Страшный суд

Забыть одну жизнь - человеку нужна как минимум ещё одна жизнь. И я эту долю прожил. Иосиф Бродский.

В конце прошлого года увидела в календаре на новый год позднюю Пасху и расслабилась, так что когда вдруг надвинулись первая родительская суббота и масленица - удивилась, что вот  уже и воскресение о Страшном суде: "Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем".

Перестала понимать цитату из Первого послания апостола Павла к коринфянам. "Брашно же нас не поставит пред Богом: ниже бо аще ямы, избыточествуем, ниже не ямы, лишаемся".

Не то что бы само по себе непонятно, но в контексте заговения наоборот хочется сказать: "Не едим ли, ничего не приобретаем, едим ли, ничего не теряем". Потому что к старости тяжело и всё тяжелее даётся Великий пост, по молодости-то как на крыльях летала.

Покойные бабушки и мама с тётушками не соблюдали посты, и когда я сама постилась и детей приучала, ругали меня, и бабушка одну и ту же историю рассказывала. Как в детстве послала её мама, моя прабабушка, к попадье за формой для куличей, по соседству жили. Бабушка заходит, а там поп ветчину ест. В Страстную пятницу. Бабушка с формой домой и всё рассказала, а прабабушка отодрала её веником и велела молчать.

Бабушка 1908-го года была, значит, как раз в революцию было дело. И раньше я воспринимала этот рассказ больше в историческом контексте, чем в личном, в том смысле, что не так жалко было бабушку, как сейчас, когда дошло, наконец, что ни за что пострадала она ребёнком.

Своих детей, пока маленькие были, да, пыталась я к постам приучить, но ничего не получилось, выросли и не стали, а веником нынче лупить не принято и слава Богу, толку-то всё равно никакого от насилия в вопросах веры.

И, главное, совершенно не получается сэкономить в пост на еде для благотворительности, фрукты-овощи ничуть не дешевле курицы, а на одних дешёвых углеводах не протянешь, больше на лекарства потом потратишь.

Одно время утешала себя тем, что всё-таки похудее нашей родовой конституции, но потом догадалась, что и тут никакой моей заслуги по части пощения нет, а просто разбавлены мамины гены отцовскими, поподжарее.

"Выживут худые и глупые". Смотрела недавно такой диалог, там один учёный муж обьяснял, что раньше, когда неизвестно было время следующей добычи/еды,  больше выживали люди с медленным обменом (пока толстый сохнет, худой сдохнет), а сейчас наоборот, доступность пищи = ожирение  и сокращает жизнь,  преимущества у людей с интенсивным обменом, тех, кто сколько не съест - худой. И что глупые интенсивнее умных размножаются.

Одна бабушка под 100 лет прожила, вторая под 80, мама 85. Настрадались за жизнь досыта. Бабушка Прасковья четверых из своих восьми детей  при жизни похоронила, у другой мой отец единственный сын, в самом начале войны погиб муж, и намахалась она в колхозе за палочки трудодней, пока он не выучился и не забрал её к себе в город. Мама похоронила сына, братика моего, только я осталась, да и то наполовину - уехала от них с отцом с севера с младшим внуком, хорошо хоть внучка с ними осталась.

С Прасковьей, моей и дочки крёстной, перед её смертью и вместе мы ходили в храм причащаться, пока ходили её ножки, и домой приводила я к ней священника причащать, когда она слегла. А бабушка Марфа и мама без причастия умерли, так получилось, и если насчёт бабушки уверена, что в детстве до колхозов причащалась она, то насчёт мамы ничего не знаю.

Покрестила детей бабушка Прасковья только после войны, до войны и муж-коммунист не давал, и некому уже было, а причащала ли когда их, не вем, в сознательном же возрасте точно нет. Когда брат погиб, и отпевали мы его с мамой в церкви заочно, тело ещё лежало в морге судмедэкспертизы, а отец с нами не пошёл и домой, на похороны, запретил "звать попов", я предложила ей пойти вместе со мной на исповедь с причастием, отпевание после Литургии было, мы рано пришли. Она перед этим несколько дней ничего не ела, но не пошла,  тогда не решилась, только перед самой своей смертью, но причащать уже не стал её священник из-за непроходимости и рвоты.

