Волосы КамниИки
(ст.Осознание невежества.Монголо-татарского ига на Руси не было.ч.1",Клуб Рацио-налистов,2024) "Шалом, славяне! У нас новый ролик от канала "Осознание". Сегодня мы разберёмся, а было ли Монголо-Татарское Иго на руси или в очередной раз нас обманывают эти историки! Не даром же говорят История - из Торы я.Превью
Кому из нас не доводилось слышать "Поскреби русского - отыщешь татарина"? Причем подразумеваются тут не современные татары,с которыми у нас,практически,общая генетика,а некие мифические монголо-татары,о которых неизвестно ровным счётом ничего.Видео только началось,диктор уже "осознался".Многим известная цитата "Поскреби русского - отыщешь татарина" пришла к нам из французского языка в 19 веке. И значила она совершенное иное. Ни про каких монголо-татар никто не говорил.Имелось ввиду то,что Российская империя была уже тогда многонациональной страной, где русские могли жить в соседних домах с татарами, калмыками и другими тюркскими народами.Отсутствуют документы,археологический,генетический материал, и даже простая логика даёт нам поводы сомневаться,а было ли на самом деле,опи-санное историками трёхсотлетнее иго или всё это миф?Ну он серьёзно? Может он шутит? Шутит ведь?Нет, как бы не так, он не шутит. Диктор в данном видео будет лгать. Много лгать. Я уже жалею, что назвал рубрику "Осознание невежества",а не "Осознание лжи".Потому что ложь тут будет по всюду.Практически в любом краевед-ческом музее в европейской части России есть отдел с находками по ордынскому владычеству.А про музеи в Рязани я вообще молчу.Но если это так,то тогда кем, когда,а главное,зачем,этот миф был придуман?Задаёт изначально ложный вопрос, диктор. Вообще, в будущем стоит сделать разбор всей деятельности данного канала и разобрать их методы, ибо они довольно интересны. Но это в другой раз, а пока продолжим.О том,что русскую историю писали немцы мы уже рассказывали в других выпусках.ет, не писали. Это очередной миф. Миллер занимался в основном историей Сибири. Шлёцер занимался филологией, а так же утверждал, что историю надо изучать полностью, а не отбрасывая неудобные моменты по типу поражений. Ну а самый известный труд троицы - норманская теория, а не история России.из этой школьной истории нам известно, что за три столетия монголо-татарского ига, Русь была отброшена назад и превратилась в тёмную,малограмотную страну.Как вы понима-ете, такого в школьных учебниках конечно же нет.Наоборот, нам хорошо известно, что Русь успешно развивалась в эти три столетия.Точнее их два с половиной,но об этом позже.Русские княжества перенимали многие вещи у тех же монгол,например вооружение и военные тактики,а также язык,но об этом снова позже.Мы подготовили для вас топ-10 неопровержимых фактов,доказывающих что завоевание Руси непобе-димыми ордами пришедшими из далёкой Монголии,такой же нелепый миф,как и выдуман-ные кем-то татаро-монголы Как вы понимаете, ни одного факта диктор нам не назовёт, это будет лишь ложь, соломенные чучела и иные уловки, построенные на том,что аудитория осознания даже в школе не учила историю.1.Название:Татаро-монголы.Начнём с того, что термина "татаро-монголы" нет в русских летописях. Вы также не найдёте его ни у Татищева, ни у Карамзина, ни у Ломоносова. И не мудрено. Ведь само словосочетание татаро-монголы не является ни самоназванием, ни этнонимом народов Монголии.Сосбна, а в чем претензия? Кто-то когда-то утверж-дал,что это их самоназвание?Наоборот же. Это известный факт, что данный термин был введён историком Петром Наумовым в 19 веке. (о чем сам диктор нам говорит дальше)Он появился,потому что в Западном походе участвовали в основном покорён-ные Чингисханом татары с верхушкой состоящей из монгол.В том числе и потомками самого Чингисхана.Да и данный термин не используется уже давно.Даже в школьных учебниках истории.Его вытеснил более правильный термин "Ордынское владычество"Но диктор нас пытается убедить в том,что историки всё врут и никакого нашествия не было,потому что термин современный.Но как я уже сказал,об этом термине знают все и никто это не скрывает. Тартария.Но зато была огромная империя - Тартария. Она то, как раз, четко обозначена и названа на древних картах и в энциклопедиях...
Да? Была такая империя и так написано в энциклопедиях? А давайте проверим? Отк-роем,любимую альтернативщиками,энциклопедию "Британика" за 1771 год и прочтём написанное Перевод:Тартария- обширный регион в северной части Азии, ограниченный Сибирью с севера и запада; она называется Великой Тартарией.Татары,которые живут к югу от Москвы и Сибири- это татары из Астрахани,Черкесии и Дагестана,располо-женных к северо-западу от Каспийского моря; калмыцкие татары,которые живут между Сибирью и Каспийским морем; узбекские татары и моголы,которые лежат к северу от Персии и Индии; и,наконец,татары из Тибета,расположенный к северо-западу от Кит-ая.И где тут рассказы про государство? А вот,их нет.Великая Тартария- географич. термин,обозначающий территорию бывшей Монгольской империи.Это мы можем даже проверить по картам.Если Тартария это государство,то Европа это тоже государ-ство?Моголы или монголы?Авторы новой хронологии Фоменко и Носовский считают, что само название Моголия, а не Монголия, произошло от греческого слова "Мегалион" - Великий. Таким образом, могол - великий, могучий.Мои подписчики уже поняли,в чем здесь прикол.А для тех,кто не понял,поясню.Новая хронология- псевдонаучная работа математиков Фоменко и Носовского, которые плевать хотели на такие вещи как датирование и археология. Они руководствуются только математикой с какой-то определённой формулой.Дабы понять их абсурдность, скажу, что по версии этих людей, Иисус, Андрей Боголюбский и Марк Аврелий - один человек.Так же одним человеком является Александр Невский и хан Батый. Ну и всё в подобном духе.А теперь про "могол". Данное высказывание глупое, но основывается оно на том,что в 16 веке существовала Могольская империя (которую, кстати,видно на карте выше), что находилась в современной Индии.Основателем империи был потомок Тамерлана- монгола, правившего империей Тимуридов, что была чуть западнее Индии.Но всё же это 16 век,а нашествие на Русь было в 13 веке.Да и могольской она называлась не потому что это греческое слово,а потому что так звали монголов в Индии.А тимур-иды были именно что монголами.Это можно увидеть даже на портретах императоров, сделанные во времена правления династии.Тут нужно оговориться, что на самом деле, якобы, греческое слово имеет русские корни, поскольку русский является первичным по отношению к греческому.Ну вы поняли аргументацию "Осознания" и как они доказали,что это правда.
2.Генетика.Один из видных российских ученых в области молекулярной биологии, генетики и биотехнологии, академик РАН - Константин скрябин, писал: "мы не обнаружили в геноме русских заметных монголоидных привнесений, что опровергает теорию о монгольско-татарском иге"Ну, во-первых, Скрябин говорил: "... что опровергает теории о разрушительном влиянии монгольского ига". То есть само иго это не нисколько не отрицает.Во-вторых, иго оно не отрицает, потому что никто не утверждает того, что монголы массово переселились на Русь. А иначе чего им генам там быть? Да и как известно, монголы там были в явном меньшинстве. Основа была из покорённых татарских племён, а монголами были сам хан и его приближённые.Об этом же свидетельствуют открытия в области ДНК-генеалогии,с помощью которой,мож-но проследить географическое распространение разных гаплогрупп Нет,не свиде-тельствуют. ДНК-генеалогия не наука, а наукообразное мошенничество, придуманное Анатолием Клёсовым. Об этом подробнее вы можете прочитать у нашего друга Ильи Дюка в его статье.Дальше наш DICKтор рассказывает басни о том, что в Европейской части России отсутствуют монгольские гаплогруппы, а так не могло быть, если те правили 250 лет. Но как я уже сказал выше, монголов самих было мало и они не жили на Руси, они приходили с юга, собирали дань и уходили обратно. Поэтому искать следы их ДНК в той же Москве,попросту,глупо.Уже тут на мифе о трёхсот-летнем иге можно было бы поставить жирную точку, но у нас в запасе ещё множество аргументов.Пока не назвали ни одного, ну давайте ещё послушаем.Кстати, откуда взялась цифра триста? Давайте посчитаем. Начало ига 1237-1242 года. Окончание ига- 1480год.Стояние на угре.Ну никак не более двухсот пятидесяти лет.Во-первых, отсоси у трактори.Во первых, триста это не цифра,а число.Во-вторых,скажи ещё столетняя война длилась не сто лет.Триста это просто округление.А так да,около 250 лет длилось владычество орды на Руси.
