Митрофан Борисович Греков. Мастер батальной живопи

Митрофан Борисович Греков, известный художник советской живописи и один из родоначальников батального жанра, родился 3 июня 1882 года в хуторе Шарпаевка на Дону. Его отец, Борис Иванович Греков, был казачьим офицером, а мать, Ирина Алексеевна Мартыщенко, была простой украинской крестьянкой. Однако, на самом деле, Митрофан и его братья и сестра были незаконнорожденными детьми, родившимися от отношений Бориса Ивановича с няней его детей после смерти первой жены, Ирины Алексеевны Мартыщенко. Этот неравный союз вызвал гнев родственников Бориса Ивановича Грекова, и им было запрещено воспитывать детей вместе с Ириной Алексеевной. Более того, им не разрешили использовать фамилию отца, и вместо этого они получили фамилию Мартыщенко, а отчество Павлович по имени крестного отца. Борис Иванович был лишен дворянского достоинства из-за этого брака, и только в 1911 году, после преодоления множества препятствий, их брак был легализован. В 1915 году все дети Бориса Ивановича Грекова, включая Митрофана, восстановили свое дворянское достоинство решением Дворянского Депутатского собрания Войска Донского. Митрофан уже с детства проявлял интерес к истории казачества и родного Дона. Он познакомился с творчеством известного русского художника-баталиста Николая Каразина, чьи иллюстрации печатались в журналах и книгах. Эти иллюстрации воодушевили Митрофана и развили его интерес к батальной живописи. Однако, в своем родном хуторе он не имел возможности получить серьезное художественное образование, и поэтому вынужден был самостоятельно заниматься рисованием.
В своей автобиографии Митрофан Греков напишет, что до 17 лет он не имел возможности увидеть настоящих картин и ограничивался лишь репродукциями в журнале "Нива". Несмотря на это, он всегда рисовал с раннего детства, но без представления о рисовании с натуры. В его семье никто, кроме него, не увлекался этим искусством. Единственным руководителем, который определенным образом повлиял на его стиль, был его дядя — простой крестьянин, брат его матери. Дядя часто вырезал ему из дерева примитивные фигуры коней и быков, даже без ног.

После окончания церковно-приходской школы и училища в станице Каменской в 1898 году, когда Митрофану было 17 лет, он поступил в Одесское художественное училище. Ему посчастливилось учиться у известного художника греческого происхождения Кириака Константиновича Костанди, который стал его наставником и передал ему много своего мастерства.

В своей автобиографии Митрофан написал о своем пребывании в Одесском училище: "Там я впервые начал заниматься рисованием с природы. Вначале это были скучные гипсовые орнаменты, но я понимал, что только таким образом я научусь создавать такие картины, какие видел в Одессе, а также такие портреты и этюды, которые делали старшие ученики школы. Я усердно раструдился над этим, хотя иногда пытался нарисовать гипсовую фигуру, но понимал, что мои работы получаются хуже, чем у старших товарищей, поэтому снова возвращался к орнаментам. Постепенно у меня развилась любовь к рисованию с природы. В училище эскизы не были обязательны, но преподаватели советовали их делать и демонстрировать".

Митрофан Мартыщенко усердно учился и уже в свои первые годы в училище был замечен среди других студентов. В 1902 году он получил стипендию от Одесского общества изящных искусств, которая называлась стипендией именем художника Судновского.

В 1903 году по рекомендации Митрофан Павлович поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств без прохождения экзаменов. Сначала он учился в мастерской Ильи Репина, а после его ухода из Академии в 1907 году, он перешел в мастерскую Франца Рубо, известного баталиста-классика.

Учение у Репина принесло Митрофану Грекову грандиозные результаты. Его эскиз "Охота на лисицу" был отмечен первой премией и получил денежное вознаграждение в сто рублей на академическом конкурсе эскизов. Этот же эскиз в начале 1906 года получил третью премию и был передан в музей Академии художеств.

