Время прошлое, отрицательное. 1

                О жене, мечте и еще одной

Когда я начал писать эти короткие новеллы о тех, кто были со мной, я надеялся, что смогу рассказать о людях, которых я любил, с которыми дружил, был знаком, жил и работал в одно время. Я хотел, чтобы остался хоть маленький след от их и моей жизни. Я знал их и поэтому понимал, что никто кроме меня не напишет…
Я думал, что соцсети, литературные сайты, и вообще – интернет, помогут мне в этом. Но, нет! Люди перестали читать. Большинство из них вообще не читают, лишь смотрят картинки в смартфонах.
Если текст состоит из двадцати – тридцати предложений, он уже требует умственного напряжения. А никто не хочет напрягаться.
Мы сейчас даже простые числа умножаем с помощью калькулятора.
Когда я писал свои первые новеллы под общим названием «Те, кто были со мной», то постепенно стал замечать, что волнуюсь от написанного. Я снова проживал свою жизнь и чувствовал, что изменяюсь сам, потому что узнаю о себе нечто новое, чего раньше не знал.
Мои вопросы, кто я, какой я, зачем родился, что сделал хорошего и плохого в жизни, была ли значима моя жизнь для кого-нибудь, любил ли я, любил ли кто-нибудь меня? Они стали главными. В итоге оказалось, что я исследую самого себя, через воспоминания о тех, кто были со мной.
У швейцарского психолога и психиатра К. Юнга, есть такая мысль: «встреча с самим собой относится к самым неприятным».
Пожалуй, это верно. В своих новеллах я встретился с собой и узнал кое-что весьма неприятное.
Это тревожит и даже пугает, но все же я хочу продолжить.

В качестве эпиграфа я хочу привести стихи хорошо известного всем актера – Сергея Юрского, который сыграл Остапа Бендера в великолепном фильме про золотого теленка. С тех пор мне казалось, что его герой и он сам – одного поля ягода.
Нет. Такие стихи не мог написать сын турецко-подданного. Их написал человек – Сергей Юрский.
Это стихотворение отражает состояние и моей души – вечное ожидание чего-то важного, самого главного, что никогда так и не наступает.

Всё начнётся потом, когда кончится это
бесконечное, душное, жаркое лето.
Мы надеемся, ждём, мы мечтаем о том,
чтоб скорее пришло, то, что будет потом.
Нет, пока настоящее не начиналось.
Может, в детстве и в юности самую малость...
Может, были минуты, часы, и недели...
Настоящее будет потом!
  …………………………………………………………………………………………………………………..
Не по мерке пространство и время кроя,
самолёт нас уносит в чужие края.
А когда мы вернёмся домой, неужели, не заметим, что близкие – почужели?
Я и сам почужел.
………………………………………………………………………………………………………………….
… смято лицо, и все встречные будто покрыты пыльцой.
Это не земляки, а прохожие люди,
это всё к настоящему только прелюдия.
Настоящее будет потом.
Вот пройдёт этот суетный, мелочный, маятный год,
и мы выйдем на волю из мучившей клети.
Вот окончится только тысячелетье...
Ну, потерпим, потрудимся, близко уже.
В нашей уставшей и сонной душе
всё застывшее всхлипнет и с криком проснётся.
Вот окончится жизнь... и тогда уж начнётся!

Здесь и в других новеллах, уже опубликованных, я принимаю другое летоисчисление. Двухтысячный год от Рождества Христова здесь становится нулевым. Я его обнуляю.
У многих народов есть свое время, свое летоисчисление, и ничего, все прекрасно живут. Мы сосуществуем на одной планете, и разная хронология нам не мешает.
В моем летоисчислении 1999 становится – 1-ым, а год моего рождения (1958) – 42-ым до новой эры.