3. Состав войска.Венгерский король.Венгерский король так описывает состав орды...Какой король? Почему так сложно уточнить? "Когда государство Венгрия от вторжения монгол,как от чумы,в б.ч.,было обращено в пустыню,и,как овчарня,было окружено различными племенами неверных,именно:русскими,бродниками с востока,бол-гарами и др.еретиками с Юга.."Интересно получается, русские, болгары, бродники, так называли казаков - это всё славянские народы. А где же были в то время сами монголы? В том то и дело, что не монголы, а моголыПросто шикарнейший вывод. Не находите?А давайте внимательно почитаем слова неизвестного нам короля Венгрии? Там говорится, что русские, болгары и бродники окружали Венгрию уже ПОСЛЕ того, как вторжение монгол превратило всё в пустыню. То есть диктор нам нагло врёт, пытаясь выдать желаемое за действительное. Да и сам он прочитал "монгол", а не "могол".Но что самое забавное, что вывод, сделанный диктором, принадлежит Фоменко и Носовскому, которые взяли эту цитату из исследования А.А. Гордеева, который говорит о том, что король подчёркивает своё плачевное состояние. Кругом различные враги, а тут ещё и монголы приходят.Состав орды.Слова "армия" и "войска" укрепились в русском языке уже при Петре, а до этого любую армию называли ордой. Шведская орда, немецкая орда, залесская орда. И даже в более поздние времена это понятие осталось у казаков.Отчасти тут диктор прав. Ордой в России называли вражеские армии. Это было пренебрежительное слово. Свою же армию звали "Рать", иногда ещё "Войско", но не орда. Хоть и воевали русские на тот момент именно как татары. Но это уже другая тема для другой статьи.Даже среди современных лингвистов в ходу версия, если написать "орда" на древнеславянском, то слово можно перевести как "порядок".Простите,что? Какой порядок? Каким обра-зом слово так переводится,и что это за лингвисты такие? Задорнов? Сундаков? Клёсов? Это не осознание невежества.Это осознание лжи.По сути, 70-80% армий, так называемых татаро-монголов, составляли русские, остальные 20-30 приходились на другие малые народы Руси.Кааак? Как они пришли к этому выводу? На чем они основывают данное утверждение? Где источники? Он ведь просто сказал число, ни на что не сославшись. Ну просто 80%. Ну там же вокруг Венгрии русские были,а значит сразу 80% и вообще без монгол? А Батый кто, Невский чтоли?А вот в статейном списке в Англии 1601 г.,описывается встреча дворянина Григория Микулина и швед-ского посла в Англии.На вопрос посла о татариях,Микулин отвечает: "О которых татарах? У великого государя Астраханская,Калмыцкая и иных много орд".То есть для него татары не завоеватели,а люди находящиеся на царёвой службе.Диктор ещё бы взял 21 в.за основу своего аргумента.Он сам же выше говорил о том,что ордынское владычество закончилось в 1480 году.Тогда почему в 1601,татары должны быть как завоеватели? Их ещё во второй половине 16 века захватил и присоединил царь Иван Четвёртый.Поэтому татары были у него на службе. Логично? Логично. Но что самое главное,этот статейник показывает,где именно жили те самые завоева-тели.В низовьях реки Волги и на землях Калмыков.Да и в принципе Калмыки являются остатками Улуса Джучи.Перерыв.Дальше у диктора есть и другие "аргументы". Но на сегодня предлагаю сделать перерыв и переварить ту дичь, что была произнесена актёром озвучки. Диктор, очнись, ты осознался! И как его только хватает на такой бред?В скором времени выйдет вторая часть с добиванием данной темы. Надеюсь у нас с вами хватит сил выдержать эту пытку лжи и манипуляций от авторов Осознания. Хотя миллионам людей понравилось кушать это дерь."Волхв Турбояр Чресломыслов специально для Клуба Рационалистов."
(ст."Великая Тартария или как придумать страну не привлекая внимание санита-ров",Клуб Рационалистов,2023) "Если разбивать псевдонаучные мифы по разделам, то, несомненно, наибольшее их количество будет объединено заголовком "Скрытая история". Чего только историки не скрывают, по мнению "ищущих правду": и целые инопланетные цивилизации, и глобальные катаклизмы, и даже целые страны. И наш сегодняшний объект для рассмотрения, именуемый "Великия Тартария", как раз из последних.Откуда есть пошла Тартарская Земля.Хочешь заработать деньжат - создай религию (Джордж Оруэлл 1938 г.).Как и в случае с идеей "великой Арийской расы", рождённой пропагандой 3-го рейха во времена тягот германского народа после Пер-вой Мировой войны, так и импортозамещённый вариант в лице Тартарии (пускай так ещё не названой)возник в годину разрухи и переустройства государства Российского в 90-е с подачи самоназванного миссии и создателя собственной языческой секты Александра Ахиневича Хиневича.Благо возможностей немецкой пропаганды,что бы всю страну настроить на свою дурь,у него было,но дурное семя попало на благодатную почву и определённые плоды всё же дало.Инглиизм,как назвал своё учение самопро-возглашённый гуру,является полнейшей калькой активно функционирующих на тот мом-ент сект типа саентологов и мормонов,о деятельности и тонкостях функционирования которых Хиневич узнал, будучи в Америке. Шарлатанить там у него не получилось (в Штатах и без него таких хватало), а вот попытаться провернуть нечно подобное на родине,но со своим КАЛоритом,идея Хиневичу показалась заманчивой.Есть в новояв-ленной "религии" и своя версия истории прибытия пришельцев (разумеется) в Россию (привет Рон Хаббард!), которую ото всех скрыли. Омск внезапно становится древним городом Асгардъ - Ирийским, а библиотека - древней кельей, где скрыты "золотые пластины" (привет Джозеф Смит), которым 40 тысяч лет, и в них содержится правда об истинной истории мира. Разумеется, никто их не видел, кроме самого гуру (и снова здравствуй,Джозеф Смит),ну надо же как удобно,не находите? Правда внимание санитаров в лице правоохранительных органов его деятельность вызвала.К сожале-нию,не за полнейшее издевательство над историей,а за создание религиозной секты и банальный экстремизм.Продолжение банкета.За тему Асгардъ Ирийска зацепился уже в начале 00-х и самоназванный "академик" Левашов, хотя и не признавался в этом. Он то и углядел Тартарию, а точнее сразу несколько разных тартарий на картах из энциклопедии Британика, подумал "неспроста это" и выкатил идею существования огромного славянского государства Тартария, которое злобные немцы историки ото всех скрыли,что бы принизить Русский народ.Тартария,по его разумению, появилась из-за нашествия орд русских джунгар и славян-чжурчженей,которые захватили и полностью разрушили столицу этой Империи Асгард-Ирийский в 7038 году от С.М. З.Х.или 1530 году от Р.Х.И снова изо всех щелей сквозит откровенным национализ-мом,на что и обратили внимание компетентные органы.Труды Левашова признали экст-ремистскими.Попытка №2 не удалась, однако бешенный поток сознания было уже не остановить. Концепция ушла в интернет, и теперь расследования на тему "Великого русского государства", которое ото всех скрывают, активно развивается на ютубе, дзене и других похожих площадках, где безнаказанно, а главное бесплатно, можно засирать не очень желающим думать людям мозг.Идея стала настолько подходящей для кристаллизации псевдоисторического бреда разной степени упоротости, что быстро обрела популярность у "искателей правды", а на деле обычных псевдонаучных помоек типа Крамолы,Сибведа,Истории ПИ,Кунгуровцев и других менее известных персонах, не раз пойманных на откровенном вранье и передёргивании фактов.На базе мифа о Тартарии пытливыми умами, ищущими правду на гугл картах и по фоткам в интернете, были придуманы глобальные катастрофы разной направленности,войны великих циви-лизаций,засыпанные города и т.д.Их ролики обретают популярность и собирают мил-лионы просмотров.Впрочем, после двух уголовных дел создатели псевдоисторического контента поумнели и открытый национализм из повестки убрали,оставив лишь собы-тийную составляющую. В таком виде, к сожалению, их труды правоохранительным органам не мешают. Вот только играют эти идеи на всё тех же чувствах униженных и оскорблённых, которые серьёзно верят, что когда все узнают их "правду"... то ка-а-а-ак всё сразу станет хорошо.Однако история учит, что не станет. Идеи Адольфа Гитлера сплотили страну и экономику и кинули это всё в топку Второй Мировой войны и Великой Отечественной, как основной её составляющей. Ни для чего другого они были не нужны! Нечто похожее сейчас происходит и в Индии, где мракобесие заимело господдержку.Из школьной программы убрали ряд важных предметов (в т.ч. эволюцию), зато добавили часов физкультуры и пропаганды величия Индии.Но знаете что смешно? про ошибку в овании знающие люди указывали ещё в XVII веке, причем прямым текстом:"Нам говорили еще, что Китайцы называют Татар Татаи (Tatai), ибо в их языке нет звука «Р». Не знаю почему называем мы Татар Тартары (Tartares), ибо Поляки, Москвитяне и самые Татары, все единогласно говорят: Татар, а не Тартар."— Сведения о Сибири и пути в Китай, собранные миссионером Ф. Аврилем в Москве в 1686 году.Были примеры и современников активной деятельности татар. Например, Папа Иннокентий IV в письме А. Невскому представляет Иоана Плано Карпини как посланника к татарам: "Protonotario nostro ad gentem Tataricam destinato referente dedicimus". Подтверждает распространённую ошибку и хронограф Салимбене Пармский (XIII в.), который прямо пишет:«И брат Иоанн сказал нам, что они называются не тартары, а татары (et quod Tattari appellantur, non Tartari)»
