Кладбище

Воскресный звонок незнакомого мужчины если и не перевернул жизнь Боба вверх дном, то, как минимум, вывел из привычного русла. Менеджер агентства ритуальных услуг по имени Джон тусклым, неартикулированным голосом сообщил молодому человеку, что прошедшей ночью скончалась его дальняя родственница, тетя Нора, которую теперь предстоит хоронить. Все подробности «трагического исхода» переданы сжатым телеграфным стилем: «тихая смерть в собственной квартире, соседка с верхнего этажа оказалась случайным свидетелем, она и позвонила куда нужно». Ни семьи, ни близких приятельниц отправившаяся в мир иной женщина не имела, Боб навещал ее в исключительных случаях, но телефон, обнаруженный на листке бумаги в гостиной тети, выдал именно героя рассказа.
Принесший печальную новость Джон был краток по телефону: 
– Приезжайте как можно скорее, есть проблема, имеющая отношение к похоронам. Без вас ее не решить.
Минутная растерянность, а затем сострадание к вдруг почившей тете, вызванное экстренным звонком менеджера ритуальной службы, сменились в душе тридцатилетнего Боба скрытым недовольством. Наличие неведомых трудностей, связанных с организацией погребения, принуждало «вечно занятого» человека оставить насиженный офис компьютерной фирмы, в ко-торой он работал, перенести приятное во многих аспектах рандеву с подругой и заняться тягостными хлопотами, нужными для отправки родственницы в последний путь. И что это за проблема такая?
Тетя жила в соседнем городе, Бобу пришлось срочно покупать билет на самолет, ловить такси и проклинать водителя, опаздывая в аэропорт, чтобы затем, ступив на трап, вспомнить давно забытые чувства: дважды он ездил навестить родственницу (на юбилей – с промежутком в десять лет), и каждый раз «заботливый» племянник до момента посадки в самолет наделся, что сможет увильнуть от невыносимо скучных обязанностей.    
Перелет на «боинге» (с оборванным из-за приземления блокбастером) и дорога из аэропорта (порция виски при пересадке) к моргу, где находилось тело умершей родственницы, не дали устать. Когда Боб вышел из автобуса, почти наткнулся на мужчину в строгом костюме – лет сорока, подтянутого, со свежей стрижкой. Голос Джона в живом исполнении выглядел еще более отстраненным, чем по телефону.
– Рад, что вовремя приехали, есть о чем поговорить, – запросто начал Джон. – Похороны вашей тети состоятся в назначенный день, но с выбором памятника вышла загвоздка…
Боб не успел задать главный для себя вопрос, потому что Джон сразу отвел его в комнату, где лежала умершая. Только когда печальное свидание состоялось (тетя Нора выглядела в гробу улыбающейся, как в день юбилея), Джон наконец-то выбрал момент, чтобы обсудить затрагивающую племянника тему.
– Видите ли, Боб, проблема заключается в посмертном желании вашей тети, она завещала похоронить себя на необычном кладбище…
Слова Джона пока ничего не объясняли Бобу: все кладбища были для него одинаковыми, разница в стоимости услуг ритуальных контор не имела большого значения. Что касается «дурной славы» кладбищ, то об этом он читал только в художественной литературе, посвященной вампирам и упырям… 
– Никакой мистики здесь нет, – продолжил Джон, словно угадав мысли Боба. – Всю жизнь ваша тетя была спокойной, предсказуемой женщиной, никаких экстравагантных выходок за ней не помнят. И вдруг это странное желание быть похороненной на «Кладбище будущего». Потребуются усилия, чтобы исполнить последнюю волю родственницы…
Наконец Боб услышал то, что и пытался весь день узнать. Джон рас-сказал ему, что на «Кладбище будущего» хоронят себя богатые чудаки – тот, кто при жизни снискал славу «редкого персонажа», эксцентрика, сумасброда.
