше время, слова Великого Святителя Святого Иосифа, как нельзя актуальны для народов России и служит поучением для нынешних властителей нашего отечества. Вот и воспитание князя Дмитрия Александровича, как и всего рода князей Ростовских, проходило не только в изучении истории Европы, древней Руси, но и на Святых трудах Великих русских Святых и проповедников, на учении нашей Святой церкви. Приглашённые князьями, священнослужители, из Ростова Великого и Шуи, из местных монастырей, часто бывавшие на приёмах в усадьбе Иванково, благосклонно относились к успехам княжича в изучении трудов Святых и даже ставили в пример успехи ученика пред местной молодёжью. Основа воспитания, в семье князей     Ростовских, была  семья  и  духовная жизнь,  служение отечеству, благое поклонение пред  Богом и безумное  желание преодолеть несчастия народов…

фото: снимок Памятного знака-гранитного камня на могиле Княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской...село Иванково(Иваньково)У Храма Во имя Казанской Божией Матери. Фото Княгини Щепиной-Ростовской О. 1995 - 2000 год.


Рецензии