Однако ужас от орд кочевников, разоряющих европу, заставил духовенство вспомнить об тартаре, т.е. аде, а самих татар ассоциировать с демонами, так термин Тартары и засел на долгие 4 века в фонетике европейцев.Иными словами,вся та бурда,кото-рую понапридумывали псевдоисторики на основе Тартарии, изначально строится на словах мужика,решившего закосплеить основателей американских сект,и фонетической ошибке,про которую знали и указывали как во времена деятельности Орды, так и в XVII веке, когда писались данные карты.Не говоря уже о том, что если бы Романовы вместе с немцами могли бы вычеркнуть всю информацию о Тартарии, то не находите ли вы странным, что попались данные "скрыватели" не на случайных письмах или тайных кладах (кстати, ни одной тартарской монеты до сих пор не найдено), а на европейских картах, открыто публикуемых и никем не скрываемых? Т.е. уговорить папский престол на подделку аж целой переписки с Донским влияния хватило,а обык-новенных картографов писать "Татария" вместо "Тартария" на картах нет? Я ничего не упускаю?И не нужно обольщаться сладкими речами, мол, мы просто задаём вопросы и вообще хотим правду узнать. "Альтернатиная история" это чисто коммерческий проект, играющие на шовинистических чувствах людей, не очень довольных своей жизнью и своей страной. Потому что гораздо проще искать причины во вне, обвиняя всех в сокрытии реальной истории, без которой мы ничего не можем, чем заниматься реальным делом по изменению своей собственной жизни.Заключение.Ну и важный моме-нт, на который до сих пор нет ответа у авторов Тартарии: а зачем было вообще скрывать "великую историю?"что бы что? Вот у греков и итальянцев историю никто не крал, однако сейчас что Греция, что Италия - обычные страны евросоюза, с серьёзными экономическими проблемами. И как помогает справляться с кризисом их древняя история? Или напротив - Соединённые Штаты.Никто из официальных историков им ничего не удлинял,однако это одна из крупнейших экономик мира и центр мировых инноваций. Заходим с другой стороны: по официальной истории у монголов и татар были великие предки с одной из самых крупных империй за всю историю цивилизации. Внимание вопрос - и почему они мир до сих пор не захватили? У них же история великая,или им древности не хватает? А может всё таки этого мало и для реального величия и нужно нечто большее, что более важное, находящееся в реальном времени, а не в глубине веков?Но обиднее всего то, что "придуманная история" прижилась не где то на Западе, а у нас в России. В стране, у которой с великими победами и достижениями итак полный порядок. Неужели этого мало, что бы гордиться своей историей и не вестись на дешёвые трюки, разбивающиеся от одной цитаты? Именно наша страна при поддержке Союзников во время Великой Отечественной войны дока-зала,что придуманной истории недостаточно для побед.Нужно мужество, доблесть, труд.Великие победы куются только в реальном времени,руками живых людей,а не существовавших тысячелетия назад!"
(ст."В русском языке осколки языка унитарного пранарода",Б.Новицкий,2024)
"сть у русском языке выражение "сгореть дотла", где второе слово распадается на два слова – до и тло. Что же это за тло такое? Скажем, процесс горения, сгорания был известен человеку изначально, и обозначение остатков горения словом "тление" является вполне исконным. Возможно, вид тления и до самой земли лег в основу слова тло (дно) В каком языке из родственной группы можно найти объяснение и соответствие слову "тло"? В словаре Даля,это– дно,низ,основание.Есть в польском языке слово tlo, но его смысл далек от изначального – фон. В среде славянских только в словенском языке сохранилось слово tla – пол, почва. Дотла – "на тла". А вот в санскрите находим похожее слово tala с тем же смыслом – низ, дно, под. И источник этих слов один. И если близость словенского и русского вполне объяснима общим происхождением от пресловутого праславянского, то также объяснима и близость русского и древнеиндийского более ранним происхождением от общеарий-ского языка.Можно только удивляться прозорливости лингвистов, которые даже на основе вполне ограниченного материала (археология, компаравистика) смогли достаточно точно оценить хронологические масштабы так называемого праславян-ского.Что мы и видим в цитируемом ниже отрывке статьи советского лингвиста О. Трубачева,который писал:«Древняя история праславянского может измеряться масштабами II и III тыс. до н. э., … мы в принципе затрудняемся даже условно датировать "появление" или "выделение" праславянского или праславянских диалек-тов из индоевропейского именно ввиду собственных непрерывных индоевропейских истоков славянского. Последнее убеждение согласуется с указанием Мейе о том, что славянский - это индоевропейский язык архаического типа, словарь и грамматика которого не испытали потрясений в отличие, например,от греческого(словаря)». Впрочем, и носителей фатьяновской археологической культуры с радиоуглеродной датировкой от 2750 до 2500 (2300) л. до н.э. в истории относили к праславянам
Этот период, видимо, не вызывал сомнения в существовании в нем наших предков, хотя советские ученые не могли отойти от «линии партии»,в которой предпочиталось говорить обобщенно о некой праславянской группе языков, оставляя русскому языку второстепенную, производную роль.Углубившись в суть праславянского, О Трубачев также не выделял конкретно русский язык. И его приходилось уводить в намеченную лингвистами праславянскую плоскость, где только праславянский язык понимался как
унитарный праиндоевропейский язык. Так, и лингвист А. Мейе славянские языки производил из почти единого наречия.«Хотя современное изучение индоевропейских диалектов ведут обычно от Мейе, он вполне отдавал дань унитаристской концепции индоевропейского праязыка[1], а славянские языки тем более производил из «почти единого наречия»[2]Так что,вся суть в этом почти едином наречии.А как его назв-ать – по-старому – праславянским, или языком фатьяновцев, в которой выделился язык русов,– дело договоренности лингвистов.При этом стоит принять во внимание фактор,о котором стало известно только в последнее десятилетие– новое историч. направление – молекулярную историю. Об этом ниже.Правда, отец лингвистики Ф. де Соссюр говорил о диалектном членении внутри первоначального ареала,что отметил и Трубачев:«Малые размеры праславянской территории,как и первоначальная бездиалек-тность праславянского языка,- не доказанные истины,а предвзятые идеи.В науке накоплен большой материал, свидетельствующий об ином. Индоевропеистика давно считается с диалектными различиями внутри первоначального ареала»[3].Трудно при этом представить, что такой видный лингвист как Трубачев, известный славист, не мог не видеть уникальное положение в известной ему общности русского языка, который вообще стоит особняком от остальных славянских.Но уход в восточносла-вянские, как отдельные языки – не оставлял ему места для уяснения особой роли русского языка. Русского языка единственного не коснулись явления, пышным цветом расцветшие в западнославянских– неполногласие и обилие шипящих согласных– чешс-кий,словацкого,сербский (србски),польский языки.В русском же сохранилась архаич-ная структура древнейших согласных.Деградация этих архаичных согласных особенно заметно проявилось в польском,чешском, а также при формировании английского язы-ка,как впрочем и катастрофический уход его от полногласия.Лингвистика отмечала, что внутри первоначального ареала имелись определенные диалектные различия. И речь могла идти о различиях внутри древнеарийской языковой общности Русской равнины. Такие различия могли возникнуть с разделением указанной общности на ветви – праславянскую (условно – русов) и индоарийскую (ариев). Именно этот процесс, видимо, лингвисты назвали разделением праиндоевропейского языка на ветви ИЕ языка. Первая ветвь и дала начало славянской группе языков, которую имел в виду А. Мейе под общеславянским языкомТак или иначе, праславянская ветвь имела возможность оставаться наименее подверженной начальному диалектному член-ению в связи с компактностью проживания ее носителей в начальном общем ареале. Хотя,бесспорно,последующее диалектное членение во времени в ней и стало основой для образования многочисленных славянских, венедских, кельтских языков.С другой стороны, и в наиболее монолитном слое изначального праязыка– предвестнике языка русов – не могли не происходить процессы диалектного расхождения удаляющихся групп одного языка, что приводило к возникновению не малого числа говоров языка русов.Всё это вылилось,наконец,в образование восточнославянской группы наречий. И если в южном малороссийском наречии его «создатели» сделали упор на определен-ном сдвиге гласных, то в западном белорусском наречии влияние польских соседей способствовало искажению праязыковых твердых согласных.Простые пример: язык рус-ов– бегати\ть, ходити\ть, говорити\ть; малороссийск. – бигаты, ходыты, говорыты; белорусск. – бегаць, хадзіць, гаварыць (здесь появляются польские согласные "дз" и "ц").К слову,это польское влияние на белорусские согласные больше способствует его смещению от наречия в сторону разновидности польско-русского языка.Смещение же в малороссийском наречии гласных от древней формы до славянской при сохране-нии древнерусских согласных не позволяют ему в полной мере стать неким подобием отдельного языка.Так что, вся трудность для русскоязычных в любимом проверочном слове малороссиян "паляниця" только в гласном "ы" и следующем за ним "я".На рус-ском же это паленица– хлебная лепешка,на севере– пирог.Словарь В.Даля:«Паленица южн.булка,белый,пшеничный хлеб,сев.пирог,вост.калач.Паленка,палиха влад.пресная лепешка,подпаленная.Паленик,ком теста,лепешка,испеченная в золе».Между тем,кака-я-то часть лексики праиндоевропейского языка в определенной архаичной его группе могла сохраниться больше, в какой-то меньше.Удивительно, что например, санскрит (древнеиндийский) уже на расстоянии не одной тысячи километров от «прародины» на Русской равнине в немалой степени сохранил изначальную лексику,фонетику,и грам-матику.Причем сохранил почти в целостности (ПИЕ)согласные языка древнеарийской общности.Что позволяет ему,наравне с русским языком,служить определенным этало-ном в лингвистической компаравистике.Близкое сходство санскрита по всем перечис-ленным элементам языка с современным русским(по базисной лексике– 54%) позволяет говорить,о том,что именно они III-II т.л.до н.э.исходили из одного источника. Кроме того,также и сохранность в русском до 40 % базисных слов,а также сохран-ность всех согласных праязыка говорит об отмеченной А.Мейе глубокой архаичности.