– Людям важно сохранить верность своей натуре даже после смерти, – пояснил ритуальный агент. – Мода здесь сложилась такая, лет десять назад, когда местный богатей еще при жизни заказал памятник на свою могилу – «с прибабахом», не как у всех, чтобы и на том свете оставаться для родных и близких «неисправимым оригиналом». Затея прославила автора, а другие толстосумы раззавидовались, стали покупать землю рядом и изголяться по-своему, кто на что способен. Так вокруг одной могилы, на которую приезжали смотреть, как на городскую достопримечательность, со временем выросло целое кладбище. Позднее ему и название диковинное нашли.
По словам Джона, тема кладбищенского самоутверждения стала такой популярной, что даже обычные люди, со скромным доходом, начали брать кредиты на установку (после своей смерти) чрезмерно дорогих памятников и всю жизнь работали не покладая сил, чтобы выплатить долги. 
– Кому принадлежит первый памятник на «Кладбище будущего», и как он выглядит? – с пониманием спросил Боб.
– Это был крупный бизнесмен, занимался перегонкой нефтепродуктов. Памятник на его могиле в виде трехметрового фонтана, из которого всегда бьет нефть – как шоколадный фонтанчик на банкетном столе, только стоит намного дороже. Технически все исполнено безупречно, но лучше самому это увидеть. У нас будет время пройтись по кладбищу, я покажу вам самые оригинальные и ценные надгробия, а заодно расскажу о проблеме…
Ритуальный агент пригласил Боба в машину: полчаса виртуозной езды по неказистой промышленной зоне, и двое мужчин прибыли на место. Взор сразу привлекли ворота кладбища, оформленные в стиле Уолта Диснея, из-за которых выглядывали башни со шпилями и остроконечными крышами, фирменного голубого цвета. Джон пояснил: это офис ритуальной конторы.
– Почему все-таки его называют «Кладбищем будущего»? – в очередной раз спросил Боб.
– Люди думают, что в скором времени обычных кладбищ не останется, и что в сознании большинства они перестанут быть тихим местом вечного успокоения, обителью скорби и печали. В концепции «Кладбища будущего» заложена идея непрерывности жизни, отметающей смерть, неистребимости творческого начала, присущего каждому человеку. Ничего крамольного в этой идее нет, однако поддерживают ее не все. Ваша тетя была человеком традиционных взглядов на вещи, но в последний момент она вдруг заняла противоположную сторону, не успев кое о чем подумать…   
Двое мужчин вышли из авто и направились сквозь парадные ворота вглубь кладбища, чтобы увидеть собрание памятников, выражающих идею вечной уникальности умершего человека. Эмоции охватили Боба с первых шагов: картина, открывшаяся его взору, выглядела нереальной. 
– Обычно я начинаю экскурсию с памятника поэту, жившему в нашем городе, – сказал Джон уважительно. – Автором он был неизвестным, даже книгу не издал, но регулярно публиковался в интернете.
Боб увидел впереди необычное зрелище: на внушительном гранитном пьедестале сидел, на стилизованном под старину кресле, живой человек и с чувством декламировал стихи, провожая взглядом посетителей кладбища, а иногда перелистывая страницы блокнота с текстом. Одет он был в черный двубортный костюм, рубашку и бабочку, на ногах – лакированные ботинки.
– Это двойник умершего поэта, – сразу объяснил Джон. – Долго искали похожего мужчину с нужным тембром голоса и все-таки нашли, в соседнем городе. Вдова заключила с ним договор на несколько лет, чтобы, изображая покойного, двойник осветлял его образ в нашей памяти и символическим образом продлял безвременно оборвавшуюся жизнь поэта. Актер работает пять дней в неделю, по восемь часов, с перерывом на обед. В непогоду он отдыхает в помещении офиса – народа мало, декламировать некому. Если хотите, можно послушать стихи почившего, как говорят, ощутить его бессмертную душу.
Боб не стал задерживаться возле могилы поэта, чтобы скорее увидеть другие необычные монументы, авторами которых еще при жизни стали их теперешние «хозяева». Он заметил рядом трехметровый нефтяной фонтан, о котором упоминал Джон – темная маслянистая жидкость потоком стекала по его многочисленным ярусам, приковывая внимание. Внизу, у основания памятника, нефтяная масса убегала в специальные отверстия, чтобы затем под давлением снова отправиться по трубам вверх.
