Миф об основании города Рязани

МИФ ОБ ОСНОВАНИИ ГОРОДА РЯЗАНИ. Широко известно, что город Рязань, носивший до 1778 г. название Переяславль-Рязанский, был основан в 1095 г. Об этом сообщают жителям и гостям города надпись на памятной доске на стене часовни в честь 900-летия города Рязани, построенной на площади Соборной, памятные стелы при въезде в город и многочисленные рекламные баннеры. Об этом написано во всех энциклопедиях и справочниках по Рязани. Попробуем разобраться так ли это.

Историк, как и следователь, не должен принимать на веру все, что попадает ему в руки, а должен уметь объективно и критически подойти к имеющейся информации и иметь обширную доказательную базу. Только тогда его выводы будут чего-то стоить, а не останутся плодом его фантазий и домыслов. Доказательством для историка служат прежде всего а) письменные источники; б) вещественные источники (данные археологии).

Что же дало основание считать, что современный город Рязань основан именно в 1095 г.?

Единственным свидетельством этого факта является запись на полях Следованной Псалтири 16 в.: «В лета 6603 (1095 г.) заложен быстъ град Переяславлъ Рязанъской около церкви святого Николы Старого». Запись об основании города повторена на книжном листе 3 раза, палеографически она совпадает со временем написания самой Псалтири – 16 в.

При оценке документа всегда важно знать когда, кем и при каких обстоятельствах он создавался. Следованная Псалтирь – это богослужебная книга, в которой, в отличие от обычной Псалтири, псалмы разделены на 20 кафизм, с указанием тропарей и молитв, читаемых после кафизм. В книге могут помещаться также Часослов и Месяцеслов.

Указанная выше Следованная Псалтирь является рукописной книгой, написанной во второй половине 16 в. (на одном из листов есть дата – в лето 7078, т.е. 1570 г.). Как мы уже отмечали, записи на полях Псалтири были сделаны также в 16 в., то есть от описываемых в них событий автора записей отделяет 500 лет. Уже только этот факт ставит под сомнение истину сообщаемых в записи сведений, но их подробность заставила исследователей предполагать, что автор записи опирался на какие-то сведения летописного характера.

Имеются сведения и о том, кто делал записи в Следованной Псалтири – их автором являлся священник Ильинской церкви города Переяславля-Рязанского по имени Марк.

Возникает вопрос: каким образом и зачем священник позволил себе вроде бы посторонние записи на полях богослужебной книги? Ответ на него отчасти содержит в себе сама Следованная Псалтирь. Дело в том, что 16 в. был временем широкого распространения на Рязанской земле культа святителя Николая Чудотворца, которому, к тому же, была посвящена одна из старейших (если не старейшая) церквей Переяславля-Рязанского, находившаяся на территории современного Рязанского Кремля – церковь Николы Чудотворца Старого, о которой упоминает запись об основании города. О том, что Следованная Псалтирь принадлежала указанному храму свидетельствует запись на листе 546 рукописи: «Сия книга Николы Чудотворца Старого».

Причем запись-пометка об основании Переяславля-Рязанского в Следованной Псалтири не единственная. Так на обороте листа 312 читаем: «... лета 6725 (1217)... (зачеркнутое слово неразборчиво) на озере Быстръ... (неразборчиво) сеча. И такова не бывала в Русской земли, и прощи бували великие, исцеление от святого Николы чюдотворца Старого».

Далее на этом же листе археографы прочли запись не полууставом, а скорописью конца 16 в.: «В месяце иулии в 29 числе в сии день родися святыи Николай Мир Ликийских, а принесен честный его образ от Корсуня на Рязань в лето 6703 (1195 г.)».

Последняя запись содержит фактическую ошибку, что заставляет усомниться и в точности всех остальных приписок: как известно из церковной истории, чудотворный образ святителя Николай Мирликийского был перенесен из Корсуни в Рязань (точнее в Рязанское княжество) не в 1195 г., а в 1225 г. Очевидно, автор записи в Следованной Псалтыри мог неверно использовать свидетельство, сохраненное в «Повести о Николе Заразском», либо близкий источник такого свидетельства.

Наконец, в Псалтири есть еще одна запись сходного содержания, объединяющая все три известия (текст читается с трудом): запись об основании Переяславля-Рязанского у церкви Николы Старого, об исцелениях от иконы святого Николая Чудотворца, о его рождении и о принесении святого образа в Рязанскую землю. Здесь также упоминается день, в который родился святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских – 29 июля; и 1195 г., когда принесен его чудотворный образ «от Корсуня на Резань».

