Шлют из-за рубежа

Были ли сторонние очевидцы допросов? Русские если и были, об этом ничего не известно. Некоторые иностранцы были свидетелями уже самой казни (которая тоже началась с пыток). Вряд ли их пускали на допросы. Пытки и допросы проводились каждый день с четырёх утра до четырёх дня.

Постепенно выясняется, что на некоторые - а может, и на все - вопросы Разин всё-таки отвечал.

Чудом сохранилась бумажка, на которой царь собственноручно написал свои вопросы. Вероятно, это лишь черновик "для себя". Вопросы не имеют систематического характера - по-видимому, после того, как до сведения царя довели основные показания Разина, он захотел уточнить лишь некоторые частности. Всего вопросов десять...

...Итак, восьмой вопрос:

- О Кореле, грамоте от нево за Никоновою печатью, к царскому величеству шлют из-за рубежя?

Историк Швецова считает, что речь идёт о посылке в Карелию (точнее, в город Корелу, по-шведски Кёксгольм) "прелесных грамот", о чём сообщали иностранные газеты, в частности шведские - царь этим был очень недоволен.

Но суть вопроса тут всё-таки не в Кореле, а в патриархе Никоне - видимо, кроме "атаманских" печатей в войске Разина изготовили и "Никонову". Да они и "царскую" могли изготовить...

...Да, показания на Никона он давал. Причём, в очень удобном кое для кого свете того факта, что обнаружилась, между прочим, и копия наказа, данного ярым противником Никона патриархом Иоакимом своему подчинённому архимандриту Павлу.

В наказе говорилось о переводе разжалованного в монахи Никона из первоначально назначенного ему места ссылки - Ферапонтова монастыря Вологодской епархии - в более строгий Кирилло-Белозерский монастырь, тоже Вологодской епархии, только ещё дальше.

А в качестве одной из причин этого перевода приводилось обвинение Никона в том, что он совещался "с ворами и изменниками Московского государства, с единомышленниками Стеньки Разина". Они якобы звали Никона принять участие в захвате Кирилло-Белозерского монастыря, а потом вместе с ними отправиться на Волгу:

- Да на то же ево зломыслие и в деле явилось: как Стенька Разин привезён к Москве, и в то время в роспросе у пытки, и со много пыток и огня сказал: приезжал де к Синбирску старец от него, Никона, и говорил ему, чтоб ему идти вверх Волгою, а он, Никон, в свою сторону пойдёт для того, что ему тошно от бояр. И тот де старец из-под Синбирска ушол. А сказывал де ему тот старец, что у Никона есть готовых людей с 5000 человек, а те де люди у него готовы на Белоозере. И тот старец на бояю был, исколол своими руками сына боярского при нём, Стеньке. Да и брат Стеньки Фролко с пыток говорил те же речи...

...Никон же отвечал, как записано в его деле:

- Которые де казаки у него были, и тех де казаков присылал к нему Степан Наумов со стрельцами; а с кем имяны, тогот он не упомнит. А к Разину де к Синбирску старца никакова он не посылывал и про 5000 человек людей не приказывал, и вверх Волгою Разина звать не веливал...

(Известно, что Разин распространял слух о том, что патриарх Никон плывёт вместе с ним по Волге к Москве. В подтверждение этого он даже приказал обить один из стругов своей флотилии чёрным бархатом).

Из переписной книги Приказа тайных дел...

...Всё это погибло в 1701 году, во время грандиозного Кремлёвского пожара, начавшегося, как и многие предыдущие, от обычной свечки. Огонь уничтожил весь архив Приказа Казанского дворца - одного из центральных государственных органов управления в России, в середине XVI - начале XVIII веков. Из подлинных документов о допросах Степана Разина уцелело лишь несколько ветхих столбцов, пересланных ещё до пожара в другие учреждения.

Позже среди документов, не имеющих никакого отношения к восстанию Степана Разина, были случайно обнаружены записи ещё двух его показаний, данных им во время следствия и, несомненно, содержавшихся в сгоревшем следственном деле.

Вот почему о некоторых подробностях первые русские историки вынуждены были черпать сведения, главным образом, из воспоминаний живших в то время в России иностранцев, которые тоже общались (или шпионили) лишь с мало что знающими писцами и дьяками разных российских Приказов (министерств) и их "столов" (структур, разрядов).

Это дало повод некоторым историкам поспешить с выводом, что Степан Разин на следствии отказался отвечать на заданные ему судьями вопросы и всё время молчал. Но в дальнейшем выяснилось, что Разин не молчал на допросах...

...Первоначально хранилось в Приказе тайных дел и судное дело патриарха Никона, которое ещё при царе Алексее Михайловиче было разделено на две части.

Двенадцать свитков и одна тетрадь были переданы в Посольский приказ и затем перенесены в Патриаршую Крестовую палату, откуда они и попали в Патриаршую библиотеку; другие же были при Петре I перевезены в Петербург и сданы в Сенатский архив...