Я принимаю двухтысячный за начало новой эры потому, что в этом условном отрицательном времени все те, кто были со мной, еще живы, здоровы, молоды и даже еще не родились. Так всем, кто умер в нулевые, десятые и двадцатые, я дарую новую жизнь, а кто еще не умер – молодость!
Мой отец родился в 74-ом, мать – в 68-м, брат – в 48-м, а жена за год до меня – в 43 году до новой эры.
………………………………………………………………………………
Я спрашиваю себя, какая из женщин, с которыми был я, мне дороже всех сейчас?
И думать тут нечего, это моя первая жена Татьяна при всех ее недостатках, а их множество.
Да, с ней я прожил много лет, у нас есть история и наши дети, дочери – Ксюша и Катя. Они здесь главные. Если бы жена была бездетна, я не прожил бы с ней и двух лет.
С Таней, мы познакомились в 21-ом году до н. э. (1979), а за год до того, в 22-ом в моей жизни, как яркая вспышка, возникла другая девушка волшебной красоты и обаяния, небесное существо – воплощенная мечта моих юных лет.
К несчастью, мы были вместе недолго, и у нас еще не появилась своя история. Она просто не успела появиться. Поэтому я могу только предположить, что с ней я был бы счастлив так, как бывает только в сказках.
Невозможно сравнить, ведь я не прожил с ней жизнь, как с Таней, а двух жизней не дано. Невозможно сравнить, можно лишь помечтать.
Иногда я очень жалею, что не женился на ней. Она этого хотела! И я хотел, но…
Это теперь моя несбыточная мечта-воспоминание, источник страдания об утраченной возможности быть счастливым, ведь только «правильная» женщина может сделать мужчину счастливым. 
И это она – «мечта… и еще одна».
Но о ней позже.
Итак, жена. В нулевом году, в свои сорок три она была еще очень хороша и желанна для меня. Время мало изменило ее за двадцать лет нашей совместной жизни. Таня из тех женщин, кто старится не так быстро, как другие.
Люди старятся по-разному. Одни – с большей скоростью, другие – с меньшей. Сравните людей одного возраста, посмотрев по сто фотографий женщин и мужчин. Всем, например, по сорок, но какая разительная неодинаковость. Некоторые женщины, словно старушки – поблекший взгляд, глаза без искринок, рыхлое тело, морщины, полнота. Другие – все еще как девушки: время их не берет. Оно у всех нас идет по-разному. Я говорю о внутреннем времени, которое отсчитывается не астрономическими часами, а биологическими. По-видимому – это разная скорость метаболизма, точно я не знаю. Я знал бы больше об этом, но в двадцать третьем году до новой эры выбрал профессию инженера, а не врача.
Впрочем, я не жалею о сделанном выборе.
Так вот я спрашиваю себя, на ком я женился? Она была та самая, созданная для меня? Та самая, которая подходит как никакая другая? Та самая – «правильная»?
Определенно нет!
………………………………………………………………………………..
Уместно ли провести аналогию с животным миром? Не уверен, но попробую, ведь и мы – тоже животные. В доказательство приведу только одну «картинку». Посмотрите, какие движения делают люди во время соития, и сравните с тем, как это делают животные – слоны, лошади, собаки.
Мы склонны к «разукрашиванию» и удлинению этого процесса. А в остальном, все тоже самое.
С одной стороны этого «животного спектра» – породистые самцы и сучки, спокойные, умные, гармонично сложенные, благородные, с «голубой кровью в жилах». С другой стороны – глупые, несуразные, не складные, гадящие, где попало и вечно лающие дворняжки.
Так вот мы с женой оба не были породистыми. Мы где-то посередине и, конечно, оба дворняжки. Но и дворняжки разные. Среди них тоже есть умные и спокойные, а есть тявкающие без умолку, и совершенно глупые, просто не сносные.
