Удивительные люди. К. А. Алексеев

Чем же удивителен хорошо нам известный К.А.Алексеев (ставший К.А.Станиславским лишь в январе 1885 г) создателель легендарного МХАТа и знаменитой «актёрской системы Станиславского», первый народный артист СССР, Почётный член Академии Наук и т.д., подумает читатель. А давайте, прочитаем несколько абзацев.

Родился он в 1863 г в многодетной (9 братьев и сестер) семье промышленника Сергея Алексеева, позднее избранного старшиной московского купечества. Родился хилым, страдал рахитом, поздно начал говорить, до 10 лет не выговаривавше «л» и «р». Закончил 2 класса гимназии, 5 классов Лазаревского института восточных языков, но бросил его и в 1881 г начал работать учётчиком на золотоканительной фабрике под началом своего дяди, где проработал до национализации предприятия в 1918 г, то есть 37 лет.

И это удивительный человек? Да это просто обыватель, скажет читатель. Но сначала посмотрим, что это был за обыватель. Уже в 1984 г он становится Председателем правления фабрики (ставшей «товариществом»). В 1900 г на Всемирной промышленной выставке в Париже товариществу присуждают золотую медаль и Гран-при за создание нового вида золотошвейных нитей. Константин Алексеевич получает золотую медаль и диплом и лично. С 1905 г товарищество начинает выпускать новейшую по тем временам продукцию, ранее в России не выпускавшуюся: медные и алюминиевые провода и кабели, медные шины, полосы, болтовую медь для электроподстанций и паровозостроения, изолированные микропровода, эмалированные провода, электролампы и др.

Хорошо, скажет читатель. Это жизнь не обывателя, а успешного организатора («менеджера»), хорошо понимавшего потребности страны накануне Первой мировой войны. Тоже ничего удивительного. Таких было много.

Тогда давайте расскажем о второй жизни Константина Алексеевича. Сначала на его фобрике появилась читальня с показом диапозитивов и хор рабочих (репетиции 4 раза в неделю). В 1895 г - театр для рабочих с постановками пьес Островского и Чехова. Зал всегда полон, зрители стоят в проходах. В 1902 г - духовой оркестр из рабочих и служащих. В 1904 г под звуки этого оркестра открылся построенный рядом с фабрикой театр с залом на 250 мест, электрическим освещением, прекрасной вентиляцией и даже «противопожарным водороводом». Сезон открылся пьесой Островского «Лес». Выступала здесь даже знменитая оперная труппа С.Зимина. Позже, когда здание театра пришлось снести, Константин Алексеевич добился предоставления мест для рабочих в Московском художественном театре за счёт фабрики.

Сам он начал свои «сценические опыты» в 1877 г в домашнем театре, где играл в опереттах «Мадмуазель Нитуш» (Флоридора), «Граф де ля Фонтьер» (атаман разбойников), «Нанки-Пу» (Микадо). Впрочем, дальнейшая жизнь великого реформатора нам хорошо известна.
И здесь нет ничего удивительного, скажет скептик; многие меняли свою профессию (род занятий) в течении жизни. Да, мы знаем врачей, которые стали «бардами» или драматургами, инженеров, которые стали художниками... Меня удивляет, что человек продолжал не менее 37 лет параллельно вести (и весьма, весьма успешно) две столь разные жизни.

В заключение посмеёмся лишь над одним эпизодом, рассказанном Стниславским на склоне лет. Играя в 1984 г на любительской сцене Подколёсина в гоголевской «Женитьбе», в последней сцене он должен был вылезать в окно. Сцена была так мала, что, вылезая, он должен был шагать по стоящему за кулисами роялю. Продавил крышку и оборвал струны. Беда в том, что спектакль давали как скучную прелюдию к предстоящим весёлым танцам. И незадачливому актёру пришлось весь вечер сидеть в углу зала и петь все танцы подряд. «Это был один из самых весёлых балов - вспоминал К.А. - но, конечно, не для меня». Посочувствуем и мы не только бедному юноше, но и очаровательным барышням, лишившимся в этот вечер элегантного красавца кавалера.


Рецензии