Шлют из-за рубежа
Ваш покорный слуга Томас Хебдон...
...Москва, через два часа после казни, 6 июня (по старому стилю) 1671 года. Цитируется по: "Записки иностранцев о восстании Степана Разина", том 1-й, издательство "Наука", 1968 год...
...В своё время этой кровавой историей очень интересовался Пушкин. В 1826 году посвятил ей сразу три стихотворения под общим заглавием "Песни о Стеньке Разине".
Затем Пушкин просил царя Николая I разрешить опубликовать эти стихотворения, но получил от него (через шефа жандармов) отказ со следующим объяснением:
- Ваши "Песни о Стеньке Разине", при всём поэтическом своём достоинстве, по содержанию своему не приличны к напечатанию. Сверх того, Церковь проклинает Разина, равно как и Пугачёва...
...Странно, конечно, что многим русским людям до сих пор очень непонятен этот, вроде бы, абсолютно прозрачный момент. Не мудрствуя лукаво.
Кстати, прозрачно - это то, что можно видеть насквозь. Мудрствовать - глубокомысленно размышлять, философствовать; а лукаво - с целью обмануть, схитрить.
И последнее, кстати - это тоже выражение из трагедии Пушкина, только "Борис Годунов" (1825), слова летописца Пимена:
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Всё то, чему свидетель в жизни будешь...
...Итак, русский царь категорически запрещает такие, как сейчас бы сказали, "нежелательные информационные вбросы в публичное медиа-пространство" (широкое распространение заведомо ложной или искажённой информации с целью влияния на общественное мнение и дестабилизации политической ситуации), шеф жандармов жёстко отказывает и пресекает, Церковь вообще проклинает.
Не мудрствуя лукаво. Потому что всё абсолютно прозрачно.
А вот на Западе уже в 1674 году (буквально через несколько лет после казни) состоялась защита научной диссертации о восстании Разина в контексте российской истории.
Автором её стал учёный Иоганн Юстус Марций из города Мюльгаузена в земле Тюрингия. Он сначала учился в Штеттине...
(основной на то время морской порт Берлина, но в 1648 году, по итогам Тридцатилетней войны, он отошёл к Швеции, кстати в Штеттинском замке в 1729 году родилась будущая российская императрица Екатерина II, а по итогам Второй мировой войны советская военная администрация передала управление городом польской стороне, он по-польски называется Щецин)
...через который и переехал (с каким-то купеческим судном через Архангельск) на временные заработки в Россию - в качестве молодого учителя при немецкой школе в Московской слободе - и учёную степень получил в связи с ней же.
Однако, далее он поступил в университет в Кёнигсберге, слушал ещё какие-то лекции в Виттенберге, Мейсене, Дрездене, стремясь продолжить своё образование, был даже с саксонцами под Веной в качестве армейского проповедника в 1683 году, ну и так далее.
А сама эта работа Марция о Разине потом неоднократно переиздавалась в XVII-XVIII веках и именно ею тоже очень интересовался Пушкин...
...Но вот вам мир в то же самое - разинское - время: в 1671 году англо-французские пираты под командованием пиратского адмирала сэра Генри Моргана высадили морской десант на побережье Панамского перешейка в Центральной Америке, атаковали испанский город Панаму и захватили его. Резня, кровь и добыча были огромны...
...Западная Церковь не проклинает пирата Моргана? Тоже не мудрствуя лукаво? Это о прозрачности. И ещё раз о ней же:
Были ли сторонние очевидцы допросов и пыток? Именно сторонние? Русские, если и были, об этом ничего и никому не известно. Некоторые иностранцы были свидетелями уже самой казни (которая тоже началась с пыток). Но вряд ли их пускали на допросы.
Допросы ("расспросные речи") и пытки ("пытошные речи") в Казанском приказе (Приказ Казанского дворца, штаб-квартира: Москва) проводились каждый день: с четырёх утра до четырёх дня. Ничем особо не отличаясь от общемировой практики того времени.
И постепенно выясняется, что на некоторые - а может, и на все (?) - вопросы Разин, всё-таки, отвечал.
Чудом сохранилась бумажка, на которой царь собственноручно написал свои вопросы. Вероятно, это лишь черновик "для себя"...
...Ну, вы же и сами знаете прекрасно, что у многих и современных людей на холодильниках висят такие магнитные планеры с отрывным блоком самых обыкновенных бумажек-наклеек. Стикеров для заметок. В произвольном порядке напоминающих о чём-то быстрых записок, проще говоря.
Они потом могут оказаться где угодно - в мужском кармане, в женской сумочке, в школьном ранце, в мусорной корзине. Но могут и в архиве, в музее...
...Вопросы не имеют систематического характера - по-видимому, после того, как до сведения царя следователи и так довели основные показания Разина, он захотел быстро уточнить лишь некоторые частности. Всего вопросов десять...
