Этнография и язык чукчей-1

Важенка-самка оленя
Кэркэр-женский комбинезон
Какомэй-выражение удивления
Чоттагин-холодная часть яранги
Кит-кит-немного
Еттык, етти, тыетык, амын етти, ии -приветствие , дословно приехал/ответ ии-да
Мыркырчгын-Чукотское ругательство
Коо-нет
Водка, табак варкын -табак, водка есть?
Танги/Тангитан-название русских или прочих европейцев
копальгын - Копальхен, вариант изготовляется из моржа или тюленя: животное умерщвляют, охлаждают в воде, помещают в шкуру, откуда затем выпускают воздух, и зарывают под прессом из гравия на линии прибоя. Через несколько месяцев труп извлекается и употребляется в пищу. Обычно охота на моржа ведётся летом, а готовый копальхен выкапывают в декабре. Мороженый копальхен режется тонкими ломтиками.
Кымгыт- свернутый и сшитый рулет из моржового мяса. Кымгыт, моржовый рулет, дозревает в леднике.  Мясо скисает, образуя своеобразный резкий запах и специфичный оттенок от серого до зелённого. Копальхен до прихода русских было основной пищей прибрежных жителей в зимний период. Мясо другого морзверя запасти впрок не получается. Копальхен береговые люди ели сами, им же кормили собак.
Кэлэ-злые духи
Ярар -бубен , обтянутый кожей оленя, раньше также мог быть обтянут кишкой моржа.
Эрмэчин-глава Оленьего стойбища
Вэип-Богораз-Тан. Богораз (Тан) Владимир Германович (1865–1936) – общественный деятель, ученый и организатор науки, лингвист, этнограф и антрополог, историк религии, поэт, писатель и журналист, профессор и педагог, член-корреспондент Академии наук СССР. До революции В.Г. Богораз занимался политической деятельностью: с 1881 г. был участником народовольческого движения, в 1905 – один из активистов «Крестьянского союза», в 1906 – член «Трудовой группы» в Государственной думе, работал как журналист в газетах, публиковал статьи под псевдонимом «Тан».
В 1889 г. В.Г.Богораз был арестован царским правительством и сослан в Среднеколымск на 10 лет. Там начал изучение жизни коренного населения Крайнего Севера; в течение трех лет кочевал с чукчами. Принял участие в Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции под руководством Франца Боаса.
С 1901 по 1904 г. был куратором Музея естественной истории (Нью-Йорк). С 1918 года – хранитель Музея антропологии и этнографии Академии наук, и профессор Ленинградского университета, создатель научной школы в этнографии и религиоведении, основатель Института народов Севера (1929), создатель и первый директор (1932–1936) Музея истории религии Академии наук СССР.
В.Г. Богораз ; автор многочисленных работ по истории религий, прежде всего, по шаманизму и культуре сибирских народов, мировую известность получила его четырехтомная монография о чукчах.
В результате изучения религии чукчей у Богораза сложилась оригинальная концепция развития первобытных религиозных верований, прежде всего анимизма. Он считал, что первобытная вера в духов связана с почитанием предметов, от которых духи отделяются сравнительно поздно, и что религиозные представления первобытного человека прошли пять стадий. Первая – субъективное и бесформенное отождествление с природой. Вторая – отыскивание внешнего сходства с человеком (хотя бы в смутной и случайной форме). Третья – возникновение идеи о двух формах предметов (обыкновенной и человекообразной, преображенной). Четвертая – возникновение идеи о гениях, живущих внутри предметов и связанных с ними, способных покидать их на время; возникновение идеи о человеческой душе отличной от тела. Пятая – возникновение идеи о человекообразных, независимых от предметов, свободно движущихся невидимых духах; возникновение идеи об усопших, существующих после уничтожения тела; начало культа предков. Богораз выдвинул концепцию о трех этапах развития шаманства – поголовном, семейном и индивидуальном. Он писал, что шаманизм – это стадия развития обрядового анимизма, а анимизм представляет теологию и философию шаманства.
Камлейка- меховая куртка из шкуры оленя
Кухлянка- верхняя меховая одежда в виде рубахи мехом наружу.
Юхала -сушеная рыба
Торбаса-плекыт - обувь из шкуры оленя или тюленя.
Лахтак-порода тюленей
Ровдуга-оленья замша
Кэнчик-плетка
Ропак-мелкий торос
Камики-вид обуви
Итгильгын-кожа кита. С добытого кита срезать слой кожи с подкожным жиром, нарезать женским ножом (пекулем). Употреблять можно в чистом виде или обмаки­вая в соевый соус, второй вариант-более современный.
Вилмуллырилкырил - кровяной суп: ;Оленьи кишки с внутренними органами и нутряным жиром хорошенько промыть, мелко нарезать и залить водой. Кипятить до тех пор, пока бульон не будет готов. Постоянно помешивая бульон, медленно влить туда оленью кровь. Варить, пока суп не загустеет.
Пекуль-женский нож
Мыргот-морская капуста
Войдать-покрывать полозья тонким слоем льда
Акын- закидушка с острыми крючьями для вылавливания из воды убитых нерп
Увэран-яма для хранения мяса
Пыхпых- надутый воздухом пузырь из кожи тюленя, чтобы убитый кит не утонул.
Пыныл-новость, у чукчей принято рассказывать, делиться новостями при встрече
Тиркытир-солнце
Иммэмы-мать
Атэ -отец
Рытгэв-забытый, имя данное при рождении Ю.С.Рытхэу, позже ставшее его фамилией, так как с приходом Советской Власти чукчами стали выдавать паспорта и давать русские имена и отчества, имена же данные при рождении им родителями, стали их фамилиями.
Тэгрынэ- чукотская фамилия, дословно означает «метательница гарпуна».
Леут-Голова
Лылет-глаза
Йыкыргын-рот
Патинкат-ботинки

Чукотские пословицы:
A’рачавтык гапалёмтэля, к’ынур чиинмимле гиквичитэ: этлы алымалявка гитэ.
Лживого человека слушать, как тёплую воду пить: не будешь (удовлетворён) слушая.
Э’льэл мэйн’эрмэк пароч-вальын.
Кал – великого начальника больше (т.е., естественные потребности сильнее всяких властей).
Эк’эн’ан пипик’ылгык’эй ганн’энален.
Даже у мышки есть гнев.
Тъэркин н’элвыл – к’ынур чевмычаат.
Немногочисленное стадо – как короткий аркан.
К’ытленымтомгэты ынпык’аайн’ын.
Ленивому соседу старый олень.
Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, собранные в колымском округе В.Г. Богоразом. – СПб, 1900; стр. 144 – 145.


Рецензии