Язычество славянское

  (ст."Основные проблемы тех,кто изучает и пытается возрождать веру предков",Илья Дуке,2022) "Изучение и даже попытки возрождения родной веры наших предков- доволь-но популярно в наши дни. Хотя реальных верующих-язычников не особо то и много, количество причастных и просто интересующихся- как раз наоборот очень велико.Ин-терес этот стал заметен еще в советское время, примерно с 80-х годов. Одним из главных источников информации справедливо считается труд Бориса Рыбакова "Языче-ство древних славян".И хотя Борис Александрович в данном случае взялся за направ-ление не профильное и ему явно не хватало поддержки профильных специалистов, из-за чего некоторые его утверждения сейчас считаются спорными - это все равно одна из самых полных работ по данной теме на сегодняшний день.При этом Б.А.Рыбаков,нес-мотря на свои ошибки,все таки имел к теме подход научный.К заведомо сфальсифи-цированным источникам вроде Велесовой книги не прибегал.Лженаучные учения вроде "Новой хоронологии" Фоменко Носовского клеймил как лженауку.Его труд стал своеоб-разной библией для отечественных нео-язычников.Однако сам по себе тренд возрождения родной веры предков имеет явные проблемы.О них то и пойдет речь в статье.Первая проблема - это так называемое направление "нью-эйдж" в неоязычестве. Суть его в том, что последователи данного направления не реконструируют подлинный исторический культ,а по сути констру-ируют новый, порой заимствуя элементы вообще из посторонних культов, а иногда и используя заведомо подложные источники, например вышеупомянутую Велесову книгу. В результате возникает просто секта, часто тоталитарная, исповедующая культ, имеющий мало общего с настоящей верой наших предков. Наиболе часто встречающиеся ошибки - это заимствования из веры западных славян, причем тут происходит не только поиск параллелей, а прямое заимствование культов божеств, которых на самом деле у славян восточных и прочих местных народов не было вообще (например Световит, Чернобог/Белобог, Радегаст и т.д.), а также прямые заимствования из индуизма.Второй тупиковый путь- это скурпулезная реконструкция культов прошлого. Здесь сразу возникает много догм и правил, которые никак нельзя преступать и в результате получается мертвый, не способный жить своей жизнью и развиваться культ. Такие реконструкторы забывают, что языческая вера все время развивалась, менялась и в каждый отдельный промежуток истории имела свои особенности. О возможных темпах развития язычества можно например судить по римским известиям о верованиях германцев. Юлий Цезарь в "Записках о Галльской войне" пишет так:
"У них нет друидов [жрецов как у галлов], руководящих обрядами богослужения, и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях. В качестве богов они почитают лишь солнце, огонь и луну, то есть только те [силы природы], которые они видят [собственными глазами] и в благоприятном влиянии которых имеют возможность воочию убедиться; об остальных богах они даже не слышали".Тацит,писавший приме-рно через 150 лет после Цезаря (в конце I века), фиксирует заметный прогресс германского язычества. Он сообщает о большой власти жрецов внутри германских общин, а также о богах, которым германцы приносят жертвы, включая человеческие. Они также чтят богов, которых Тацит назвал римскими именами Меркурия, Марса и Геркулеса. Кроме того, германцы поклонялись различным богиням, находя в женщинах особый священный дар. Разные племена имели свои особые обряды и собственных богов.Воля богов определялась при помощи гадания на деревянных плашках с вырез-анными на них знаками (будущими рунами),по голосам и полету птиц,по ржанью и фырканью священных белых коней.Богам не строили храмов, но "посвящали дубравы и рощи". То есть всего за 150 лет вера германцев от преимущественно анимизма развилась в культы с развитым пантеоном богов и уже заметной жреческой прослой-кой.Лично мое мнение (и не только мое), что наши исконные верования в отличие от христианства не были стеснены огромным количеством догм и канонов. Это был живой и развивающийся организм и именно он и должен получиться в результате попытки возродить веру предков. Надо не только основываться на подлинных исторических источниках, но и постигнуть саму ту философию, которой придерживались наши предки. Культ, последователи которого лишь воспроизводят некие обряды, мертв и обречен. Понятно, что в современном мире просвященному человеку с рациональным мышлением уже невозможно верить в сверхъестественное. Веру надо воспринимать именно как филосовское учение, которое уходит корнями к нашим далеким предкам, позволяет понять их, узнать об их жизни, постичь причины многих их поступков.
Как говорил известный французский философ-традиционалист Ален де Бенуа:"Каждое поколение должно поддерживать свое наследие, но оно должно также актуализировать это наследие. Оно есть некая форма коллективного повествования, коллективной истории, которая все время преобразуется, но всегда остается верной себе. Иначе говоря, идентичность — это не то, что никогда не меняется, но то, что определяет нашу специфическую манеру изменяться,то,что нам позволяет изменяться,оставаясь самими собой."Есть у меня и еще одна цитата:"Попытка стать такими же язычниками, какими были наши далекие предки, - это путь назад. Нам необходимо современное научное мировоззрение,опирающееся на принципы,основанные на языческих ценностях и идеалах: ,интеллект,красота,ответственность,здоровье и сила.Практикование язычества так, как это делали наши предки,может показаться романтичным,красивым,очаровательным и даже пленительным,но это большой бессмысленный шаг назад."Варг Викернес.

