Село Вешкайма, ВЫрыпаевка

Вешкайма, село, самый крупный населенный пункт района после рабочих поселков Вешкайма и Чуфарово. Дворов-752, население - 1562   человека, преимущественно русские.
 
Расположена в 7 км к северо-западу от райцентра на реке Вешкайма – левом притоке реки Барыш. К востоку от села находятся поросшие редким лесом меловые живописные горы.
Возникла вскоре после строительства Карсунской укрепленной пограничной линии как слобода на ее внешней стороне. В одном из краеведческих изданий конца XIX в. говорится, что «в 1665 году были отведены земли казакам, вышедшим из Карсуна, и основана ими слобода Вешкайма». В другом издании также упоминается «Вешкаймская слобода», в которой «живут станичные дозорные казаки». Таким образом, годом основания селения следует считать 1665год.
Названа по имени реки Вешкайма, а она, по сведениям профессора В.Ф.Барашкова, поименована от мордовских слов «вишка» («малый, небольшой по размерам») и «вышкине ведь» («малая речка»). Сами вешкаймцы связывают название своего села с близлежащим бывшим пензенским (Тамбовским) почтовым трактом, обсаженным соснами («вешками»), причем татарское слово «кайма» связывают со словом «дорога». Только не нужно в данном случае забывать, что этот почтовый и торговый этапный тракт был построен при Петре I, в конце XVIII в., после возникновения села, а тем более – реки, так что точка зрения В.Ф.Барашкова по этому вопросу является, на наш взгляд, наиболее достоверной и убедительной. К тому же нужно иметь в виду, что по имени рек в Вешкаймском районе названо немало селений: Ахматово - Белый Ключ и Мордово – Белый Ключ, Верхняя и Нижняя Туарма, Стемасс и Шарлово, Малый Карсун (Старое Погорелово),  Криуши и др.
15 июня 1691г. патриарх всероссийский Андриан выдал вешкамским казакам «благословенную грамоту» на строительство у себя деревянной церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы. А через 2 года,  по челобитью «города Карсуня Вешкайменской слободы караульных казаков» велено было местным казакам Данилке Борзову  «с товарыщи» освятить построенную церковь. И было в ее приходе 23 двора: попа, дьячка, просвирни и 20 казачьих дворов.
В конце XVII в. казаков по указу Петра I перевели в Азов, а 26 мая 1699г. землями в Вешкаймской и Сосновской слободах  «с усадьбами, сенными покосами и со всеми угодьями», которые остались «после азовских переведенцев», по царскому указу  завладели бояре  князья братья И.И. и П.И. Хованские. Каждому досталось «по 650 четьи» (по 325 десятин). На полученные по царской милости земли первый из них перевел сюда часть «крестьян из замосковских своих вотчин старых и выслуженных и родовых» своего отца – известного в России боярина князя И.Н.Хованского.
В 1720г. в селе «на прежнем церковном месте» появилась новая церковь с тем же престолом,  к тому же теплая, а в 1760г. Хованские продали имение в селах «Богородское, Вешкайма тож» и «Никольское, Воропаево тож» новым помещикам – Родионовым. 100 лет они владели здесь крепостными крестьянами и землей, после 1861г. – только землей.
24 мая 1785г. Родионовы заложили в Вешкайме каменную церковь. Развитию помещичьего хозяйства способствовала проходящая через село большая дорога – Пензенский почтовый, этапный и торговый тракт, на котором находилась одна из почтовых станций. При освобождении от крепостной зависимости здешние крестьяне получили от помещика около 3000 десятин пашни – немного более 1 десятины на каждую крестьянскую душу. У Родионовых ее осталось почти столько же, а вместе с лесными угодьями и лугами – более 6300 десятин. Понятно, что при таком соотношении земли и крестьян «вольные хлебопашцы» были с самого начала обречены на хозяйственную зависимость от помещика, на аренду помещичьей земли на любых условиях либо на работу по найму в помещичьем хозяйстве. Положение крестьян осложнялось еще и тем, что земли вокруг Вешкаймы были суглинистые, каменистые, местами со значительной примесью мела и особым плодородием не отличались.