Ниже некоторые примеры такой близости и архаичности:
Дверь (двэри/дзвэри) – drzwi [джви](пол.) – durys [дурис](лит) – durvis [дурдис](лтш.) – d;r (норв.\шв.) – dve;e/dvere/ (чеш./слцк.) – darwaja (хинди) – dv;r/dv;ra (санскрит).
Дать – da; – duoti (лит) – dot (лтш) – do (лат) – da; (слвц.) – d;t (чш) – d;/dad;ti (снскр.)
Дол\долина – dal (норв., шв.) – Dolina (пол./слвн.) – dal (нрв./шв.) – tala (снскр.)
Деверь (дзевер, дівер) – deveri (чеш.) – девер (срб.) – devar/ (снскр.)
Делать – d;lat (чшск)– do (англ.) – dh;/dadh;ti (снскрт)
Десница – prawica (пол.) - desna ruka (хрв.\слвн.\) – десница (серб.) – de;inioji (лит.) – Dextra (лат.) – dak;i;a/ (снскрт)
Драть – drze; (пол) – tere (анг.) – drnati/(снскр.)
Дно (тло) – dno – dugnas – dolnej (слвц.) – tala\pada (снскр.)
Дивный (дзівосны, дывный) – divno (бсн.) – przedziwny (пол.) – divya (снскр.)
Доля (часть) – dalis (лит.) – da;a (лтш) – dala / (снскр.)
Дом (дiм) – domus (лат.) – дом (блг) –– dom (пол.) – domov (чш) – dama/ (снскр.)
Дыра (дзірка, дзюра) – dziura (пол.) - diera (слвц) – d;ra (чеш) - dara (снскр).
Дым – dh;ma (снскр.)
Тянуть (тягнуты, цягнуць) – t;hnout (чш.) – tan/tanoti/ (снскр.)
Бежать (драпать) – dravati/ (снскр.)
Сердце – ;irdis (лит) – sirds (лтв) – cord [к;рд] (лтн) – h;d/h;d/(снскр).
Заяц – заза, кабан - /kola/, волк – v;ka/врка, курица - kukku;;, конь – ki;kira, корова - /gav;/, овца – avik;, баран - avik;, огонь – agni.
Если языковеды могут определить территориальные рамки языка, то вопрос его хронологии остается только предположительным. Об этом ниже.В древненовгородском диалекте русского языка в берестяных грамотах отмечалась консервация таких праИЕ согласных, как "k" в словах k;-na (кена)- цена,k;-ly(келы)целый,kъrka(церковь). В это связи и славянское "сердце" могло присутствовать в той же праязыковой сре-де древнеарийской общности с сохранением костяка согласных "krd",а также сохра-ниться в древненовгородском диалекте.Лингвисты полагают первый согласный основы латинского cord [к;рд](сердце)индоевропейским *k,в отличие от старославянского срьд-ьце,где прошло смягчение согласного на «с».И если процесс смягчения соглас-ного праязыка «к» (палатализация) в славянских языках мог проходить в слове при изменении его формы, например, лик – лицо – личико,то относительно романской группы языков этот процесс коснулся всей группы.Скажем,слово «сто» в праязыке звучало "кентум"(centum)в поздней латыни стало "центум"(centum),в итальянском – "ченто"(cento),во французском сан(cent).Что касается «балтов», то некая группа носителей языка древнеарийской общности закрепилась в ареале южной Балтии, что привело к определенной консервации там их архаичной лексики.Само понятие «Балты» нестабильное и размытое,и при этом очень близко древнейшим славянам.Недаром советский археолог А.В.Арциховский назвал это «забалтыванием славян».Но вот по данным «молекулярной истории» в Балтии могли оказаться насельники культуры шну-ровой керамики, носители гаплогруппы R1a-Z645 (5400 лет назад).И с их появлением стало возможным бытие там,по традиционной терминологии, ПИЕ языка.Более того, выделившиеся их этой гаплогруппы около 5000 тысяч лет назад ветви носителей субкладов Z280, M458, Z93, скорее всего, и стали родоначальниками всех будущих ИЕ языков. Носителей первых двух субкладов, которых и сегодня, через 5 тыс.лет, около половины в составе современных этнических русских,и приемлемо назвать пре-дками русских,а также в большей или меньшей степени многочисленных славян и дру-гих «балтов».Тем более,что в составе как современных литовцев,так и латышей до 35-40% носителей субклада R1a-Z280, M458.Носители же субклада Z93 и нижестоящих субкладов,которые 4,5-4 т.лет назад ушли на восток и юг,стали носителями языка ариев.Стало быть,на Русской равнине в тот период,который лингвисты определили как период ПИЕ языка (4-3 т. л. до н.э.), бытовал язык древнеарийской общности (фатьяновская культура). Понимание этого.Из нее на восток и юг ушли арии,а на запад шли многочисленные потомки носителей субкладов R1a-Z280, R1a-M458,первых из которых по праву преемственности и уместно назвать русами. Тем более,что по мнению А.Клёсова,историч.названия у этого субклада еще нет.И в заключение.«Осно-воположник русской антропологии А.П.Богданов(1834-96),сравнивая скелеты из захо-ронений последовательных исторических эпох,отметил,что только в Центральной Рос-сии прослеживается плавный эволюционный переход от самых ранних ее обитателей до современных.Тогда как в Западной Европе и Южной России антропологи наталкиваются на обрывы такой постепенности,что явно говорит о вторжении сюда пришлых племен и о резкой смене этнического состава населения».Это население Русской равнины пер-иода фатьяновской культуры А.П.Богданов назвал «унитарным пранародом»,а немецкий филолог Т.Пёше «арийской общностью."
(ст."Черноморский всемирный потоп: как это было",Кириллица,2024) "Около 5600 года до н.э. Черное море не было таким, каким мы его знаем. Согласно теории американских геологов Раймана и Питмана, оно представляло собой пресноводное озеро. Однако, серия землетрясений соединила его с замкнутым Средиземным морем. Соленая вода хлынула в Черное,подняв его уровень на 140 метров.Последствия этого события были грандиозными.Образовалось Азовское море.На месте Босфора возник гигантский водопад, в 200 раз мощнее Ниагарского.Огромные прибрежные территории оказались затоплены.Не исключено, что именно это событие легло в основу мифа о всемирном потопе, существующего во многих культурах. Некоторые историки также видят связь между разливом Черного моря и платоновским рассказом об Атлантиде.
