Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 24

               
                Благовещение Пресвятой Богородицы

Ещё один легко узнаваемый Евангельский сюжет на стенах наших храмов в виде росписей. Благовещение является двунадесятым праздником в православии и отмечается ровно через девять месяцев после Рождества Христова.

Читаем, как апостол Лука описывает это действо:

В шестой месяц, после посещения Елисаветы, будущей матери Иоанна Крестителя, Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет, город Галилеи, к деве Марии, которая была обручена с Иосифом из дома Давидова. Только войдя к ней, Ангел произнёс на сегодня самые известные слова: Радуйся Благодатная! Господь с тобой! Благословенна Ты между жёнами!

Мария, увидев и услышав Архангела, смутилась от его слов и начала размышлять над ними. Но Архангел Гавриил, опередив её размышления, сказал ей: нечего бояться, Мария, потому что ты обрела благодать у Бога. И зачнёшь ты во чреве, и родишь Сына, и дашь ему имя: Иисус. И будет он велик, потому что это сын Всевышнего. И даст Ему Господь Бог, Отец Его, престол Давидов. И тогда будет царствовать над домом Иакова во веки. А царству Его не будет конца.

Мария на это спросила архангела-вестника: как же это может быть? Я даже мужа не знаю. Архангел поспешил успокоить Деву и ответил: Святой Дух сойдёт на тебя. И вся сила Всевышнего осенит тебя. Поэтому и Святое рождаемое назовётся Сыном Божиим. Елисавета, твоя родственница – все называли  неплодною, а она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц пошёл.

У Бога никакое слово не останется бессильным.

И Мария сказала тогда: всё, я Раба Господня и да будет Мне по слову твоему. А Архангел Гавриил после её слов отошёл от Марии.

Евангелие от Луки Глава 1 (26:38)

Богословы отмечают, что после Благовещения Дух Святой засиял в непорочном теле Девы, образовав Сына Божия не по закону природы, из человеческого семени, а духовной и святой силой вдохновил Марию к рождению Спасителя. И далее богословы настаивают – олицетворение и рождение Сына Божия не состоялось бы без добровольного согласия и неимоверной силы веры Марии.

Сюжет Благовещения стал с ранних времён любимой темой западных художников по всей Европе. Тому пример «Благовещение» Леонардо да Винчи (1472-1475 гг.) и «Благовещение» Сандро Боттичелли, Честелло (1489 г.).

Русские художники не отставали от Европы. В.Д. Поленов «Благовещение», Церковь Спаса Нерукотворного Образа, музей-заповедник «Абрамцево» (1882 г.). И, конечно же, М.В. Нестеров «Благовещение», фреска в храме Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители (1912 г.).
 
Изображение находится: Тверская область, Пятницкое. Церковь Воскресения Христова
(1832 -1842 гг.). Сохранившаяся живопись выполнена в конце 19- го  века.
Московская область, Могильцы (Богословское). Церковь Иоанна Богослова
(1767  г.). Роспись  второй половины 19-го века, поновлённая.
Тверская область, Княжево. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1776 – 1781 гг.). Живопись в приделах храма выполнена в 1883 -1893 гг. живописцем, краснохолмским мещанином А.Е. Суворовым.

                Вход  Господень в Иерусалим

Один из самых узнаваемых сюжетов храмовых росписей. Сюжет в православии входит в число двунадесятых праздников и отмечается в воскресенье за неделю до Пасхи. В этот день люди идут в церковь и несут с собой ветки вербы, которыми на Руси заменили пальмовые. В нашем климате, к сожалению, пальмы не прижились. Отсюда и народное название праздника – Вербное воскресенье.

Но послушаем апостола Матфея, как он описывает это событие:

И вот Иисус с учениками подошли к Иерусалиму, где они остановились в Виффагии на горе Елеонской. Тогда Спаситель послал двух учеников, напутствовал их, чтобы они пошли в селение, которое было впереди. Нашли там привязанную ослицу, а с ней молодого осла. Отвязав их, привели к Иисусу. А если кто-нибудь спросит об их действиях, чтобы они отвечали, что они надобны Господу.

Это уже было сказано ранее через пророка: Скажите дочери Сионовой, что придёт к тебе Царь твой. Он будет сидеть на ослице, которая всегда была в неволе, а сопровождать их будет молодой осёл. Ученики пошли в это селение и сделали так, как повелел им Спаситель. Иисус с учениками положили на животных свои одежды, а Спаситель сел на них.

Когда они приблизились к воротам Иерусалима, множество народа встречало их. Люди стелили свои одежды по дороге, а другие обрезали ветви с пальм и постилали по дороге. Раздавались крики и восклицания по всему пути следования: Благословен Сын Давидов, грядущий во имя господне, пришёл к нам во спасение!

И когда Спаситель вошёл, а на самом деле въехал в Иерусалим, то весь люд пришёл в движение и повсюду только и слышалось: Кто же он? И ответ был один: Он есть Иисус, пророк из Назарета Галилейского!

Евангелие от Матфея 21:(1—11)

Богословы определяют Вход Господень в Иерусалим как символ будущего воцарения Иисуса Христа в Небесном Иерусалиме.

Западные художники средневековья старательно потрудились над изображением этого эпизода. Стоит вспомнить, «Вход Господень в Иерусалим» Джотто ди Бондоне (1306 г.), Фреска. Капелла Скровеньи, Падуя.
Питер Пауль Рубенс «Вход Господень в Иерусалим» (1632 г.).

У русских художников этот эпизод тоже прошёл плодотворно, например, Нестеров М.В. Эскиз росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского в Абастумане (1899-1900 гг.).

Изображение находится: г. Санкт-Петербург, Центральный район. Собор Воскресения Христова, мозаика «Вход Господень в Иерусалим» по эскизу В.В. Беляева.   


Корректура  М. Зуйкова
Русавкино, март 2024 г.


Рецензии
Тут есть связь двух сюжетов. Осленок, на которого никто не садился - означает, что Божественный Сын приходит вочеловечившимся, принявшим и тварную природу чистую и непорочную, не потеряв Божественной. Кротко. Не на коне свысока даже.
+
По Св Григорию Чудотворцу Мария дочь пророческая при Храме не испугалась Миссии. Но проверила ангела на прелесть. И сыграла непонимание как бы юродиво, желая услышать соответствие слов явления ангела с книгой Исайи "Се Дева приимет во чреве" о Мессии.
+
Такой нет "неимоверной веры" Марии. Это сродни 2му типу иконоборчества вешать иконы высоко, чтобы никто их не целовал детским сердцем. Мнимо превозносить, делая заведомо неисполнимыми образы для желающих следовать искренне. Есть кроткая, нефанатичная и дерзновенная чистая вера Марии малой сей в Дружбе и Любви с Богом и нет иной. Умная вера в Логос Любви воплощающийся. Сверила так. Как части расписки Товита сошедшиеся и у святых Ее родителей - Иоакима и Анны. И Авраама, Исаака и Иакова.

Дмитрий Хохлов 2   13.05.2024 14:54     Заявить о нарушении