– Завораживающее зрелище, – с довольным видом произнес менеджер. – Посетители кладбища любят отдыхать здесь. А вот памятник стоматологу лично мне не нравится, обратите внимание на тот экран.
Метрах в двадцати от фонтана на внушительной гранитной плите был установлен большой плоский монитор, на котором транслировалась какая-то передача.
– Это не передача, – прочитал ритуальных дел мастер мысли Боба. – На экране постоянно демонстрируют операции, которые в разные годы провел известный врач. Ролики он снимал при жизни в формате мастер-классов, для того чтобы рассказать о своих успехах потомкам.
Действительно, подойдя к монитору ближе, Боб увидел на нем крупно изображенную голову пациента с открытым ртом. Стоматолог стоял рядом и что-то говорил, стуча металлическим шпателем по зубу мужчины. Затем он попросил открыть рот еще шире и принялся сверлить зуб, комментируя каждое свое действие. Вдруг человек, сидевший в кресле, вскрикнул, судя по всему, испытав боль. Врач приструнил его и продолжил работу.
– Неприятно на это смотреть, – раскритиковал идею памятника Джон. – Сразу вспоминаешь, что тебе самому пора к стоматологу, а смелости на это не хватает. Идемте дальше.
Кладбище находилось среди леса, могилы были скрыты деревьями, что создавало дополнительную интригу для тех людей, кто оказался здесь ради любопытства. Прогулка преподносила настоящие сюрпризы.
– Могила таксиста, разбившегося на автотрассе, – любезно продолжил экскурсию Джон. – Сам пострадавший предложить идею не мог, вряд ли он мечтал погибнуть за рулем в тридцать пять. Замысел принадлежит супруге, а установили памятник родственники, в складчину.   
Под цветущим деревом стояла искореженная машина с шашечками на боку: капот разбит вдребезги, дверки салона выгнуты. Похоже, водитель не справился с большой скоростью, выехал на встречку и столкнулся с другим автомобилем, что вызвало такие заметные повреждения. Перед установкой на пьедестал кабину и колеса машины покрасили золотой краской – теперь она рождала ассоциации с сериалом об агенте ОО7.
– В день аварии автомобиль ненадолго заводят, чтобы почтить память лихача. Персонал кладбища весь год следит за двигателем, другими узлами – забот немало.
Боб внимательно слушал Джона, иногда задавая вопросы.
– Идея покрасить кузов золотой краской не кажется вам вульгарной? – разговор двух мужчин приобретал эстетский характер.
– Право выбора здесь принадлежит родственникам, это дело вкуса, но косвенная отсылка к кино производит эффект. Ведь вы тоже подумали про знаменитый сериал, правда? Кстати, скоро на кладбище должна появиться еще одна могила на автомобильную тему, если так можно сказать. Недавно разбился известный гонщик формулы 1, который завещал похоронить свой прах в кабине настоящего болида. Препятствовать никто и не хотел, таких оригиналов здесь много, но когда выкопали могилу, возникла неожиданная проблема. Рабочих вдруг осенило, что если опустить гоночный автомобиль в яму и забросать землей, то видимой части у памятника не будет, придется устанавливать другой монумент. Странно, что об этом не подумали сразу.
– И как выйти из ситуации? – поинтересовался Боб.
– Если честно, я не вдавался в подробности, но говорили, что в могиле  сделают стеклянный потолок, тогда люди получат возможность смотреть на болид и прах его бессмертного водителя сверху. Хорошо, если идея устроит родственников гонщика. Недоработки бывают разные. Взгляните лучше на еще один памятник, – Джон показал рукой в противоположную сторону.
В нескольких метрах от Боба показался фрагмент кирпичной стены с встроенным в нее банковским сейфом: тяжелая дверка открыта, на замке – царапины и выбоины от железного предмета. По словам Джона, памятник установлен знаменитому грабителю, ставшему миллионером после первого же удачного «дела». Сейф на могиле и обогатил талантливого вора.
