Миф о Добрыне Никитиче

МИФ О ДОБРЫНЕ НИКИТИЧЕ. Настоящей фабрикой мифов стало в последнее время историческое краеведение. Всегда страдавшее тенденциозностью, некритично относящееся к информации, оно получило особо благодатную почву в виде проснувшегося у людей интереса к истории. В сочетании с официальной государственной поддержкой патриотической составляющей это стало вдвойне выгодно – и отчитаться о проделанной патриотической работе, и освоить выделяемые на нее средства для установки очередного памятника или проведения какого-либо праздничного мероприятия.

В этой связи уже не вызывает удивления, что территория города Рязани и Рязанской области покрывается весьма спорными с исторической и эстетической точки зрения монументами, а подлинные памятники истории и культуры приходят в окончательное забвение. Действительно, поставить монумент в честь Добрыни Никитича несравненно проще, чем привести в порядок и реставрировать усадьбу Луниных, например.

Именно о былинном герое и пойдет речь в дальнейшем.

Дело в том, что 25 августа 2012 г. в устье реки Пары близ пгт Шилово был открыт мемориал «Добрынин курган», как писали рязанские и шиловские газеты, «посвященный ЗНАМЕНИТОМУ ЗЕМЛЯКУ». А к памятнику приурочили и проведение ежегодного «историко-культурного» фестиваля «Слава Добрыни», чтобы уж ни у кого и сомнений не возникало, что богатырь этот родом из Шилова.

СМИ довольно откровенно сообщали цель всей компании: «В итоге местная администрация решила, что пора уже привлекать туристов под это дело. В конце концов, у Великого Устюга получилось стать родиной Деда Мороза, чем же Шилово хуже? …заявить свои права на бренд не помешает» (!!!). То есть главное – не историческая правда, а заявка своих прав на бренд! Чем-то мне это напоминает соседскую собачку, которая во время прогулки тоже «заявляет свои права» – особым образом метит территорию, ей в принципе не принадлежащую, и к которой она никакого отношения не имеет.

Или все-таки Шилово имеет отношение к былинному богатырю? На чем-то все же основаны претензии шиловских краеведов. Отыскать аргументы, побудившие шиловцев набиваться в земляки к Добрыне, не сложно. Они упоминались в СМИ:

1. В устье реки Пары, в местности под названием Дубки, где и поставлен монумент, когда-то существовали курганы, которые, по одним известиям, в 1920-е гг. раскопали местные крестьяне, по другим – в 1930-е гг. выровнял местный совхоз «Гигант». При этом в одном из них были обнаружены шлем, кольчуга, меч и поясная накладка. По местным преданиям здесь когда-то было сражение со степняками-татарами, в котором и погиб Добрыня.

2. Недалеко от села Ерахтур Шиловского района находится на реке Оке т.н. Добрынин остров, на котором, по местным преданиям, жил, якобы, богатырь Добрыня и, кроме воинской службы, грабил проезжавших по Оке купцов. Говорят в 5 км от Добрынина острова на другом небольшом островке проживал то ли Илья Муромец, то ли Алеша Попович, и богатыри свободно переговаривались, а однажды Добрыня взял, да и перебросил Алеше топор.

3. В ряде былин упоминается, что Добрыня Никитич родился в Рязани и был сыном богатого гостя (т.е. купца) Никиты Романовича. Отец Добрыни в этих былинах рано умирает, и его воспитывает мать, Амелфа Тимофеевна, обучающая его «вежеству» и «хитрой грамоте».

По сообщениям в прессе: «А какие еще могут быть доказательства! – возмущается краевед. – Расписку мы, что ли, от Добрыни предоставим? Курган разворотили без нас. Тут вообще все растаскивают, в районе нет ни одного здания старше 150 лет, чуть что – сразу же разбирают на кирпичи. Плевать людям на свою историю. А потом кричат: «Ах, вон какие герои за границей! Ах, варяги! Ах, король Артур!» Но нам тоже есть чем гордиться. Вокруг Оки формировалась Россия. Тут, если верить преданиям, Добрыня защищал от татар наши границы, тут он голову сложил». Затем он почти переходит на крик: «Здесь были герои! Они здесь сражались и умирали!..»».