Черноморский потоп стал катализатором для масштабных миграций народов.Несмотря на критику этой теории,в 2000 г.знаменитый маринолог Роберт Баллард подтвердил догадки геологов. Он исследовал древние береговые линии Черного моря, используя радиоуглеродный анализ моллюсков, изучение изменений в осадочных породах и видов водных растений. Результаты исследований показали, что примерно 7500 лет назад Черное море действительно было пресным.Таким образом,теория о черноморском пот-опе имеет под собой научное обоснование.Это событие стало одним из важнейших в истории региона,оставив свой след в мифологии,истории и географии."
(ст."Север,северяне,Богиня Сива,Сибирь",Истроири в историях,2024) "Михаил Леонидович Томилин г. Клин.О движении славян (точнее русов) с севера Русской равнины в своей работе «Спорные вопросы древнейшей истории славян и Руси», писал советский археолог, историк директор Государственного Эрмитажа историк Артамонов Михаил Илларионович в работе, написанной ещё в 1940 году: «В действительности основное движение в древности происходило в прямо противоположном направлении. Целый ряд данных свидетельствует,что в VII—VIII вв.происходила весьма существен-ная передвижка населения с севера на юг,которая и привела к окончательной кон-солидации восточного славянства … (консолидация близкородственных племен русов и славян(автор)…Анализ материалов роменских городищ и сопутствующих им курганов приводит к выводу,что они оставлены населением,пришедшим с севера.Его культура складывалась на Десне,в верхнем Поднепровье и в верховьях Оки.В обл.левобережья пришельцы составили племенной союз, известный под наименованием северян,что, может быть, соответствует их происхождению.»По мнению доктора исторических наук В.В.Седова северяне:«Имеют скифско-сарматское происхождение и возводится к иран-скому слову «чёрный»,что подтверждается названием города северян - Чернигов, а также иранскими гидронимами в бассейне Сейма и Десны … Название реки Сейм (др.-рус. Семь) восходит к иранскому «тёмная» река, ср. авест. Sy;ma- и др.-инд. ;y;ma- «тёмный». Название реки Сев, вероятно, имеет иранское происхождение — ср. авест. Syava- «чёрный», др.-инд. Syava- «чёрно-бурый, гнедой, тёмный». Если так, то название Сев может переводиться как «тёмная, чёрная (река)». Так или иначе происхождение названия севера до конца не выяснено. …. Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.»В древности разные части Руси называли по цветовой характеристике сторон света, версий существует много, по одной из них красный цвет относился к югу, белый к западу, а черный — с севером, «черный цвет - символ зимы и холода. Северная Русь, то есть Черная Русь первоначально это «Северная Русь». Северная сторона на Руси называлась полночь.Кандидат исторических наук Л.П. Грот пишет: «Но почему-то никому не приходило в голову обратить внимание на то, что слово-то, вернее, имя гипербореев – древнегреческое, а древнегреческий язык не был языком населения Восточной Европы, т. е. те, кого сейчас пытаются наречь гипербореями, сами себя по-древнегречески явно не называли.По моей догадке, таким восточноевропейским автохтонным аналогом имени Борея является древнерусское имя Север.В древнерус-ской истории известна земля Севера/Север,которая,согласно В.В.Седову,географи-чески соответствовала основному ареалу волынцевской культуры конца VII–VIII в., распространившейся от левобережья Днепра до бассейна среднего Дона и Верхней Оки.Носители данной культуры,по предположению Седова,назывались этим этнонимом. Следовательно,можно предположить,что имя Север/Севера изначально было именем первопредка народа,который назвался этим именем, вероятно, после его смерти. Почитаемые предки обожествлялись, поэтому древнегреческая традиция вполне могла отождествить имя обожествленного предка по имени Север с соответствующим древ-негреческим божеством, а последнее уже закрепилось в мировой литературе.» (Л.П. Грот "Прерванная история русов")Лидия Грот не задается вопросом о том,сохра-нились ли какие-то сведения о древнерусском божестве с именем, схожим с именем Север?«В русском языке слово север имеет вариант сивер.А.Н.Афанасьев писал об этом: «Север же– страна холодных ветров…на областном языке она называется полн-очь и сивер…сивер и сиверик– холодный,резкий ветер».Есть аналогичные значения в словаре В.И.Даля: сивер– м.север,особ.в знач.северный ветер.Названия стран света никогда и никаким народом не употреблялись для самоназвания и т.д.В.В.Иванов и В.Н.Топоров полагали,что рассматриваемый этноним мог быть связан с индоиранским savya-,имеющим различные пространственные значения,т.е.происхождение древнерус-ского имени «северъ» связывается с индоевропейским субстратом в Восточной Европе .Соответственно, носители имени славян «нарекошася съвер», когда мигрировали в эти области.»В попытках разобраться с именем Север не обращали также внимания на то, что в древнегреческой мифологии, например, понятие северной части земли было также связано с теонимом Борей– богом северного ветра,а уже от этого теонима произошли географические обозначения для северных широт типа borealis.От теонима Борея произвели и имя легендарных гипербореев,т.е.не этноним произошёл от сторо-ны света,а сторона света начала называться по этнониму или исходно– по теониму Борей.Древнерусский сивер как северный холодный ветер родственен древнегречес-кому божеству северного ветра Борею.Следовательно,сивер могло когда-то быть и теонимом Сивер/Север– древнерусским «собратом» древнегреческого Борея.А Север в летописной традиции имел вариант «Севера»,в украинском же языке название Север-ской земли,или Северщины,осталось как «Сiверщина».На картах России XVI–XVII вв. Северская земля обозначалась как Severia, т. е. могло быть и именем женского рода, принадлежавшим древней прародительнице северян и сохранившимся в полабской традиции под именем богини Сивы.Все это важно учитывать при исследовании древ-нейшей истории Русского Севера или русов-северян, которые в греческой традиции назывались скифами гиперборейскими." Л.П. Грот «Прерванная история русов».О названии Сибирь.В своей работе 1749 года «О первенстве словенского языка пред тевтоническим» Василий Тредиаковский - русский поэт, переводчик и филолог XVIII века: «Слово Сибирь есть точно древнее славенское, происходящее отсевер,Сивирия или Сиверия буква (и) в слоге (си) и поныне у простых людей есть (си) сивер: может быть, что буква (в) изменена в (б) после татарами так равно как они ту же букву (в) переменили в (б), выговаривая слово Волгар Болгаром. Весь восточный берег Волги населен был словянами,селения были и за Камою.И так знали они по близости и о Сибири,и знавши прозвали её Севирией или Сибирью,т.е.Северною».То есть Сибирь напоминала северную прародину славянорусов,поэтому так её и назва-ли."