По-собачьи я был умной и безобидной дворнягой. Она была менее безобидной, не слишком умной, иногда тявкающей не по делу. Если она начинала «лаять», то я всегда думал, чего это она? Молчала бы лучше…
Так не по делу и часто совсем нелепо она в компании моих друзей начинала говорить, рассказывать о чем-то. Но почти всегда некстати. Часто это был разговор обо мне, и она просто «обгаживала» меня, чтобы приподнять свой статус.
Для поднятия своего статуса и уменьшения моего она выбирала болевые точки.
Когда я работал над кандидатской диссертацией, она часто говорила мне, например, такое: «да ты не сможешь, у тебя ничего не получится, ты не защитишься. Вот Миша Беспалов (был в ту пору у меня такой друг), вот он сумеет».
Но я защитился первый, а Мишка еще просил моих советов и защитился только через год.
Мы с ним долгое время дружили, еще со времен Ангарского техникума, но потом он женился по любви, и его жена полностью подчинила его. Он оказался под каблуком. И наша искренняя прежде дружба постепенно разрушилась.
Тем не менее, я, по старой дружбе, много чем помог ему в подготовке к защите. Ведь ему предстояло защищаться в Томском политехе, а я там учился в аспирантуре и уже прошел этот путь.
………………………………………………………………………………..
Он предал меня однажды. Мы собирались поступать в аспирантуру в Иркутский политех к профессору Евсееву С.В. При встрече наш будущий руководитель пообещал, что найдет два места, но слова не сдержал, видимо не получилось. Однако, Миша узнал об этом до меня и ему предстояло решить, связаться с Евсеевым и договориться на свою персону, или честно сказать об этом мне и кинуть жребий. Если бы он не был женат на этой хитрой сучке, по фамилии Пахно, он бы выбрал второе. Я в этом уверен, потому что до нее он был чистым душой и честнейшим парнем. Мы могли бы бросить жребий, и возможно, я уступил бы ему, если бы выиграл, хотя, конечно, жалко было терять год.
Евсеев мне не очень нравился, как человек: мы с Мишкой знали его еще студентами.
Я подумывал, что может быть поехать в Томский политех, где работал другой талантливый ученый – Крауиньш Петр Янович. Я о нем слышал много хорошего, и даже видел на одной конференции в Новосибирске. Но меня сдерживало то, что Томск – это далеко, а мотаться придется часто (мы оба поступали учиться заочно).
Однако, Миша промолчал. Его уже зачислили, и только потом он рассказал мне, что место было одно.
Я потерял год, потому что в Томск я уже не успевал, но самое обидное было то, что мой честный друг Миша Беспалов меня обманул. Я не мог в это поверить. Уверен был, что он никогда не обманет.
Если бы сказал сразу, что место одно и его выбрал Евсеев, я бы просто поехал в Томск.
Ладно. Через год я поступил в аспирантуру к Янычу, так его называли все аспиранты. Он знал об этом, но, кажется, не сердился. И вот я начал мотаться в Томск (новелла «Мытарь»).
Этот город стоял (и стоит) в стороне от Транссибирской ж/д магистрали, по легенде, проложенного мимо Томска из-за сговора местных извозчиков. На самом деле такое решение было принято руководством экспедиции, которая составляла проект великого сибирского пути. Это они решили, что к Томску будет достаточно протянуть ветку.
Они решили, а я потом пять лет мотался…
Самолеты из Братска туда летали по одному рейсу в неделю (через Иркутск, Красноярск и Новосибирск), а на поезде – до Тайшета, там пересадка и до станции Тайга. Опять пересадка и почти три часа до Томска, либо электричкой, либо поездом, что подвернется. А мотался я туда не пустой: в чемодане пять-шесть бутылок водки, ведь это были годы перестройки и борьбы с пьянством и алкоголизмом.
………………………………………………………………………………...
Мы с Мишей не разорвали отношений. Просто они стали более холодными и без доверия. Каждый сам по себе.
Потом я с семьей переехал в Иркутск, а он, будучи мужем Пахно, через пару лет со своей семьей – в Подмосковье. Устроился на работу в Московский автомобильно-дорожный институт… Престиж! А я в провинциальный Иркутский политех, где и учился.