...Так же там есть и такое:

- Основывал монастыри с незаконными именами: Новый Иерусалим, Голгофа, Вифлеем, Иордан;

- Глумился над двумя архиереями, называя одного Анной, а другого Каиафой, а двух бояр - одного Иродом, а другого Пилатом;

- Явился на Собор не смиренно, поносил здесь патриархов и греческие правила; в своих письмах к патриархам называл царя латиномудрствующим и его мучителем; также синклит и всю российскую Церковь впадающей в латинские догматы...

...И так далее.

В 1681 году уже тяжело больному простому монаху Никону было разрешено вернуться из вологодской ссылки в Кирилло-Белозерском монастыре в московский Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он и отдал Богу душу - 17 августа, в Николо-Тропинском приходе, напротив Ярославля...

...Тогда-то вдруг и обнаружилось, что русский народ любит и чтит патриарха Никона, верит в его праведность...

...После смерти царя Алексея Михайловича (Тишайшего) престол перешёл к его старшему сыну Фёдору III Алексеевичу, который сочувствовал Никону. До самого утра следующего дня русские люди (как, впрочем, оно и полагается издревле во всём мире), присягали новому государю. В течение 10 дней по всей России рассылались крестоцеловальные грамоты.

Так же как его отец и дед, Фёдор вступил на царский престол в юношеском возрасте - в 15 лет (венчался на царство 18 (28) июня 1676 года) - будучи, однако, широко образованным человеком, на что многие обращали внимание.

В первые месяцы царствования тяжело болел и фактическими правителями государства были боярин Артамон Матвеев (один из первых "западников"), патриарх Иоаким и очень хитрый начальник Приказа Большой казны (министр финансов) Иван Милославский.

Однако уже к середине 1676 года 15-летний царь взял власть в свои руки, после чего Артамон Матвеев был отправлен в ссылку (в Пустозёрск, затем в Мезень, что говорит о многом), и в том же 1676 году продолжилась начатая при Алексее Михайловиче война на Правобережной Украине с гетманом Петром Дорошенко.

Также государь лично изучил все документы о русско-турецких отношениях, начиная с 1613 года. Это было связано с Русско-турецкой войной (1672-1681), которую начал с Османской империей и союзным с ним Крымским ханством ещё его отец.

Результатом этого стала уверенность в необходимости "разорить, а не держать Чигирин", но царь был не понят в Госдуме, не поддержан, и оборона Чигирина в 1678 году продолжена.

В 1679-1680 годах царём был проведён Разбор (оценка численности, вооружения и боеспособности) всех воинских сил России.

В 1681 году война была окончена и заключён Бахчисарайский мир, по которому Турция признавала за Россией Левобережную Украину и Киев, полученный по договору с Польшей (1678 год, в обмен на Невель, Себеж и Велиж).

Продолжились репрессии и против старообрядцев, в частности, в апреле 1682 года был сожжён вместе с ближайшими сподвижниками "неистовый" протопоп Аввакум, глава российских протестантов.

А при царском дворе было запрещено появляться в традиционных охабнях и чекменях - переходных формах одежды между затрапезным халатом и повседневным кафтаном...

...Но было отменено отрубание рук за воровство. Может быть именно из-за этого царь слёг в конце февраля 1682 года?

Но даже больной, он не переставал управлять государством и принимал важные решения!

Тем не менее, знатные бояре (всякие там противоборствующие кланы Милославских, Апраксиных, Нарышкиных, Долгоруких и так далее), предвидя скорую кончину государя, уже готовили государственный переворот, желая посадить на трон его 15-летнего брата - царевича Ивана V Алексеевича, которого, по причине его слабости и болезненности, они мечтали сделать своим марионеткой.

Заговор возглавил патриарх Иоаким...

...А в последние дни царя Фёдора вокруг Москвы начались волнения и в стрелецких полках, недовольных "произволом полковников". Царь мог бы остановить это, но скончался 27 апреля (7 мая) 1682 года - в возрасте 20 лет, не успев сделать распоряжения относительно престолонаследия.

Вероятно, причиной смерти было... хм...

...Кстати, смерть 20-летнего царя Фёдора III Алексеевича сначала привела к тому, что власть оказалась в руках клана дворян Нарышкиных, которые и предложили отстранить от престола его болезненного 15-летнего брата - царевича Ивана V Алексеевича, возведя на него его 10-летнего брата - Петра I Алексеевича, который отличался отменным здоровьем и на которого они и решили сделать ставку в своих придворных интригах.

И первым же делом "нового правительства" при новом малолетнем царе был вызов Матвеева и возвращение ему прежних почестей.

И ссыльный Матвеев тут же приехал из Архангельска в Москву - вечером 11 мая, а 15 мая разыгрался Стрелецкий бунт, одной из первых жертв которого и пал Матвеев: он попытался убедить стрельцов прекратить бунт, но был просто убит ими, причём прямо на глазах всей Царской семьи, включая детей - на Красном крыльце, сброшен вниз на площадь и изрублен на куски бердышами.

Гибель Матвеева и все события того дня произвели громадное впечатление на юного царя Петра I и навсегда впечатались в его память.
Например, спустя более чем 40 лет, во время коронации Екатерины I в Кремле, Пётр, находясь на том же самом Красном крыльце, внезапно подозвал к себе находившуюся там же графиню Марию Румянцеву (внучку Артамона Матвеева) и сказал ей:

- Вот, смотри, во время Хованщины на этой ступени стоял твой дед. Я до сих пор помню его красные сапоги...