– Грабитель плохо кончил, а его супруга в знак любви и благодарности выкупила у банка фрагмент стены вместе с металлической дверкой сейфа. Теперь это и семейная реликвия, и памятник. Как говорят местные жители, он способен принести удачу, если попасть монетой в приоткрытую дверку. Обратите внимание, сколько здесь побывало ловцов счастья, но дается оно не всем…
Боб не стал бросать монету, хотя Джон всячески уговаривал его. Рядом  с сейфом находился не менее оригинальный памятник рыбаку – менеджеру страхового агентства, который все свободное время отдавал рыбной ловле. Автор проекта остался неизвестным, а надгробие имело вид декоративного пруда или бассейна, в котором плавали красные карпы. Любой посетитель, у которого возникло желание половить рыбу, мог взять у сторожа кладбища удочку с червяками и спокойно посидеть «на берегу», под деревьями. Рыбу, как правило, выпускали обратно в пруд, хотя можно было и унести с собой, как память об усопшем.
Один из самых эффектных памятников, по мнению Боба, «установили» на могиле актера – это голограмма, возникающая по запросу посетителей, так как постоянно работать она не может, из-за технических ограничений. Голограмма изображает представителя театральной сцены в сыгранных им за многие годы ролях, параллельно из динамиков слышен текст, что создает эффект присутствия на спектакле. Одно время эти посмертные бенефисы были так популярны среди посетителей кладбища, что на них даже стали продавать билеты, но позднее вернули бесплатное посещение. 
Еще чуть дальше – могила знаменитого модельера, выполненная в виде подиума, достаточной длины, чтобы устраивать на нем показы мод. Гроб с телом лежит под гранитной дорожкой, на обычной глубине.   
– Дефиле проходят в выходные, – прокомментировал Джон, – зрителей собирается очень много, мероприятие это раскрученное, и здесь есть на что посмотреть самым тонким ценителям. Модели выходят по лестнице из-под земли, демонстрируют наряд и спускаются обратно, чтобы сменить костюм или поправить прическу, для этого имеется специальная комната. В одежде преобладают яркие, прогрессивные цвета, классические на этом кладбище не работают.
Боб гулял между памятниками и удивлялся тому, насколько многолика была человеческая фантазия в стремлении увековечить финальную стадию бренного земного пути. Единственное в своем роде кладбище являло взору итог существования человека, но не горестный и печальный, как это рисует обыденное сознание, а исполненный энергии, своеобразия и таланта. Боб проникся местной атмосферой и даже поймал себя на шальной мысли, что возникшая ниоткуда перспектива обрести последний приют на «Кладбище будущего» стала выглядеть для него весьма заманчивой. 
Впрочем, экскурсия по местам надгробной славы еще не закончилась. Джон показал Бобу могилу офицера-артиллериста, погибшего год назад на Ближнем Востоке: грозным памятником вояке служила 155-миллиметровая американская гаубица М114.
– Каждое воскресенье из нее стреляют холостым зарядом, в память о жертве чужой войны, – гордо объявил агент ритуальной службы. – Грохота от нее много, но люди привыкли, да и звери тоже. Взгляните в ту сторону…
Боб неожиданно для себя увидел вдалеке клетку с живым бенгальским тигром.
– Этот красавец теперь охраняет могилу женщины-укротителя. Говорят, именно он и отправил ее на тот свет.
Джон предупредил, что не нужно подходить к зверю слишком близко, служители кладбища стали свидетелями трагического случая – тигр ухватил когтями зазевавшегося посетителя и едва не убил. Беднягу каким-то чудом освободили от смертельной хватки.
В завершение прогулки Боб осмотрел и самый эротичный памятник на кладбище – знаменитой фотомодели, долгое время жившей в особняке Хью Хефнера, где снимался журнал Playboy. За дорогой металлической оградой – макет особняка в миниатюре, причем, сходство с оригиналом легко обнаружить даже в мелких деталях. На газоне перед домом – кресла с отдыхающими в них пышногрудыми фотомоделями в открытых купальниках (отлиты из пластика), что воссоздает атмосферу, установившуюся во владениях именитого издателя.