Думала обо всё этом дома уже, не в храме, где само последование Родительская суббота - воскресение о Страшном суде заставляют подумать и о том, сколько мои родные выстрадали, и о том, чего сама стоишь.

Хорошо бы на своих ногах умереть, чтобы никому не в тягость.

Святых отцов редко читаю помимо Великого поста, не в коня корм. В прошлый пост читала и Паламу, и Лествицу, и чего только не читала. Лучше от этого не становишься и мало что помнишь. А недавно читала авву Дорофея, поучение 21, толкование изречений святого Григория о святых мучениках. Почему он их называет "жертвой одушевлённой". Потому что, пишет авва Дорофей,  они мучились живыми, "ещё имея в себе души" в отличие от безсловесных животных, которых сначала убивают, а потом приносят в жертву.

Не буду подробности цитировать, не могу их выносить. Описание! Что уж про реальность говорить. 19-го марта, как раз на первой седмице поста, у нас тут юбилей освобождения узников Озаричей, это был такой концлагерь на болоте, куда согнали местное население, уцелевшее после сожжения деревень, в марте 44-го перед немецкими позициями, просто огородили колючкой часть болота, никаких бараков и крыш. Вокруг заминировали подходы, так что даже когда немцы отступили и на вышках никого не осталось, из тех, кто к тому времени был ещё жив, многие подорвались при выходе.

Теперь там мемориал и хочется съездить, но как Бог даст. Так вот читала авву Дорофея и думала про Озаричи и сожжённую Олу. Что Страшный суд уже был, куда страшнее-то?  Вряд ли при применении ЯО больше люди страдают, или всё-таки больше?

Мне вот моих страданий уже и хватило бы, больше совсем не хочется. Постоянная боль, даже вроде бы и выносимая, так, ноющая, но которую и сквозь сон чувствуешь, постепенно, год за годом подтачивает силы, и как подумаешь, что ещё не конец - да, страшно.

Бродский писал, что старость и есть вторая жизнь, а я думаю, что старость и есть страшный суд, только с маленькой буквы. Когда пожинаешь, что посеял. И ведь никто  заживо и без наркоза внутренности не вынимает, всего-то приходится подниматься без лифта по лестнице на собственных отработанных суставах, дескать, походите ещё на своих, заменять рано пока, много желающих. А на обезболивающих сидеть из-за астмы не получается,  приходится терпеть.

В каком-то романе у Вознесенской отрицательная мать положительной героини заказывала себе эвтаназию из-за гайморита, то ли в "Приключениях с макоронами", то ли в "Паломничестве Ланселота", где вообще весь сюжет построен на том, что инвалиды помогают друг другу одолеть антихриста, проявляя солидарность.

Волшебное слово, самое волшебное после спасибо с пожалуйста, им и закончу про Страшный суд.


Рецензии
Ну, во-первых, хочется от всей души пожелать Вам терпения, помощи Божьей и облегчения страданий!

Во-вторых, на тему поста я тоже многое переосмыслила в последнее время. Всё началось с того, что один умный человек достаточно логично и обоснованно расписал последствия отказа от мяса и рыбы - это ослабление интеллекта и воли, потеря способности критически мыслить, облегчение управляемости сидящих на такой диете.

Я сначала было возмутилась, потом вспомнила давно прочитанного Диккенса, тот тоже упоминал, как в Англии времен дикого капитализма то ли в приюте, то ли в работном доме людей лишали белковой пищи, чтобы сломить волю и сделать управляемыми. Я начала задумываться.

Следующим этапом стало то, что я начала писать христианскую фантастику и мне понадобилось узнать, как выглядела Церковь первых веков христианства. Я стала изучать этот вопрос и обнаружила очень много интересной во всех отношениях информации. Сейчас остановлюсь только на посте. Так вот, первые христиане не постились отказом от белковой пищи. Их пост был такой, как у мусульман - воздерживаться от пищи до определённого часа дня. Ну, или вообще целыми днями, обычно это были 1-3 дня перед большими праздниками. Длинный пост был только один - Великий. Например, перед Рождеством постились всего неделю. А вещи типа особой диеты постящихся появились сильно позже, как бы не после 10 века даже.