Лишившись дармового труда крепостных крестьян, Родионовы быстро приспособились к новым капиталистическим условиям, сдавали землю в аренду в основном за отработки. Они открыли спиртзавод, а также предприятие («завод») по производству сельскохозяйственных машин и инвентаря. Здесь изготавливались молотилки на конном приводе, жатки, сортировки, веялки, конные грабли, плуги и др. Но, не выдержав конкуренции со стороны иностранной и отечественной техники, Родионовы были вынуждены в конце 1870-х гг. преобразовать «завод» в мастерскую по внутрихозяйственному ремонту техники.
К 1890-м гг. вешкаймские помещики организовали свое хозяйство по фермерскому типу, которое оказалось в числе лучших не только в Симбирской губернии, но и в России.
В седьмом выпуске «описания отдельных русских хозяйств. Симбирская губерния», вышедшем в Петербурге в 1898г., характеристике Вешкаймского имения А.П.Родионова отведено 14 страниц.
В 1864г. в селе открылась начальная школа, которую 17 декабря 1872г. посетил с осмотром И.Н.Ульянов. и принял меры по устранению выявленных в ее работе недостатков, с 1873г. заменил священника своим учеником А.И.Дворянским. При нем школа стала одной из лучших в уезде и губернии, а по числу учащихся (до 90 детей) – первой среди сельских школ губернии. С помощью И.Н. Ульянова и инспектора А.А. Красева в 1880г. здесь была построена новая прекрасная школа с квартирой для учителя А.И. Дворянского и общежитием для приходящих учащихся. В 1903г. открылась школа грамоты, а в 1906г. – второе земское училище.
10 июля 1875г. в Вешкайме открыли участковую земскую больницу для жителей Вешкаймской, Каргинской и Мало-Карсунской волостей. В деревянном здании было 5 палат на 18 коек. Медперсонал состоял из врача, акушерки, двух фельдшеров и оспопрививателя. На содержание больницы с крестьян волостей ежегодно собиралось по 10 копеек с души.
В 1911г. село возросло до 640 дворов, а население - почти до 4000 человек.    5 июня 1917г. крестьяне, страдая от малоземелья и нищеты, одними из первых из губернии отобрали земли и описали имущество Родионовых, объявив их народным достоянием. Однако по приказу министра внутренних дел вооруженный отряд силой вернул имение его владельцу. И все же передача помещичьей земли крестьянам по числу «едоков» состоялась в конце 1917 – начале 1918гг.
В феврале 1918г. создана ячейка РКП (б) из трех членов, а осенью 1919г. – ячейка комсомола из 12 человек.
Волна «чапанного восстания» не миновало и Вешкайму, повстанцы разоружили продотрядников и участвовали в штурме г. Карсуна.
В 1925г. в селе было организовано товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ) «Многополье» (23 крестьянских хозяйства,134 га земли, 10 голов рогатого скота, 2 жнейки, сеялка и молотилка), а в 1928г. – сельхозартель «Красный восток».
В 1928 – 1930-х гг. село было центром Вешкаймского района, как и в 1935-1957гг., но стать районной «столицей» ему в дальнейшем не пришлось.
В 1929г. здесь организовали 3 небольших колхоза – «Свобода», «Свободный труд» и « имени МТС», а в 1931г. – одну из первых в области машинно-тракторную станцию. В 1950г. колхозы в селе объединились в одно хозяйство – «имени Ленина».
Сотни вешкаймцев воевали на фронтах Великой Отечественной войны. 234-м из них, погибшим в боях, установлен памятник-обелиск. 39 жителей села подверглись незаконным политическим репрессиям в 1930-1950-х гг.
Ныне в Вешкайме действует СХПК «Хлебороб»,  в профтехучилище №34 (создано в 1966г. на базе пришкольного интерната) подготовлено более 4000 специалистов для сельского хозяйства, строительных организаций и предприятий общепита: трактористы – водители, повара, электросварщики.