  (ст."Как долго правители Руси титуловались каганами",Кириллица,2024) "Древнейший сохранившийся памятник русской литературы носит длинное название, в котором есть такие слова: «Похвала кагану нашему Влодимеру». Памятник известен под именем «Слово о законе и благодати»,а принадлежит он перу киевского митро-полита Илариона – первого русского главы Русской церкви. Написано это между 1037 и 1051 гг., в княжение Ярослава Мудрого.Каган Владимир – креститель Руси.«Слово о законе и благодати» представляет собой первую попытку осмыслить историю Руси в религиозно-провиденциальном ключе. Автор включил в свою патриотическую традицию деда и отца Владимира-крестителя – князей Игоря и Святослава, несмотря на то что последний был гонителем христиан.Таким образом,Иларион поставил себя выше конф-ессиональных предрассудков того времени,подчёркивая значение преемственности русской государственности во все времена.«Славный от славных родившийся,благо-родный от благородных»,– так возвеличивает князя Владимира автор «Слова».В «Слове» Владимир титулован каганом.В русских летописях таким титулом награждали, как известно,правителя Хазарии.Сам термин имеет,почти несомненно,тюркское проис-хождение, будучи однокоренным со словом «хан» («ка-хан», хан ханов).Правда,есть версия об его происхождении от древнееврейского «коган».Так именовали священ-ников Иерусалимского храма,потомство которых наследовало этот титул как фамилию. Заимствование его хазарами связывают с принятием ими иудаизма в начале 9 века. Но большинство всё же придерживается гипотезы тюркского происхождения этого титула. Тем более, что он засвидетельствован у тюрков и помимо Хазарии, да и в самой Хазарии существовал значительно раньше её обращения в иудаизм.Каган – второй после императора.Выдающийся британский византинист русского происхождения Димитрий Оболенский писал, что в международной иерархии Восточной Европы 7-11 веков титул «каган» считался вторым после императора. В 7 веке Хазария стала важным союзником Византии в борьбе против мусульманской экспансии.Между конст-антинопольским и итильским дворами нередко заключались династические браки.Виз-антия выделила Хазарию из всех своих внешних партнёров и поставила почти на рав-ное с собой место, в отличие от прочих нехристианских стран, которые считались варварскими.Обладание титулом «каган» значило подобие равноправия в сношениях с Восточной Римской империей. Вот почему правители возвышавшейся Руси заявляли претензии на обладание этим титулом.Первое упоминание о русском кагане встреча-ется в анналах Бертинского монастыря (Сент-Омер, север Франции). Под 839 годом в них говорится о прибытии ко двору императора Западной(Франкской)империи Людовика I из Византии послов кагана русов. По их словам, они не могли вернуться прямым путём на родину из-за того,что тот был перекрыт некими варварами.Император запо-дозрил в них норманнских шпионов.Хроника не раскрывает,чем закончился этот дип-ломатический казус.Но из него ясно,что в середине 9 века в Восточной Европе было Русское государство,глава которого носил титул кагана.Правда,неясно,был ли этот титул признан за ним другими державами.Честолюбивые претензии.О местонахождении Русского каганата высказываются разные точки зрения. Историк середины 19 века Степан Гедеонов считал,что это было государство поморских славян на южном берегу Балтики(оттуда,по его мнению,происходили варяги—Русь).Почти все историки всегда полагали,что титул кагана мог иметь хождение только в южной части Вост.Европы, близко от Хазарии. Большинство относит его к правителям Киевской Руси,считая, что это государство было основано скандинавами. Дореволюционный историк Дмитрий Иловайский и советский археолог Валентин Седов также считали Русским каганатом первоначальную Киевскую Русь. Они, однако, считали Русь изначальную славянским народом. Наконец, в наше время историк Елена Галкина выдвинула гипотезу,что Русским каганатом было некое государство в верховьях Северского Донца,к северу от Хазарии,а племя Русь имело иранское(то есть сармато-аланское)происхождение. Однако,каково бы ни было происхождение самой Руси,очевидно,что верховные русские правители титуловались в торжественных случаях каганами на протяжении большей части 9-11 веков.Если даже исходно Русское государство не совпадало с позднейшей Киевской Русью,то,утвердив свою столицу в Киеве,русские князья продолжали притя-зать на титул кагана.Похоже, что значение, которое придавалось титулу кагана, было сходно со значением титула «царь» у московских великих князей 15-16 веков. Большинство иностранных дворов не соглашалось называть так московских правите-лей,так как на латинский язык это слово переводилось как Caesar,то есть импера-тор. Также нет никаких свидетельств в документах о том, что Византия признавала русских (киевских) князей каганами. Они сами назывались так ради собственной важности.Падение Хазарского каганата в конце 10 века не привело к тому,чтобы византийские императоры стали называть каганами русских правителей вместо хаз-арских.Для Византии вместе с Хазарским каганатом исчез и соответствующий титул. Царь вместо кагана.Последнее зафиксированное употребление киевским князем титула кагана относится к одному из сыновей Ярослава Мудрого – Святославу. Он княжил в Киеве в 1073-1076 гг.На стене Софийского собора в Киеве есть граффити:«Спаси, Господи,кагана нашего Святослава».Правда,столетие спустя «Слово о полку Игореве» (1185 г.)называет каганом также его сына Олега(прозванного «Гориславичем»).Любо-пытно в связи с этим,что Олег долго княжил в Тмутаракани,то есть бывших владе-ниях Хазарии(и был там последним русским правителем).Таким образом,титул кагана мог быть связан для него с «хазарским наследством».Летописи,древнейшая из кото-рых была записана в начале 12 века, уже не называют русских князей каганами. По всей видимости, употребление титула кагана в отношении великого князя киевского, старейшего над всей братией русских князей Рюрикова рода,в конце 11 века полно-стью вышло из употребления.Однако это не означало отказа русских правителей от претензий на высокую международную честь.Просто титул кагана стал к тому времени архаизмом и не соответствовал амбициям русских князей.Они стремились встать не на вторую после императоров,а на равную с ними ступень.Император на Руси называ-лся царём.И уже о смерти великого князя Ярослава Мудрого в 1054 г.в надписи на стене Софийского собора говорится как об «успении царя нашего»."

  (ст."Свои поганые»: почему русские так называли предков донских казаков",Ки-риллица,2024) "Историки и этнографы,исследовавшие происхождение казаков,предло-жили научному сообществу несколько различных теорий,но данный вопрос по-прежнему остается спорным,не выясненным до конца.Если говорить о жителях донских степей, отдельно от их запорожских,терских и других собратьев,то сами себя они считают потомками так называемых черных клобуков.Интересно,что русские еще в домонголь-ский период называли этих людей «свои поганые».Кого на Руси называли «погаными»