Далее - предлагаемая сейчас всем православным практика поста - это монашеские уставы. Для мирян никто никогда ничего на эту тему не устанавливал. Почему монашеские уставы были перенесены на мирян - отдельный большой вопрос. Для монаха, борящегося, допустим, с плотскими страстями, отсекающего свою волю до полного послушания, безбелковая диета, наверное, реально в помощь. Но для мирянина - не знаю, не знаю.

Стала думать дальше и пришла к выводу - а ведь диета вместо поста закрывает от нас его духовный смысл. И тут у меня возникла проблема. Как мне поститься-то? Дело в том, что у меня нет телевизора, я не хожу в принципе на развлекательные мероприятия, да я даже художественные фильмы практически не смотрю! Всё мое время занято трудом, чтением, учёбой. Священное писание читаю каждый день всегда. Как тогда сделать пост особенным временем?

В общем, долго думала. На данный момент решила брать перед каждым постом какую-то дополнительную задачу в плане познания своей веры (сейчас вот собираюсь начать читать полное собрание сочинений Иоанна Златоуста по норме страниц каждый день поста) плюс тренировку в плане взаимоотношений с ближними - заострить своё внимание на том, чтобы замечать в людях всё хорошее, восхищаться и благодарить их за это, и закрывать глаза на их недостатки и заставлять себя молчать и не возмущаться по этому поводу.

От пищевого же поста в виде диеты решила отказаться полностью. Дорого, бессмысленно, хлопотно. Лучше откажусь от лакомств, деликатесов и излишеств. Да и выходить из-за стола не обожравшимся досыта, а слегка ненасытившимся, даже медицина рекомендует.

А то получается маразм - сосиски какие-нибудь дешевые в Великий пост нельзя, а деликатесную и очень дорогую икру можно. Это уже выглядит как откровенное извращение.

Кстати, после того, как начала есть мясо или рыбу каждый день, месяца через 2-3 начали пропадать ряд неприятных симптомов в плане здоровья. А уж для психики вообще наступила благодать - исчезли депрессивные состояния, раздражительность, повысилась выносливость и координация движений, быстрота мышления. Перестала постоянно всё забывать, кстати.

Правда, после такого опыта в голову полезла всякая конспирология...

Тэми Норн   13.03.2024 11:49     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за такой насыщенный отзыв! Практически со всем соглашусь и ещё добавлю, что полностью безбелковой не была даже монастырская пища, там было много рыбы, ну а почему при массовом неофитстве после 70-летних гонений на церковь ничего не изменилось в церковном уставе - это отдельный разговор, только мне мой опыт 35-летнего пребывания в церкви и попыток соблюдать устав уже не говорит, а кричит, что что-то тут не то.

Самое простое объяснение, что раньше в таких количествах не ели мясо люди, не было холодильников, поэтому и были периоды мясоедение и воздержание. Вырастили, убили, съели и потом до следующего забоя не едят, примерно так. Я не могу есть мясо, во всяком случае говядину со свининой и прочих животных, только кур, хотя и их жалко, но более умных животных просто не могу себя заставить, не стоит того наша нынешняя никчемная жизнь, чтобы жрать других так же чувствующих боль и страх существ.

Есть и другие соображения, но, конечно, белковая пища доступнее и лучше одной растительной, и веганы, наверное, очень богатые люди, поскольку на капусте с картошкой не выжить, нужно много дорогих экзотических растений

Наталья Чернавская   13.03.2024 14:38   Заявить о нарушении
Раньше люди много рыбы ели, она считалась пищей для бедных, а сейчас она дорогая. Потом еще есть такой важный нюанс. Раньше не было современного интенсивного сельского хозяйства. Почвы удобрялись навозом, то есть выращенные продукты были полноценными, богатыми всем спектром питательных веществ и микроэлементов. А теперь используются удобрения, а это обычно натрий, фосфор, калий и ограниченное количество микроэлементов. Человек ест и не получает необходимого. Поэтому не насыщается и организм страдает от недостатка нужных веществ. Раньше тот же хлеб был более полноценным, и сорта злаков были хоть и менее урожайными, зато содержали больше белка. Сейчас же, с нынешней гонкой за количеством в ущерб качеству, всё портится в угоду выгоде.

Тэми Норн   13.03.2024 14:49   Заявить о нарушении