Криминал, состояние души и литература

Современная литература переполнена криминалом. Не влияет ли она на его рост? Если бы переписать все детективы. Если бы сначала муки совести, а потом несостоявшееся преступление. Исчез бы тогда криминал из нашей жизни или нет? Давно исследовано и систематизировано, что делает его неотъемлемой её частью. Эти «герои»  и их деяния систематически  обновляются. И в наше время тема так актуальна, что хотелось бы поменьше. Куда же литераторам деваться от реалий сегодняшнего дня. Не замечать то, что предлагает жизнь, не получится. Поражает изворотливость безграничного числа вариантов беззаконных деяний, мотивированных жестокостью, жадностью, ненавистью, злобой, глупостью, обстоятельствами, и всё чаще - бездуховностью.
Любой народ, законопослушный,  в подавляющем большинстве, выступает против преступности, но не против криминальной литературы. Что мы в ней находим? В ней и в фильмах, которые не сходят с экрана? Так исследуется чуждое здравому смыслу и человечности явление, удовлетворяя необходимую потребность напряжённой  работы вечного поиска смысла жизни. Но, опять же, как исследуется и преподносится?
В газете «Аиф» № 35 за 2011 год внимание многих привлекла статья Максима Володина «Русский «чухонец». В ней рассказывалось о  Вилле Хаапсало, который в фильме Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты» сыграл роль «горячего парня» Райво.  Он приехал в Россию в 1991 году, чтобы стать актёром, был избит и ограблен много раз в первый же год.  Почему он не уехал на Родину, а остался и полюбил негостеприимную к нему, криминальную Россию?  Почему  стал мечтать о том, чтобы сыграть такого Раскольникова, который бы  не убивал старушку? «Раскольников для меня – это определённое состояние души», - сказал он. Как человек другого мира смог постичь и полюбить русскую душу, несмотря на процветающий махровый криминал? Прижиться в чужой стране ему помогла литература. «Хотя раньше книг не брал в руки». Вот оказывается как. Если подступает отчаяние, бери Гоголя или Пушкина и читай. Так преподнёс писатель тему, как никто! А какие пробуждает мысли, чувства и желания до сих пор. А вот политик заявил о Достоевском: «Я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских, как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски». Это ведь  о совести так! В культе совести и страданий ли ложный выбор? И сам ли народ делает выбор всегда? Без причины да с пустой  душой маску страдания не наденешь. А разглядеть страдание и показать совесть как национальную черту может далеко не каждый творческий человек, а лишь свой, корни чувствующий в каждом соотечественнике, как в себе самом.
Далее Вилле рассуждает, почему у финнов и у русских такая душа, привязанная к своему трудному месту обитания.
Она у многих народов такая, и у казахов, рядом с которыми прожила почти всю жизнь.  Кто-то думает, что Казахстан - это тепло и яблоки сами растут. А голую степь не хотите, а сибирские морозы? У многих народов такое  место жизни на земле, которое обрекает на тяжёлый труд, заботу и муки. Не отсюда ли эта генетическая способность на тоску, мучения, духовные искания?  Нашим душам, по - видимому,  утверждает Вилле, нужно напряжение, спровоцированное условиями земного выживания. «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день, и ночь» - сказал поэт. Не только обязана, но и хочет, потому что привыкла. Времена изменили карту на постсоветском пространстве, но принесли нам одинаковые проблемы, не исключая криминала.
 И ещё думается вот о чём: « Если мы способны на духовное напряжение, если нам оно нужно, то почему мы живём сейчас так, будто рядом нет детства». Будто мы забыли страдать по совести и заботиться об этом, забыли, как растущий человек впитывает из окружающего социума всё, что видит и слышит, живём, будто ребёнок не нуждается в нашей защите и в охране его несозревшего ума от пагубного воздействия дурного. Не играем ли мы с огнём? Не уродуем ли наших детей? Стыдно аморальные вещи демонстрировать детям как нечто обычное, неотъемлемое от жизни. Вот почему  появидся цикл рассказов  «По следам украденного детства». Именно в детском периоде формируются  истоки судеб. Цель  – столкнуть читателя ещё с одной реальностью, чтобы вызвать протест. Высокая культура, основанная на высокой морали и нравственности – это и есть духовность. А в основу духовности, в основу любой культуры человечество заложило бережное отношение к ребёнку, заботу о детстве.
Это самое главное состояние души. И семье, и государству нужна эта  чистая идея, и тогда будет будущее. Нельзя жить так, будто детей нет. Иначе  мы потеряем самый главный ориентир. Демонстрируя бесстыдство, взрослый мир формирует бесстыдное поколение будущего. Что может быть опаснее? Только осознав это, мы, взрослые, перестанем усугублять неблагополучие, оставляя без надзора и анализа причины роста криминала в будущем.


Рецензии
Здравствуйте, Александра!

Разделяю Вашу горечь по поводу устремления современной литературы к бездуховности и цинизму.
Во многих "произведениях" некоторых довольно популярных писателей порок уже напрямую выдается за добродетель. Украсть - это весело, когда не попался. Убить - а почему бы и нет, когда убиенный не нравится. Невольно вспоминается "Сонька - Золотая ручка", чьи похождения поэтизированы перед массовым российским зрителем, чье умение красть представлено как нечто восхитительное.
Авторы криминальных детективов ставят целью лишь развлечь читателя и совершенно не задумываются о нравственной стороне своих творений, о том, что литература обязана напоминать человеку о его человечности.
"Демонстрируя бесстыдство, взрослый мир формирует бесстыдное поколение будущего".
Так и есть, Александра. Правильная у Вас статья!
С уважением,

Нина Апенько   11.04.2024 07:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Нина! Спасибо вам за точное определение проблемы современной массовой культуры.Ведь и рядом с собой я вижу принимаемую бездуховность как норму и полное игнорирование её вредного влияния на подрастающее поколение, а значит будущее народа и страны.Сейчас, кажется, есть попытка развернуть всё в нужное русло, но потребуются огромные усилия, чтобы оздоровить общество.И, как правильно вы отметили, что безнравственность и цинизм начинаются с модного бесстыдства и романтизации всего дурного.Цитирую молодого человека: "Неинтересно, когда всё правильно, ровно да гладко, как положено". То есть получается, что надо жизнь сделать интересной, а для этого ликвидировать нравственность.
Добра вам и успехов.

Александра Китляйн 2   12.04.2024 03:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.