В селе имеются участковая больница и медпункт, дом культуры и отделение связи, инкубатор, кирпичный завод, песчаный карьер, несколько магазинов.
С Вешкаймой связана жизнь и деятельность многих замечательных людей, в том числе художников Макаровых и скульптора С.Т.Коненкова, писателя Н.А.Троицкого и героя Советского Союза В.Т. Ефимова, земского врача С.А. Архарова и участника гражданской войны, кавалера ордена Ленина П.Н. Жеманова, нескольких заслуженных работников России, поэта В.И. Патяева и др.
В 1895 г. в селе на дне оврага был найден клад серебряных и медных монет XIX века.

Вырыпаевка, село. Дворов -60, население- 57 человек. Расположено к северо-западу от райцентра на левом берегу реки.
               
Основано в конце 17в. и названо по фамилии первых помещиков. В 1685г. «в сельце Ворыпаево» уже находились дворы «синберенина» М.М. Ворыпаева и «самарянина» М.Р. Ворыпаева, которым отмерили здесь по 50 десятин «в поле… с усадьбою и сенными покосами и со всеми угодьями». Первый из них променял второму 25 десятин земли с усадьбой на землю на реке Сызган. Всего же у Ворыпаевых было при сельце в трех полях первоначально 1272 десятины земли.
В 1691г. М.Р. Ворыпаев отделил часть своего имения зятю Я. Русинову в приданное за дочь Матрену,  в 1700г. подарил 5 десятин местной церкви, а в 1716г. остальную часть имения (25 десятин) продал карсунскому подьячему В.И. Глазову, у которого его купил князь В.П. Хованский из  с. Вешкайма.
В 1701г. М.Р. Ворыпаев на свои средства построил «в вотчине своей в сельце Вырыпаеве» однопрестольную церковь, в приходе которой находились дворы попа, дьячка, просвирни, помещика и 12 дворов крепостных крестьян – переведенцев из самарского имения. Вторая церковь, тоже деревянная, с престолом Святителя и Чудотворца Николая, была построена в 1706г. Федором Вырыпаевым, а после того, как она сгорела, на ее месте подполковник Зимнинский выстроил на свои средства каменную церковь с тем же престолом.
В 1760г. село «Никольское Воропаево тож» князья Хованские продали помещикам Родионовым. В XVIII в.  был здесь и другой помещик, секунд-майор И.И. Ахматов, женатый на В.П. Пазухиной – двоюродной сестре историографа Н.М. Карамзина.
Осенью 1816г. в селе «Богородское Вырыпаевка тож» произошло событие, которое на много лет осталось в памяти как местных жителей, так и уездных и губернских властей. Как видно из рапорта губернского прокурора Быкова министру юстиции, 24 октября вырыпаевские крепостные крестьяне Парфен Макаров, Епифан Федотов, Арефий Федоров, Калина Федотов, Данила Макаров и Ефим Матвеев, вооружившись топорами и дубинами, напали на своего помещика поручика Акима Змейкина «во время прогулки в поле» и убили его. В ходе следствия крестьяне «во всем  заперлись, держась одного слова, что знать не знаем». Не имея «надежды добиться от них признания», земский суд «как доказателей, так и преступников, с некоторыми подозрительными семействами их, всего 20 человек» отправил в г. Карсун «с места двумя отделениями для содержания под стражей порознь, дабы они во время оного не могли сделать стачки». В результате «повальных, в окружных селеньях обысков, по коим все означенные подсудимые не одобрены»,  дело было передано на рассмотрение в Карсунский уездный суд. Чем оно могло закончиться – нетрудно догадаться.
Не подчинились вырыпаевские крестьяне и своей новой помещице – карнетше М.Н. Ахматовой, владелице села Верхняя Туарма, которая купила имение убитого помещика Змейкина. 16 апреля 1829г. она подала в Карсунский земский суд прошение, жалуясь на неповиновение ей крестьян с. Вырыпаевки, особенно на крестьян Н. Мартынова и его сына Вениамина «с прочими крестьянами».