В большинстве случаев, когда православные летописцы использовали прилагательное «поганый»,речь шла о чужаках-идолопоклонниках.Исследователи считают,что это слово произошло от латинского paganus,которое в эпоху древнего Рима означало «сельский житель»,а с течением времени приобрело негативный смысл– «необразован-ный дикарь» и «язычник».Для византийских авторов, исповедовавших христианство, идолопоклонники были олицетворением невежества, представителями чуждого для них мировоззрения. Когда русские переняли это слово из трудов религиозных деятелей, оно уже являлось отрицательной характеристикой человека,придерживавшегося язы-ческой веры.Таких людей летописцы именовали «погаными».Но впоследствии данный эпитет распространился с идолопоклонников на все народы,не исповедующие право-славие.Так стали называть и мусульман,и иудеев,и даже католиков-христиан.Извес-тный религиовед, профессор Марк Батунский (1933-1997 гг.) написал трехтомник «Россия и ислам».В первом томе «Русская средневековая культура и ислам» (Москва, 2003 г.)автор отметил: «В источниках все более четко отмежевываются друг от дру-га термины «татарин», «турок», «араб», «перс» и др. – т.е. «свои поганые» как бы составляют категориальный вид, отличный от иного(«чужие поганые»,или,вернее сказать,– «поганые мусульманского стана»,поскольку,как помним,в род «поганых» и «нехристей» зачислялись и такие «виды»,как католики и иудеи)».То есть, поскольку «поганых» было достаточно много, летописцам понадобилось как-то разграничить их, чтобы не запутать читателя. Отражая вопросы международной политики, русские стали уточнять, о каких именно иноверцах идет речь: своих или чужих. А своими, по мнению большинства историков и этнографов, русские изначально считали черных клобуков, с которыми соседствовали с древних времен.Кто такие черные клобуки
Наиболее подробное описание «своих поганых» содержится в книге доктора историч. наук Светланы Плетнёвой «Половцы» (Москва, 1990 г.). По мнению автора, черные клобуки являлись союзом нескольких тюркских племен, которые с XI века охраняли южную границу Руси от половцев и других кочевников, являясь вассалами Киевского, Переяславского и Черниговского князей. Основу союза черных клобуков составляли торки, печенеги и берендеи, кроме них в состав этого объединения входили менее многочисленные коуи,турпеи,каеничи и бастии.Примечательно, что этноним «черные клобуки» фактически является калькой с названия другого тюркского народа– карак-алпаков (буквально– «черные колпаки»),проживающих на территории соврем.Узбекис-тана.Они тоже получили свое название у соседних народов благодаря шапкам черного цвета.«Итак, за предоставленные в Поросье земли черные клобуки обязаны были кие-вскому князю военной службой. Годы последующего полустолетия они верой и правдой служили ему. Войны киевский князь вел с наседающими на южные границы княжества половцами и со всеми князьями, посягавшими на Киев и на «великий стол».Причем следует сказать, что они присягали не отвлеченному «киевскому князю»,а вполне конкретным лицам,сидевшим на киевском столе»,– написала С.А.Плетнёва.По сути, в домонгольский период черные клобуки выполняли ту же функцию, что и впоследствии казаки. Многие исследователи отмечают, что социальная иерархия черных клобуков практически полностью совпадала с военной,а сама структура общественного устрой-ства была милитаризированной. Мужчины либо готовились к сражениям и длительным походам, либо воевали, мальчики с детства воспитывались как воины, а на плечах женщин фактически держалось все домашнее хозяйство.Несмотря на тесные экономи-ческие и культурные связи с русскими,активную торговлю и стратегическое партне-рство,черные клобуки оставались язычниками,как минимум,до монголо-татарского нашествия.Об этом свидетельствуют многочисленные погребения,изученные археоло-гами.Как они стали казакамиПотомственный донской казак Георгий Губарев (1894-1994 гг.),эмигрировавший из России в 1920 г.сначала в Польшу,а затем в Америку, посвятил большую часть жизни исследованию истории своего народа,написал несколь-ко монографий, посвященных этой теме. Он составил «Казачий словарь-справочник» в трех томах,который публиковался в США с 1966 по 1970 гг.Описывая черных клобу-ков,Г.В.Губарев отметил,что их этноним – просто прозвище,которое дали русские своим соседям,носившим черные войлочные шапки.«С развитием же русской научной мысли,составители летописных сводов не удовлетворились таким примитивным прозв-ищем и обратили внимание, что эти народы, как выходцы из страны Черкасии,должны называться общим именем Черкасов. Поэтому в Московском летописном своде XV века под годом 1152 поясняется: «Все Черные Клобуки еже зовутся Черкасы».Несколько позднее такое же пояснение помещено и в Воскресенской летописи»,– резюмирует составитель словаря-справочника.Этих самых черкасов Г.В.Губарев считает предками донских казаков.На вопрос,как тюркоязычные кочевники превратились в современных жителей Дона,исследователь ответил в другом своем сочинении,которое называется «Книга о казаках.Материалы по истории казачьей древности»(Париж,1957 г.).«Чер-касы,обосновавшись оседло на границах лесного пояса,приобретали соседями с одной стороны довольно дружественных Славян,а с другой– враждебных Половцев.Отсюда вы-росло притяжение к миру славянскому и отталкивание от половецкой степи.В таких условиях и развился окончательный и общий казачий тип.Славянская сущность выра-зилась у Черных Клобуков в равнении на язык Казаров и Руси,в засильи славянских оборотов речи и грамматических форм,в то время как внешность,общественный строй и обычаи сохраняли прежнее казачье своеобразие,развившееся за много веков предш-ествовавшей жизни»,– написал Г.В.Губарев.С.А.Плетнёва и ряд других специалистов также считают,что этногенез казаков происходил в результате возрастающих год за годом связей черных клобуков(черкасов)с населением русских приграничных террито-рий.Донские казаки о своих предкахЕще одно подтверждение выводам исследователей можно найти в книге «История или повествование о Донских казаках» (Москва, 1846 г.),автором которой является военный инженер,генерал Александр Ригельман (1714-1789 гг.).Он не только отобразил быт и нравы жителей донских степей,куда был направлен по служебным делам,но и записал народные предания,в том числе связан-ные с происхождением казаков.Если запорожцы говорили генералу,что ведут свой род от казар (хазар), то среди донцов бытует иное мнение.«Мнят будто бы они от неко-их вольных людей,а более от Черкес и горских народов взялися и для того считают себя природою не от московских людей и думают заподлинно только обрусевши живучи при России, а не русскими людьми быть. И по такому их воображению никогда себя Московитами не именуют, ниже любят, кто их Москалем назовет и отвечают на то, что «я де не Москаль,но русский и то по закону и вере православной,а не по прир-оде»,– отметил А.И.Ригельман.То есть, предками отдельных казачьих родов могли быть представители разных племен,поэтому их общее происхождение так трудно выя-снить ученым. А жители донских степей сами ведут свой род от черкасов (черкесов, черных клобуков), которых когда-то русские летописцы называли «свои поганые»."

  (ст."Петр Великий,Голландский.Самозванец на троне.ч 19",Историк Античности, 2024) "Заговор- Чего взвару не принесла! - кричала вне себя от ярости Софья, - дурища вялая! О господи! Сколько я без сил валялась?- Так три часа всего, матушка... - прошептала испуганная Палашка, - сейчас, я быстро!- Обожди... Вот, за труды тебе, - и отдала холопке два ефимка. - а предашь, как бог свят, своими руками придушу... Зелье неси, быстро!Пелагея выбежала из светёлки, а рука Софьи потянулась к кувшину с вином и кубку. Но, остановилась на пол пути, и лишь пальцы стали выбивать дробь по столешнице. Вспомнила она, что нельзя мешать вино и тяжкий травяной настой, худо будет... Закрыла глаза, голова болела страшно.- Матушка,вот,принесла я,- и Палашка поставила чашку китайского фарфора на стол.