...Итак, восьмой вопрос:
- О Кореле, грамоте от нево за Никоновою печатью, к царскому величеству шлют из-за рубежя?
Историк Швецова считает, что речь идёт о посылке в Карелию (точнее - в город Корелу, по-шведски: Кёксгольм, ныне: Приозерск, Ленинградской области) "прелесных грамот" от Разина, о чём активно сообщали иностранные газеты того времени, в частности шведские - русский царь этим был очень недоволен...
...В Смутное время, при царе Василии IV Шуйском, Корела опять была в осаде шведских войск и снова (временно) отошла к Швеции. Город-крепость, мощный форпост Новгорода на Карельском перешейке, сдерживавший агрессию шведов.
Ведь там, через реку Вуоксу, можно очень легко попасть в Финский залив и в центральную Финляндию. Швеция всегда стремилась установить контроль над этим стратегически важным маршрутом, Корела ещё с конца XIII века подвергалась неоднократному нападению шведов...
...Но суть вопроса тут всё-таки не в Кореле, а в патриархе Никоне - видимо, кроме "атаманских" печатей в войске Разина изготовили и "патриаршую". Да они и "царскую" могли изготовить...
...Да, показания на Никона он давал. Причём обнаружилась, между прочим, и копия наказа, данного ярым противником Никона патриархом Иоакимом своему подчинённому архимандриту Павлу.
В наказе говорилось о переводе разжалованного в простые монахи бывшего патриарха Никона из первоначально назначенного ему места ссылки - Ферапонтова монастыря Вологодской епархии - в ещё более строгий Кирилло-Белозерский монастырь, тоже Вологодской епархии, только ещё дальше.
А в качестве одной из причин этого перевода приводилось огульное обвинение Никона в том, что он "совещался с ворами и изменниками Московского государства, с единомышленниками Стеньки Разина". Они якобы звали Никона принять участие в захвате крепости Кирилло-Белозерского монастыря, а потом вместе с ними отправиться "гулять" на Волгу:
- Да на то же ево зломыслие и в деле явилось: как Стенька Разин привезён к Москве, и в то время в роспросе у пытки, и со много пыток и огня сказал: приезжал де к Синбирску старец от него, Никона, и говорил ему, чтоб ему идти вверх Волгою, а он, Никон, в свою сторону пойдёт для того, что ему тошно от бояр. И тот де старец из-под Синбирска ушол. А сказывал де ему тот старец, что у Никона есть готовых людей с 5000 человек, а те де люди у него готовы на Белоозере. И тот старец на бояю был, исколол своими руками сына боярского при нём, Стеньке. Да и брат Стеньки Фролко с пыток говорил те же речи...
...Никон же отвечал, как тоже записано в его деле:
- Которые де казаки у него были, и тех де казаков присылал к нему Степан Наумов со стрельцами; а с кем имяны, тогот он не упомнит. А к Разину де к Синбирску старца никакова он не посылывал и про 5000 человек людей не приказывал, и вверх Волгою Разина звать не веливал...
(Известно, что Разин усиленно распространял слух о том, что патриарх Никон якобы плывёт вместе с ним по Волге к Москве. В подтверждение этого он даже приказал обить один из стругов своей флотилии чёрным бархатом)...
...Из переписной книги Приказа тайных дел (первого ведомства специальных служб в России). Практически всё это погибло в 1701 году, во время грандиозного Кремлёвского пожара, начавшегося, как и многие предыдущие, от обычной свечки.
Огонь уничтожил весь архив Приказа Казанского дворца - одного из центральных государственных органов управления в России, в середине XVI - начале XVIII веков.
Из подлинных документов о допросах Степана Разина уцелело лишь несколько ветхих столбцов, пересланных ещё до пожара в другие учреждения...
...Позже и среди документов, не имеющих уже никакого отношения к восстанию Степана Разина, архивариусами были случайно обнаружены записи ещё двух его показаний, данных им по разным эпизодам во время следствия и, несомненно, так же содержавшихся в его сгоревшем следственном деле...
...Вот почему о некоторых подробностях первые русские историки вынуждены были черпать сведения, главным образом, из воспоминаний живших в то время в России иностранцев, которые тоже общались (да давайте уже скажем прямо - шпионили) лишь с мало что знающими писцами и дьяками разных российских Приказов (министерств) и их "столов" (структур, разрядов).
Но столь малые (по чину) люди мало что и знали о царских указах в Приказ тайных дел для производства следствия по важнейшим преступлениям против государства. Получалась - тишина...
...Вот это и дало повод некоторым историкам поспешить с выводом, что Степан Разин на следствии отказался отвечать на заданные ему судьями вопросы и всё время молчал. Но в дальнейшем выяснилось, что Разин не молчал на допросах...