У Рубо Митрофан Греков изучал приемы создания невероятно реалистичных изображений. Во время учебы он работал над панорамами "Оборона Севастополя" в 1907 году и "Бородинская битва" в 1911 году. В своей автобиографии Митрофан написал о периоде обучения у Рубо следующее: "Меня очень впечатлили его большие полотна, мастерство, движение, просторы и действие в его работах. Особенно на меня произвела впечатление его панорама 'Покорение Кавказа'. Я очень хотел изучить у Рубо приемы работы на больших полотнах".

Таким образом, Митрофан Греков успешно прошел профессиональное обучение в школе батальной и исторической живописи, которую он прошел в Санкт-Петербургской академии художеств. "В Академии я получил академическую стипендию", - написал он в своей автобиографии. "С 1907 года, будучи учеником, я начал участвовать в выставках".
Во время учебы в Академии, Греков получил две престижные профессиональные премии имени Куинджи. Одна из его работ, "На Выборгской стороне", была отправлена на международную выставку в Мюнхене, а другая картина была приобретена Лондонским городским музеем.
Греков закончил Академию художеств в 1911 году и показал большие успехи в овладении мастерством. За свою конкурсную работу "Волы в плугу" он получил звание дипломированного свободного художника, при этом сменив фамилию и отчество. Теперь он был Митрофаном Борисовичем Грековым.
Во время обучения в академии, Греков познакомился с Антониной Леонидовной Малеевой, которая стала его надежной спутницей и помощником. Она родилась в семье военного инженера 25 февраля 1887 года в городе Руза Московской губернии. Она была талантливой музыканткой и отлично владела немецким и французским языками. После окончания женского училища с золотой медалью, она стала вольнослушательницей Академии художеств.
Митрофан и Антонина впервые встретились в конце 1906 года, когда они оба перешли от Ильи Репина в батальную мастерскую Франца Рубо. Через почти пять лет, 9 ноября 1911 года, они поженились в Санкт-Петербурге.
В 1912 году Греков был призван на службу в престижный Атаманский полк, который расквартировался в Санкт-Петербурге. Он получил разрешение писать картинами прямо в казарме. В конце 1912 года он написал заказанную ему картину "Атака на кирасир" в казарме, которая была показана на выставке в Академии художеств и получила положительные отзывы. Последующие два года во время службы он написал еще пять батальных картин.
В августе 1914 года началась Первая мировая война, и Греков был призван на фронт. В должности сотенного писаря в составе 19-й особой (ополченческой) Донской казачьей сотни на германском фронте, он стал свидетелем военной жизни и столкнулся с трудностями, которые переживают солдаты. В своей автобиографии он отметил бессмысленность разрушений и уничтожений, которыми страдает человечество.
Находясь на передовой, Митрофан Борисович создал множество эскизов для будущих картин. Его в основном интересовала жизнь и боевые действия казачьих войск, особенно тех, кто родом с Дона. Так появились небольшие, но очень выразительные портреты, такие как «Фуражир нашей сотни», «Казак Утешев – «потеха нашей сотни», «Казак Евсей Евсеевич», «Ветеринар Мельников», «Фельдшер Епифанов», «Урядник 19-й сотни», «Солдат Ширванского полка» и «Уральский казак». В то же время он создавал многочисленные этюды из жизни на фронте, такие как «С разведки», «Тревога», «Через Пилицу», «Оставленная деревня», «Отступают», «Выезд казачьей батареи на позиции», «Казачий разъезд на разведке» и «Дозоры». Все эти работы были представлены на выставке общества русских акварелистов в Петербурге в 1916 году. Его работы, фокусирующиеся на реалиях войны, являлись контрастом к работам других художников, которые поддерживали патриотическую настроенность.

