17. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

БЕСЕДА  17.

ВЫ СЛЫШАЛИ, ЧТО СКАЗАНО ДРЕВНИМ: НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ,.
А Я ГОВОРЮ ВАМ. ЧТО ВСЯКИЙ, КТО СМОТРИТ НА ЖЕНЩИНУ С ВОЖДЕЛЕНИЕМ, УЖЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВОВАЛ С НЕЮ В СЕРДЦЕ СВОЕМ (МФ.5: 27 - 28)

Святитель  Иоанн Златоуст  так  объясняет нам эти слова Господа: "Христос запрещает не всякое пожелание, но пожелание, которое  рождается  в нас от воззрения на жён. Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего  сам возжигает в  себе пламя страсти, и,  делая
душу пленницей страсти,  вскоре приступит и к осуществлению желания.
Потому -то Христос и не сказал: "кто вожделеет, уже прелюбодействует', но - кто посмотрит на женщину с вожделением. Когда Он говорил о гневе, то делал некоторое ограничение словом всуе и напрасно. А говоря о пожелании, не употребил подобного слова, но всецело запретил пожелание,  хотя гнев и пожелание одинаково нам врожденны и не без цели находятся в нас: гнев -  для того, чтобы нам наказывать злых и исправлять беспорядочно ведущих себя. А пожелание для того, чтобы нам рождать  детей и таким образом сохранять род наш."

2. "Как можно гневаться всуе, так можно и смотреть всуе, - продолжает толкование Святитель. - Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее: этого не воспрещает никакой закон. Если ты будешь назирать чужую красоту, то оскорбишь и жену свою, отвращая от неё глаза свои, и ту, на которую смотришь, так как касаешься её вопреки закону.
Пусть ты не коснулся её рукой; но ты коснулся её глазами. Вот почему и такой поступок признается прелюбодеянием и прежде будущего мучения ещё и в настоящей жизни повергает человека немалому наказанию.
...Вся внутренность наполняется беспокойством и смущением, возникает ужасная болезнь и  участь человека, претерпевающая все  это, ничем не лучше участи пленных и заключённых в оковы.
И, если, женщина украшает себя для того, чтобы привлечь на себя взоры встречных мужчин, такая женщина,  хотя бы никого не уязвила своею красотой, подвергнется величайшему наказанию. Она уже приготовила отраву, растворила яд, но только никому не успела поднести отравленной чаши, или вернее, она уже и подносила эту смертоносную чашу, но только  не нашёлся желающий выпить её."

3. "Почему же, спросишь ты, Христос в словах Своих  не касается и женщин?-  Святитель так отвечает нам. "Потому что везде Он полагает общие законы, хотя, по-видимому, направляет их к одним мужчинам; говоря в назидание главе, вместе с тем Он даёт наставление и всему телу. Он знает, что муж и жена- единое существо, потому нигде и не различает пола."
Обличая женщин за прельщение мужчин одеждой, походкой, плетением волос и т д.,
Святитель приводит слова Христа
"Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от тебя ( Мф.5: 29)"
Иоанн Златоуст поясняет, что, давая эту заповедь, Христос говорил не о членах:
- "Нет- он нигде не осуждает плоть, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, а ум и сердце...
Если бы Господь говорил о членах, то сказал бы не об одном глазе. И притом не о правом только, но об обоих.
Итак, почему  Спаситель упомянул только о правом глазе и  о правой руке?
Чтобы ты знал, что речь идёт не о членах, а о людях, имеющих с нами тесную связь."
Очень интересно отвечает Святитель  на этот вопрос.
"Если ты кого либо настолько  любишь, что полагаешься на него как на правый свой глаз, или признаешь его настолько полезным для себя, что считаешь его вместо правой руки своей, и если он развращает твою душу, то ты такого человека отсеки от себя .
И заметь здесь силу выражения. Спаситель не сказал: "Отстань", а говорит "Вырви его и брось от себя," желая указать на полное удаление. Далее, так как он предписал заповедь довольно строгую, то показывает и пользу её в обоих отношениях,- в отношении добра и в отношении зла.
Ибо лучше для тебя,- говорит Он, продолжая свое иносказание,- чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну (Мф.5:29)
В самом деле, когда близкий тебе человек и себя самого не спасает, и тебя с собою губит, то какое было бы человеколюбие- обоим вам погрязать в бездну погибели, тогда как, разучились друг друга, по крайней мере, один из вас может спастись...
Святитель  поясняет: "Если бы тебе предстояло необходимость избрать одно из двух: или, сохраняя глаз, быть вверженным в ров и там погибнуть, или, лишились глаза, сохранить прочие члены тела- не согласился ли бы ты на последнее условие?
Точно так рассуждай о мужчинах и женщинах. Если друг твой, который вредит тебе, будет совершенно неизлечим, то он, будучи от тебя отсечен,  и  тебя освободит от всякого вреда, и сам избавится от большего осуждения, поскольку он, помимо своих грехов, уже не будет подлежать ответственности за твою погибель".

4. "Сказано также, что, если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. ( Мф.5:31, 32).

"Был в Ветхом завете закон, - обьясняет нам Иоанн Златоуст,- который всякому, кто не любит жену свою по какой бы то ни было причине, не воспрещал отвергать её и жениться вместо неё на другой,  дав первой разводную, что воспрещало её вернуть обратно...
Законодатель оказал немалое снисхождение, позволив давать разводную; но это было сделано для избежания другого гораздо большего зла."
Иудейский народ был способен и на убийство.
"Поэтому Законодатель и допустил меньшее зло, чтобы пресечь большее.
Послушай, как говорит об этом Христос: Моисей по жестокосердию вашему написал это ( Мф.19:8)- то есть, чтобы вы, удерживая у себя жён, не убивали их, но изгоняли от себя".