Возникает впечатление, что автор записей в Следованной Псалтири преследовал вполне определенную цель – увязать культ святителя Николая Чудотворца с Переяславлем-Рязанским, и более конкретно – с церковью святого Николы Старого. При этом данный автор, собиратель церковно-летописных известий поп Марк, живший в 16 в., возможно, по причине испорченности источников, допускал значительные ошибки в датах.

Исследователь записей в Следованной Псалтири А.Г.Кузьмин вообще считает, что автор приписок мог изложить «испорченное сообщение об основании Переяславля Суздальского, заменив слова «у озера» указанием на церковь Николы Старого и опустив имя князя Всеволода и дату». Современный исследователь рязанских архивов А.В.Азовцев, также подметивший противоречивость, хронологически позднее появление записи Следованной Псалтири и указавший в качестве одного из ее источников жалованную грамоту, данную в конце 15 в. церкви Иоанна Златоуста в Переяславле-Рязанском, склоняется к мысли, что основание города следует отнести к 1208 и располагался он ранее не на Кремлевском холме, а в районе Борисоглебского собора (т.н. Старый Острог). Судите после этого сами, какой степенью достоверности обладает известие об основании города Переяславля-Рязанского (современной Рязани).

Возникают вопросы: а как же летописи? А данные археологии?

Интересно, что в летописях вплоть до начала 14 в. никаких известий о Переяславле-Рязанском нет, они просто отсутствуют. Касательно местных, рязанских известий это еще объяснимо тем, что рязанское летописание не сохранилось, не дошло до нас. Но это не объяснимо касательно событий общерусского значения, происходивших на землях Рязанского края. Странно, но является фактом, что Переяславль-Рязанский, лежавший на реке Оке на пути из Владимиро-Суздальских земель к Рязани (Старой), вообще не упоминается при описании летописцами многочисленных усобиц между великими князьями владимирскими и князьями рязанскими в 12 в.; еще более странно (или закономерно?), что о нем ни словом не сказано при описании монголо-татарского нашествия на Русские земли в 1237 – 1240 гг. и даже в широко известной литературной «Повести о разорении Рязани Батыем».

Иными словами, древние русские письменные источники не дают никаких оснований считать, что Переяславль-Рязанский (современная Рязань) основан в конце 11 в., и даже свидетельствуют против этого: впервые летописцы упоминают о Переяславле-Рязанском в лето 6808 (1300 г.!), когда сюда съехались на переговоры рязанские князья Иван и Михаил Ярославичи.

Что касается данных археологии, то на территории современной Рязани вскрыты остатки многочисленных поселений эпохи раннего средневековья – селища Борковское, Выползовское, Канищевское и Дашковское, городища Никулическое и Голенчинское. В числе археологических находок на территории современной Рязани – фрагменты красноглиняной лощеной булгарской керамики, цветной стеклянной посуды 11 – 13 вв. В районе Борисоглебской церкви найден крупный клад из 199 серебряных гривен общим весом ок. 40 кг… и т.п. и т.д.

На территории Рязанского Кремля наиболее ранние археологические слои датируются второй полов. 12 в. При этом никаких ясных доказательств существование на этом месте города, или того, что в древности было принято называть городом, на территории Рязанского Кремля не обнаружено. Свидетельств того, что поселение являлось административным центром, имело развитую систему укреплений в виде детинца, крепостных стен со рвом и валом, торгово-ремесленный посад и элементы городского благоустройства (бревенчатые мостовые, например) просто нет. Не найдено и никаких следов пожарища, которое хотя бы приблизительно можно было бы соотнести с монголо-татарским нашествием второй четв. 13 в.

Остается вопрос: каким образом весьма сомнительная, если не сказать мифологическая дата – 1095 г. – приобрела такую значимость и получила такое распространение.

В 19 в. Следованная Псалтирь хранилась в библиотеке Рязанской духовной семинарии, а запись в ней стала известной благодаря архимандриту Иерониму (Алякринскому; 1738+1828) – ректору Рязанской духовной семинарии и настоятелю Рязанского Спасо-Преображенского монастыря, опубликовавшего ее в своем рукописном сочинении «Рязанские достопамятности» (издано в 1889 г.).

В 1858 г. известный историк Дмитрий Иванович Иловайский (1832+1920) озвучил и подкрепил своим авторитетом эту дату в книге «Истории Рязанского княжества». А в 1895 г. с подачи Рязанской губернской ученой архивной комиссии (РГУАК) в городе Рязани впервые были устроены празднества в честь 800-летия города Рязани.

Правда историков 19 в. извиняет то, что в их время знания в области археологии города Рязани были более чем скромными. А вот почему молчат современные историки, которым известна вся мифологичность даты основания Рязани, и год из года ложь об основании города вдалбливается в головы рязанским школьникам и студентам – мне непонятно.


Рецензии