Интересно, правда? Возмущение и крик в виде главных аргументов…и ссылка на то, что «вокруг Оки формировалась Россия» (я то, невежа, думал, что вокруг Москвы!). Чем-то напоминает Остапа Бендера с его попыткой превратить Васюки в шахматную столицу мира, в новый Рио-де-Жанейро.

Рассмотрим образ самого Добрыни и приводимые в пользу того, что он был уроженцем Шиловского района, доказательства.

Аргумент в пользу того, что легендарный герой был погребен в одном из курганов в устье реки Пары не выдерживает элементарной критики. Во-первых, такие курганы встречаются не только в устье реки Пары, а почти по всей территории Рязанской области (Н.П.Милонов); во-вторых, никаких конкретных указаний на то, кто был погребен в том или ином кургане, каково имя погребенного, быть не может – никаких могильных плит и памятников с надписями в то время не делали; в третьих, судя по былинам, Добрыня был христианином, а для христиан характерны трупоположения, а не курганные погребения, напрямую связанные с язычеством и его пережитками; и, наконец, нет документально зафиксированного факта, что шлем, кольчуга и меч, о находке которых известно со слов местных жителей, были найдены именно в кургане, как нет и самих этих предметов (краеведы говорят, что они утеряны). Правда уцелела «деталь поясного набора», принесенная в Шиловский краеведческий музей местным жителем, но ее происхождение также под вопросом.

Что касается Добрынина острова, то пути народной топонимики достаточно неисповедимы, а имя Добрыни на Руси было слишком широко распространено, чтобы считать, что данная местность связана именно с былинным Добрыней. Местные предания и рассказы не в счет – то, что бабушки внукам рассказывали на ночь – это смесь сказок, былин и местных преданий, а иногда и собственного вымысла. По сути, никаких конкретных доказательств связи Добрыни Никитича с Добрыниным островом и Шиловом в этом отношении не существует, и находка шлема в кургане или местные предания ровным счетом ничего не доказывают.

И самое главное – то, каким мы знаем Добрыню Никитича. Это прежде всего былинный, литературный персонаж, а не исторический. И в этом смысле он ничем не отличается от других литературных персонажей типа Сухмантия, Чурилы Пленковича, Садко или Бабы-Яги. Все это сложные, многоплановые образы, корни происхождения которых уходят в глубокую древность.

Исследователи славянской мифологии И.И.Иванов и В.И.Топоров отмечали, что сама троичность персонажей Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович отсылает к очень древним, возможно дославянским, праиндоевропейским корням и имеет сказочную параллель в персонажах Горыни, Дубыни и Усыни.

Особой архаичностью выделяется один из самых распространённых былинных сюжетов «Добрыня Никитич и Змей», в котором Добрыня выступает как змееборец, противник Змея Горыныча, освобождающий любимую племянницу князя Владимира Забаву Путятишну и «полоны русские». Архаичная подоснова былины очевидна в тесной связи Добрыни Никитича с водной стихией, с речными струями, нырянием, норами, пещерами и другими образами низа. Почай или Пучайная, Пучай-река соединяет в себе и историческую речку Почайну в Киеве, при устье которой происходило крещение киевлян, и образ пучины, дна как обозначения нижнего мира.

Столь же архаические элементы встречаются в былине «Добрыня Никитич и Маринка» (следы «треугольника» Добрыня Никитич – Маринка – Змей, змееборческие мотивы, магические действия и т.п. вплоть до самого имени Маринки с богатой мифопоэтической предысторией – Марена, Морена, Мара и т. п.); и в былине «Добрыня Никитич – сват», где представлено ритуализованное добывание невесты родственником (старшим, дружкой) жениха. Наконец, сюжет о ссоре Добрыни Никитича с Алешей Поповичем перекликается с общеизвестным сюжетом неузнанный «муж на свадьбе собственной жены» (вспомните возвращение домой Одиссея!).