22 мая 1916 года Митрофана Борисовича отправили на штаб походного атамана при командующем Юго-западным фронтом генерале Алексее Брусилове. Во время известного Брусиловского прорыва, находясь в самой гуще боя, Греков делал эскизы прямо с двуколки, чтобы собрать материал для будущих полотен о сражениях. События наступательной операции послужили основой для таких известных картин, как «Ушли из боя», «Стремительный натиск», «Спешенные атаманцы» и «Гвардии Атаманский полк на русско-австрийском фронте». В этих работах, Греков изображал не беспощадные схватки на саблях, а эпизоды тяжелого и опасного труда военных.
В 1917 году Митрофан Греков был освобожден с военной службы из-за ранения. Ранее он провел продолжительное время в госпитале под Могилевом, пока его жена не забрала его домой в Донскую область. С 1913 года Антонина Леонидовна жила на имении Грековых в хуторе Ивановка. После смерти отца Бориса Ивановича, старший брат Николай Борисович стал заниматься хозяйством. Впоследствии Николай без суда был расстрелян красноармейцами у себя дома.
После этого Митрофан и Антонина переехали в имение брата на хуторе Ивановка. Именно здесь, осенью 1917 года, они услышали о Октябрьском вооруженном перевороте в Петрограде.
В 1918 году Митрофан и Антонина решили переехать в столицу Донского казачьего войска, город Новочеркасск. В то время их младший брат Александр уже купил дом там и оставался жить с матерью Ириной Алексеевной. Александр не принял революционных изменений и присоединился к Белому движению, вступив в Добровольческую Армию. После поражения армии генерала Деникина он навсегда покинул Родину вместе с остатками армии.
Что касается Митрофана и Антонины, они осели на окраине Новочеркасска и сняли квартиру. Митрофан Борисович начал работать преподавателем рисования и чистописания в 3-й мужской гимназии Вацлавского, а Антонина Леонидовна стала преподавателем рисования в частной гимназии Фирсовой. В 1918-1919 годах Митрофан Борисович создал несколько картин по заказу Донского музея и проиллюстрировал книгу "География Всевеликого Войска Донского", написанную Богачевым и выпущенную в 1919 году.
В конце 1920 года эти картины были выставлены в городском клубе имени Подтелкова. Их увидел командующий Северо-Кавказским военным округом Климент Ефремович Ворошилов, который выразил желание познакомиться с художником. Встреча между Митрофаном и Ворошиловым произошла вскоре после этого.
В своей автобиографии Митрофан Борисович так описал события того периода: "...В ноябре 1920 года я добровольно поступил служить в Красную армию на курсы кавалерии в Пензе и стал руководителем тамошнего художественного кружка. Встретил вождей Первой конной армии, Климента Ворошилова и Семена Буденного, в 1920 году. Сдал записку с предложением помочь мне в моем намерении писать о гражданской войне".
Получив поддержку Климента Ворошилова, Митрофан Греков стал заниматься созданием живописной летописи Первой конной Армии. В это же время он присоединился к Ассоциации художников революционной России (АХРР) через знакомство с художником Михаилом Авиловым. На выставке АХРР в январе 1923 года были представлены его работы, которые впоследствии были признаны лучшими и попали в музей Красной Армии. Греков начал создавать серию картин, основанных на рассказах Ворошилова и Буденного о походах Первой конной армии. Его работы посвящены красным конникам Буденного и стали очень популярными. В 1924 году Греков с супругой приобрели дом в Новочеркасске, который стал музеем, посвященным его творчеству. В своем новом доме Греков продолжил создание картин, в том числе и посвященных красным конникам. Одна из его центральных работ, "Бой за Ростов у села Генеральский мост", получила высокую оценку на его персональной выставке в 1927 году. Он создал около 300 картин в период с 1918 по 1934 годы, которые отличались высокой художественной культурой и объективным отображением исторических событий.
В 1929 году Митрофан Борисович подписал контракт с Музеем Красной Армии в Москве на создание первой советской диорамы «Взятие Ростова». В Центральном доме Красной Армии был развернут огромный холст размером 8 на 4 метра. С помощью эскиза Грекова рисунок «Взятие Ростова Первой конной, битва на железнодорожной станции» был перенесен на холст. Под руководством Митрофана Борисовича молодые художники занимались раскрашиванием полотна в течение двух месяцев. Для диорамы на Белорусском вокзале использовали несколько стенок и дверей от старых теплушек, а также рельсы и шпалы. Из этих материалов была собрана настоящая теплушка в левой части диорамы, в правой части был построен пакгауз, а в центре были размещены железнодорожные пути, обозначенные рельсами.

