О Болонском процессе и высшем образовании в РФ

[Пост в фб 9.03.2018]

В первую половину нулевых, работая проректором по уч. работе, тщательно изучил все базовые документы Болонского процесса. Деталей не помню, да они и не важны. Общий смысл: 1. Это проект, родившийся не в университетском сообществе. 2. Проект фундаментальнейший, нацеленный на ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЮ через образование культурного единства (само по себе это культурное единство и так существует) Европы как Европы знаний. 3. Проект стратегически абсолютно правильный. 4. Достаточно гибкий, чтобы его реализация (и связанные с ней плюсы) могла происходить без значительных негативов для национальных образовательных систем; всё зависело от уровня квалификации и иных установок политического руководства и руководства образования в конкретных странах. 5. Действительная реализация БП в России привела бы к нашей реинтеграции (отчасти интеграции) в европейское сообщество, что казалось возможным на старте, но стало невозможным в силу развернувшихся далее трендов российской политики. 6. Умная реализация принципов БП даже только на внутрироссийском пространстве могла дать очень серьезные плюсы. 7. Все идиотизмы российского высшего образования, в т.ч. сопровождавшиеся ссылками на БП, целиком на совести [слово, правда, неуместно] отечественных начальничков. 8. Единственное, что с блеском удалось этим начальничкам, - перевести стрелки на БП. 9. Больше всего огорчает и отчасти удивляет, как повелось на эту дешевую разводку вузовское сообщество. Ну почитайте документы, господа и дамы, сами почитайте, черт возьми! Как можно в таких фундаментальных вопросах доверять посредникам, тем более таким, на которых клеймо негде ставить?! 10. Все это теперь имеет преимущественно исторический и академический интерес, поскольку решающие действия по умерщвлению российского высшего образования предприняты в более поздний период, когда даже риторическое обертывание болонской терминологией стало неприемлемым.


Рецензии