...И атаман (есаул) Фёдор Шелудяк (крещёный калмык) не молчал. Это он был преемником Василия Уса (который когда-то был атаманом на царской службе в составе отряда донских казаков, вышедших в Тулу для участия в военных действиях против Речи Посполитой).
Оба - очень известные атаманы (есаулы) Разина.
11 мая 1671 года Ус созвал в захваченной им Астрахани Казачий Круг, где был допрошен митрополит Иосиф. Сам Ус провёл его допрос. Круг вынес смертный приговор. Митрополит астраханский Иосиф был подвергнут пыткам и казнён.
Затем был казнён воевода Астрахани князь С. И. Львов. А с ним и другие "нарочитые люди". Это был:
- Великий разбой, тиранствовали они ужасно, грабили всё и вся, что им попадалось под руку, никого не щадили: вешали людей за ноги или прокалывали человеку рёбра и затем подвешивали его на железные крюки...
...В итоге, Василий Ус дошёл уже до такой степени (неизвестно чего), что даже стал собственноручно регистрировать браки горожан, скрепляя "акты" найденной им где-то городской печатью: только "венчал" он влюблённых не в Церкви, а на откровенно языческий манер - около вербы или берёзы. Даже сам Разин до такого додуматься не успел...
...Летом 1671 года атаман (есаул) Василий Ус скончался от какой-то запущенной и очень тяжелой кожной болезни. В правительственных грамотах сообщалось: "злой смертью скончашася от кожной болезни - черви изъели".
А весть о смерти Василия Уса разнеслась по стране и за её рубежами. Например, 1 августа 1671 года о кончине одного "из первых русских воров", как о крупной сенсации, сообщили голландские вестовые письма - "Куранты"...
...Кстати, в Астрахани разинцами был захвачен и недавно построенный первый в России корабль западноевропейского типа "Орёл". Обычно этот корабль называют фрегатом, но это был трёхмачтовый голландский (нидерландский) парусно-гребной пинас.
Экипаж этого судна состоял из 22 голландских моряков во главе с капитаном Давидом Бутлером, так же среди них был и парусных дел мастер Янсен Стрёйс - тоже будущий иностранный писатель о Разине:
- Простые казаки, - пишет Стрёйс, - были одеты как короли в шёлк, бархат и другие одежды, затканные золотом. Некоторые носили на шапках короны из жемчуга и драгоценных камней. И Стеньку нельзя было бы отличить от остальных, ежели бы он не выделялся по чести, которую ему оказывали, когда все во время беседы с ним становились на колени и склонялись головою до земли, называя его не иначе как батька. Я его несколько раз видел в городе и на струге. А когда он проходил по улицам Астрахани, видел следовавшую за ним большую толпу - он разбрасывал по дороге дукаты и другие золотые монеты. И такая щедрость, или, вернее, хитрый обман, привлекли к нему многих...
...Англичанин Сэмюэл Коллинз, который был с 1659 по 1666 год личным врачом русского царя Алексея Михайловича, писал о голландцах:
- Голландцы, как саранча, напали на Москву и отбивают у англичан хлеб. Присутствие голландцев повсюду. Персидский шах тоже рассматривает голландцев как союзников и друзей; армянские купцы заявляют то же...
...Впоследствии Астрахань была разграблена другими отрядами Разина.
- Мы больше не могли здесь оставаться, - вспоминал Стрёйс. - Подождали полночи, когда закроют городские ворота, и решили пуститься в путешествие в Персию через Каспийское море...
...С группой товарищей Стрёйс бежал с корабля "Орёл", но на территории Дагестана был пленён уцмием (точное значение и происхождение этого титула неизвестны) Али-Султаном, подвергнут пыткам и продан в рабство. Его потом с помощью посла Швеции в Сефевидском Иране Людвига Фабрициуса выкупили уже в Персии, откуда Стрёйс добрался до Голландии...
...А для казаков Разина "Орёл" оказался слишком сложным в управлении. Поэтому его просто на буксире завели с Волги в протоку речки Кутум, где он и сгнил через несколько лет. Варварская ватага Разина опять пошла вверх по Волге на самых обычных стругах, а по берегу шла конница, как и в первобытные времена...
...После смерти Василия Уса атаманом восставших астраханцев стал Фёдор Шелудяк, вернувшийся из неудачного похода Разина на Симбирск. После допроса и пытки повешен в отбитой у мятежников Астрахани...
- Ещё есть-де слухи, что Лазунка, зовомой Жидовином, сын боярской, что на Волге и ещё какой реке не упомню, сшёл к ворам, да нынче у Разина в есаулах живёт...
...Крещёный еврей по имени Лазарь. Который сначала даже был у самого патриарха Никона личным лекарем и получил чин "патриаршего сына боярского". И по тем временам (да и по нынешним тоже) это был достаточно высокий пост - не "чёрная" работа.