(ст."Северяне (правильнее — Севера) — племя или племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейм и Сула. Населяли в 7 – начале 11 веков территорию современных Черниговской, Сумской, Брянской, Курской, Белгородской областей.Культура : В ходе археологических исследований обнаружены остатки многочисленных сельских поселений VIII—X веков. Наиболее крупными северскими археологическими объектами являются Крапивенское городище в Белгородской области и Донецкое городище вХарьковской области. Северяне строили линии укрепленных (окруженных частоколом, рвами и валами) городищ для прикрытия славянских земель от кочевников по рекам Псёл и Сейм.Жилищами северян были полуземлянки, углубленные в землю на 0,5-1,6 м. В жилище вели вырезанные в грунте ступеньки, нередко укрепленные деревом, в одном из углов размещалась печь. Пол жилища тщательно утрамбовывали, промазывали глиной или застилали досками.Основными занятиями северян были земледелие,ското-водство и различные ремёсла.Умерших сжигали и хоронили в курганах.В VIII в. на Днепровском Левобережье формируется комплекс ювелирных украшений, характерный для древностей роменской культуры. Ранняя часть роменских украшений синхронна поздней группе «древностей антов».Эти украшения— звездовидные,шаровидные серьги, серьги с подвеской-балясиной,браслеты с расширяющимися концами— «имеют широкие аналогии в славяно-аварских древностях Подунавья и вкупе образуют как бы слепок с набора украшений юго-западных славян VIII вв». Во второй половине VIII — первой половине IX в. в комплексе роменских украшений широко представлены и вещи степного круга, характерные для древностей салтовской культуры, связываемой с хазарским населением. На протяжение IX века количество салтовских вещей уменьшается. Сокращается в это время и поступление ювелирных украшений византийских и подунайских типов. Однако на базе подунайских украшений начинают формироваться и местные типы украшений — лучевые кольца, «волынские серьги», лунницы, дротовые браслеты с раскованными пластинчатыми концами и пластинчатые браслеты со скованной в дрот средней частью.Наиболее характерным этническим признаком этих племен были спиралевидные височные кольца.Эта архаическая симво-лика просуществовала несколько веков: с VI по IX. В состав женского головного убора входило от двух до четырех подвесок с каждой стороны. По материалам из курганов Броварки (Полтавщина), голову женщины украшал серебряный пластинчатый венец с мелкими подвесками надо лбом.С обеих сторон над висками к венцу подве-шивали по несколько спиралевидных колец. К тому же у левого виска была длинная проволочная подвески с бубенчиками (Национальный музей истории Украины).Кроме того,женщины украшали головные уборы и волосы перстневидными замкнутыми височ-ными кольцами – общеславянский тип украшений. Кроме пластинчатых, северянкие женщины носили тонкие витые венцы, которые тоже украшали обильными височными композициями из спиральных и перстневидных подвесок со значительным количеством шумовых украшений- бубенчиков.Шейные украшения делали из стеклянных бус желтого, синего и зеленоватого цвета или из золоченого ожерелья. К бусам подвешивали лунницы, бубенчики, округлые ажурные подвески, крестики, монеты. К типично северянским украшениям относятся гривны со щитками. В Гочивських и Голубовского курганах найдены гривны с розетками на концах, которые случаются очень редко. К редким находкам в северянских курганах относятся и браслеты, перстни и поясные пряжки,Характерной особенностью декора одежды северянских женщин были бубенчики, которые часто нашивали на одежду вместо пуговиц или прикрепляли к ожерелью и головным уборам. Их изготавливали из бронзы с примесью олова, поэтому они имели разный цвет – от серебристого до желтого. Литые бубенцы были комкообразной и грушевидной формы с прорезью внизу и ушками наверху, с железным или бронзовым шариком внутри. В одном из захоронений Салтовского могильника найдено около 70 бубенчиков. Наряду с бусами и бубенцами обнаружены небольшие зеркальца (5 – 9 см).их носили на ремешках или цепочках,продетых в отверстие на поясе или просто на груди.Зеркала без ушек хранились в кожаном чехле.В Салтовском захоронении обнаружено много орнаментированных пластинок, которыми украшали одежду, а также пряжки от поясов и обуви.У северян были в употреблении бронзовые, серебряные и золотые вещи. Из бронзовых изделий до нас дошли кольца, пряжки. Иногда женщины украшали ими свои косы, а к монистам из глины подвешивали бронзовые подвески. Из золотых и серебряных вещей сохранились предметы наряда,в виде серег, медальонов, колец различных проб,узорчатых серебряных пластинок для украшения сбруи.Что кас-ается производства оружия,то можно предположить,что часть его делалась дома,как щиты,стрелы,наконечники копий,частью же оружие приобреталось путем торговли. Так арабские писатели говорят, что русские купцы привозили между прочими товарами и обоюдоострые франкские мечи.
По археологии относят к ромено-борщевской и волынцевской культурам. По мнению В. Седова имеют скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян — Чернигов, а также иранскими гидронимами в бассейне Сейма и Десны (Сейм, Сев, Ропша, Амонь, Тускорь, Нетхарь, Апажа, Хорол, Хоропуть, Эсмань и т. д.). Название реки Сейм (др.-рус. Семь) восходит к иранскому «тёмная» река, ср. авест. Sy;ma- и др.-инд. ;y;ma- «тёмный». Название реки Сев, вероятно, имеет иранское происхождение — ср. авест. Syava- «чёрный», др.-инд. Syava- «чёрно-бурый, гнедой, тёмный». Если так, то название Сев может переводиться как «тёмная, чёрная (река)». Так или иначе происхождение названия севера до конца не выяснено. Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение племени савиров. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен. По мнению В. П. Кобычева, не меньше оснований считать переселенцами из западных или южных славянских земель восточнославянское племя северян (разночтение: севери). Племя, носившее такое же имя в VII-X веках было известно на правом берегу нижнего Дуная на территории Болгарии. До вторжения булгар оно было самым северным из славянских племён Фракии, и последующее появление в VIII веке северян в Польше и на левобережье Днепра может объясняться миграцией задунайских северян на север и северо-восток. Как полагает М. Фасмер, прежде чем восточные славяне распространились через Белоруссию до Новгорода, северяне были самым северным племенем (Этимологический словарь Фасмера).Соседними племенами северян были вятичи на востоке, радимичи на севере, древляне и поляне на западе. К югу от северян не существовало устойчивых границ и постоянных соседей, и ареал северян в некоторые периоды доходил до устья Северского Донца. Под сильным влиянием северцев были Тмутаракань и Белая Вежа на Дону.Северяне,по свидетельству Нестора,состояли из выселенцев, пришедших от Кривичей; Кривичей же Нестор называет выселенцами Полочан,a Полочан произво-дит от Ильменских Славян или Новгородцев. Таким образом Северяне принадлежат к одному поколению с Новгородцами, Полочанами и Кривичами, и были колонистами ильменских колонистов.На общинное же устройство у Северян указывает ряд северян-ских городов от Любеча до Переяславля. Ибн-Фоцлан, посол Калифа Муктадера, бывший в Булгаре и Итиле в 921 и 922 годах свидетельствует о торговле Северян с Хазарией, Византией и Булгарией. По его словам, в Итиле хазарском была особая слобода для северянских купцов, где помещались их жилища и амбары с товарами; они там жили обществами и по своим торговым делам иногда довольно долго прожи-вали в Итиле и Булгаре,и в одной роще имели свою особую кумирницу,куда приходили для жертвоприношений.Обширная и деятельная торговля Северян с Византиею,Болгар-иею и Хазарией свидетельствует о довольной развитости северянского племени.Для Северян по свидетельству Ибн-Фоцлана нужны были золото,серебро,греческие парчи и другие предметы довольства и обилия.Нестор дает так же некоторые сведения о жизни и нравах Северян. Так он говорит, что они имели обычай собираться на игрища, происходившие между их селений, на которые сходились мужчины и женщины: «Схожахуся на игрища, на плясания u на вся бесовские игрища, и ту умыкаху жены собе, с нею же кто совещашеся». Существование такого обычая заставляет предполагать, что быт Северян был общинный: они не нуждаются друг в друге, живут не замкнуто, как живут обыкновенно в родовом быте. Утверждение брачных договоров имеет у них точно также характер общинного быта: невеста отдавалась жениху в присутствии большого собрания народа, впрочем не без предварительного между ними согласия.Этот обычай сохранился в общих чертах и до настоящего времени в губер-ниях: Курской, Орловской и некоторых уездах Черниговской. Свадьбы заключались на общих сходбищах по случаю какого-нибудь торжественного праздника,или— на ярма-рке, и ежели жених объявил свою невесту,то она считалась настоящею его невестою, и отказаться от нее жениху уже не было возможности.Кроме свидетельства о брачных обычаях у Северян,Нестор сообщает еще о похоронных обрядах.В этих обрядах тоже заметно влияние общинного быта.Как при заключении брака или вводе в семью требу-ется публичность, так точно публичность же требуется и при выходе из семьи, т е. при смерти кого-либо из членов ее. Похороны состояли в том,что мертвеца сожигали и пепел его,собранный в какой-нибудь сосуд,ставили в таких местах,где пересека-лось несколько дорог,после чего совершалась тризна: «Аще кто умряше,творяху тризну над ним,a no сем творяху кладу велику и възложахуть на кладу мертвеца, сожгаху,a no сем,собравшее кости,вложаху в судину малу u ставяху на столпе, на путех». Тризна общинный, a не родовой обряд, на ней устраивались игры в честь покойника и кроме родственников и друзей могли присутствовать все желающие. На эту тризну отделялась третья часть имущества, оставшегося после покойника.