В ноябре 1929 года государственная комиссия под руководством Семена Михайловича Буденного приняла работу. Оценка комиссии была «отлично». Диорама имела большой успех среди публики в Москве и Ростове. За свою работу Митрофан Борисович Греков получил золотые часы со словами благодарности от 1-й Конармии за мастерство в батальном искусстве от 17/XI – 1919 – 1929 года.

К сожалению, во время Великой Отечественной войны эта первая советская диорама была уничтожена. Когда немецкие войска приблизились к Ростову, полотно диорамы было свернуто и вывезено из города. Однако эшелон с полотном попал под бомбардировку в Пятигорске, и творение Митрофана Грекова сгорело в пожаре.

В 1931 году Митрофан Греков с супругой переехал в Москву. У него были планы создать новые диорамы, для чего он привлекал других известных художников, которые объединились в Бюро панорамных бригад. Они обратились к правительству с предложением создать восемь диорам к XV годовщине Октября, включая проекты «Перекоп» и «Оборона Царицына». К сожалению, ни одного из предложенных проектов не удалось реализовать.

Летом 1933 года Грекову предложили принять участие в выставке, посвященной 15-летию Первой конной армии, которая должна была состояться в ноябре 1934 года. За зиму он создал новые картины, включая «Бой у Карпо-Обрывской слободы», «Пленный», «Сталин и Ворошилов в окопах под Царицыном», «На пути к Царицыну», «Отряд Буденного в пешем строю отбивает атаку», «На другой день в станице Платовской», «Трубачи Первой конной». Всего было создано тринадцать больших полотен за несколько месяцев.

12 ноября 1934 года открылась выставка, посвященная 15-летию Первой конной армии. Большую часть экспозиции, тридцать девять полотен, предоставил Митрофан Борисович. Он выразил свою благодарность организаторам выставки: «В течение 14 лет я работал над этой темой, около половины моих произведений сделано за это время, теперь я ставлю себе задачи эту тему перенести из формы камерного искусства в форму, которая подойдет ближе к рабочей среде, к величественному искусству панорамы».
Будучи вдохновленным успехом выставки, Митрофан Борисович Греков, вместе с двадцатью пятью лучшими баталистами, отправился из Москвы в Севастополь 24 ноября 1934 года с целью создания диорамы "Штурм Перекопа". 26 ноября поезд прибыл в Симферополь, откуда художники отправились в Севастополь на двух автобусах. Утром 27 ноября, после посещения панорамы "Оборона Севастополя" Франца Рубо, Митрофан Борисович почувствовал себя плохо. Ему оказали необходимую медицинскую помощь в медпункте, прописали лекарства и посоветовали полный покой. Он вышел на улицу, сел на скамейку и скончался. Причиной его смерти стал приступ стенокардии из-за переутомления и сильного нервного потрясения.

На следующий день тело Митрофана Грекова было отправлено в Москву, где его похоронили на Новодевичьем кладбище с воинскими почестями. Его художественное наследие, связанное с донским казаком Митрофаном Борисовичем Грековым, до сих пор бережно хранится в Государственной Третьяковской галерее, в музее политической истории революции, в Центральном музее Вооруженных сил в Москве, в Ростовском областном краеведческом музее и в филиале Новочеркасского музея истории донского казачества - Доме-музее Митрофана Борисовича Грекова.

В Советском Союзе художественные училища в Ростове и Одессе были названы его именем. С 1966 по 1991 годы ежегодно были присуждены золотая и три серебряные медали имени Митрофана Борисовича Грекова за лучшие военно-патриотические живописные произведения ко Дню Победы.


Рецензии