– Видите, на многих девушках вообще нет одежды, поэтому рабочим кладбища часто приходится отгонять от могилы школьников, проявляющих нездоровый интерес к оголенным красоткам, – сказал Джон.
Эйфория, захлестнувшая Боба при изучении достопримечательностей «Кладбища будущего», не отменила звучавшего в нем вопроса к менеджеру ритуальной конторы: какой памятник установят на могиле тети, и когда он сможет его увидеть? В тот момент Джон и сам понял, что Боб наконец-то должен узнать о самом главном.
– Ваша тетя еще при жизни купила на этом кладбище участок земли и, судя по всему, пришло время им воспользоваться. А вот с памятником, как я уже сказал, вышла небольшая загвоздка. Пока даже проекта на бумаге не существует, и кто им будет заниматься – не ясно. Может, у нотариуса есть какая-то информация, сегодня вы его увидите.
– Тетю Нору похоронят на «Кладбище будущего», но адекватного месту памятника у нее нет. В этом наша проблема? – переспросил племянник.
– Верно, нужна нестандартная идея и человек, готовый ее предложить и наделенный такими правами, – резюмировал агент.
Боб принял серьезный вид и слегка помрачнел: не знал он, чем в такой ситуации помочь умершей тете. Встреча с нотариусом, о котором вспомнил Джон, и правда была спланирована заранее (при этом о щедром подарке со стороны родственницы племянник даже не мечтал!). Грамотный специалист должен подсказать, как вести себя в сложной ситуации – с надеждой поду-мал невольный участник событий.
Двое мужчин вернулись к воротам кладбища, сели в машину и поехали к нотариусу, чтобы выслушать завещание соригинальничавшей напоследок тети. Ее желание быть похороненной на «Кладбище будущего» выглядело своевольным капризом: в ближайшем кругу женщину знали совсем другой – предсказуемой, осторожной, без смури в голове. Но теперь обстоятельства ставили Боба в тупик и требовали от него безотлагательного вмешательства в посмертную судьбу тети, не давая ни малейшей подсказки – как выкрутиться из положения.
Через полчаса Джон и Боб стояли на пороге небольшого офиса, где их встретил нотариус – приятный молодой человек, не обремененный черным костюмом, но внушавший своим видом чинность и предусмотрительность. Законник блестяще справился с обязанностями ведущего шоу, состоявшего из распечатывания конвертов, сбора подписей и проставления печатей. Но самым потрясающим номером деловой программы стало оглашение текста завещания: как распорядилась перед смертью тетя Нора, владельцем ранее принадлежавшего ей имущества и денежных счетов становился племянник Боб – единственный близкий родственник. К неожиданной радости молодо-го человека, наследство осчастливившей его тети состояло из банковского счета на пять миллионов долларов и квартиры, стоимостью миллион. Хотя в завещании была одна важная приписка, проливавшая свет на нерешенную ситуацию с установкой памятника на «Кладбище будущего». В зачитанном при свидетелях документе говорилось, что Боб получит наследство, только если разработает идею надгробия для тети, и оно понравится всем, знавшим ее людям. Место на «Кладбище будущего» уже куплено, дело за оригинальным памятником для «любимой родственницы», который должен при-думать Боб.
Насколько приятной, создающей радужные финансовые перспективы стала для скромного парня первая часть завещания, настолько огорчающей и жестокой – вторая. Боб легко справился с «испытанием» в виде случайно доставшегося наследства, но условие, необходимое для вступления в права собственника тетиного капитала лишило его самообладания. Боб ничего не понимал в дизайне и прочих художествах, даже на уровне любителя, и тем более – не был первооткрывателем в этой области. Предложить нестандартную идею памятника на могилу тети, значило для Боба – прыгнуть выше собственной головы, но в сложившейся ситуации ему стоило проявить хотя бы активность и изворотливость, попытаться, может, с чье-то помощью создать оригинальный проект, чтобы побороться за наследство.