…Он умер от инсульта в сорок два года во сне, и когда я узнал об этом, все мои обиды ушли прочь. Я простил его. Все-таки парень он был хороший, только выбрал себе злую жену… У Чехова в одном из рассказов подмечено, что в России мужики мрут от водки и от злых жен.
………………………………………………………………………………..
Через много лет после этих событий, я работал над докторской диссертацией, и теперь уже моя «злая» жена – Татьяна шипела мне в затылок: «четыре года только и вижу твою спину. Ничего у тебя не выйдет. Зря штаны протираешь. Лучше бы возил меня на дачу, а еще лучше – помогал».
Ну, штанов я не протер, а вот простатит нажил.
………………………………………………………………………………..
Мы родимся такими. И не можем сделать почти ничего, чтобы «вставить» себя в ту часть спектра, которую, как нам кажется, мы заслуживаем. Мой спектр – это, другими словами, пищевая цепочка: одни на ее вершине, а другие внизу. Или как социальная иерархия: раб, крестьянин, ремесленник, купец, писец, солдат, чиновник, жрец, фараон. Так было в древнем Египте.
Да, если учиться и заниматься самовоспитанием, много размышлять и наблюдать, анализировать, можно продвинуться. Так, раб может стать крестьянином, а чиновник – жрецом. И то, это трудно. Обычно мы остаемся там, где появляемся на свет.
Я много наблюдал за женщинами. Они мне интереснее. Некоторые сразу видны. Такие никогда не могли бы стать моими, потому что они из другого сословия, из другой части «спектра». Они породистые собаки, а я дворняга.
Но у «спектра» есть и другой край, поэтому бывает наоборот. Люди из разных частей спектра, не слишком отдаленных, иногда сближаются, живут вместе и даже женятся. Только вот это все ненадолго. Хорошо, если успевают разбежаться, не наделав детей…
Так вот мы с женой из разных сословий и если взять египетскую иерархию, то я, похоже, из «писцов», а она из «ремесленников». Близко, но не одно и тоже.
Но время было Советское, образование Советское, люди вокруг – Советские. Мы еще ничего не понимали тогда, как слепые щенки и лишь со временем, что-то стало доходить до ума, началось постепенное понимание и осознание окружающего мира.
Мы поженились. Сначала жили вместе с ее родителями.
Однажды мы любились перед сном, когда родители в соседней комнате уже спали. Поза 69 была нам знакома, как, впрочем, и многим другим, людям не пуританского склада, но такого названия тогда вроде бы не было. И вдруг сломалась кровать, да еще с грохотом. Мы испугались и мгновенно вернулись в нормальное положение, спрятались и затихли. Нам было стыдно, что если мы разбудили ее родителей, то они могут войти, дескать, что случилось? И застать нас в таком виде.
Но они не вошли. Хватило такта. Хотя, конечно же мы их разбудили.
………………………………………………………………………………...
Кто скажет, что секс не является основой любви? Если кто и скажет, тот не умен. Весь опыт моей жизни постоянно доказывал мне, что через секс возникает и любовь. Природа любви такова. И у животных тоже есть любовь. Лошади любят, лебеди любят, собаки любят. Даже самые тупые животные из семейства кошачьих, тоже любят.
Вот только не со всякой женщиной секс переходит в любовь. Нужно еще сплетение душ. Оно не приходит сразу или не приходит вообще. Но если души сплелись, то любовь зажглась… Есть правда еще нюанс – насколько точно и прочно они сплелись, или как теперь говорят – «срослись».
Есть две связанные противоположности и то, что между ними. На одной стороне полное отсутствие духовной связи, на другой – абсолютная духовная связь.
В реальности нет ни того, ни другого, мы все внутри этого интервала. Если повезло и ты сразу нашел такую, с которой возникла почти идеальная связь душами, то это на всю жизнь. Эти люди не изменяют, не ищут ничего иного, потому что они могут дать друг другу все.