Южная торговля, с Византией, шла из центра Северской земли — Чернигова. Путем торговли служила река Десна, которая тогда была годна для судоходства вверх и вниз. Торговля с Византией относится к давнему времени. Чернигов, наравне с Киевом и другими городами, упоминается в договорах, притом непременно, в каждом. Торговые отношения с Византией были весьма важны. Отсюда получались произведения греческого искусства.Северяне привозили в Византию меха и хлеб.Взамен привозимых товаров, руссы получали золото, серебро, предметы роскоши, а главным образом паволоки. Не менее важна была торговля с болгарами, хазарами и арабами через реки Дон и Волгу. Главными центрами торговли здесь были столица Хазарского царства Итиль и Тмутаракань.Она уже существовала в VIII в.н.э.даже при занятии южных степей кочевниками,она всё-таки продолжалась,этот путь назывался Соляной. Курск был посредником торговли с Азовским и Чёрным морями.Северяне отличались от прочих славян(например,древлян)узким лицом и долихоцефалией.Характер местности, где проживали северяне— поля и перелески,перерезанные крутыми балками и речками, крупные участки леса(длина ок.60 км,за Путивлем— более густые и протянутые), болотистые места(особенно за Сеймом),отроги Среднерусской возвышенности.Крутые берега рек Ворсклы,Псла,Десны,Сейма,даже небольших Езуча,Терна,Сулы,Ромена — главные места изучения волынцевской культуры (с. Волынцево, над Сеймом), ромено-борщевской культуры (акватория Ромена и Сулы).От названия данного племени произошло название региона Северщина, Северская Украина и употреблявшийся ещё в XVII—XVIII веках относительно жителей и выходцев с этих земель термин севрюки. Древнейшим и наиболее важным центром Северской земли был Чернигов. Впоследствии возникли Путивль, Курск и Новгород-Северский.В IX веке они платили дань хазарам, позже (882) были подчинены князем Олегом и их территория вместе с землёй полян, кривичей и ильменских словен составили основу Киевской Руси. В 907 приняли участие в походе Олега на Византию. Позже на их территории возникло Черниговское и Переяславское княжества.Крупнейший некрополь в Берлицком городище (с. Зелёный Гай под г.Сумы,над р.Псел)обязан проходившему здесь длительное время торговому пути (Рудоман, «из хазар в греки»); видимо, он существовал дольше самих северян как народа. Последним упоминанием о северянах было летописное сообщение от 1024 года."(Сари Асман,Екатеринбург,2021)
(ст."Максленни ца,
"ЗАВТРА НАЧИНАЕТСЯ МАСЛЕНИЦА: что делать в каждый день Масленичной недели?
Целую неделю, перед началом Великого поста, отмечают в России и в ряде других стран Масленицу. Это восточнославянский праздник, имеющий языческие корни. Здесь много традиций, обрядов и общее ощущение последних дней веселья перед постом. В храмах же каждое богослужение масленичной(сырной)седмицы является подготовите-льным к Великому посту.Все дни– сплошные,то есть поста нет.Но и мясо уже нельзя. Только молочные продукты,масло,яйца и рыбу.Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица.Узкая Масленица— первые три дня: понедельник ,вторник и среда,Широкая Масленица— это последние четыре дня: четверг,пятница, суббота и воскресенье.В первые три дня можно было заниматься хозяйственными раб-отами,а с четверга все работы прекращались и начиналась Широкая Масленица.В нар-оде каждый день Масленицы имел свое название.Понедельник— встреча.Начало Узкой Масленицы. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался бедным «на помин души». В первый же день из соломы, старой одежды и других подручных материалов делали чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях всю неделю по улицам.Вторник— заиг-рыши.В этот день обычно невест приводили на смотрины,собирали большие застолья, звали всех в гости,угощали опять же блинами.Сватовство в Масленичную неделю проходило для того,чтобы молодые познакомились,пообщались,вместе походили в храм во время Великого поста.А потом уже,после Пасхи на Красную горку,им справляли свадьбу.Среда— лакомка.Зятья приходили к своим тещам на блины.Ее задача была как можно лучше накормить мужчину и его друзей,да и дочери продемонстрировать,как она хорошо относится к ее мужу и как его ценит.Блины в этот день пеклись самые разные и с разными начинками.Четверг-разгул.Иначе его называют «Широкий четверг» или «Разгуляй-Четверток». С этого дня уже нельзя было работать по дому, хозяйственные дела откладывались и начиналось веселье. Люди катались на лошадях, собирались большими компаниями на улицах, пели песни, играли в игры. Главное событие четверга — штурм и захват снежного городка. На площадях начинали жечь костры и прыгать через огонь.Пятница — тещины вечерки.А вот сегодня уже теща шла к зятю,и он должен был ее достойно принять.С собой она брала подруг и родствен-ников. Блины в этот день пекла ее дочь и потчевала гостей. А муж нахваливал и ее и тещу.Суббота— золовкины посиделки.Молодые жены приглашали в гости родствен-ников мужа,особенно его сестер– золовок.Если золовка не была замужем,то невестка приглашала своих незамужних подруг,если сестры мужа уже были замужние,то невест-ка звала свою замужнюю родню.Она же должна была одарить всех гостинцами.Воскр-есенье-проводы.Заговенье или Прощенное воскресенье.Последний день радости и вес-елья.Остатки праздничной еды сжигали,посуду тщательно мыли.В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы,а пепел рассыпали по полям.В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения: все верующие, в том числе священнослужители, кланяются друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу простить говорят «Бог простит и я прощаю».Когда отмечают Масленицу?Дата Маслени-цы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. В этом году Масленица выпадает на 11 февраля. Большой праздник, по сложившейся традиции, обязательно пройдет с покорением масленичного столба,хороводами,катанием на русской печи,с соревнованиями гиревиков,ярмарками,конкурсами,конно-спортивными соревнованиями,балаганными масленичными концертами профессиональных и любитель-ских творческих коллективов наших городов и сёл.Что нужно для народной Маслени-цы?Чучело самой Масленицы;Блины;Лепешки;Горячий медовый сбитень;Сырники;Варени-ки.Что делают на проводах Масленицы?Сжигают чучело Масленицы;Залезают на высокий столб за подарком;Устраивают борьбу на кулаках или мешками;Катаются на санях;
Поют песни;Водят хороводы;Участвуют в интересных забавах и веселых конкурсах;
Ходят друг к другу в гости.Зачем сжигают чучело?Изначально Масленица отмечалась, как праздник перехода от старого к новому, от зимы к весне, от иссякших запасов к ожиданию нового урожая. Сжигание чучела как раз и символизировало переход от иссякшего плодородия к новому сезону работ и возрождению плодородных сил земли."
(ст."История 17.Камни Ики.Перу",Смотри и думай,2019) "Про "камни Ики" можно говорить бесконечно,но,если вкратце,то это- камни с выгравированными рисунками, найденные в окрестностях города Ика в Перу.Всё дело в этих рисунках,на них изоб-ражены люди и динозавры...вместе. Люди, делающие сложные хирургические операции, наблюдающие звездное небо в телескопы. А ведь возраст этих камней - примерно, что-то около 20 миллионов лет, когда вроде человечеству "не положено было" существовать. Критиканствующие историки-археологи сразу же и объявили эти камни современной подделкой, но есть одна геологическая "тонкость", которая полностью уничтожает доводы критиканов и ставит их в тупик! Это - "патина", слой окислов, который образуется на камнях очень долго - миллионы лет... Так вот, гравировка не нарушила этот слой, то есть патина равномерно покрывает и камень и канавки гравировки. В современных подделках, которые, несомненно, тоже присутствуют, патина стёрта в местах прохождения фрезы. Но остаются камни, где эта структура не нарушена... И именно на этих камнях есть и люди с динозаврами, и сложные операции, и телескопы... Вот такая вот "невероять", как не крути, а объяснение может быть только одно - эти камни разрисованы и обработаны миллионы лет назад, когда, якобы, человечества просто не существовало."