И серебро для зелья худо, и глина не годится, словно впитывает всё, и вкус и запах. А лучше всего стекло венецианское, да фарфор. Холопка отведала настой, так уж было заведено, и только тогда царевна выпила всё до дна. Сразу полегчало, боль, как волной смыло.- Пелагея... Кого из дворни знаешь Ивана Алексеевича Цыклера да окольничего Алексея Прокофьевича Соковнина?- Так Соковнина усадьба недалеко от Церкви Николы Красный звон на Китай-городе, да Ивана Алексеевича рядом. Знаю ещё многих, зоть ключника Василия.Софья теперь не сомневалась в задуманном . Злость и ярость поднялась к её сердцу. Она присела к столику, подняла писчую доску, и принялась за письмо.Иван Алексеевич, здоровья иее на много лет!Проведала я про дело тайное ла злое, и тебя о том известить хочу.Знаю, предан ты не мне, а всей Земле Русской, и без тебя ничего не сладить.Среди стрельцов ты в силе и уважении,и сейчас их храбрость потребна.Если хочешь знать, в чём нужда возникла,приходи сеголдня к монастырю,к тайной калитке.Пелагея тебя встретит.Царевна Софья.Женщина запечатала послание своей печаткой, и передала своему гонцу, сенной девке. А что делать? И других больше не было.- Вот Пелагея, на тебя одна надежда... - и она отдала грамотку, - и деньги, на дорогу...Оденься потеплее, холодно ещё на дворе...- Всё исполню, - прошептала Палашка, пряча послание за воротом своей одежды, - не сомневайтесь!Софья закрыла на щасов свою светёлку, как толко ушла сенная девка. Хорошо, если ы её грамотка птичкой стаоъоа, да сама прилетала к полполковнику Цыклеру. И не нужно тебе не гонцов, ни посланцев, душа бы не болела... А так, сиди да жди, что получится."

  (ст."Когда придумали латынь?",Есть мнение,2024) "Есть мнение,что латынь была создана после Великой Смуты и распада Империи Славян,чтобы уже на ней,уйдя,таким образом,от русского, национальные государства разъединённой теперь Европы смогли придумать и написать для себя «древнюю историю».Это хорошее мнение.Я часто к не-му возвращаюсь.Что за «Великая Смута» имеется ввиду – одна из многих вещей, которые я не хотел бы узнать. Действительно же интересно в данной версии, то как адепты альтернативной истории себе представляют процесс искусственного создания и внедрения языков.Дело же в том,что рождение,развитие языка,его распростран-ение,– всё подчиняется простым и,главное,непосредственно наблюдаемым закономер-ностям.Кстати о латыни. В реальной истории, изначально, это диалект италийских племён, проживавших в местности Лацио. Племена эти построили себе Рим и занялись завоеваниями.В результате,латынь вытеснила на Апенинах другие италийские диале-кты и язык этрусков.Из которого, однако,было заимствовано множество слов.Посте-пенно на латыни заговорили также в Галлии и Испании.Почему заговорили? Потому что,по социальной пирамиде культура быстро растекается с верхних ярусов на нижн-ие.И если на вершине пирамиды оказываются иноязычные захватчики…по всякому может получиться.Никакой же романизации не произошло даже на Сицилии,а подавно на вос-токе Империи– в Греции и Египте.Причём,египтяне получили римское гражданство,а греки даже великодушно стали именовать себя «ромеями».Но по-гречески.Для асси-миляции в общем случае мало социального неравенства.Нужно ещё и культурное.А зачем грекам было учить латынь, если сами римляне, обычно, их язык знали?Не произошло романизации и в Англии, которой римляне владели четыре века.Но сколько их там «владело»? Большинство британских кельтов никогда римлян не видели. Так, в невежестве, бритты и дожили до германизации племенами саксов, готовых дойти буквально до каждого человека.Так или иначе, смена культуры – процесс занимающий века. Притом, постепенный.То есть,если века,допустим,прошли с «Великой Смуты», то чем дальше в прошлое к ней, тем ближе все европейские культуры должны быть к единому, допустим, русскому знаменателю. Причём, первые три-четыре столетия хоть какие-то различия могут наблюдаться только в городах. Поскольку не изобретено ещё всеобщее образование и средства массовой информации. Например, романизация кельтов в Бретани, как и германизация кельтов в Уэлсе продолжалась до XX века. Романизация же басков, начатая римлянами, не завершена до сих пор."

  (ст."Чужак,ставший защитником земли русской",Илья Дуке,2021) "В этой статье речь пойдет о замечательной истории князя, который еще будучи молодым покинул свою родину и вынужден был остаток жизни провести на чужбине.Но,чужая поначалу, русская земля стала ему вторым домом, который он защищал до самой своей смерти, верно служа своему новому отечеству. Народ, который принял его,с благодарностью вспоминает о его службе и его имя не погибло в веках.Давайте и мы не будем забы-вать о нем.Осенью 1263 г.был убит литовский великий князь Миндовг. Развернулась война за престол между князем Войшелком и князем Довмонтом. Существует версия, что Миндовга убил сам Довмонт в качестве мести за похищение своей жены. После завоевания князем Войшелком Нальшан в конце 1264 года он стал сильнейшим князем Литвы. Довмонт был вынужден бежать вместе со своим родом во Псков. В Пскове он принял крещение, приняв крестильное имя Тимофей, и вскоре псковичи избрали его своим князем. В том же году Довмонт разбил литовское войско на берегу Двины и опустошил область князя Герденя,который был одним из его противников,пленив его семью.Как гласит летопись:"В лето6774.Посадиша пльсковичи усебе Двмонта Литов-ского.Того же лета вложи богъ въ сердце Довмонту благодать свою побороти по свя-тои Софьи и по святои Троици, отмьстити кровь христьянскую,и поиде со пльсковичи на поганую Литву,и повоеваша много,и княгыню Герденевую взяша,и 2 княжича взяша. Князь же Гердень совкупи около себе силу Литовьскую,и погонися по нихъ.И яко уведаша пльсковичи погоню, отслаша || полонъ,а сами сташа крепко противу имъ о сю сторону Двины. Литва же начаша бродитися на сю сторону ; тогда пльсковичи, сняшася с ними ; и пособи богъ князю Довмонту съ пльсковичи,и множьство много ихъ побиша, а инии в реце истопоша, только убежа одинъ князь Гердень в мале дружине ; пльсковичи же придоша вси здорови. Того же лета, на зиму, ходиша пакы пльсковичи на Литву съ княземъ Довмонтомь"Примечательно, что тогдашний Великий князь Владимирский Ярослав Ярославич, видимо думая, что Псков приняв Довмонта хочет перейти под руку Литвы, прибыл в Новгород с войском, дабы идти на Псков. Но новгородцы встали за Довмонта и буквально отговорили великого князя воевать с ним.В итоге князь Ярослав отвел войска.На следующий же год новгородцы и псковичи под предводительством князя Довмонта в ответ на набеги литовцев предприняли успешный ответный карательный поход.Довмонт проявил себя отличным военоначаль-ником и заслужил авторитет у русских воинов.Князь Довмонт старательно укреплял защищаемый им город. Псков стал крепостью о которую не раз обламывали зубы как немецкие, так и литовско-польские захватчики.В 1268 году произошло Раковорское сражение, о котором я писал в отдельной статье. В этом сражении князь Довмонт и его дружина вместе с дружиной князя Дмитрия Александровича решили исход битвы в критический момент нанеся контрудар по немецко-датским войскам.И хотя сам замок Раковор не был взят,именно отряд князя Довмонта вторгшийся после битвы в немец-кие земли причинил им наибольший урон. В ходе последующих событий, о которых я писал вот в этой статье, немцев и датчан удалось принудить к миру на русских условиях.Примечательно, что Ливонский орден пытался взять реванш и в 1269 году осадил Псков. Но все атаки на город были отбиты князем Довмонтом,а подоспевшее новгородское войско заставило Орден снять осаду.Князь Довмонт так полюбился псковичам, что когда в 1270 году великий князь Ярослав Ярославич, который все никак не успокоился,посадил на место Довмонта в Пскове некоего Айгуста, псковичи снова возвели в князья Довмонта.Тем временем немецкие рыцари не успокоились и нападали на Псков и в 1271,и в 1272 году,но были опять биты князем Довмонтом.