«Мартынов, - писала помещица, - с подобным себе крестьянином Егором Николаевым на немалое время отлучались без позволения из вотчины, вероятно, для совещания с каким - нибудь возмутителем об отыскании вольности, которая никакими законами им предоставлена быть не должна и не может. А сего года Мартынов в марте месяце… уехал и был в отлучке около двух недель, возвратясь, объявил всем бывшим прежде Змейкиными крестьянам, что он был в Симбирске и что они получат скоро вольность, и крестьяне, доверяя сим нелепым слухам, собрались в доме к сообщнику Мартынова и Николаева к моему крестьянину Ростиславу Афанасьеву, где и составляли всеобщий совет на отыскание вольности, продолжая таковые совещания по временам». Помещица просила суд «раскрыть явно бунтующих и возмущающих прочих» и «восстановить в вотчинах с. Вырыпаевке и деревне Верхней Туарме тишину и спокойствие».
В 1859г. в селе насчитывался 41 двор и 358 жителей. Местным помещикам Родионовым и Бестужевым принадлежало здесь 39 дворов, 159 крепостных крестьян и 15 дворовых. В пользовании крестьян находилось  370 десятин пашни и 6 десятин леса или чуть более чем по 2 десятины в среднем на каждую крепостную душу. Все 64 крестьянских тягла были на издольщине.
Село стояло на пензенском почтовом, этапном и торговом тракте, идущем от с. Большой Кандарати через Карсун и с. Вешкайму. Как и Московский, он доходил шириной до 60 м, был окопан канавами для стока воды, через каждые 100 метров на нем были врыты двухметровые полосатые столбы. Уход за дорогой лежал на местных крестьянах («дорожная повинность»). Многие вырыпаевцы, пользуясь расположением на тракте, занимались извозом (в 1911г. этим занимались 38 чел.).
Начальная школа в Вырыпаевке открылась в 1864г. и находилась «в неудовлетворительном состоянии». Весной 1879г. И.Н. Ульянов предложил Вешкаймскому волостному правлению «озаботиться исправлением училищного помещения» здешней школы. На ее втором этаже имелось  «особое для учащихся приходящих детей помещение», в котором ученики «помещаются особенно в холодные дни и сильные вьюги». Для школы с помощью И.Н. Ульянова и инспектора А.А. Красева в 1882г. было построено новое помещение. А в 1895г. в селе в наемной крестьянской избе открылась вторая школа – школа грамоты, на содержание которой губернское земство ежегодно выделяло 109 руб.
Первая русская революция не обошла стороной и Вырыпаевку. На сходе в декабре 1905г. они «обсудили свои нужды» и выступили с рядом политических и экономических требований, записанных в приговоре (документ подписало 60 крестьян, а сельский староста И.И. Соляев «по безграмотству приложил должностную печать»). По поводу приговора Симбиркий губернатор князь Л.В. Яшвиль записал в своем дневнике: «Несомненно, что к нему приложили руку бездельники - революционеры, шатающиеся неделями от одной деревни к другой. Но временами сочувствуешь этим несчастным мужикам, коих с такой верностью запечатлел Гоголь».
К 1913г., по сравнению с 1859г., число дворов в селе увеличилось почти в 3 раза (107), а население возросло лишь на 148 человек.
В 1920г. в Вырыпаевке была организована одна из первых в губернии сельхозартель «Звезда» (7 крестьянских хозяйств, 29 человек, 80 га обобществленной земли, жнейка, молотилка, 9 голов рабочего скота). В 1926г.- 144 двора и 668 жителей.
Колхоз им. Сталина в селе создан в 1930г., в 1950г. к нему присоединились колхозы «Красный луч» и  «Многополье» (в 1959г. они образовали колхоз им. Ленина).
В годы Великой Отечественной войны погибли и  пропали без вести 47 вырыпаевцев, 7 односельчан были незаконно репрессированы.
Ныне село входит в СПК «Вешкаймский».


Рецензии