Эти крещённые евреи (выкресты или перекресты) занимались на Руси различными работами: русский царь всемерно поощрял переход пленных (польско-литовских) евреев на честную русскую службу, особенно если те были изрядными мастерами:
- Кто-то лекарь, кто-то стрелять гранаты умеет, а кому-то дана для ученья и для всяких тайных промыслов немецкого языка печатная книга...
...Однако, кое-кого из них (уже при будущем "стрелецком" бунте) обвинили в умерщвлении ядом русского царя Феодора III Алексеевича. Как отмечает историк С. М. Соловьёв:
- Казнили иностранного доктора Даниила фон-Гадена, обвинённого в отравлении царя Фёдора Алексеевича. Гаден, заслышав беду, успел было в нищенском платье уйти из Немецкой слободы, двое суток прятался в Марьиной роще и окрестных местах; голод заставил его возвратиться в Немецкую слободу, где надеялся приютиться у одного знакомого и поесть чего-нибудь, но на улице был узнан, схвачен и приведён во Дворец.
Здесь царевны и царица Марфа Матвеевна умоляли стрельцов пощадить доктора; уверяли, что он совершенно невинен в смерти царя Феодора, что он в их глазах сам прежде отведывал все лекарства, которые составлял для больного Государя - всё понапрасну: стрельцы кричали: "Это не одно только, что он уморил царя Фёдора Лексеича (по одной из версий: добавив в яблоко яд), он чернокнижник, мы в его доме нашли сушёных змей, и за это надобно его казнить смертию"...
...Его вывели на Красную площадь, подняли на копья и разрубили на мелкие куски бердышами. Также, например, в 1674 году бил челом русскому царю Алексею Михайловичу некий еврей Моисейко Исаев:
- Приволокся я, работник твой, - смиренно писал он в челобитной, - к Москве для торгового своего промыслишку...
...Англичанин Сэмюэл Коллинз, который был с 1659 по 1666 год личным врачом русского царя Алексея Михайловича, писал о евреях:
- Жиды с недавнего времени очень размножились в городе и при Дворе: им покровительствует какой-то придворный лекарь-жид, почитаемый за лютеранского перекреста...
...В общем, как-то так и в окружение Разина попал крещёный еврей Лазунка Жидовин. Видимо, после низложения патриарха Никона он был сослан вместе с ним, а потом просто сбежал от своего покровителя к казакам в Поволжье. Он-то и стал автором пропаганды об якобы участии в бунте и благословении всех этих чёрных дел самого Никона...
- Также молва быстро оповестила, что вновь объявился Разин, и не один, а с Сергеем Кривым и прочими атаманами...
...Ещё один очень известный "благородный разбойник" - Сергей Тарануха (от бельма в глазу прозваный Серёжко Кривой). Со своей личной бандой в 700 человек. Вместе с Разиным самовольно грабил "тезиков-шелкопрядов" (союзных тогда, кстати, России персов). Не спросив у царя ни указаний, ни где именно и что именно делать.
В итоге, они просто разорили всё побережье от Дербента до Баку. Неожиданно налетали с моря, грабили и уплывали. Нарушали все государственные границы и всю международную дипломатию и без того очень сложного времени.
На награбленное гуляли всю зиму, потом опять за старое. Но когда они достигли одного прибрежного города, там их уже ждало неожиданно передислоцированное шахом и очень крепкое подразделение персидской Береговой охраны. Там, в Персии, Кривой и погиб...
...Также известны атаман (есаул) Алёша Протакин, запорожский полковник Боба, Иван Черноярец и многие-многие другие. И на всех тоже постепенно складывалось в Казанском приказе своё уголовное досье - по разным эпизодам и по разным регионам...
...Также в 1670 году в Москву из Белгорода привезли на допросы закованного в кандалы атамана (есаула) Фёдора Колчева - бывшего копейщика (дезертира) Белгородского полка:
- Збежал из полка на Дон и жил на Дону в казаках...
...Известно и о показаниях атамана (есаула) Василия Фёдорова - из отписки полкового воеводы Ю. А. Долгорукого в Приказ Казанского дворца от 21 декабря 1670 года. Царский воевода сообщал, что:
- Пущих воров, завотчиков и бунтовщиков, атамана Ваську Фёдорова с товарыщи 7-ми человек, доставили из Инсара в Нижний Ломов...
...Здесь, в полковом стане окольничего (дворянина) и воеводы князя К. О. Щербатого, с Василия Фёдорова были под жестокими пытками сняты показания, после чего - по распоряжению командующего спецоперацией против повстанцев князя Ю. А. Долгорукого - он был под конвоем препровождён в Красную Слободу и:
- За многое воровство и за бунт повешен...
...Как, при каких обстоятельствах погиб атаман (есаул) М. Харитонов, не известно. След его в источниках теряется примерно в первой половине декабря 1670 года, когда он, в очередной раз разбитый воеводой Барятинским, отступил к Пензе. По неточным данным, в одном из боёв под Арзамасом повстанческий атаман был взят в плен князем Ю. А. Долгоруким, допрошен и вскоре казнён...