Видимо во время Раковорского сражения князь Довмонт подружился с князем Дмитрием Александровичем, вместе с которым ходил в решающую атаку на неприятеля. Это было настоящее боевое братство, превыше всех межкняжеских ссор и интриг. Именно князь Довмонт дал убежище Дмитрию Александровичу, когда с помощью татар в 1282 году его сместил с великокняжеского престола младший брат Андрей.Довмонт даже вторгся в Ладогу и вывез казну и обоз князя Дмитрия,которые в итоге не достались Андрею. Никакие угрозы со стороны князя Андрея, у которого в помощи были и татары, не заставили Довмонта выдать князя Дмитрия. Дважды князь Дмитрий во время войны с Андреем находил убежище во Пскове у Довмонта и оба раза не был им предан, как бы не грозил Андрей.Сам князь Довмонт предпочитал не участвовать в межкняжеских ссорах. Защита Пскова - ставшего для него новым домом была превыше всего.Уже когда князь Домонт был стар, 4 марта 1299 года ливонские рыцари опять неожиданно вторглись в Псковские земли. Они разорили псковский посад и 5 марта взяли в осаду псковскую крепость, но были разбиты князем Довмонтом вместе со псковским воеводой Иоанном Дорогомиловичем.Славный князь умер через два с половиной месяца после этой битвы, 20 мая 1299 года, так и не оправившись от ран после битвы.За свои заслуги по защите земли русской князь Довмонт был причислен к лику святых.
День 25 мая во Пскове отмечается как день памяти князя.Тело его погребено в Тро-ицком соборе в Пскове.Ежегодно проводится исторический праздник "Довмонт Псков-ский",чтобы как можно больше людей узнало не только о прославленном князе,но и о его семье.В самом городе намечается установка памятника князю по проекту скуль-птора Салавата Щербакова."
  (ст."7-ми метровые гиганты Чангайнас и мегалитические загадки Эквадора. Остатки стены или дороги в джунглях",Смотри и думай,2021) "Южная Америка продо-лжает подкидывать нам сюрпризы!Про великанов,гигантов,говорится практически во всех древних текстах- сказаниях,легендах.Но вот скелеты,кости,таинственным обра-зом постоянно исчезают.И вот появилась надежда на реальные материальные свиде-тельства существования гигантов и не просто каких-то обезьяноподобных гигантопи-теков, а реальных человекоподобных (или наоборот существ в далеком прошлом.
Хотя не в таком уж далеком,коли о них упоминается и в преданиях,и в письменных источниках.Итак по порядку: этот гигант в заставке статьи - скелет, собранный из фрагментов , найденных в Эквадоре в 60 -ых годах 20-го столетия и выставлен он в Швейцарии с 2004 г.в "Таинственном Парке".Эквадор- источник древних артефактов, помимо костей гигантов, которые в большинстве своём растащены по частным коллек-циям равнодушных к истории, но жадных до всякого рода необычных вещей и денег, субъектов, здесь обнаружены древнейшие неизвестного возраста развалины городов, мегалитические объекты,которые как раз соответствуют размерам останков гигантов.
Был такой энтузиаст- отец Карлос Вака,католический священник,который на протяже-нии десятилетий собирал и хранил огромные кости.Кости эти,в большинстве своём были найдены в месте под названием Чангайнас,что в переводе,кстати,означает " Кладбище богов".Уж не этих ли "богов",мегалитические остатки сооружений,находят по всему свету?Ну,в общем собирал святой отец коллекцию,да вот после смерти, её,как водится растащили нехорошие люди.А научный люд и рад этому,- "..у нас выстроена история происхождения человека,и другой,дескать,нам и не нужно."Да вот только,куда деваться от многочисленных свидетельств деятельности на нашей плане-те древних развитых цивилизаций? В том же Эквадоре например.Вот небольшой отчет энтузиастов- исследователей:"Мегалитические постройки в эквадорских джунглях не являются естественными объектами."Отчет об исследовании мегалитов джунглей Эква-дора Лланганатес,май 2014 г.Прошло несколько месяцев с тех пор,как мы в посл-едний раз выпускали объявление об обновлении проекта для широкой публики. Это не означает, что мы просто сидели без дела, скорее мы ждали, пока у нас будет что-то, чем стоит поделиться.Сначала краткое изложение ситуации и проекта, в котором мы участвуем. Несколько десятилетий назад по крайней мере один или несколько человек наткнулись на частично обнаженное мегалитическое сооружение глубоко в эквадорских джунглях, известное как Лланганат. Это самые негостеприимные джунгли в Латинской Америке, и, насколько я могу судить, в них нет коренных народов или даже какой-либо известной истории человеческого проживания до наших дней.В нас-тоящее время на его окраинах существует несколько небольших деревень-колоний, которые выживают за счет разведения крупного рогатого скота на болотистых полях по краям самого охраняемого национального парка.Несмотря на то,что его обнару-жили и даже сфотографировали несколько десятилетий назад, в течение многих лет ничего не происходило. Сейчас понятно, что на протяжении многих лет случайный посетитель либо наткнулся на это место, либо был доставлен туда горсткой местных жителей, которые знали о его существовании. Само место находится на частной земле, а не в джунглях национального парка из-за законов, которые позволяли выкупить у правительства несколько гектаров земли в минувшие годы.В 2012 году группу эквадорских авантюристов привели в джунгли на поиски структуры, которую они видели на старой фотографии. С первой попытки они заблудились, но судьбе было угодно, что бы они наткнулись на второе мегалитическое место, странную каменную платформу, расположенную на берегу небольшой реки. В глубине джунглей и в самой воде было разбросано множество артефактов и каменных предметов,создан-ных людьми.Пока что эти артефакты не соответствовали какой-либо известной куль-туре, и даже их предыдущие функции остаются по большей части загадкой.Вскоре после этого та же группа предприняла вторую попытку отыскать мегалитическую стену на своей фотографии,на этот раз успешно достигнув места.Благодаря нашим собственным усилиям по информированию общественности об этом невероятном откры-тии(или даже повторном открытии)изображения и видео экспедиции и других последу-ющих экспедиций с тех пор вызвали шок в мировом археологическом сообществе. Ни один эксперт не смог объяснить, кто мог нести ответственность за этот объект и когда он мог быть построен. Проще говоря, неразумно думать, что эти места были построены в опасной внутренней части Лланганатов, скорее, имеет смысл только предположить, что сооружения были построены в то время, когда джунглей не было и с тех пор они заросли.Тогда возникает вопрос, могло ли это быть столетия назад или,что более вероятно,много тысячелетий назад!Как ответственные исследователи и исследователи древних загадок мы решили работать рука об руку с законами этой страны и соответствующими учреждениями (в отличие от некоторых исследователей). Мы навели справки через личные контакты, очень высокопоставленного лица в министерстве достояния и культуры, и через него нам была организована встреча с полицией министерства, археологами и администраторами. Это произошло, как и было запланировано,и мы смогли убедить персонал в необходимости проведения официаль-ной экспедиции. В 2013 году эта экспедиция состоялась.