Путь к свободе

"Человек рождается свободным, но  повсюду он в оковах", - так Руссо в "Общественном договоре" охарактеризовал те отступления от естественных прав личности, повсеместное нарушение их, которое буквально бросалось в глаза каждому, кто изучал общественные реалии. Сам дух эпохи Просвещения, выразителем которого был в том числе женевский мыслитель, протестовал против этих нарушений и выражал стремление преодолеть их в результате общественно-политической борьбы, преобразования общественных отношений и фиксации в основополагающих документах тех положений естественного права и общественного договора, которые считались наилучшим отражением гуманистических тенденций эпохи Нового времени. Похожие тенденции, касающиеся мирного сосуществования и сотрудничества государств, идеи "вечного мира", реализовывались в основополагающих документах международного права, межгосударственных отношениях. Подавляющее большинство социологов, политологов, политиков всех мастей прошлого и настоящего полагали, что сама по себе фиксация в документах прав и свобод личности, инкорпорирование их в социальную структуру, в сферу культуры, образования, правовых отношений должно привести и приводит на практике к реализации той самой идеи свободы, которая питала лучшие умы человечества и служила предметом вожделений на протяжении веков. Между тем XX век, который прошел под знаком обострившейся борьбы политических, социальных систем, разных, противоположных друг другу идеологий и который закончился, как считают многие, якобы победой идеологических установок, которые близки упомянутым выше социально-политическим идеалам философии Просвещения, показал сложность и неоднозначность традиционных представлений о свободе личности в эпоху глобализации, цифровизации, всеобщей стандартизации, исключительной роли информационных технологий и тотальной зависимости усредненной личности постиндустриального общества от социума. Практика показала, что сама по себе декларация идей свободы и отражение их в основополагающих документах в самых разных государствах, в том числе традиционно-демократического склада, может сочетаться с организованной СМИ дезинформацией и информационной войной, с навязыванием идей и мнений, с извращением традиционных представлений о человеческом благе, с навязыванием и культивированием отклонений от нормы, которые представляются нормой, с постоянной манипуляцией общественным сознанием, с навязыванием страхов, образа врага, с распространением лженаучных представлений под видом науки, с отказом от самостоятельного мышления и разумного мировосприятия в пользу внушенных идей... Иными словами, история, в том числе совсем недавнего времени, показала, что личность, формально существующая в юридическом и социальном поле, сформированным под воздействием традиционных представлений о свободе, может быть еще более несвободна и несчастлива, чем представители предыдущих эпох господства сословного, классового общества. И в этом смысле фразу, написанную Руссо в "Общественном договоре", можно понимать под иным уже углом: человек рождается свободным не только в смысле естественной, природной, но и юридической свободы, но в результате манипулятивных технологий, пропаганды, самого образа жизни, особенностей социума и разнообразных извращений (в самом широком смысле - в смысле отклонений от естества) цифровой эпохи он повсюду в оковах. Пусть эти оковы и не всем всегда видны. В связи с этим имеют особую актуальность представления об иной - духовной и интеллектуальной свободе личности, основанной на разуме, подлинном знании и склонности к самостоятельному исследованию и творчеству, на верности этическим принципам и ценностям, общим для всех людей, на склонности к доброй воле и соработничеству, сотрудничеству, иными словами - на неотъемлемой от иных личностных характеристик качественной составляющей представлений о свободе, столь же актуальных, как и ранее, и даже особенно актуальных в эпоху информационного безумия. Иными словами, новые представления о свободе человека должны строиться отнюдь не на общественно-политических постулатах и принципах, хотя они и не могут исключать оные, а на представлениях подлинно-гуманистических, на идеях подлинного самостояния личности и возможного противостояния оной безумно-крикливому информационному потоку и изощренным  технологиям, загоняющим людей в новое, невиданное ранее рабство, новый цифровой концлагерь. Именно подобные идеи и должны будут развить мыслители будущего, которые будут оказывать такое же влияние на сознание человечества, как и просветители на людей XVIII-XIX вв. Они будут иметь исключительное значение, так как альтернатива им - не только новое рабство человека, но и полная утрата традиционных человеческих представлений и особенностей в эпоху глобализации, цифровизации и - в перспективе - возможного слияния биологического и цифрового начала.


Рецензии