...Наряду с М. Харитоновым и В. Фёдоровым С. Разин:
- Послал от Синбирска казака Максимку Осипова, - показали в расспросных речах пленные участники восстания.
А пленный участник восстания А. Сарафанов ещё более подробно показал, что, помимо самого М. Осипова:
- К Стеньке Разину пошло под Синбирск на помочь полтары тысечи человек...
...И всё это - на минуточку внимания (!) - тоже конкретные имена и последующие аресты, допросы, пытки, показания и очные ставки того времени...
...В общем, помимо всего прочего, следствию были прекрасно известны не только имена атаманов (есаулов), которые действовали совместно с Разиным, но и большинства всех остальных соучастников.
И, если откровенно, то там одних только атаманов (есаулов) - целая "бочка арестантов", которые наговаривали потом показаний друг на друга ещё на "сорок бочек". Невообразимо огромный список.
Это С. Тарануха (Кривой), В. Ус, Ф. Шелудяк, Л. Жидовин, И. Черноярец, А. Протакин, запорожский полковник Боба, И. Терской, С. Кочановский, М. Осипов, М. Харитонов, В. Фёдоров, Я. Никитинский, В. Васильев "с товарыщи, 3 человека" (потом "полтары тысечи человек"), В. Тихонов и В. Петров "с товарыщи", А. Сарафанов, И. Попов и И. Андреев "с товарыщи", Ф. Колчев (бывший копейщик-дезертир Белгородского полка: "збежал из полка на Дон и жил на Дону в казаках"), Акай Боляев (бывший служилый мурза из мордвы под Саранском, известный по большинству источников как Мурзакайко), некий "Пашатка" (или Пошаток) Елушев "тоже ходил с мордвою атаманом и с воровскими казаками на всех боях был", темниковский мурза Смаил Исяшев... И так далее...
...Насчёт взятого в плен участника восстания, крепостного крестьянина села Сырятина Алатырского уезда В. Васильева ("с товарыщи, 3 человека"), известны его показания, что С. Разин ему "велел быть к себе на помочь".
В связи с чем другой пленный участник восстания А. Сарафанов (видимо, из тех "3 человека") потом добавил-показал на допросе, что в итоге "к Стеньке Разину пошло под Синбирск на помочь полтары тысечи человек".
Конечно, после этого крестьянина В. Васильева ("с товарыщи, 3 человека") - видимо его "есаулы" - да ещё вот с этой "полтары тысечи человек" - тоже смело можно назвать атаманом (есаулом) Разина...
...М. Осипов, как бывший военный, был просто наиболее опытный из них в своём деле, почему и осуществлял общее руководство, когда Разин давал ему (или им, каждому по отдельности) самостоятельные задания...
...Да, они осаждали разные города, буянили в разных регионах, но всё равно ведь под общим руководством. Например:
- Бой учинили... и, - сообщал в отписке в Посольский приказ донской войсковой атаман Л. Семёнов, - тово вора Максимка Осипова с товарыщи, с Ывашкою Поповым да с Ывашкою ж Андреевым, живьём взяли, а товарищей их многих побили. И сидят те воры до твоего, Великого Государя, указу, на Царицыне за крепким караулом...
...О том, какой последовал царский указ - после таких-то чёрных дел, которые они натворили по всей стране - нетрудно догадаться - допрос, пытка и беспощадная смертная казнь... ничем не отличаясь от общемировой практики того времени...
...Атаман (есаул) Акай Боляев (бывший служилый мурза из мордвы под Саранском, известный по большинству источников как Мурзакайко), со своим личным отрядом тоже играл роль своеобразного общего "идейного" катализатора в разных регионах: благодаря мобильности (нужно иметь в виду, что у него была конница) он стремительно перемещался из одной местности в другую, так же как и все остальные подельники Разина оставляя позади себя спровоцированную и разбушевавшуюся народную стихию.
Но и его местонахождение постепенно стало известно царским сыщикам. Князь Долгорукий потом сообщал царю, что:
- В деревне Костяшеве по их посылке того вора поймали и направили к нему з головою московских стрельцов, с Микифором Колобовым...
...А в отписке, посланной в Приказ Казанского дворца между 16 и 26 декабря 1670 года, Ю. А. Долгорукий уже извещал царя о том, что после допросов вынес А. Боляеву смертный приговор:
- Вора, и изменника и бунтовщика Мурзакайка велел я за многое ево воровство в Красной Слободе казнить смертью, четвертовать...
...Дополнительно воевода Долгорукий отписывал в Москву, что некий:
- Пашатка (или Пошаток) Елушев тоже ходил с мордвою атаманом и с воровскими казаками на всех боях был...
