Комментарий А. С. Пушкин Нет, я не льстец

        Друзьям 
 
Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.

Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.

О нет, хоть юность в нем кипит,
Но не жесток в нем дух державный:
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит.

Текла в изгнаньe жизнь моя,
Влачил я с милыми разлуку,
Но он мне царственную руку
Простер — и с вами снова я.

Во мне почтил он вдохновенье,
Освободил он мысль мою,
И я ль, в сердечном умиленье,
Ему хвалы не воспою?

Я льстец! Нет, братья, льстец лукав:
Он горе на царя накличет,
Он из его державных прав
Одну лишь милость ограничит.

Он скажет: презирай народ,
Глуши природы голос нежный,
Он скажет: просвещенья плод —
Разврат и некий дух мятежный!

Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу.

1828
 
 Иногда в Интернете можно услышать о А. С. Пушкине слова, которые поэт не заслуживает: мол, он был двуличен: о свободе писал и императора Николая I восхвалял, и приводится как доказательство разбираемое мной стихотворение. А как в действительности А. С. Пушкин написал это стихотворение. Давайте внимательно его прочтём и разберём.
 
Стихотворение написано в 1828 году.
Что же А. С. Пушкин до этого написал:
 
В 1818 году стихотворение " К Чаадаеву ":
 
   <>
  Россия вспрянет ото сна,
  И на обломках самовластья
  Напишут наши имена!
 
В 1819 году стихотворение " Деревня ":
 
  <>
  Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
  Среди цветущих нив и гор
  Друг человечества печально замечает
  Везде невежества убийственный позор.
  Не видя слез, не внемля стона,
  На пагубу людей избранное судьбой,
  Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
  Присвоило себе насильственной лозой
  И труд, и собственность, и время земледельца.   
  <>
  Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
  Здесь рабство тощее влачится по браздам
  Неумолимого владельца.
  Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
  Надежд и склонностей в душе питать не смея...
  <>
  Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
  И рабство, падшее по манию царя,
  И над отечеством свободы просвещенной
  Взойдет ли наконец прекрасная заря?
 
В 1826 году стихотворение " Пророк ":
 
  Духовной жаждою томим,
  В пустыне мрачной я влачился,
  И шестикрылый серафим
  На перепутье мне явился;
  Перстами легкими как сон
  Моих зениц коснулся он:
  Отверзлись вещие зеницы,
  Как у испуганной орлицы.
  Моих ушей коснулся он,
  И их наполнил шум и звон:
  И внял я неба содроганье,
  И горний ангелов полет,
  И гад морских подводный ход,
  И дольней лозы прозябанье.
  И он к устам моим приник,
  И вырвал грешный мой язык,
  И празднословный и лукавый,
  И жало мудрыя змеи
  В уста замершие мои
  Вложил десницею кровавой.
  И он мне грудь рассек мечом,
  И сердце трепетное вынул,
  И угль, пылающий огнем,
  Во грудь отверстую водвинул.
  Как труп в пустыне я лежал,
  И бога глас ко мне воззвал:
  «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
  Исполнись волею моей,
  И, обходя моря и земли,
  Глаголом жги сердца людей».
 
В 1827 году стихотворение " Во глубине сибирских руд "
 
Те, кому посвящено стихотворение, получили запретное письмо. В Сибирь его доставила А. Г. Муравьева, жена одного из декабристов: 
 
     Во глубине сибирских руд
     Храните гордое терпенье,
     Не пропадет ваш скорбный труд
     И дум высокое стремленье.
   
     Несчастью верная сестра,
     Надежда в мрачном подземелье
     Разбудит бодрость и веселье,
     Придет желанная пора:
   
     Любовь и дружество до вас
     Дойдут сквозь мрачные затворы,
     Как в ваши каторжные норы
     Доходит мой свободный глас.
 
     Оковы тяжкие падут,
     Темницы рухнут - и свобода
     Вас примет радостно у входа,
     И братья меч вам отдадут. 
 