"Кто разводится с женой своей...тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует."
Святитель акцентирует наше внимание,  что Господь исправляет, а не уничтожает древнее учение.
"Первый. даже, если не берет другую жену, делается виновным через то, что заставляет жену свою прелюбодействовать, а другой становится прелюбодеем потому, что взял чужую...
Далее, чтобы, возложив всю вину на изгоняющего,  не сделать жену более наглою, Христос заключил для неё двери ко вступлению в брак с другим, говоря, кто женится на разведенной, тот прелюбодействует...
Жена - существо слабое. Поэтому-то,  не говоря к ней (жене) прямо, Христос в угрозе к мужу, внушает и ей не быть легкомысленной...
Если слова Христовы кажутся для тебя тягостным, то вспомни выше сказанное, где Спаситель назвал блаженными слушающих, и ты увидишь, что исполнение этих слов очень возможно и удобно. Кроткий  миротворец, нищий духом и милостивый изгонит ли жену?
Тот, кто примиряет других, будет ли питать вражду к своей жене?..
Поэтому, чтобы ты, услышав слова "вырви глаз" не подумал, что это говорится о жене, Христос благовременно разрешил это недоумение, позволяя разводиться с нею исключительно только по причине прелюбодеяния."

5. "Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы свои. А Я говорю вам: не клянись вовсе" (Мф. 5:33, 34)
Далее, чтобы отвратить слушателей от обыкновения клясться Богом, Спаситель говорит: "не клянитесь, ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёй, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя"(Мф. 5:34, 35)
Иоанн Златоуст объясняет нам:  "Так как повсюду господствовало идолослужение, то, чтобы указанные предметы не показались сами по себе достойными уважения, Спаситель и ...выставил на вид славу Божию."
"Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным" (Мф. 5:36)
Но как же быть, если кто- нибудь  требует клятвы или принуждает к этому?
Святитель так отвечает нам:
"Страх к Богу да будет сильнее всякого принуждения. Если ты
станешь представлять такие предлоги, ты не сохранишь  ни одной заповеди.
Тогда и об жене скажешь: "Что, если она буйна и расточительна?"
Скажешь о правом глазе: "А что, если я люблю его и стану разжигаться?"
Скажешь и о любострастном воззрении: "Неужели мне нельзя и смотреть?"
Равно можешь сказать и о гневе на брата: "Что, если я вспыльчив и не могу удерживать своего языка?"
Между тем, касательно законов человеческих ты никогда не смеешь представлять подобных предлогов и говорить: что, если то-то или то- то ? - но волею или неволею, а непременно повинуешься предписанию".
Итак, "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого " (МФ. 5:37).

6. Иоанн Златоуст  настоятельно убеждает нас:
"Итак, не станем просто судить о делах,  но будем тщательно вникать во время, причину, намерение, и различие лиц и во все другие обстоятельства, - иначе нельзя дойти и до истины. И если хотим достигнуть Царствия, то должны доказать что-нибудь  большее против  ветхозаветных заповедей, а иначе нельзя получить небесные блага.
"Если праведность ваша не превзойдет праведности, - говорит Господь,- книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царствие Небесное" ( Мф.5: 20)
Святитель с сожалением замечает:
"И однако  есть  люди,  которые  и при такой угрозе...
не только не  избегают клятвы, но и преступают их; не только не остерегаются любострастного взгляда, но совершают и самое гнусное действие и попирают все прочие  заповеди,  дожидаясь  только  одного  дня  мучения,  чтобы  понести жесточайшее наказание за  свои преступления.  Такова только и может быть  участь тех,  которые  окончили свою жизнь в  нечестии. Им нужно  оставить  всякие  надежды  на спасение  и не ждать  ничего,  кроме  наказания,  потому что  только  находящиеся ещё  здесь,  могут  и вступить в  борьбу,  и победить,  и увенчаться."

7. "Итак, не ослабевай, человек, и не упраздняй доброго расположения!-
Иоанн Златоуст горячо обращается к нам. -  То, что повелевается тебе, не тягостно!..
Я желаю только, чтобы вы, с безмолвием и разумением слушая, исполняли слова мои...
Здесь не театр, здесь вы смотрите не актёров, чтобы только  рукоплескать.
Здесь училище духовное.
Поэтому об одном только и  надо стараться, чтобы исполнить сказанное и делами доказать повиновение (Господу)...
И если я увижу вас неуспевающими, то запрещу вам, наконец, и приступать к этим священным вратам и приобщаться бессмертных Тайн, подобно блудникам, прелюбодеям и обвиняемым в убийствах.
Лучше ведь с 2-мя или 3- мя хранящими закон Божий возносить обычные молитвы. нежели собирать множество беззаконников, которые развращают других.
Пусть же не гордится, не надмевается здесь  ни один богач, ни один вельможа. Все для меня это басни, тень и сновидение...
Итак, послушайте моего наставления, оставьте привычку к клятвам, чтобы вы, начавши с этого, могли упражняться с полным успехом и в других добродетелях и насладились будущими благами, которые  все мы да сподобимся  получить  благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь


Рецензии