Не люблю 8 марта

 Сразу же оговорюсь, что эта нелюбовь не со мной родилась. Более того, в ранние годы, прямо начиная со школы, я этот праздник очень даже любила. Во-первых, выходной день, а это значит можно пойти в кино и вообще… Во-вторых, все учителя накануне приходят нарядные, готовые принимать цветы и подарки и не очень готовые спрашивать и поучать. В-третьих, по телевизору (а тогда у нас в городе была всего одна программа) будут показывать праздничный концерт, который мы сначала будем смотреть дома все вместе, а потом с девчонками в школе обсуждать, на ком из артистов было самое красивое платье. В-четвёртых, маме обязательно подарят что-нибудь очень вкусное и дефицитное благодарные пациентки.

Со временем прибавилось и в-пятых, и в-шестых. В основном они появились тогда, когда мальчики в классе начали дарить подарки, и к ожиданию праздника прибавилось ещё и ожидание этих самых подарков. Я помню, классе в шестом, даже ночь перед праздником не спала, так любопытно было, а что же завтра нам подарят мальчишки. Что странно, что не спала – помню, а вот что подарили тогда – увы, нет.

Иными словами, к окончанию пребывания в школе и поступлению в музыкальное училище праздник проходил для меня, что называется, под знаком плюс. В училище всё начало меняться. Ну, во-первых, концерты я смотрела в основном не из зала, а со сцены или из-за кулис. Так себе удовольствие, если честно. Во-вторых, на подарки на фортепианном отделении можно было не рассчитывать. Имевшаяся на всю группу часть сильной половины человечества в количестве 1 (одного) рядового необученного традиционно обходилась пакетом конфет, а других молодых людей на горизонте не наблюдалось.

В университете всё как-то стало лучше и в смысле молодых людей, и в смысле подарков, но, если честно, в те времена появилось гораздо больше самых разнообразных поводов для приятных встреч и развлечений. К тому же во времена нашего студенчества этот праздник ещё не отличался столь выраженным конфетно-букетным подходом, как это практикуется сейчас. Наверное, поэтому я и закончила университет, пребывая в полном равнодушии к Международному женскому дню.
Аспирантура и преподавательская работа как-то не особо что изменили. Ну, разве что теперь другие ждали от меня того, чего раньше от учителей ждала я сама: ненавязчивости и понимания. Паровозом к этому шли официальные торжественные собрания и неофициальные кафедральные застолья.

Всё стало резко меняться в депутатские годы. Не буду скрывать, депутатом я была противным, начальники меня терпеть не могли, отношения с областным руководством особой теплотой не отличались. Оппозицию и фронду никто не любит, а я в них не просто участвовала, а даже время от времени возглавляла (ну, как мне тогда казалось). Собачились мы между собой знатно. Сами понимаете, когда речь идёт о политических разногласиях, да ещё с вкраплением финансового интереса, никто никого щадить не будет. И так изо дня в день. Но как только в воздухе начинало попахивать весной, в двери кабинета постоянно стучали: букет от первого, букет от второго и далее по списку. Как же меня это напрягало… Им же, гадам, ещё и улыбаться надо было.

В мэрские годы стало ещё хуже. Дня за три до праздника в приёмную доставлялись букеты всех цветов, размеров и форм. Представьте, каково аллергику со стажем было ходить мимо них, да ещё понимая, что это всё не более чем протокольный официоз. Спасало одно – моя администрация была самой женской за всю историю города, так что цветов хватало всем работающим дамам. Самые роскошные всегда отправлялись нашим уборщицам, вахтёрам и работницам столовой. Сами понимаете, такие действия не могли остаться незамеченными, и я регулярно выслушивала по этому поводу колкие замечания дарителей, но при этом ничего не меняла.

Почему я так себя вела? Да, всё очень просто. Когда накануне праздника к тебе припирается с поздравлениями очередной начальник, ещё вчера называвший тебя посадочным материалом и грозивший всеми возможными и невозможными последствиями за отказ кому-то пойти навстречу, не расслабляйся. Искренним он был именно тогда, а не сейчас, когда склоняется в поклоне и протягивает роскошный букет. Всегда помни, наступит завтра, когда он, не моргнув глазом, воплотит свои угрозы в жизнь, да ещё и получит от этого удовольствие. А букет – всего лишь дань общепринятому поведению, не более того. Жизненный алгоритм от этого не меняется: раз на календаре 8 марта – говорим хорошие слова, наступило 9-е – совершаем пакостные поступки. 

Ну и какое после всего этого может быть отношение к празднику? Думаю, объяснения не требуются. Что же до вопроса, почему же я так не люблю 8 марта, теперь я наконец могу ответить на него честно хотя бы себе: наверное, потому, что в моей жизни был довольно долгий период, когда меня окружали мужчины, от которых не хотелось принимать поздравления…


Рецензии