Эти древние, языческие представления, были соединены в былинах с реальным историческим лицом: давно уже было подмечено, что одним из прообразов былинного Добрыни послужил реально существовавший дядя великого князя Владимира Святославича – боярин и воевода Добрыня, ставший позднее посадником в Новгороде. Так сюжет былины «Добрыня Никитич – сват» перекликается с известным историческим эпизодом, засвидетельствованным летописью, когда князь Владимир посылал боярина Добрыню к князю Рогволоду в Полоцк просить его дочь стать невестой Владимира. В былине «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» по-видимому, в преобразованном виде отражается историческая ситуация, связанная с крещением Руси: мотив купания Добрыни Никитича в реке и убийство змея шапкой греческой земли (из Греции-Византии пришло христианство). Отчество Забавы Путятишны восходит к тысяцкому Путяте, устрашившему новгородцев, которые не желали креститься (старинная пословица: «Путята крести мечом, а Добрыня огнем»). Имя матери Добрыни, Малфриды Всеславьевны, встречающееся в одном из вариантов былины, сопоставляется с именем одной из жён князя Владимира Малфридой и т.п.

Если учесть, что летописный боярин и воевода Добрыня был одним из прообразов былинного героя, становится неудивительным, что в ряде текстов былинный Добрыня выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его «княженецкий» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: он часто находится при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя, сватает для князя невесту, иногда он оказывается его племянником, ведёт, по желанию княгини, переговоры с каликами перехожими, проверяет похвальбу Дюка и т.п. Его «вежество», знание манер постоянно подчёркивается в былинах; он поёт и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана…

Интересно, что ровно через полгода после открытия мемориала «Добрынин курган» те же самые лица, которые выступили инициаторами расходования бюджетных денег на ничего не значащий, насквозь фальшивый монумент и давали интервью по этому поводу прессе, на одном из военно-исторических сайтов выступили с собственным опровержением, во всем обвинив СМИ. По их словам во всем виновата пресса: «Газеты писали без купюр выданную ими ахинею… Говорить о каком-то кургане с захоронением Добрыни в районе каких то Дубков у п. Прибрежный профанация и фальсификация в чистом виде. Там, вдоль р. Пары, в затопляемых местах были курганы, но это межевые курганы, 2,5 аршин в высоту и 2,5 по диаметру».

Далее авторы пишут: «Подобный безграмотный пассаж вряд ли даже можно отнести к церковно-приходскому уровню образования. По сути, это набор пустых слов, ничем друг с другом не связанных». Дескать пресса спутала былинного Добрыню Никитича с упоминаемым в летописях Добрыней Рязаничем Злат Пояс… «Как говорится приехали!»

Действительно приехали! Хочется напомнить господам краеведам, что рязанские, да и шиловские журналисты, не слишком осведомлены о местных шиловских преданиях и просто выдумать сюжет своих августовских статей они не могли, а передавали то, о чем сами же краеведы (!!!) их и информировали. Странно выглядит и тот факт, что опровержение августовских статей появилось через полгода после того, как они увидели свет. Очень напоминает подстраховочку: наворотить массу несуразностей, свалить все на прессу и задним числом оправдаться…

Ну и самое интересное. Опровергнув связь поставленного монумента с былинным Добрыней Никитичем, как ошибочную, авторы статьи впадают в новую ошибку. Ссылаясь на летописные известия о Добрыне Рязаниче Злат Пояс, якобы участвовавшем в Липецкой битве 1216 и погибшем в сражении с монголами на реке Калке в 1223 г. господа краеведы почему-то умалчивают, что известия об этом содержатся только в позднейших летописных сводах 15 – 16 вв., и, как убедительно показал в свое время крупнейший знаток древнерусской литературы академик Д.С.Лихачев, носят не первичный, а вторичный характер, проще говоря являются всего лишь вставками, отражающими уже существовавшие к этому времени предания и былины (Летописные известия о богатырях Добрыне и Александре Поповиче// Добрыня Никитич и Алеша Попович. – М.: Наука, 1974. – С. 336 – 342.), т.е. не имеют под собой никакой реальной основы.


Рецензии