"Личное местоимение «Я»- самое древнее слово и является базой для большинства языков мира.Это слово шифтер,то есть его значение зависит от самого говорящего. Лингвисты считают,что слову «я» не меньше 40 тысяч лет.В русском языке слово «я» восходит к праслав. azъ с протетическим j.По языковой иронии, несмотря на то, что принято говорить о том, что «я-последняя буква в алфавите», в кириллице первая буква «азъ» обозначала также и личное местоимение «я»."(Кириллица,2024)
"Тартария - этим небезобидным названием территорию нашей страны европейские картографы обозначали аж до XIX века. Многие отечественные историки оптимистично связывали название «Тартария» с татарским народом. Но вряд ли западноевропейские географы средних веков разделили бы с ними такой позитивный настрой, поскольку имя «Тартария» они связывали с Тартаром, адом древнегреческой мифологии, куда были низвергнуты бог Кронос (он же Сатурн) и другие титаны. Локализацией этого гиблого места на Русской Земле мы обязаны астрологам, согласно расчетам которых, именно эта территория управляется планетой Сатурна со всеми вытекающими последствиями. Любопытно, что Нострадамус в своих «Центуриях» сулил хэппи-энд Тартару, утверждая, что землю Сатурна в конце времен будет ждать чуть ли не Золотой век."(Кириллица,2024)
(ст."Почему монголо-татары сначала приняли христианство, а потом ислам",Кирил-лица,2024) "Все мы знаем красивую легенду о том, как князь Владимир выбирал веру для Руси. А между тем, в Золотой Орде тоже был правитель, определивший духовную судьбу своего народа. Речь о хане Узбеке, правившем в 1313-1341 годах, при котором ислам стал официальной религией государства Джучидов. Мало кто знает, что в истории Золотой Орды был период, когда христиан среди жителей было заметно больше, чем мусульман. Затем православие уступило свои позиции.Веротерпимые язычники.Доктор исторических наук Герман Федоров-Давыдов, как и многие другие исследователи, отметил веротерпимость, которую проявляли монголо-татарские завоеватели в покоренных странах. Работа ученого «Религия и верования в городах Золотой Орды» была опубликована в сборнике статей «Историческая археология. Традиции и перспективы» (Москва,1998 г.).Изначально будучи язычниками, правители государства Джучидов и их подданные лояльно относились к православным, католик-ам, мусульманам и представителям других конфессий. В золотоордынских городах строились храмы и мечети, проповедовали миссионеры из разных стран. Христиане мирно уживались рядом с мусульманами. Впрочем, большинство монголо-татар, населявших степные просторы,в XIII-XIV веках еще сохраняли верность язычеству.По сути, Золотая Орда стала своеобразной ареной борьбы за умы и сердца людей между представителями ислама и православия.Что касается католиков,то у них изначально не было особых перспектив из-за географической удаленности Ватикана.«..в золото-ордынских городах Поволжья были католические священники.Но их роль была незнач-ительной. Именно русские, именно православная церковь не допустили католичество в золотоордынское Поволжье.Оно было сильно в западных частях Золотой Орды, со-бенно в Крыму,но не в центральном ее районе», – считает Г. А. Федоров-Давыдов.
Православие в Золотой Орде.Руководитель отдела церковной истории и канонизации святых Пермской епархии РПЦ, монахиня Сергия (в миру – Вера Викторовна Королева) написала научную работу «От Золотой Орды до Верного», которая была опубликована в июне 2010 года информационно-аналитической службой «Русская народная линия». Автор рассказала, как строилась работа представителей православной церкви среди язычников.Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II в 1267 году получил из рук хана Менгу-Тимура ярлык (официальный документ),подтверждающий его полномочия. Имущество и права православного духовенства были защищены законами завоевателей. «Как видно,золотоордынские ханы в XIII-ХIV веках ставили русских митрополитов и Русскую Православную Церковь в особое положение.Ярлыки выдавались как митропо-литам, так и князьям, что фактически уравнивало их. Но митрополиты имели право свободно связываться с Константинополем, чего не разрешалось князьям. Духовная власть ставилась ханами выше светской.Церковь стала самостоятельной политической силой в русском обществе»,– отметила монахиня Сергия.По ее мнению,христианиза-ция Золотой Орды была вполне реальна,и такая цель стояла перед священнослужи-телями. Например, епископ Сарайский и Придонский Феогност в 1276 году получил у Патриаршего синода в Константинополе разрешение крестить пожелавших принять православную веру татар… песком. А вс; из-за отсутствия достаточного количества воды в степных условиях.То есть, церковные иерархи были готовы поступиться одной из незыблемых основ таинства крещения – святой водой, лишь бы привлечь на свою сторону как можно больше жителей Золотой Орды.И такая политика принесла свои плоды.Православие приняли многие язычники,в том числе и представители аристок-ратии.Петр Ростовский – царевич Ордынский.Во французском местечке Бюсси-ан-От расположена Покровская женская обитель, насельницей которой долгие годы была монахиня Таисия (в миру – Татьяна Юрьевна Карцова). Она написала книгу «Русские святые: 1000 лет русской святости», которая была опубликована в Санкт-Петербурге в 2000 году. В ней говорится и о правнуке Чингисхана, память которого РПЦ чтит 29 июня.Монахиня Таисия называет два имени этого святого: Петр Ростовский и Даир Кайдагул сын Орда-Ичинов Чингизов.Он приходился племянником ханам Батыю и Берке. Большое влияние на молодого человека оказал епископ Ростовский Кирилл, который исцелил его двоюродного брата– сына хана Берке.Даир Кайдагул настолько проникся проповедями представителя православной церкви,что отправился вместе с ним в Рос-тов.Там царевич принял крещение под именем Петра.Потомок Чингисхана на собствен-ные средства основал Петровский монастырь(современная Ярославская епархия),рас-положенный на озере Неро.Петр Ордынский всю жизнь прожил в Ростове,он женился на местной татарке,которая родила ему много детей.Царевич умер в 1290 г.,приняв перед кончиной монашеский постриг.Канонизирован в лике преподобного.Многие знатные жители Золотой Орды и простые кочевники крестились.Например,сын хана Батыя,которого звали Сартак,воспитанный сирийцами,был приверженцем несторианства (учения, основанного на христианской религии).«Впоследствии приняли святую веру многие другие знатные ордынцы: князь Беклемиш, сын князя Бахмета, крестился в Мещере со множеством других ордынцев, получил имя Михаил и построил церковь во имя Преображения Господня. Он стал родоначальником князей Мещерских. Царевич Берка, который приехал в 1301 году из Большой Орды и принял крещение в Москве от митрополита Петра с именем Иоанникия– родоначальник Аничковых…Чет-Мурза,пришед-ший из Орды в 1330 году к великому князю Иоанну Даниловичу Калите и названный в крещении Захарием– родоначальник Сабуровых и Годуновых,стал основателем Кост-ромского Ипатьевского монастыря», – написала в своей работе монахиня Сергия.Она отметила,что христианская община Золотой Орды в XIII в.была более многочислен-ной,чем мусульманская.Распространение ислама.К кочевникам приезжали и исламские миссионеры. Причем, действовали они довольно активно,с каждым годом их проповеди слушало все больше людей.Первым мусульманином, правившим Золотой Ордой, был хан Берке (1209-1266 гг.). Этот представитель монгольской знати принял ислам под влиянием среднеазиатских проповедников. Правда, тогда мусульман среди ордынцев было сравнительно немного.«Мощное религиозное влияние на Золотую Орду оказывал Египет.Берке через своих послов в Каире присягнул халифату,основанному Бейбарс-ом. Халиф сам провозгласил благословение Аллаха на хана Берке и приказал сделать то же самое с мимбаров Каира, Мекки, Медины и Иерусалима. За Берке по указанию султана совершили хадж и потом рассказали о нем хану. Берке получил из Египта религиозные реликвии», – отметил Г. А. Федоров-Давыдов.Разумеется,продвигая свою религию, арабы преследовали собственные стратегические цели.Внушающая ужас армия Золотой Орды могла быть серьезным союзником на геополитической арене того врем-ени.Поэтому проповедники,восхваляющие учение пророка Мухаммеда,вс; приезжали и
приезжали, а средства на строительство мечетей и медресе всегда находились.Пом-имо Средней Азии и арабских стран еще одним проводником ислама в Золотой Орде являлась Волжская Булгария, население которой в XIII веке было преимущественно мусульманским.Буквально за несколько десятилетий XIV в.представители ханафит-ского и шафиитского религиозных течений стали преобладать среди монголо-татар-ской знати и жителей городов Поволжья,Северного Кавказа и Крыма.Мотивы хана Узбека.В своей научной работе монахиня Сергия написала:«Русь проиграла миссио-нерское состязание с мусульманами, несмотря на то, что в XIII веке христиан в Орде было неизмеримо больше, чем мусульман. Причиной тому была явная слабость русского народа,упадок народного духа,его разобщенность,нарушение внутриэтни-ческой солидарности».То есть, одной из причин победы ислама явились постоянные распри русских князей, свидетелями которых жители Золотой Орды становились довольно часто. И такое понимание «братства», демонстрируемое православными, вызвало неприятие среди кочевников. Впрочем, при выборе государственной религии хан Узбек (около 1283-1341 гг.) руководствовался и другими соображениями.Автор книги «Энциклопедия ислама» (издательство И. В. Мельникова, 2012 г.), Александр Ханников, считает, что распространению мусульманской религии в Золотой Орде способствовали следующие факторы:доминирование булгарских земель в составе нового государства;необходимость союза с халифом Египта для борьбы с иранскими Хулагидами в Закавказье;законы кочевников,запрещающие чинить какие-либо препят-ствия представителям любой конфессии.Арабские и среднеазиатские миссионеры активно пользовались лояльным отношением властей Золотой Орды ко всем религи-озным деятелям.Кроме того, хан Узбек всю свою жизнь последовательно боролся с наиболее реакционными, по его мнению, представителями ордынской элиты, которые все еще оставались приверженцами языческой веры предков. Да, и другие потомки Чингисхана, правившие в Средней Азии, к тому времени уже были мусульманами."
Свидетельство о публикации №224031001279