...В 20-х числах декабря 1670 года П. Елушев попал в руки царских следователей окольничьего и воеводы Ю. Барятинского, который, после допросов:
- Велел того вора Пошатка повесить...
...Другой пленный участник восстания - темниковский мурза Смаил Исяшев - под пыткой подтвердил показания А. Осипова относительно и какой-то женщины-атаманши Алёны (откуда-то из-под Арзамаса):
- Да он же слышал, что старица собрала к себе воров и пошла на воровство в Шацкие места. А какова чину та старица в мире была, и откуды, и какие люди с нею собрались, и где она ныне, про то подлинно не ведает...
...Внимание! Более полные биографические данные о "старице" Алёне содержатся ТОЛЬКО в краткой записи её "расспросных речей" в личном докладе царю от воеводы Ю. А. Долгорукого.
А её современники-иностранцы приводят лишь много ярких (то есть просто выдуманных ими прямо на ходу), но малодостоверных подробностей о старице-атаманше...
...Мол, она сбежала из монастыря, не верила "попам", была "ведуньей", но "перед смертью она перекрестилась, спокойно взошла на костёр и была сожжена в пепел"...
...Но заметим (для справки, на всякий случай) - не Церковью она была сожжена - даже судя по всем этим "поэтическим" текстам, а явно какими-то армейскими подразделениями (как и протопоп Аввакум, кстати)...
...Прозрачность состоит ещё в том, что в далёком от всех этих чёрных дел порту Архангельска на рейде стоял тогда английский корабль "Царица Эсфирь", на борту которого находился ещё какой-то "свидетель"-иноземец, автор "Сообщения касательно подробностей мятежа".
На корабле-то, в каюте, он и описал всё, что ему ПО СЛУХАМ было известно об Алёне, в том числе "последние мгновения её жизни". Это его "достоверное известие" в 1671 году тут же было опубликовано в Голландии и Германии, а на следующий год вышли английское и французское издания...
...Так что "читающая европейская публика" РОМАНТИЗИРОВАЛА атамана Разина и "монахиню-Алёну" даже ещё раньше, чем российская, ибо РЕАЛЬНЫЕ служебные отписки князя-следователя (по особо важным делам) Ю. А. Долгорукого русскому царю были знакомы, естественно, лишь очень узкому кругу высокопоставленных российских придворных...
...Поэтому, после всей этой откровенной ереси, царь Алексей Михайлович и повелел срочно привести Дон к присяге.
В Москве, после казни Разина, её принесли атаманы Яковлев и Самаринов, а на Дону дело было поручено генералу Касогову - в сопровождении Думского дьяка Богданова, который отправлялся на Дон для раздачи жалования уже занесённым в "реестр" казакам.
Казачий Круг шумел четыре дня, возражая, что "прежде царю и без крестного целования служили". Однако - то было "прежде". В конце концов, донцы благоразумно согласились, и 28 августа 1671 года принесли присягу России. На ПРАВОСЛАВНОМ кресте. Сразу же был введён и их государственный реестр...
...Первоначально хранилось в Приказе тайных дел и судное дело патриарха Никона, которое ещё при царе Алексее Михайловиче было разделено на две части.
Двенадцать свитков и одна тетрадь были переданы в Посольский приказ и затем перенесены в Патриаршую Крестовую палату, откуда они и попали в Патриаршую библиотеку; другие же были при Петре I перевезены в Петербург и сданы в Сенатский архив...
...Там есть и такое:
- Основывал монастыри с незаконными именами: Новый Иерусалим, Голгофа, Вифлеем, Иордан;
- Глумился над двумя архиереями, называя одного Анной, а другого Каиафой, а двух бояр - одного Иродом, а другого Пилатом;
- Явился на Собор не смиренно, поносил здесь патриархов и греческие правила; в своих письмах к патриархам называл царя латиномудрствующим и его мучителем; также синклит и всю российскую Церковь впадающей в латинские догматы...
...И так далее.
В 1681 году уже тяжело больному простому монаху Никону (который и так прежде своего патриаршества был простым монахом на Соловках) было разрешено вернуться из Вологодской ссылки (в Кирилло-Белозерском монастыре) в московский Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он честно и отдал Богу свою душу - 17 августа, в Николо-Тропинском приходе, напротив Ярославля.
Тогда-то вдруг и обнаружилось, что русский народ верит в его праведность...
...После смерти царя Алексея Михайловича (Тишайшего, как бы, удивительное тоже прозвище) престол перешёл к его старшему сыну Фёдору III Алексеевичу, который пересмотрел дело патриарха Никона.
До самого утра следующего дня русские люди (как, впрочем, оно и полагается издревле во всём цивилизованном мире), присягали новому государю: в течение 10 дней по всей России рассылались крестоцеловальные грамоты.
Так же как его отец и дед, Фёдор вступил на царский престол в юношеском возрасте - в 15 лет венчался на царство, на что многие обращали внимание.