Ритуальный агент и нотариус с сочувствием смотрели на растерянного клиента: не каждый человек может оказаться в таком нелепом положении. Многомиллионное наследство вроде бы уже перешло в его руки, но стать реально владельцем тетиного счета и квартиры оказалось не просто, если вообще возможно. Благодаря памятнику, созданному Бобом, его заурядная, предсказуемая родственница собралась взойти на Олимп вместе с самыми талантливыми и экзотическими обитателями «Кладбища будущего». Задача показалась бы трудно выполнимой кому угодно, но Боб не стал отчаиваться и ухватился за единственный шанс разбогатеть. Обидно самому выпускать удачу из рук.
Прежде чем думать о вопросах художественных, удачливый наследник решил провести небольшое частное расследование – изучить подробности личной жизни тети Норы, чтобы благодаря им составить четкий психологический портрет женщины, без которого идея оригинального памятника не могла родиться. После похорон Боб провел в чужом городе больше месяца, перетряхнул бывших знакомых и коллег родственницы, изучил ее квартиру, но толком ничего не узнал: «объект» вел крайне уединенный образ жизни, не разбрасывался сведениями о себе, и обнаружить «улики», выдающие в этом человеке яркие, особенные черты, было сложно. Всю жизнь тетя Нора работала бухгалтером, причем, в одной и той же компании – точка. Скудость профессиональной сферы могла бы компенсироваться наличием разнородных досужих увлечений и хобби, но в этой графе – сплошные прочерки: чему посвящала себя родственница Боба тихими субботними вечерами, осталось в тайне. Что касается единственного замужества, то, по мнению людей приближенных, его трудно назвать счастливым: слишком быстро закончи-лось и не принесло потомства. Собственно говоря, вот и вся информация, которая должна была подтолкнуть Боба к решению сложной художественной задачи. Остается добавить уже известный факт: деньги у тети Норы имелись в уже названном количестве: накопленные миллионы годами пылились на банковских счетах, инвестирование в любые инструменты не было ее коньком. Самые большие проценты со своих сбережений тетя Нора, похоже, хотела получить с племянника Боба, которому отписала наследство с предательской оговоркой.
– Какой тут памятник поставишь, если все говорят одно и то же, – чуть не плакал от досады Боб, делясь новостями с Джоном. – Знакомые считали ее прижимистой, но что здесь оригинального, тем более для бухгалтера. 
– Неужели нет ни одной зацепки? Ведь у тети были любимые сериалы, фильмы или книги. Чем она заполняла досуг?
Слово «сериалы» пронзило Боба шальной пулей – его осенило! Недавно наследнику сказали, что тетя «сходила с ума» от Маппет-шоу, особенно тех серий, в которых принимала участие Мисс Пигги – свинка, претендующая на роль ведущей фигуры театра. Боб не считал себя человеком творческим, но тогда он впервые познал радость вдохновения, почувствовал, что значит – стать проводником художественной идеи, посетившей человека в минуту божественного избранничества. Две, казалось бы, неподходящие друг другу части загадочным образом совпали в сознании творца, которым по случаю выступил Боб, переплавились в горниле его воображения и явили искомый образ, необходимый для выражения потаенной сущности тети Норы. 
Проект памятника был утвержден во всех инстанциях, даже знакомые тети дали решающее согласие на его установку, что и требовало завещание. Открытие нового авторского мемориала на «Кладбище будущего» состоялось через три месяца после похорон тети Норы. В присутствии людей, знавших ее раньше, и просто зрителей Боб сдернул покрывало с массивного (метра два высотой и три – длиной) округлого предмета. Им оказалась вылитая из бронзы упитанная свинья-копилка, напоминающая чертами Мисс Пигги. С одного бока у животного имелась небольшая лесенка, чтобы все желающие могли подняться и опустить в прорезь на спине монетку, издававшую при падении заманчивый звон.
– Именно такой она и была, – по-доброму отреагировали собравшиеся вокруг памятника люди, знакомые тети Норы.
С того дня на «Кладбище будущего» постоянно слышится звук упавшей в копилку монеты, которым посетители напоминают себе и окружающим о материальности человеческих желаний, и о том, что свою настоящую цену они приобретают, только когда исполняются.

P.S. Боб получил наследство и с чувством благодарности к тете уехал в родной город, где вспоминал о приключении, выпавшим на его долю.    
               


Рецензии