Была ли наша с Таней связь полной? Увы, нет! Но не было и пустоты. Мы были внутри противоположностей.
………………………………………………………………………………..
Перед свадьбой мы ездили в Хабаровск к моим родителям. Ехали поездом, и это спокойное путешествие нам нравилось. Было лето, но поезд не был наполнен людьми, а в нашем купе очень долго мы вообще были одни. И так от станции к станции. Мы разговаривали, смотрели в окно, на остановках выходили на прогулку, за пирожками, вареной картошкой, огурцами и семечками.
В одну ночь в купе заселился здоровенный мужик, изрядно подпитый. Разбудил нас. Он залег, не раздеваясь на вторую свободную нижнюю полку, а два огромных чемодана поставил прямо на пол. Я еще подумал, что пассажир будет беспокойный, но, когда проснулся, купе было пусто. Этой же ночью он и вышел.
Так мы и доехали до Хабаровска одни в нашем купе. Повезло.
После отъезда их Хабаровска, я всю дорогу жил одной мыслью. Отец сказал мне: «не женись на ней, Толик». И вообще, не торопись жениться…
Я не просил его объяснить – почему: знал характер отца, он не стал бы ничего объяснять. Мог бы, но тогда бы ему пришлось сказать, как я догадываюсь, что она мне не ровня, что не мой это человек. Это понимание пришло к нему, из сердца. Он все видел и понимал. Опыт… Чуйка.
Но Отец был коммунистом, он не смог бы со мной говорить о сословном неравенстве.
Я все это понял, пока мы возвращались. Я и сам это чувствовал. Уже тогда, я замечал, что люди, как собаки. Он имел ввиду это не соответствие. Он меня предупредил.
К тому времени мы с Таней уже давно были в близких отношениях, а это связывает людей. Тем более, что она пришла ко мне из «Иронии судьбы», так как была похожа на главную героиню, в которую я был влюблен, как и большинство других юношей и взрослых мужчин СССР. Как ни странно, но это обстоятельство оказывало на меня заметное влияние.
В сентябре наша свадьба состоялась, я не передумал, и спасибо родителям и более всего отцу (деньги то были у него), она была веселой и пьяной.

                Альковы души
                Нежность
Мы ехали поездом к родителям.
Я проснулся рано утром, часов в пять, едва забрезжил рассвет. Поезд подходил к станции. Таня спала на нижней полке, а я смотрел на нее сверху. Какое-то странное, еще не знакомое чувство возникло во мне. Я обожал ее. То ли сумрак, то ли тихое постукивание колес, да и вообще вся обстановка… Хотелось спуститься вниз и целовать. Так она в своем сне была мила и желанна.
В купе мы были одни. Я увидел в окне название станции и прошептал: «Танюша, станция «Уруша».
Она проснулась, посмотрела в окно и легла на спину. Молча смотрела на меня, а я смотрел на нее и думал, как же она хороша, как красива. Как я счастлив, что она будет моей женой. Я испытывал к ней невыразимую нежность, как никогда прежде.
Я спустился и стал целовать ее лицо. Но это длилось не долго.
Но мы прекратили, потому что в коридоре кто-то ходил и к нам мог подсесть пассажир.
Мы сели вместе напротив друг друга, сидели молча, смотрели в окно. Никто к нам не подсел и это было здорово. Мне хотелось быть только с ней. Так было хорошо, что не передать. Бывают такие странные мгновения в жизни, когда ты счастлив просто так, без причины.
Жаль, что они не повторяются…
Недавно я спросил ее, помнит ли она те мои слова: «Танюша, станция «Уруша»?
Она кивнула: «помню». Значит, что-то подобное происходило и с ней.
Мы были молоды.  В самом начале пути.
Но каким коротким оказался этот путь.


Рецензии