К сожалению, в официальном отчете правительства Эквадора был сделан вывод о том,что это место было полнос-тью естественным. Для нас это было полной неожиданностью и страшным ударом по нашим надеждам на то,что это место будет полностью раскопано,исследовано и защи-щено.Похоже,что теперь нам и нашим сотрудникам,другим независимым исследовате-лям, осталось сделать так, чтобы этот сайт вызвал истинный интерес и уважение, которого он заслуживает.Задача первая,конечно же,состоит в том,чтобы собрать достаточно доказательств истинной природы участков(сейчас уже обнаружено неско-лько отдельных,но связанных мест)в отношении того,что они созданы человеком,а не естественны.Некоторое время я лично избегал посещать места в джунглях, зная, как трудно до них добраться. Вместо этого я полагался на сотрудничество с другими исследователями и интервьюирование тех, кто уже был, или изучал их захваченные изображения мегалитических блоков или артефактов. Поскольку отчет правительства был настолько ошибочным, я знал,что должен пойти и найти убедительные доказа-тельства для себя. В апреле 2014 года я вместе со своим другом и гидом Уайлдером Винуезой отправился на встречу, несмотря на начало сезона дождей в регионе. Это был самый трудный поход в моей жизни- изнурительная и неумолимая заболоченная местность составляла более 90% пути впереди.Я  хотел бы добавить здесь, что мы пытались привлечь всемирное наследие ЮНЕСКО,Королевское географическое общество, учреждения Эквадора и международные учреждения,но безуспешно.Единственный инте-рес проявили несколько международных СМИ.Рядом с печально известной мегалитиче-ской стеной был последний крутой спуск, больше похожий на грязевой желоб, если вы на мгновение потеряли равновесие. В то время я этого не знал, но этот путь проходил почти напротив обнаженной мегалитической стены и фактически имел почти такой же уклон. Более того, в нескольких точках пути вниз я заметил странные каменные артефакты в грязи и что-то вроде сломанных строительных блоков,сделан-ных из того же темного камня, что были на снимках стены, которые я исследовал. Только позже я понял, что наиболее вероятный вывод состоит в том, что тропа на самом деле представляет собой просто грязь,покрывающую подобное огромное мегали-тическое сооружение.Близлежащий холм в форме пирамиды тоже меня заинтриговал.
В одних отношениях нам не повезло,в других- повезло.Сезон дождей вызвал повыше-ние уровня воды, а также превратил струящийся водопад в левой части здания в бушующий поток. Моя надежда подняться по древней лестнице, как сообщается,в этой части мегалитической стены была разбита,оползни происходили даже на наших глазах .Также пропала моя надежда добраться до второго места,где Уайлдер ранее находил некоторые части статуй.Мы ограничились бы исследованием главной открытой стены. Оказалось,что это совсем не плохо.Увеличение количества осадков изменило ландша-фт,большая часть грязевого покрытия была смыта,обнажив совершенно явно неприрод-ные черты.То, что я увидел в тот день, было достаточно, чтобы превратить любой скептицизм в уверенность.Идеально прямоугольные блоки, ступенчатость блоков, гладкая каменная облицовка, двойной слой каменной облицовки и даже ступени, врезанные в камень. Также присутствовало большое количество каменных артефактов, в основном части более крупных предметов,но также и небольшие ручные инструм-енты. Возможно, наиболее важным было открытие раствора цементного типа, похожего на глину во влажном состоянии, но выглядящего как камень в сухом состоянии.Мы также нашли небольшой кусок чего-то,похожего на глиняную посуду.Теперь не может быть никаких сомнений в том,что то,что мы имеем здесь,- это остатки человечес-кого жилья очень древней эпохи.Строительные техники и артефакты не соответствуют какой-либо известной эквадорской культуре. Что нам нужно сделать сейчас, так это иметь образцы, протестированные, датированные и исследованные соответствующими экспертами.Наряду с этим нам нужна поддержка в создании музея в ближайшей мест-ной деревне, где артефакты можно будет безопасно хранить и показывать публике, а также исследователям в безопасной и легкодоступной среде. Местные жители хотят, чтобы вокруг этого открытия было построено устойчивое предприятие,и мы полностью поддерживаем это,пожалуй,лучший способ избежать кражи коммерческих артефактов или разрушительных раскопок.Как видно их отчета, госслужбы любого государства не заинтересованы в исследованиях.Видно существует международная установка на правительственных уровнях "не лезть" вглубь веков, не нарушать устоявшуюся, хоть и неточную(мягко говоря) историю.Ну и в заключении - образование кварца, на поверхностях гигантских костей, указывают на возраст минимум нескольких десятков тысяч лет.И ещё : В Хакасии, в сакральных местах, например на Сундуках, есть подобные и другие артефакты, которые не изучаются НИКАК."

  (ст."Петр Великий,Голландский.Самозванец на троне.ч 20",Историк Античности, 2024) "Думный дворянин Иван Цыклер.Иван Елисеевич сидел за столом, не спеша карту Российскую изучал. И где находился этот самый Верхотурск, куда его воеводой определяли. Что сказать? Из полуполковников, да в воеводы, место почётное, хоть и неблизкий Урал. Вызвали в Москву в прошлом году, должны были послать в Азов и Таганрог, крепости строить... Ну, приказал царь- батюшка, значит, так и надо. И то, уже сорок один год, глядишь, всё выйдет и окольничьим стать удастся, а там, кто щнает и генералом... Да тут все мысли прервал крик сына.- Батюшка, к тебе посланница, гостья! - сразу сказал вошедший в горницу сын старший, Елисей.Назвали его в честь деда, погибшего сорок лет над под Ригой. Да Иван и отца не помнил, тот покинул земную юдоль, когда ему едва год исполнился. В тот год, царь Алексей Михайлович осадил город Ригу, а полковник Елисей Циклер со своим полком был со всем войском,честно бился с шведами.Ну а Елисей Иванович уж повёрстан на царскую службу,года три назад как.В драгунском полку,а не на печи,в Приказе каком.Да от кого?Сын,разумник,нагнулся да на ухо батюшке прошеп-тал. Иван Елесеевич сразу вскочил, одобрительно хлопнул по плечу наследника, и сбежал по лестнице ещё отцовского дома вниз. Строение было добротным, каменным. Палаты в два этажа, по восемь окон на каждом, на второй, господский, вёл знатный всход, резной из выдержаного дуба.- Сторожка,батюшка!- крикнул Елисей.Иван оце-нил, и быстро, поскрипывая сапогами на мощенном камнем дворе,вошёл в дом для дворни.У двери стоял холоп Васятка,и провёл хозяина в малый закуток.Там сидела женщина,из дворни,в тулупе и лицом,,замотанным в плат из дешёвого сукна.- Дверь прикрой. Да принеси яблочного взвару две кружки.- Всё сделаю, - быстро ответил холоп.Тут через стол к Цыклеру из под тулупа змеей вылетела женская рука, и малая грамотка ловко сама прыгнула в ладонь думного дворянина.Иван мигом прочи-тал послание.- Я буду, не сомневайся, - ответил Цыклер.Сенная девка поклонилась, забрала письмо и сожгла прямо в пламени свечки, стоявшей на столе. Остался только пепел да оплывший воск от печати царевны.- Пойду я..- и посланница подня-лась с лавки.- Да хоть попей сладкого немного.Сейчас уже и принесут.- Хорошо.. Принесли глиняные кружки,женщина почти залпом выпила взвар,поклонилпсь и покину-ла богатый дом думного дворянина."
