Космос, Королев и иное, продолжение

Космос, Королев и иное, продолжение

Над созданием тяжелой сверхракеты в СССР начали задумываться еще в конце 1950-х годов. Идеи и предположения по ее разработке будущей Н-1 аккумулировались в королевском ОКБ-1. В 1962 году руководство страны избрало компоновку с вертикальной конструкцией ракеты, которая смогла бы вывести на орбиту груз массой до 75 тонн (масса забрасываемого к Луне груза – 23 тонн, к Марсу – 15 тонн). Тогда же удалось внедрить и разработать большое количество уникальных технологий – бортовую вычислительную машину, новые методы сварки, решетчатые крылья, систему аварийного спасения космонавтов и многое другое.

Первоначально ракета предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжелой орбитальной станции с последующей перспективой для сборки ТМК – тяжелого межпланетного корабля для совершения полетов к Марсу и Венере. Однако позднее было принято запоздалое решение о включении СССР в «лунную гонку» с доставкой человека на поверхность Луны. Таким образом, программа по созданию ракеты Н-1 была форсирована и она фактически превратилась в носитель для экспедиционного космического корабля ЛЗ в комплексе Н-1-ЛЗ.


При создании многодвигательного варианта ракеты Н-1 Сергей Королев опирался, прежде всего, на концепцию повышения надежности всей двигательной установки, путем возможного отключения во время полета дефектных ЖРД. Данный принцип нашел свое применение в системе контроля работы двигателей – КОРД, которая была предназначена для обнаружения и выключения неисправных двигателей.

На установке именно ЖРД двигателей настаивал Королев. Не имея инфраструктурных и технологических возможностей затратного и рискованного создания передовых высокоэнергетичных кислород-водородных двигателей и отстаивая применение более токсичных и мощных гептил-амиловых двигателей, ведущее по двигателестроению КБ Глушко не стало заниматься двигателями для Н1, после чего их разработка была поручена КБ Кузнецова. Стоит отметить, что специалистам данного КБ удалось добиться наивысшего ресурсного и энергетического совершенства для двигателей кислород-керосинового типа.

Комплект конструкторской документации на Н-1 был готов к марту 1964 года, работы по летно-конструкторским испытаниям (ЛКИ) планировалось начать в 1965 году, но по причине неподкрепления проекта финансированием и ресурсами этого не случилось. Сказывалось отсутствие интереса к данному проекту – Минобороны СССР, так как полезная нагрузка ракеты и круг задач не были обозначены конкретно. Тогда Сергей Королев попытался заинтересовать в ракете политическое руководство государства, предложив использовать ракету в лунной миссии. Данное предложение было принято. 3 августа 1964 года вышло соответствующее постановление правительства

21 февраля 1969 года состоялся первый пуск ракеты, затем последовало еще 3 запуска. Все они оказались неудачными. Хотя в ходе некоторых стендовых испытаний двигатели НК-33 показали себя очень надежными, большинство возникающих проблем было связаны именно с ними. Проблемы Н-1 были связаны с разворачивающим моментом, сильной вибрацией, гидродинамическим ударом (во время включения двигателей), электрическими помехами и прочими неучтенными эффектами, которые были вызваны одновременной работой такого большого числа двигателей (на первой ступени – 30) и большими размерами самого носителя.

Данные трудности было невозможно установить до начала полетов, так как ради экономии денежных средств не были произведены дорогостоящие наземные стенды для проведения огневых и динамических испытаний всего носителя или хотя бы 1-й его ступени в сборе. Результатом этого стало испытание сложного изделия непосредственно в полете. Данный достаточно спорный подход в конечном итоге привел к череде аварий ракеты-носителя.

Некоторые связывают неудачу проекта с тем, что у государства с самого начала не было определенной четкой позиции, наподобие стратегической ставки Кеннеди на лунную миссию. Шараханья хрущевского, а затем брежневского руководства в отношении эффективных стратегий и задач космонавтики подтверждаются документально. Так один из разработчиков «Царь-ракеты» Сергей Крюков отмечал, что комплекс Н-1 погиб не столько по вине технических трудностей, а потому, что стал разменной монетой в игре личных и политических амбиций.

Еще один ветеран отрасли Вячеслав Галяев, считает, что определяющим фактором неудач, помимо отсутствия должного внимания со стороны государства, было банальное неумение работать со столь сложными объектами, добиваясь при этом утверждения критериев качества и надежности, а также неготовность советской науки на тот момент времени к реализации столь масштабной программы. Так или иначе, в июне 1974 года работы по комплексу Н1-ЛЗ были остановлены. Имеющийся по данной программе задел был уничтожен, а затраты (в размере 4-6 млрд. рублей в ценах 1970 года) просто списаны.

А вот отзывы специалистов так или иначе причастных к созданию Н-1:-

«Военные не проявили заинтересованности в лунной программе, а в освоении космоса их слово было решающее. Даже Королёв долго не мог добиться постановления ЦК и Совмина по лунной программе. В совете главных конструкторов во главе с Королевым, тот мог положиться лишь на Пилюгина ми Кузнецова, остальные были «сами с усами», а Глушко вступил в открытый конфликт с ним. Конфликт не касался проектов, он был глубоко личный со стороны Глушко. И дело не только в том, что не стало Королёва и некому стало двигать проект. И вместо концентрации усилий по внедрению проекта Н-1 возникла конкуренция со стороны Янгеля, Челомея, а также сыграл свою негативную роль конфликт Королёва и Глушко».

