Владимир Семёнович Высоцкий

Высоцкий , его творчество, самоценно само по себе, он на всю страну говорил всем и каждому то, что все и каждый знали. Он это знание и отношение выразил просто, точно, концентрированно каждой строкой и каждым выверенным, единственно точным  словом , облёк слова и мысль в интонации, дал им свой голос и музыкальное звучание И все, миллионы людей, поняли, что он честная частица той огромной, гранитной глыбы, которую формировали и крепили столетия и частью которой являются они сами, каждый.


Может показаться, что он силён только в триединстве смысла стихотворения, звука голоса и гитарной струны. Но нет. Можно раскрыв книгу стихов читать и восхищаться, волнуясь, смеясь и плача. Можно в звуке его голоса находить взрывной, хриплый, рвущий душу крик и тихие, нежнейшие оттенки, почти интимные, которыми он рассказал любовь такую, о которой можно только мечтать и ждать, как Божьего дара. И весёлыые, куражистые , ироничные , такие простые и человечные интонации, что они понятны и близки человеку любой национальности . И его гитара - она может кричать, хрипло, надрывно, ударно, или звенеть светло и пронзительно, или тихо и неразборчиво уговаривать-рассказывать на своём, гитарном языке о самом важном - о матери, о Родине, о друге и красоте и пространствах Земли. И о человеке, который избран ЖИТЬ в этом мире, радоваться и печалится, страдать и побеждать, любить и стремиться к мечте, искать и находить цель.


Если "изучать" Высоцкого , значит погубить. Он должен звучать в песнях под аккомпанемент гитары или оркестра,  прочитываться в строках стихов под шелест страниц, вспоминаться , когда мы растеряны и слабы , или когда веселы и счастливы.

 И тогда то, ради чего он творил, будет жить долго и отдаст всё, что он хотел отдать и оставить после себя людям. Он оставил больше, чем может показаться сейчас и смыслы и послания, заложенные в его стихах, будут обретать всё большую глубину и значимость .
Кажется, так. 

 * * *

О Высоцком ещё , моё, ни на что не претендующее, мнение.
Каждый раз убеждаюсь, что профессиональные критики не способны дать объективной оценки, потому, что сами не являются творческими личностями - поэтами, писателями, композиторами, художниками и т.п. Или завистливы, или не обладают той эмоциональностью, которая необходима, чтобы дать почувствовать воздействие произведения автора полно, если, конечно, автору есть что сказать.
 О Высоцком профессиональные поэты, многие и известные, говорят, что как поэт , исполнитель-музыкант  и актёр он слаб, а силён лишь в триединстве этих трёх его дарований. Тогда почему его стихи-песни знают наизусть , - и слова, и мелодии? А известных, как бы они не изощрялись в образности, не оригинальничали, и не блистали лексиконом, повторить не смогут, не всех , конечно, есть прекрасные песни и стихи, дорогие имена, немногие.
 И почему интерес к поэзии не так высок, как она этого заслуживает ? В истории культуры человечества остаются и восхищают только те произведения, которые способны тронуть души людей во все времена. Лирика Высоцкого на все времена. Его песни на военные темы - так же пронзительны и понятны всем и будут пнятны всегда - о чести, долге, самопожертвовании ради высоких целей. А простые песенки - отражение времени, людей в нём, - буквально история определённого периода развития огромной страны, но и в них можно найти черты , присущие простой жизни далёкого прошлого.
 Думаю, будучи самым обыкновенным его современником , что память о нём и главное - стихи и песни, проживут ещё долгую жизнь и гаджеты и искусственный интеллект только ещё подтвердят, что к простому и понятному, живому и близкому люди будут возвращаться, как к глотку чистой воды.

 О Высоцком , в одном из комментариев говорят, сравнивая с западными исполнителями и противопоставляя Клячкину и Окуджаве, как менее понятному для американцев, если его песни , стихи, перевести на английский. То есть, Окуджава и Клячкин понятны , а Высоцкий, в переводе - нет. И у Высоцкого нет " внешней мелодичности".

 Забавный комментарий - Клячкин и Окуджава не настолько своеобразны и могут относиться не только к русской культуре, потому, что в переводе понятны американцам ? Мелодичность может ли быть внешней или внутренней? Она или есть, - мелодия, приятная для слуха, убаюкивающая душу, пробуждающая романтические настроения, либо её нет - это бой барабанов, например.
 Не стоит искать в творчестве Высоцкого отголоски произведений других авторов или певцов, иначе это называлось бы плагиатом. Никто из упомянутых не может сравниться с Высоцким разнообразием не только смыслов и интонаций, манерой исполнения и музыкальным гитарным сопровождением, но и артистизмом, - от глубокого драматизма, тончайшего лиризма, до безудержного , ироничного и откровенно насмешливого шквала из слов, аккордов, рвущих струны  и разбитно-хриплого голоса. Очень мужского голоса по тембру и интонациям. В самых лиричных и нежных песнях никогда не слащавого, сладкого, - всегда мужского.
 Он запросто , любого, переодевал, вкладывал другую душу, помещал в невероятные обстоятельства и давал своими песнями восхитительную возможность прожить другую жизнь, пока звучит его песня.
 Не сравнивайте Владимира Высоцкого ни с кем другим, каким бы известным тот, другой, не был. Высоцкий совершенно индивидуален, как индивидуальны и неповторимы жизнь и судьба каждого отдельного человека. Его жизнь повлияла прямо на его творчество , которое нашло отклик в душах его современников. Его поэзия. Музыка. Голос. Пусть и несовершенны с точки зрения критиков, но полноценны для тех, к кому обращены.
 Как и поэзия Булата Окуджавы, его голос и его музыка - дороги не меньше и по-своему индивидуальны.
 Кажется, так?

 Говорят о том, что невозможно определить жанр его творчества. Нет пока наименования. Так ли это важно - только для исследователей искусства может быть. Главное - что оставил после себя для людей, - а это , действительно, уникально исполненный слепок времени, безошибочно узнаваемый современниками и, даст Бог, будет интересен людям новой генерации. Чтобы знали и помнили об ушедших поколениях - эта память бесценна для них самих, для будущих.
 В творческое наследие Высоцкого не внесёт поправок рука историка или искусствоведа - оно говорит своим языком и ту правду, которой всегда не хватает, которую ищут , как колодец, из которого напиться , чтобы утолить жажду.


Рецензии