...И всё же, перед самой своей кончиной, царь Фёдор Алексеевич успел исходатайствовать у восточных патриархов разрешительные грамоты насчёт Никона. В них повелевалось причислить почившего Никона обратно к лику патриархов и поминать в таком звании открыто!

И полученная вскоре разрешительная грамота от патриарха Константинопольского Иакова от 5 мая 1682 года чётко и указывала на это:

- Преподобныя памяти, брат наш, Никон, ради долгаго своего преподобничества и терпения, имеет прощение и разрешение от приключившагося ему Соборного извержения - от Отца и Сына и Святаго Духа - Святыя и Живоначальныя Троицы - да приимет, яко патриарх, всегда церковное поминовение во всех священных диптихах, безсумненно сочетается въяве патриархом же; подлинно тако да будет!

Грамоты других патриархов - Александрийского Парфения, Антиохийского Неофита и преемника его Кирилла, и Иерусалимского Досифея были совершенно такого же содержания...

...Церковь охотно и с радостью разрешила Никона, восстанавливая его в патриаршем достоинстве и навсегда причисляя к лику первопрестольных Святейших Московских Патриархов...

...И ещё.

Указ Петра I, изданный в 1702 году, провозглашал веротерпимость одним из главных государственных принципов России:

- С противниками Церкви надо поступать с кротостью и разумом, - говорил Пётр. - Господь дал царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос.

Но в отношении старообрядцев этот Указ - не применялся!

Например, в 1716 году, для ещё большего облегчения взятия на учёт русских раскольников (протестантов), им была предоставлена возможность полулегального существования, но при условии платить "за оный раскол всякие платежи вдвое". При этом был усилен контроль и наказание тех, кто уклонялся от регистрации и выплаты двойного налога. Не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, ну или же ссылать на каторгу.

А за совращение в раскол, как и до Петра I, полагалась смертная казнь, что было подтверждено в 1722 году.

Старообрядческих священников объявляли изменниками Православию - и наказывали. Раскольничьи скиты и часовни - разорялись...

...Ну а что вы хотели? На Западе в те года было то же самое, абсолютно. Те же яйца, только в профиль.

- Тех же щей, да пожиже влей, - как говорили издревле на Святой Руси.

Например, путём пыток, наказания кнутом, вырывания ноздрей, угроз казнями и ссылками нижегородскому епископу Питириму удалось вернуть в лоно Православной Церкви немалое число старообрядцев, но в большинстве они вскоре снова "отпадали в раскол".

Возглавлявшего керженских старообрядцев дьякона Александра Питирим заставил отказаться от старообрядчества, заковав его в кандалы и угрожая ему побоями, в результате чего дьякон:

- Убояся от него, от епископа, больших мук, и ссылок, и ноздрей рвания, якож и над другими учинено.

Когда же Александр пожаловался в письме Петру I на действия Питирима, то был подвергнут ещё более страшным пыткам и 21 мая (1 июня) 1720 года был казнён...

...Дело в том, что, например, принятие Петром I обыкновенного императорского титула, как посчитали старообрядцы, свидетельствовало о том, что "он является Антихристом", так как это якобы "подчёркивало преемственность государственной власти от католического Рима".

Но они просто очень удобно для себя "забыли" слова святого апостола Павла о том, что вся власть от Бога. И что эту фразу следует читать в контексте ВСЕЙ главы Послания к Римлянам (13:1-7).

Об "антихристовой сущности" Петра также, по мнению старообрядцев, свидетельствовали и календарные изменения, сделанные в его правление, и введённая им для подушного оклада, как у царя Навуходоносора, обыкновенная перепись населения...

...Но все эти "протесты" и расколы были крайне жестоко подавлены. Ведь и взошедший на патриарший престол Никон в середине 1650-х годов, тоже ведь не просто так решил ввести ряд очень существенных изменений в Русской Православной Церкви.

А основной причиной этому послужило уже всем давно бросающееся в глаза несоответствие ведения множества обрядов между русской, греческой и латинской церквями.

И, основываясь на догматических различиях в молитве Символ Веры, Никон (и многие другие внимательные богословы) пришёл к однозначному выводу, что продолжающая поступать из Византии на Русь религия теперь уже не полностью является православной, то есть истинной, канонической.

После чего, собственно, и последовали "церковные реформы Никона", а вернее просто возвращение нас к истокам - "одного Иродом, а другого Пилатом"... "латиномудрствующим"... "впадающим в латинские догматы"... "а к Разину к Синбирску старца никакова не посылывал и про 5000 человек людей не приказывал, и вверх Волгою Разина звать не веливал"...

...В 2013 году гробница Святейшего Патриарха Никона была вскрыта археологами, но был обнаружен только пустой саркофаг - гробница ранее уже подверглась разграблению...

...Итак, восьмой вопрос:

- О Кореле, грамоте от нево за Никоновою печатью, к царскому величеству шлют из-за рубежя?


Рецензии