Тасаввуф. Гата 3. 8 Вопросы и Ответы. Инайят Хан

ТАСАВВУФ: МЕТАФИЗИКА. ГАТА 3.8 Жизнь. Вопросы и ответы. ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАН

Вопросы и ответы (21 июля 1923 г.)


Вопрос: Что касается активности в жизни стороны божества Шивы...?

Ответ: Это очень обширная тема, и ее трудно объяснить в двух словах. Но этот аспект разрушения и знания о разрушении можно снова легче понять с помощью того, что мы видим в современной науке, с помощью того, что они называют прививкой. Помещая этот разрушительный элемент в свое тело, человек делает свое тело устойчивым к болезням. Эта конкретная болезнь уже не болезнь, а природа этого человека. Это метод мистика с духовной точки зрения. Эта смерть является смертью до тех пор, пока человек с ней не знаком. Когда человек употребляет это, тогда он съел смерть. Смерть не может поглотить его. Тогда он познает жизнь вечную. В этом тайна Послания Иисуса Христа. Искать вечную жизнь от начала и до конца. Тайна вечной жизни проходит, как только человек пожрал смерть, тогда он вечен.

В мелочах жизни один человек говорит: «Я не люблю прикасаться к уксусу. Это вредит моему здоровью». Один человек говорит: «Я не могу есть сливки, мне их не переваривать». Другой человек говорит: «Я терпеть не могу сахар в чае, он мне не нравится». Для него сахар – яд. Если бы он принял яд один раз, тот же стал бы для него сахаром. Все вещи, которые человек считает чуждыми своей природе, тем самым он делает свою природу исключительной. И, становясь исключительным, он в некотором смысле подчиняется им. Наступает время, когда они управляют им, ситуация, когда он оказывается под их властью. Человек, который говорит: «Горький хинин, он слишком горький, я его не выношу» — у него лихорадка, врач говорит, что ему надо его выпить. Он боится этого. В то же время он ничего не может с этим поделать. Поэтому путь Шивы всегда заключался в том, чтобы бороться со своими слабостями. Он считал их слабостями, а не природой. «Природа, все — моя природа, но то, чем я не могу обладать, я делаю чуждым своей природе. Если я отделил её, возможно, наступит момент, когда я стану настолько слабым, что не смогу избавиться от неё». Поверите ли вы, что среди заклинателей змей я нашел некоторых из них, которые постепенно, заставляя змей кусать себя раз за разом, развились так, что яд не причиняет им вреда. Чтобы, когда они пойдут ее ловить, они просто поймали змею в руку. Если змея их укусит, это не причинит им вреда. Шива изображен с коброй на шее. Из смерти он сделал ожерелье. Для него это больше не смерть.

Можно пойти на крайние меры. Но все же это закон, который необходимо изучать и знать. Единственная тайна, которой она учит, состоит в том, чтобы не считать ничего в природе чуждым своему естеству. Если бы она не использовалась, никто бы об этом не знал. Благодаря этому человек преодолевает все разрушения, которые являются источником страха, боли и разочарования.

Вопрос: Означает ли это, что если нет яда, то нет и морали? Нет добра и нет зла, если нет яда?

Ответ: Нет, не означает. Добро – это хорошо, а зло – это плохо. Но в то же время можно подняться над плохим, а можно подчиниться злу. Можно стать слабым перед злом или стать сильным. Идея состоит в том, чтобы стать сильным перед лицом зла, а не слабым.

Вопрос: Если кто-то видит, что дело началось с поспешности, что ему следует предпринять?

Ответ:  Следует сожалеть о том, что начали слишком быстро, и следует постараться регулировать ритм. Как в начале нужно терпение, так и в конце. Терпение должно быть всегда. Терпение – вот секрет всего. Есть много добродетелей, но ни одна добродетель не может сравниться с терпением. Ибо это не только добродетель, это сила внутри себя.

Вопрос: Возможно, это Божий способ сделать нас невосприимчивыми к печали, когда Он посылает нам беды и трудности?

Ответ: Каждый путь – это путь Бога. Когда Он посылает нам беды и трудности, это Божий путь. Нет ни закона Божия посылать только горе и беду, ни посылать нам только радость и счастье. Но если мы будем признательны и увидим во всем руку Божию, мы, конечно, будем благодарны даже после печали – и видеть в обоих путь Божий.

Очень часто встречаются люди, более впечатленные доктриной Кармы, которые говорят, что если пришла болезнь: «Ну, теперь это наша Карма, и мы должны заплатить должное». Тогда мы должны принять это терпеливо. Я думаю, что в этом тоже есть добродетель, и видеть, что это от Кармы. Но этого недостаточно. Мы должны знать, что счастье – это наше право по рождению. В нашем счастье есть счастье Божие. В нашей скорби есть радость Божия. Поэтому мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы избавиться от этой болезни, вместо того, чтобы думать, что Карма породила эту болезнь, и мы должны терпеливо лежать, положив на себя камень, а не пытаться оттолкнуть его, потому что это Карма.

Вопрос: Плохо ли быть слишком нетерпеливым даже для духовного развития?

Ответ: «Слишком» — это всегда плохо. Если бы человек спросил меня: «Правильно ли быть слишком хорошим?» Достаточно быть хорошим. Следует избегать всякого рода нетерпения. Человек теряет равновесие. От нетерпения нет никакой пользы.

Вопрос....

Ответ: Терпение не обязательно означает нерадение, небрежность и лень.

Вопрос: Разве в нашей печали не отражена Божья печаль?

Ответ: Конечно, как в нашем счастье отражается Божия радость, так и в нашей печали отражается Божья печаль. Если бы Бог не скорбел, человек был бы больше Бога. Ибо человек способен на две вещи, а Бог способен только на одну.

Вопрос: Почему вы тогда сказали, что Бог не доволен нашей скорбью?

Ответ: Я не хотел сказать, что в нашей печали нет Божьей печали, но я хотел сказать, что Богу не угодно – как иногда бывает человеку – причинять горе человеку. Невозможно не иметь печали, но мы хотим баланса в печали и радости. Когда слишком много радости и нет печали, жизнь становится однообразной.

Вопрос: В конце концов, разве не неплохо было бы искать причину своей печали или радости в собственных мыслях и действиях?

Ответ: Иногда случается так, что не условия вызывают печаль. Мы позволяем им огорчать нас. Это зависит не только от них, это зависит от обоих: часть печали исходит от жизни, а часть человек создает сам. Поэтому, если есть отклик, человек помогает жизни подарить немного радости, тогда и жизнь подарит ему немного радости. Но если человек мешает жизни давать хоть немного радости, тогда жизнь становится беспомощной.

В повседневной жизни из ста вещей может быть девяносто девять, к которым мы относимся слишком серьезно. Мы могли бы серьезно отнестись к одной вещи и о девяноста девяти сказать: «Это не имеет большого значения».

Перевод: Ладомир Родумилов


Рецензии