  (ст." Взятие монголами Торжка (5 марта 1238 г.) и последствия монгольского нашествия для города",Историк Античногсти,2024) "Это восьмая книга из цикла «Легенды Русского севера». Бессмертный был послан служить Близнецам, а затем хранить Дельфы. Затем он вернулся на Аркону, в обитель Святовитовой дружины. Тучи сгустились над островом, и Евпатий, попытался найти путь спасения. но вместо этого попадает в узилище. Евпатий Коловрат, волей судьбы попадает на Русь. Он один из бессмертных, тем «кому в бою смерть не писана». Но в трудный час рискнул поднять Мертвую Рать, что бы спасти Русь от орд Батыя.Восьмая книга: Бессмертные витязи. Евпатий Коловрат. Сергей Соловьев.XIII век для Торжка начался с завершением строительства и росписи фресками храма в Борисоглебском монастыре смоленскими или черниговскими мастерами, приглашенными в этот город. Торжок был уже сформировавшимся, старым городом Новгородской земли (древнейшая деревянная мостовая в Новоторжском кремле датируется рубежом X-XI - 1-ой пол. XI вв.) Город переживает пору экономического и политического расцвета. Тверца, в среднем течении которой расположился Торжок, была главной торговой (хлебной) дорогой для Новгорода.Средневековый Торжок по своей планировке представлял комплекс из двух городищ расположенных на правом берегу р. Тверцы - Верхнего и Нижнего, а также посада на левобережье Тверцы. Княжеской резиденцией в Торжке выступало Верхнее Городище - эта часть города именовалась Новым Торгом, а боярским центром с центральным городским собором Спасо-Преображения и вечевой площадью было Нижнее Городище - собственно Торжок. Комплекс этих двух городищ стал своеобразной микромоделью Рюрикова Городища и Новгородского Детинца.Иссле-дования культурного слоя показывают, что напластования середины XII – конца XIV вв., занимают по двум берегам Тверцы колоссальную площадь – свыше 100 га. В центре этой территории возвышался центральный Спасо-Преображенский собор,впер-вые упомянутый под 1163 г., в южной части города располагался Борисоглебский монастырь с плинфеным храмом, а на его северной окраине с 1215 г. упоминается Рождественский монастырь. Город растет и богатеет, на боярских и купеческих усадьбах раскопками обнаружены предметы импорта (амфоры, грецкие орехи,янтарь, изделия из самшита), а также вислые печати и берестяные грамоты- таким Торжок встретил зиму 1237/38 гг.После разрушения столицы Владимиро-Суздальской земли, монголы разделили свои силы на три направления: на север, к Ростову и Ярославлю, для преследования великого князя Юрия; на восток, к Средней Волге (на Городец) и на северо-запад,к Твери,куда шли тумены самого Бату и других чингизидов.Движение монгольских туменов к Твери и их состав хорошо документированы. Так, русские летописи дают точные координаты движения – от Юрьева-Польского тумены Бату и Мэнгу разошлись: одни отправились к Твери маршрутом Юрьев – Дмитров – Волок-Ламский – Тверь, и далее на Торжок; а другие пошли от Юрьева через Переяславль и Кснятин до Твери и соединились с первым отрядом у Торжка.Как явствует из лето-писей, к Торжку монголы подошли 22 февраля 1238 г. Новоторжцы, возглавляемые посадником Иванко и боярами Якимом Влунковым, Глебом Борисовичем и Михаилом Моисеевичем, не получив помощи из Новгорода, «в недоумении и страхе» держали оборону. Монголы методично обстреливали Новоторжскую крепость из «пороков», защищенных заранее сооруженным «тыном»,а 5 марта т.е.через 12 дней после начала осады неприятель ворвался в крепость– даже сильно укрепленный Владимир продер-жался вдвое меньше,поэтому обозленные монголы "исекоша вся от мужьска полу и до женьска".После чего монголы двинулись к Новгороду.В культурном слое Торжка археологически зафиксированы многочисленные следы монгольского разорения. Археологические исследования 1981 г. на Нижнем городище Торжка явно указывают на катастрофические последствия двухнедельной обороны города. Слой пожара 1238 г. достигает мощность 30-50 см., в нем обнаружены предметы русского и монгольского вооружения, человеческие кости и спекшиеся от огня остатки икон.Раскопки 1984-85 гг. в южной части Нижнего городища показали, что мощные срубы крепостной стены 1164-87 гг. после 1238 г. были заменены на частокол (!), сооруженный из остатков построек 1202-07 гг., а новая срубная стена была возведена только в 1288 г. Последний домонгольский настил набережной улицы, сооруженный в 1218 г., был возобновлен лишь спустя 70 лет,в 1288 г.Еще одно свидетельство нашествия обнару-жили археологи на Нижнем городище Торжка в пределах богатой боярской усадьбы. Это клад серебряных украшений,в который входило порядка 250 изделий(колты,височ-ные кольца,перстень,два наперсных креста,бусы,медальон,рясны и др.).Мощная уго-льная прослойка,перекрывающая место его обнаружения,позволяет предполагать,что он был зарыт при осаде города в 1238 г.Исследования 1999 г. позволили восстановить основные этапы строительства на левобережном посаде Торжка. Улица (Воздвиженская), сохранившая 3 яруса настилов, древнейший из которых датируется 1180-ми гг. прекратила существование, очевидно, в 1238 г. Вместо нее, к XVII в. появляется улица, имеющая иное направление. Вдоль Воздвиженской улицы к 1160 гг. сформировались границы усадеб А и Б, а к нач.1230-х гг.усадеб В и Г. Катастрофа 1238 г. уничтожила полностью усадьбы А и Б,на их месте застройка возобновилась лишь в XV в. На усадьбах В и Г после 1238 г.жизнь продолжается,но ни в какое сравнение с домонгольским периодом, судя по археологическим находкам,не идет. Лишь с конца XV в.здесь возобновилась интенсивная застройка.Столь длительный кризис левобережного посада можно объяснить не только монголо-татарским разоре-нием,но и началом расцвета соседней Твери,и ее воинственных князей,претендовав-ших на Новгородское княжение.Затверецкий посад,на котором до 1238 г.жили богатые новотожские купцы,стал крайне опасным для обитания кварталом города.Жизнь здесь замерла фактически на 250 лет и активно возобновилась уже в московское время.

