Поколенные полотенца
Об особой роли полотенца рядом с постелью умирающего человека описывал К.К.Логинов. В деревне Медведево Шуньгской волости приподнимали шелом над крышей дома, где находился умирающий, облегчая выход души из тела и указывая ей путь. Отверстие, образующееся при этом, закрывали со стороны фронтона «трёхпоколенным» полотенцем или праздничным полотенцем с нашитым посреди него красным крестом. Этим полотенцем затем покрывали больного в надежде, что он исцелится или его душа легко отойдёт в мир иной (1). Если больной умирал, старший в доме утирал умершему последнюю слезу тряпицей, закрывал безымянным пальцем глаза и тряпицей же прикрывал рот покойному. В большом углу вывешивалось полотенце-образник, завешивались зеркала, чтобы новый покойник не привиделся. Фотографии покойного, где убирались, а где, наоборот, украшались чёрной лентой и полотенцем. Так и несли их перед собой на кладбище вместе с образами.
О таком полотенце в своей семье мне рассказывала одна из моих знакомых-татарочек. Она спросила о значении узора и его важности для семьи, оберегающей эту реликвию на протяжении нескольких поколений. На полотенце в несколько рядов изображен символ бабочки, который в старых узорах считался символом ушедшей в иной мир души. Повторённый неоднократно в нескольких полосах тканого узора он как будто выставлял в шеренгу всех предков, которых живущие потомки пригласили на праздник. Как раз через несколько дней должна была состояться свадьба её дочери. В определённый момент знакомая вынесла полотенце и объяснила её значение. Гости смолкли, а она почувствовала, как будто её предки вышли вперёд и благословили молодую пару. Это было незабываемо.
А в праздники было принято приглашать упокоенных потомков к себе домой. Для душ расстилалось полотенце на отдельном столе, подоконнике или вывешивалось на русской печи, в месте, которое у некоторых народов называлось «окойник». По окончанию пира с «гостями прощались и полотенце уносилось в сундук до следующего ритуала. Но у некоторых народов продукты на столе и полотенце оставлялись на ночь. А утром всё выносилось на улицу.
Обычно концы у полотенец были одинаковые. Чаще всего узор был сотканным браным ткачеством. Но мне встретилось полотенце, у которого были совершенно разные, вытканные богатым орнаментом в несколько полос, концы полотенец. Есть два варианта ответов.
1. Бракосочетание происходило у двух равноценных древних родов, и невеста совместила многопоколенные символы обоих родов на одном полотенце.
2. Ткачиха просто захотела выткать разные узоры.
Что на самом деле находится в истоке такого уникального полотна – неизвестно, но мы можем только восхищаться талантом мастерицы и многовековыми узорами, сохранёнными в наше время.
Свидетельство о публикации №224030801793