В первые месяцы фактическими правителями государства были боярин Артамон Матвеев (один из первых наших "западников"), патриарх Иоаким и очень хитрый начальник Приказа Большой казны (министр финансов, по современному) князь Иван Милославский.
Однако уже к середине 1676 года 15-летний царь взял власть в свои руки, после чего Артамон Матвеев был отправлен в ссылку (в Пустозерск (Корелу), затем в Мезень под Архангельском, что говорит о многом), и в том же 1676 году продолжилась начатая при Алексее Михайловиче война на Правобережной Украине с гетманом Петром Дорошенко.
Также государь лично изучил все документы о русско-турецких отношениях, начиная с 1613 года. Это было связано с Русско-турецкой войной (1672-1681), которую начал с Османской империей и союзным с ним Крымским ханством ещё его отец.
Результатом этого стала уверенность в необходимости "разорить, а не держать Чигирин", но молодой царь был не понят в Госдуме, не поддержан, и недальновидная оборона Чигирина в 1678 году продолжена.
В 1679-1680 годах царём был проведён Разбор (оценка численности, вооружения и боеспособности) всех воинских сил России.
В 1681 году очередная Русско-турецкая война была окончена и заключён Бахчисарайский мир, по которому Турция признавала за Россией ВСЮ Левобережную Украину и Киев (полученный обратно по договору с Польшей, 1678 год, в обмен на Невель, Себеж и Велиж)...
...Продолжились репрессии и против старообрядцев, в частности, в апреле 1682 года после осады какими-то армейскими подразделениями был сожжён вместе с ближайшими сподвижниками "неистовый" протопоп Аввакум - глава российских протестантов прозападного "реформаторского" (раскольничьего) толка...
...А при Царском Дворе было запрещено появляться в традиционных охабнях и чекменях - переходных формах одежды между затрапезным халатом и повседневным кафтаном...
...Но было отменено отрубание рук за воровство. Может быть именно из-за этого знатные бояре (всякие там противоборствующие кланы Милославских, Апраксиных, Нарышкиных, Долгоруких и так далее), предвидя скорую кончину опять приболевшего Государя, уже готовили государственный переворот, желая посадить на русский трон его 15-летнего брата - царевича Ивана V Алексеевича - которого, тоже по причине его слабости и болезненности, они мечтали сделать своим марионеткой.
Заговор - внимание! - возглавил патриарх Иоаким... Да-да...
...А в последние дни царя Фёдора вокруг Москвы начались волнения и в стрелецких полках, недовольных "произволом полковников". Царь мог бы остановить это, но скончался 27 апреля (7 мая) 1682 года - в возрасте 20 лет, не успев сделать распоряжения относительно престолонаследия. Вероятно, причиной смерти было... ну Бог его знает, всякое молва разносит...
...Кстати, смерть 20-летнего царя Фёдора III Алексеевича сначала привела к тому, что власть оказалась в руках клана дворян Нарышкиных, которые и предложили отстранить от престола его болезненного 15-летнего брата - царевича Ивана V Алексеевича, возведя вместо него его 10-летнего младшего брата - Петра I Алексеевича (будущего Великого императора), который отличался отменным здоровьем и на которого они и решили сделать ставку в своих придворных интригах.
Но первым же делом "нового правительства" (при новом малолетнем царе) был вызов из ссылки Матвеева и возвращение ему прежних почестей...
...И ссыльный Матвеев тут же приехал из Архангельска в Москву - вечером 11 мая, но 15 мая разыгрался Стрелецкий бунт, одной из первых жертв которого и пал Матвеев: он попытался убедить стрельцов прекратить бунт, но был просто убит ими, причём прямо на глазах всей Царской Семьи, включая детей - прямо на Красном крыльце, сброшен вниз на площадь и изрублен на куски бердышами.
Гибель Матвеева и все события того дня произвели громадное впечатление на юного царя Петра I и навсегда впечатались в его память.
Например, спустя более чем 40 лет, во время коронации Екатерины I в Кремле, Пётр, находясь на том же самом Красном крыльце, внезапно подозвал к себе находившуюся там же графиню Марию Румянцеву (внучку Артамона Матвеева) и сказал ей:
- Вот, смотри, во время Хованщины на этой ступени стоял твой дед. Я до сих пор помню его красные сапоги...
...И всё же, перед самой своей кончиной, царь Фёдор Алексеевич успел исходатайствовать у восточных (византийских, как бы, классических) православных патриархов разрешительные грамоты насчёт Никона. В них повелевалось причислить почившего Никона обратно к лику патриархов и поминать в таком звании открыто.
И полученная вскоре разрешительная грамота от патриарха Константинопольского Иакова от 5 мая 1682 года чётко и указывала на это:
- Преподобныя памяти, брат наш, Никон, ради долгаго своего преподобничества и терпения, имеет прощение и разрешение от приключившагося ему Соборного извержения - от Отца и Сына и Святаго Духа - Святыя и Живоначальныя Троицы - да приимет, яко патриарх, всегда церковное поминовение во всех священных диптихах, безсумненно сочетается въяве патриархом же; подлинно тако да будет!..
