Диалог о коммунистическом идоле? 2

ДИАЛОГ О «КОММУНИСТИЧЕСКОМ ИДОЛЕ» ? 2
 (Субъективные заметки)
    Итак. если коммунистическая идея (принципы, движение, отношение) – это никакой не идол, а наоборот  развитие  ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИ значимых ценностей, содержащихся в мировых религиях, то почему тогда  Россия (в образе Советского Союза), не смогла сохранить формирующуюся федерацию народных (социальных) государств (социумов с доминированием отношений реального гуманизма) , как залог мира на Земле?
   Не сохранила…   И после этого предстала, как показалось, вековым её недругам на Западе, лёгкой добычей? Это сложный вопрос. И ответ на него не может быть простым. Этот вопрос касается не только тех, кто считает себя коммунистами или антикоммунистами. Этот вопрос, как нам представляется, имеет отношение к судьбе человечества на планете Земля..
   
     Коммунизм не изобретён кем-то, а существовал в человеческом обществе всегда и будет существовать всегда, пока существует человечество (надо только помнить : что он существует настолько и поскольку ему позволяют существовать  объективные обстоятельства).  Простое общество или первобытное общество создало условия для его возникновения и существования в тех формах, в которых он сохранял себя и может сохранять уже не универсально, а фрагментарно, но функционально и в сложном обществе. Коммунистическая идея – это не социально-антропологический «реликт»,  а программа развёртывания потенциальных возможностей ЧЕЛОВЕКА (человечества). Вся история человеческого общества показывает нам драматургию этого развёртывания. Драма Советского Союза – один из актов этой Всемирной Драмы.

    Исчезновение этой идеи (коммунистической идеи или реального гуманизма) , которая так или иначе, в той или иной мере присутствует в социальной структуре социально-антропологических систем или социумах обрекает человечество на самоистребление. 
      
      И, чтобы более убедительно и рационально показать, что в идее коммунизма нет никакого универсального зла (а именно так его представляют всегда антикоммунисты), мы воспользуемся синонимом понятия «коммунизм», а именно, понятием «практический или реалистический гуманизм»*.
Самая первая форма практического гуманизма, «первобытный коммунизм» рождается в борьбе с «зоологическим индвидуализмом» в ПРОСТОМ  обществе (первобытной родовой общине).**  Итогом этой борьбы стал  Homo Sapiens.

    В СЛОЖНОМ обществе аналогом «зоологического индвидуализма» становится «социальный или групповой (классовый)  индивидуализм. Социально-классовый индивидуализм препятствует использованию принципа практического гуманизма, т.е. «приципа социального равенства» распространяться универсально или тотально, по всему социуму: достигнутый уровень производительных сил и прежде всего уровень развития главной производительной силы общества, т.е. самого человека,  не позволяет пока этого сделать, но в целом развитие производительных сил ускоряется.

     В эпоху СЛОЖНЫХ (КЛАССОВЫХ)  обществ, т.е. господства рабовладельческих,  феодально-крепостнических и капиталистических отношений элементы «практического гуманизма» сохраняются в границах общин, кланов, семей и в какой-то мере в отдельных частях  структур идеологических (мифолого-религиозных)  военно-политических организаций, каковыми были всегда в генезисе все виды государств. Совершение подвигов, часто трагических, во имя общего человеческого блага – это тоже отражение фрагментарности практического реализма.
         
       В основном  первые военно-политические организации были религиозными  организациями, опиравшимися на мифолого-религиозное и философское знание, предоставляющее программы формирования цивилизаций (древних и современных).
      Как бы кто не относился к мифолого-религиозному знанию, но это было знание (вернее, в нём содержались ЭЛЕМЕНТЫ истинного знания, и отражался социальный опыт людей: в основном физически и умственно трудящейся части человечества).

