С. Бурлацкое. Ревизия волисполкома. 1922 г

Ревизия Бурлацкого волостного исполкома. 1922 г.

Во второй половине 1922 года в Бурлацком волостном исполкоме работали:
Макагонов Василий Иванович, председатель исполкома;
Глушко, секретарь исполкома;
Иващенко, заведующий волостным земельным отделом;
Костырский Моисей Максимович, член исполкома;
Ширяев Иосиф, член исполкома.

2 октября 1922 года Бурлацкий волостной исполком (ВИК) созвал жителей села на сход. Пришли 209 человек. Председателем собрания был избран заведующим волостным земельным отделом тов. Иващенко. Утвердили повестку дня: «О смете расходов исполкома». С докладом выступил председатель исполкома тов. Макагонов. Он говорил о том, что для нормальной работы самого исполкома, его учреждений, в том числе: детского дома, библиотек, нужно собрать с жителей села 2000 пудов зерна. Доклад председателя бурно обсудили, с горячими выступлениями ораторов из-за трибуны, и с выкриками с мест. Постановили: «…Большинством голосов смету принять. Для взыскания означенного количества зерна, сделать раскладку между гражданами, наложить на каждую душу, получившую землю при новом переделе земли, по 1 пуду зерна. Исключить от налога беднейшее население и часть красноармейских семейств». [57]

21 декабря 1922 года в волостное правление села Бурлацкого прибыли ревизоры: инспектор Ставропольской губернской рабоче-крестьянской инспекции (ГубРКИ) тов. Трегубов и финансовый инспектор Благодарненского уезда тов. Страстницкий.
В волостном правлении на рабочем месте оказался секретарь Глушко. Инспекторы предъявили мандаты № 13879 и 30208, представились.

- Где председатель? – на правах старшего спросил Трегубов.
- Товарищ Макагонов в командировке, - ответил секретарь. – 19 декабря он убыл в город Петровск по служебным делам.
Как известно, в сентябре 1921 года центр Благодарненского уезда из села Благодарного был перенесен в село Петровское. Село получило статус города, стало называться: город Петровск (ныне город Светлоград).
- Понятно! Кто у Вас заведует налоговым столом? Пригласите его с финансовыми книгами.
Глушко:
- Налоговый стол у нас не организован. Нет в селе грамотного счетовода.
- А кто же в правлении занимается учетом налогов? – удивленно спросил Трегубов.
- Пока я налогами и занимаюсь, - ответил секретарь. – Кроме того, на мне и волостная касса. Работы много!

Тут же был вызван член исполкома Моисей Костырский, исполнявший обязанности заместителя председателя волостного исполкома, ему было поручено организовать налоговый стол. Для чего, пригласить грамотных людей, распределить между ними обязанности согласно инструкции.

К этому времени фининспектор Страстницкий изъял у секретаря волостную печать, ключи от сейфа и приступил к изучению кассовых документов.
Бурлацкий волостной исполком в 1922 году собирал несколько налогов, в том числе: общегражданский налог в пользу голодающих, налог на помощь сельскому хозяйству, подворно-имущественный налог, трудгужналог, гербовый сбор и местное самообложение.

В несгораемой кассе ВИКа оказалось наличных денег 3825 рублей. В кассе находились расписки председателя Макагонова: на 132508 рублей для сдачи в уездный финансовый отдел (УФО) в счет подворно-имущественного налога; на 2070 рублей для сдачи в УФО общегражданского налога. 1872 рубля взято председателем Макагоновым на его частные надобности. Кроме того, председателем взято из кассы без расписки 7021 рубль, как полагает секретарь, на сдачу в УФО в счет подворно-имущественного налога. Баланс по кассе: 147296 рублей. Приходно-расходные книги в исполкоме не велись. Приход и расход денег проводился только по талонным книжкам. Квитанций о сдаче денег председателем Макагоновым в уездный финансовый отдел в кассе не оказалось. Таким образом, все деньги, изъятые из кассы, находились у него в подотчете.

Фининспектор сделал секретарю исполкома Глушко устное внушение:
- Такая халатность в ведении отчетности, временное присвоение казенных денег для собственных надобностей, подлежит преследованию по ст. 113 Уголовного Кодекса. Вам понятно?