Как после таких строк и стихов А. С. Пушкин опуститься до лицемерной поэзии... В 1827 году А. С. Пушкин в стихотворении " Поэт " напишет:
 
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
 
..." гордой головы " - это А. С. Пушкин пишет, имея в виду себя как Поэта; не может его " святая лира " воспевать того, кто заслуживает только смеха и презрения.
 
А в другом стихотворении поэт напишет:
 
Блажен в златом кругу вельмож
Пиит, внимаемый царями.
Владея смехом и слезами,
Приправя горькой правдой ложь,
Он вкус притуплённый щекотит
И к славе спесь бояр охотит,
Он украшает их пиры
И внемлет умные хвалы.
Меж тем за тяжкими дверями,
Теснясь у черного крыльца,
Народ, гоняемый слугами,
Поодаль слушает певца.

Дата создания: август – октябрь 1827 г.

опубликовано только в 1884 году.
 
Так как же тогда понимать обозначенное для исследования стихотворение...
Стихотворение " Нет, я не льстец " не что иное как ироническая сатира на Николая I. 
Что в стихотворении указывает на Николая I, ведь А. С. Пушкин писал не лестные произведения и на Александра I, даже после его официальный смерти. Указывает вот эта строфа:
Текла в изгнаньe жизнь моя,
Влачил я с милыми разлуку,
Но он мне царственную руку
Простер — и с вами снова я.

Известно, что после прихода к власти Николай I помиловал поэта и пригласил в Москву, где в Кремле состоялся исторический разговор Поэта и Царя.
 
Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
 
У слова " хвала " есть несколько значений. По смыслу произведения подходит " Неумеренное восхваление кого-чего-н. ( ирон.), славословие "
" Хвалу свободную " - " свободную ", потому что из - за цензуры нельзя было открыто высказывать политические мысли, поэтому хвалу свободную можно было высказать про себя, что мы и читаем дальше: 
 Я смело чувства выражаю, - про себя
 Языком сердца говорю. - поэт говорит про себя, а не открыто, о чём в последней строфе будет ещё раз сказано.
 
" Хвалу свободную слагаю: " - " слагаю ", то есть ( здесь ) составляет некий список достоинств царя. После слова " слагаю " стоит двоеточие, после которого А. С. Пушкин перечисляет достоинства царя в ироническом ключе в третьей и четвёртой строфах. В конце пятой строфы говориться о том, что льстец " Одну лишь милость ограничит. ", то есть лишит царя неких достоинств.
Так каких милостей льстец ограничит...?
 
Тех, кого царь карает явно, он лишится творить втайне милостей им.
Не освободит поэта из изгнания.
Не обратит внимание на вдохновение поэта и не освободит мысль его.
" не освободит мысль " - то есть не будет у поэта цензором. После перечислений того, чего может льстец ограничить, идёт язвительный вопрос: "
И я ль в сердечном умиленье,
Ему хвалы не воспою? - за такие - то милости!

Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами; - то есть правит, как считает нужным - честно с точки зрения царя, а поэт это только подчёркивает.
 
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами. - оживил войной потому, что в России при Николае I жизнь как бы замерла из - за различных запретов. И только война вывела страну из застоя, надо полагать,   на время. Видимо, о войне можно было говорить открыто.
Фразу " Его я просто полюбил " не надо воспринимать всерьёз - А. С. Пушкин смеётся. Как можно полюбить того, кто ограничивает писательские права, не пропуская в печать неугодные царю произведения. 
 
Я льстец! - эта фраза перекликается с державинской фразой из его оды " Фелица ":
 
Таков, Фелица, я развратен!
Но на меня весь свет похож.
Кто сколько мудростью ни знатен,
Но всякий человек есть ложь.
 
Как Г. Р. Державин себя принижает, чтобы сказать правду царице, так и А. С. Пушкин делает то же самое: 

Я льстец! Нет, братья, льстец лукав:
Он горе на царя накличет...
 
 Последняя строфа - это вывод всего стихотворения и  одновременно она показывает, что поэт царю ничего не говорит, а молчит в этом произведении, так как оно является сатирой на царя.

Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу.
 
 
Март 2024 год
Санкт - Петербург


Другие произведения:http://proza.ru/avtor/danyur223


Рецензии