      Главной опорой идеологий, на которые веками опирались борющиеся классы, было мифолого-религиозное знание с элементами философии. Но с конца ХV111, по-видимому, в идеологии стали проникать элементы научных знаний. Советский Союз был первой попыткой ( если не считать опыта Парижской Коммуны)  построить государство на основе научной идеологии. По крайней мере, в этом были уверены «инициаторы строительства».

       Но строительство общества реального гуманизма, как показал весь предшествующий опыт классовой борьбы и наш драматический опыт, в отличии от стихийного, в отличии от мифолого-религиозного требует сознательного творческого участия в нём всех взрослых граждан, а не только избранных («царей – богов», «царей, назначенных богами», «свиты жрецов» и т. п.)…
       В Советском Союзе на референдуме 17 марта 1991 года советские граждане пытались сохранить своё государство, но их воля была попрана. В Советском Союзе не удалось создать механизма,  реально подключающего всё взрослое население страны к сознательному участию в социальном строительстве, что-то вроде того механизма, который Ленин описал в статье «Как нам реорганизовать Рабкрин». Опыт Советского Союза показал, что участие в управлении общественными делами должно быть таким же «священным долгом» как и защита Отечества. 

 В настоящее время по видам мифолого-религиозного знания, науки и других элементов культуры и функционирования в них фрагментов «реального гуманизма»  различают следующие основные цивилизации::
       Западная— христианство, наука, капитализм (современная политическая культура колеблется: в диапазоне от буржуазной демократии (аналога рабовладельческой демократии), до фашистской или неофашистской диктатуры (аналога института рабства как института расчеловечивания), присутствуют элементы реального гуманизма (социальные государства: скандинавский социализм и т.п. ), но опыты по установление его (реального гуманизма) в национальных масштабах пока не удались (распад СССР и системы социалистических стран в странах Восточной Европы). Хотя возможность существования таких систем в ходе опытов подтверждена.

      Исламская— базируется на принципах ислама  (Ближний Восток и Северная Африка (включает технологию и с ними западную науку, частично элементы политической культуры Запада);

       Восточные цивилизации —китайская, индийская и японская с их особенностями культуры, религии и философии (включают западные технологии вместе с наукой к ним, представляют также различные опыты  строя реального гуманизма с национальной спецификой, т.е. в национальном масштабе (КНР, КНДР, Вьетнам (СРВ)  и др. ).

      Homo Sapiens в течение многих тысячелетий мог себе позволить «зловещую роскошь» схваток с себе подобными. Но, когда появилось оружие массового поражения, войны превратились в смертельно опасные игры для всего человеческого рода на Земле. Резко возросло значение теории и опытов «практического реализма», как возможной программы спасения человеческого рода в масштабе планеты от самоистребления. 

А разве сейчас, когда в западных странах почти заглох голос сторонников коммунистической идеи (электронные СМИ в руках монополистов или их прислужников), в атмосфере планеты Земля не запахло ли самоистреблением? Так, где пребывает в действительности идол, сеющий рознь, вражду, ненависть и жестокость?
     Отвечаем. В классовом эгоизме. В настоящее время в наибольшей степени проявляющем себя в деятельности монополистического капитала.,

     В историческом развитии цивилизаций отмечались периоды их бурного развития, остановки развития (деградации) и возобновления развития. Можно предположить. Пока только предположить, что со временем цивилизация «реального гуманизма» из отдельных фрагментов в структурах отдельных цивилизаций и государств охватит собой всю планету, если человечество до этого времени не уничтожит себя.
      В условном начале возникновения человечества  его судьба зависела от результатов обуздания зоологического инстинкта. В настоящее время – от  результатов обуздания группового (классового) эгоизма.  Практика формирования реального гуманизма даже фрагментарно есть одновременно процесс накопления знания об обуздании группового (классового) эгоизма.
_____________________________________
*Цанн-кай-си Ф.В., Андреева Л.С. Маркс о гуманизме как решении "загадки истории" (razumru.ru)

**Как возникло человечество - Семенов Ю.И. - 2002 (djvu.online)

      
 


Рецензии