...Грамоты других патриархов - Александрийского Парфения, Антиохийского Неофита и преемника его Кирилла, и Иерусалимского Досифея были совершенно такого же содержания...
...Церковь охотно и с радостью разрешила Никона, восстанавливая его в патриаршем достоинстве и навсегда причисляя к лику первопрестольных Святейших Московских Патриархов...
...И ещё.
Указ Петра I, изданный в 1702 году, провозглашал веротерпимость одним из главных государственных принципов России:
- С противниками Церкви надо поступать с кротостью и разумом, - повелевал Пётр. - Господь дал царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос...
...Но в отношении старообрядцев (раскольников и протестантов) этот Указ - не применялся!
Например, в 1716 году, для ещё большего облегчения взятия на учёт русских раскольников (протестантов), им была предоставлена возможность полулегального существования, но при условии платить "за оный раскол всякие платежи вдвое".
При этом был усилен контроль и наказание тех, кто уклонялся от регистрации и выплаты двойного налога. Не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, ну или же ссылать на каторгу.
А за СОВРАЩЕНИЕ В РАСКОЛ - как и до Петра I - полагалась СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, что было ещё раз подтверждено в 1722 году.
Старообрядческих священников объявляли изменниками Православию - и казнили. Раскольничьи скиты и часовни - разорялись...
...Ну а что вы хотели? На Западе в те года было то же самое, абсолютно. Те же яйца, только в профиль:
- Тех же щей, да пожиже влей, - как говорили издревле мудрецы на Святой Руси...
...Например, путём пыток, наказания кнутом, вырывания ноздрей, угроз казнями и ссылками нижегородскому епископу Питириму удалось вернуть в лоно Православной Церкви немалое число старообрядцев, но в большинстве они вскоре снова "отпадали в раскол".
Возглавлявшего керженских старообрядцев дьякона Александра Питирим заставил отказаться от старообрядчества, заковав его в кандалы и угрожая ему побоями, в результате чего дьякон:
- Убояся от него, от епископа, больших мук, и ссылок, и ноздрей рвания, якож и над другими учинено...
...Когда же Александр пожаловался в письме Петру I на действия Питирима, то был подвергнут ещё более страшным пыткам и 21 мая 1720 года был казнён (не Церковью, опять же, а просто государственной властью, ещё раз особо подчеркнём)...
...Дело в том, что, например, принятие Петром I обыкновенного императорского титула, как посчитали старообрядцы, свидетельствовало о том, что "он является Антихристом", так как это якобы "подчёркивало преемственность государственной власти от католического Рима".
Но они просто очень удобно для себя "забыли" слова святого апостола Павла о том, что вся власть от Бога. И что эту фразу следует читать в контексте ВСЕЙ главы Послания к Римлянам (13:1-7). А оно там самое подробное и вообще неоспоримо...
...Об "антихристовой сущности" Петра также, по мнению старообрядцев, свидетельствовали и календарные изменения, сделанные в его правление, и введённая им для подушного оклада самая обыкновенная перепись населения. Ну так ведь и у библейского царя Навуходоносора она тоже была...
...В общем, все эти "протесты" и расколы на Руси тоже были крайне жестоко подавлены. Ведь и взошедший на патриарший престол Никон в середине 1650-х годов, тоже ведь не просто так - а с разрешения Собора (!) - ввёл ряд очень существенных изменений в Русской Православной Церкви.
А основной причиной этому послужило уже давно всем бросающееся в глаза НЕСООТВЕТСТВИЕ ведения множества обрядов между Русской, Греческой и Латинской церквями.
И, основываясь на догматических различиях в молитве Символ Веры, Никон (как и многие другие внимательные богословы) пришёл к однозначному выводу, что продолжающая поступать из Византии на Русь религия теперь уже не полностью является Православной, то есть истинной, канонической.
После чего, собственно, и последовали "церковные реформы Никона", а вернее просто возвращение нас к истокам - "одного Иродом, а другого Пилатом"... "латиномудрствующим"... "впадающим в латинские догматы"...
..."а к Разину к Синбирску старца никакова не посылывал и про 5000 человек людей не приказывал, и вверх Волгою Разина звать не веливал"...
...В 2013 году гробница Святейшего Патриарха Никона была вскрыта археологами, но был обнаружен только пустой саркофаг - гробница ранее уже подверглась разграблению - видимо, в советское время, а может быть и ещё раньше: "имя им - легион"...
...Итак, восьмой вопрос:
- О Кореле, грамоте от нево за Никоновою печатью, к царскому величеству шлют из-за рубежя?
Свидетельство о публикации №224031001181