  (ст."На степной границе - история одного князя времен русско-половецких войн XII века",Историк Античности,20214) "Это восьмая книга из цикла «Легенды Русского севера».Восьмая книга: Бессмертные витязи. Евпатий Коловрат. Сергей Соловьев.После взятия Киева войсками Андрея Боголюбского в 1169 году его брат Глеб Юрьевич (? -1171 г.) занял киевский престол, а сын последнего Владимир сменил его в Переяславле Южном. В 1173 году Владимир Глебович участвовал в новом походе своего дяди Андрея Боголюбского в Киевскую землю против сыновей Ростис-лава Мстиславича Смоленского, на этот раз неудачном. В 1177 году Владимир помогал другому своему дяде- Всеволоду Большое Гнездо против Глеба Ростиславича Рязанс-кого, в сражении с рязанцами на Колокше успех возглавляемого Владимиром частного удара во многом предопределил исход всего сражения.С 1183 г.Владимир принимает активное участие в войнах с половцами,сражался в битве на Орели(1184 г.)выигр-анной русскими князьями. В 1185 г. принял участие в походе южнорусских князей на половцев:"Бог вложи в сердце князем русским, ходиша бо князи Русские все на Половци,Святослав Всеволодович,Рюрик Ростиславич,Володимер Глебович,Глеб Святос-лавич,Глеб Юрьевич Туровский,Мстислав Романович,Изяслав Давидович, Всеволод Мстиславич, и Галицкая подмога, и Владимирская (из Владимира Волынского), и Луцкая."С князем Владимиром Глебовичем Переяславским помимо его переяславского полка был отряд берендеев - вассальных оседлых кочевников. Владимир Глебович возглавил сторожу - авангард, который шел впереди русских сил. На то у доблестного князя были свои причины. Обнаружив противника, Владимир отправил донесение Святославу (или, возможно, даже сам поехал к нему), прося разрешения самому напасть на половцев: "Волость моя пуста от половцев, пусти меня отче Святославе наперед со сторожей". Внук Юрия Долгорукого, он называет русского главнокомандующего отцом, демонстрируя уважение.Но "Князи же Русские не утягли (не успели) бяху за Владимиром". Мы не знаем точно по каким причинам они не "утягли", вскоре выяснилось что половецкий хан Кончак уже стоит на Хороле. По Ипатьевской летописи русская сторожа во главе с Владимиром и Мстиславом Рома-новичем пошла было к Хоролу,но не нашла половцев,"перелезла" через Хорол обратно ,после чего доблестные князья догадались взобраться на холм и увидели Кончака.
Увидев же половцев, разведчики бодро их атаковали, при этом сам Кончак успел уйти, но его войско было разбито. Владимир произнес прочувственную речь, в которой сравнил половцев с головами змиевыми, после чего с богатой добычей и большим полоном пошел к главнокомандующему.В 1186 году новгород-северский князь Игорь Святославич, досадуя, что не ходил со Святославом Всеволодовичем, решил поискать славы лично, чем доставил материал для первого известного нам чисто художественного произведения древнерусской княжеской военной литературы. Как мы помним, не удовлетворившись первой победой и большим количеством полона, Игорь решил "вборзе" дойти туда, куда деды не ходили, но потерпел поражение и попал в плен, после чего половцы выступили на Русь.Киевский князь Святослав, узнав о том, что половцы идут снова, начал собирать войска, назначив местом сбора Киев, откуда русское войско выступило к Каневу. Половцы, услышав, что русские опять собрались всей землей немедленно отступили за Дон.Святослав,в свою очередь узна-вший о том,что бить,по сути,некого, вернее есть кого, но далеко ходить, отошел к Киеву и распустил войска.Вы будете смеяться, но половцы об этом тоже узнали и немедленно вернулись и тайно подошли к Переславлю, взяв по дороге городки и крепости по Суле, осадили Переяславль Русский. В течении дня шел бой, наконец, Владимир Глебович "виде острог взимае" (т.е., что окольный город вот-вот падет). "выехал из города на них (половцев) в малой дружине, и потече на них, и бишася с ними крепко". Доблестный князь, осознавая долг перед своим народом, с малым войском вышел навстречу превосходящему его в силах врагу, чтобы облегчить участь своих подданных - не слишком частый (хотя и не исключительный) пример среди Рюриковичей.Естественно, половцы, пользуясь численным превосходством, "обступиша князя зле". То, что произошло потом, говорит нам, что князь и его воины были любимы своим народом - горожане также ударили по половцам: "и видяше горожане изнемогающе свои, и выринушася из города, и бишася". Летописец подобрал особый глагол для описания действий горожан "выринулись",т.е.атаковали яростно и стре-мительно.В схватке Владимир Глебович получил три ранения от копейных ударов "князя бодена тремя копьи", с тяжелыми потерями русские отступили в город "а дружины много избиено, и вбегоша в город и затворишася".Согласно Лаврентьевской летописи,после этой битвы половцы отошли от Переяславля,уводя полон. Ипатьевская дает несколько иную картину: раненый Владимир послал к своим товарищам- Свято-славу, Рюрику и Давыду отчаянный призыв о помощи: "Се Половьцы у мене и помозите мни".Смоляне Давыда, стоявшие с князем у Треполя отказались идти на помощь, говоря, что уже были в этом походе на рати, но Рюрик и Святослав откликнулись на призыв и двинулись к Днепру, но при этом медлили, ожидая, что Давыд все-таки пойдет за ними.Половцы узнав о движении русских ратей начала отходить.Святослав и Рюрик так и не дождались Давыда, а половцы, взяв городок Римов,ушли с большим полоном в степь.Отважный Владимир еще ходил на половцев в зимнем походе 1188 г.,и снова командовал авангардом,но в этот раз половцев предупредили изменники из черных клобуков- военных федератов Киевского княжества.Половцы снова отсту-пили далеко в степь и русские войска пошли обратно- наступила весна и вместе с ней распутица.На обратном пути Владимир Глебович разболелся и умер - три раны копьем дали о себе знать. Летописец говорит, что "о нем же оукраина много постона" - вся степная граница, а не только Переяславское княжество оплакивала храброго и самоотверженного защитника, в момент смерти князю было около тридцати лет. Половцы же пришли в очередной набег тем же летом и повоевали Поросье и черниговскую землю."


Рецензии