Тут дело даже не в военных и не в конфликтах космических «фирм в лице их лидеров. Ответ прост в подобных ситуациях применимо лишь жесткое единоначалие и личной ответственности принятия всех узловых решений. Вот американцы естественно наплевали на всякую там конкуренцию и весь комплекс ключевых разработок «Сатурн – Аполлон» жёстко подчинили фон Брауну. И успех пришел. Дело в том, что после наших первых первых побед в космосе среди разных КБ паратпапаратчиками разного плана был инспирирован извне самостийный разброд и шатание. А «демократическое» руководство ЦК КПСС в лице Политбюро и его главы Брежнева пустило все на самотек «демократической конкуренции изследований». То есть здесь либералами пятой колоны от реальной власти «ссср» была внедрена разрушительная ситуации «руки рынка, который сам все управит так, как надо». И в результате наши разработчики стали дуть каждый в свою дуду, а в итоге получили закономерный хаос борьбы направлений реализации проектов и в итоге оказались выброшенными на ветер миллиарды рублей. Таким образом, вместо концентрации усилий, появилось три проекта лунных ракет: Н-1 Королёва и два конкурирующих с ним проекта от Челомея и Янгеля. Да еще два коллектива в отрыве от всех трудились над проектом пилотируемого облёта Луны. Своё веское слово сказало и отставание в микроэлектронике. Такую систему, как Н-1, невероятно сложно было скоординировать в действии полетного режима и управлять на имеющейся тогдашней отечественной микроэлектронной базе.

 (сегодня подобный проект ракеты Н-1 пытается реализовать Маск; он экспериментирует координируя ее технологические процессы на нынешней базе микропроцессорной цифровой электроники; но дело здесь не только и не в одной электронике, а в хаотичности комбинаторики тепловых, струйных и иных факторов подобного технологического многодвигательного процесса вышедших за границы своего безаварийного протекания процесса; иной путь увеличения единичной мощности одного либо нескольких двигателей показал свой технологический тупик  В.М.)

 А принципиальный спор Королева и Глушко был решен в проекте «Энергия», в которой двигатели кислородно-водородные. Там лежали мировоззренческие причины. Тогдашний руководитель ракетного направления изследований Лангемак и его помощник Глушко опубликовали в 1932 году работу, где утверждали идею будущего пороховых ракет, так как в порохе содержится кислород. Но ранее простой инженер Юрий Кондратюк  в 1929 году опубликовал на свои средства книгу - «Завоевание межпланетных пространств» над которой работал почти 13 лет.

Кондратюк представлял ракету трехступенчатой, двигатель жидкостной, двухкомпонентный. Он предполагает, что человек может выходить в безвоздушное пространство в скафандре, первым в мире вводит этот термин, описывает его. Много пишет Кондратюк о горизонтальном положении для космонавта в полёте, указывая, что это поможет справиться с перегрузками. Есть в его книге и ещё множество идей включая лунную программу, которые были воплощены в жизнь десятки лет спустя. Королев приглашает Кондратюка в ГИРД, но тот отказывается от этого совершенно безперспективного на его взгляд предложения. Темы разработок ГИРДа были ему чужды, да и производственно-технологической бызы позволяющей реализовать идеи Конжратюка ГИРД не имел. Королев понял перспективу жидкостного двигателя и занялся этой проблемой из-за чего в том числе угодил за решетку по обвинению в нецелевом изпользовании средств на изследования.

Здесь пора подвести некоторые итоги. У меня в нескольких работах подробно описана разрушительная антигосударственная русофобская деятельность шайки красных «академиков». Где то меня зацепил вот такой характерный отзыв на тематику развала «ссср»: -



«После революции 1917 года в России уничтожали свои красивейшие храмы, после 1991 года - свою промышленность».

Это все тот же ремейк Октября 1917 года от либерального «историзма», как народной «русской революции». Советский красный «историзм» настолько забил мозги простого «советского» человека, что он все вокруг в историческом плане разсматривает в «экономическом» варианте террористического «марксизма-ленинизма».

Красные звери Коминтерна оккупировали Россию для уничтожения Русского Мiра и Русского Народа. Только с этой позиции можно и нужно разсматривать все их дьявольские деяния. Массовое уничтожение Русского Народа в ходе Гражданской Войны, ЧКой, голодоморами и т. д., сопровождалось изтреблением Русской Элиты весь период существования советского строя. Первому этапу 20-30-х годов сопутствовало тотальное разграбление страны, а все что не дограблялось безпощадно уничтожалось. Байки, сказки красных дегенератов, что они получили в 1917 году разрушенную страну дикая ложь. Россия вела много войн и ничего похожего на тотальную разруху не наблюдалось. ВОВ здесь не пример, в ней применялось разрушительное оружие нового типа, да и то разруха коснулась лишь мест жестоких боев. Так что описанная космическая эпопея с целенаправленными действиями разрушителей «комических академиков» и анонимных хозяев «ссср», как и России сегодняшней, есть целенаправленные человеконенавистнические деяния красного либерального клана.


Рецензии