Глушко молчал. Инспектор спросил:
- Я не увидел ведомостей на выдачу жалованья членам исполкома и техническим работникам? Вы что, бесплатно работаете?
- Мы получаем жалованье натурой. В сентябре председатель, секретарь и два члена ВИКа получили по 15 пудов зерна. За октябрь-ноябрь ответственные работники получили по 10 пудов. Технические работники получают каждый месяц по три пуда зерна.
- Как это можно проверить?
- Ведомости на выдачу зерна находятся на зерноскладе, в «Гамазии».

Общегражданский налог в пользу голодающих начали взыскивать только с 14 августа 1922 года. В список плательщиков включили 422 хозяйства. Но многие жители еще весной уехали в хлебные регионы на заработки и пока не возвратились. Списки «отходников» в уездный финотдел были представлены. Так как сроки уплаты налога прошли, то его надо взыскивать с пеней в 200-300 процентов. Ревизоры по этому налогу насчитали недоплату в 10840 рублей и предложили исполкому «…немедленно взыскать упомянутую недоимку и деньги сдать в УФО».

Налог на помощь сельскому хозяйству в селе Бурлацком еще не собирали. Составили список плательщиков, поставили их в известность. Список отправили в уездный финотдел на согласование.

Подворно-имущественный налог на Бурлацкую волость, в которой насчитывалось в 1922 году 638 налогоплательщиков, наложен в сумме 317073 рубля. Исполком освободил от уплаты налога 142 двора малоимущих граждан. Всю сумму налога разбросали на 496 дворов. Об этом населению объявили на сходе. Высший оклад обложения – 6289 рублей, низший – 26 рублей. Инструкция по налогу понятна и не вызвала недоразумений. Жалоба поступила одна и отправлена почтой в уездный финотдел. Взыскивать налог начали с 26-го ноября. Ко дню ревизии взыскано 140803 рубля. Первым налог внес беспартийный Греков Федор Митрофанович. А вот руководители, члены РКП(б), председатель ВИКа Макагонов, члены волостного совета Костырский и Ширяев налог ещё не уплатили.

Трудгужналог наложен на 100 процентов рабочей силы, выполнялся фактической отработкой, транспортировкой грузов. За год на 170-ти подводах налогоплательщики перевезли 5368 пудов различных грузов. Дальнейшее выполнение нарядов сдерживалось бездорожьем и частыми отказами жителей от работы. Ревизоры предложили: «…Принять все меры к скорейшему выполнению налога, вплоть до предания суду отдельных личностей».

Промысловым налогом Бурлацкий волисполком не занимался. Разовых сборов на базарах не установлено. Общественных весов не имелось. Фининспектор предложил контролировать сельские промыслы и торговлю, составлять протоколы на лиц, уклоняющихся от оформления патентов. Установить в базарный день сборы: 10 рублей с ручной и 20 рублей с возовой торговли.

Гербовый Устав и повышенные ставки Гербового сбора получены исполкомом 9 декабря 1922 года. При выдаче документов исполком взимал Гербовый сбор по 100 рублей, вместо 200 рублей, совсем не взыскивал канцелярские сборы. Ревизоры предложили довзыскать Гербовый сбор, в дальнейшем взыскивать по 300 рублей и по 50 рублей канцелярского сбора за каждый документ.

По итогам проведения ревизии был составлен Акт № 11 от 22 декабря 1922 года. Его подписали ревизоры, заместитель председателя волисполкома, ответственный сотрудник коммунистической ячейки и секретарь волисполкома.

9 января 1923 года Ставропольская Губернская РКИ на основании Акта составила заключение о возбуждении уголовного преследования против председателя Бурлацкого волостного исполкома тов. Макагонова по обвинению его в должностном преступлении по 107, 108 и 113-й Статьям Уголовного Кодекса РСФСР. В этот же день Акт ревизии и Заключение были направлены Ставропольскому Губернскому прокурору. Меры прокурорского реагирования нам неизвестны. Бывший председатель волостного исполкома Макагонов В. И. в 1925 году состоял в сельскохозяйственном товариществе «Дружба».

ИСТОЧНИКИ:
57. Протокол, акт и заключение об обследовании Бурлацкого волисполкома от 04.02.1923 г. ГАСК, Ф.Р-151, оп. 1, д. 896.

Владимир Пузиков
г. Благодарный
8.03.2024 г.


Рецензии