Крещение корабля Спуск на воду

Крещение корабля, Спуск на воду.
Традиционная формула при спуске нового судна(корабля) на воду:
“God bless her, and all who sail on her”!

 Спуск судна на воду - знаменательное событие в жизни судна  В момент спуска на воду судно переходит из одной среды в другую, попадая в другую стихию, начиная новую жизнь на воде. Именно поэтому спуск торжественно отмечался в судостроении во все времена.

Традиция крещения корабля при спуске его на воду, уходит вглубь веков и, как считается, приносит судну удачу и безопасное путешествие. В отличие от небольшой, почти частной церемонии помещения монеты под мачту, крещение - гораздо более публичное мероприятие. В котором примут участие; представители офиса, для которого построено судно, экипажи, персонал верфи, особые гости, семья и друзья, пресса или даже широкая общественность.

Спуск корабля на воду во многих христианских культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка, в ходе которой его нарекают именем. Связано это с тем, что крещёный ребёнок получает покровительство и защиту Бога. Уподобляя церемонию спуска корабля на воду крещению, моряки хотят получить защиту Бога для себя и своего корабля.

Самое раннее упоминание о жертвоприношении по обету богам после завершения строительства корабля датируется двумя тысячами одной сотней лет до Рождества Христова.  На ассирийской табличке, найденной есть вавилонский рассказ о Всемирном потопе, постройке Ковчега и религиозной церемонии по его завершении:

Описание процедуры освящения было обнаружено в египетских папирусах и относится к 2100 году до н. э. Это был,  отчет о спуске на Нил корабля фараона. Это обычей египтян очищать свои корабли с помощью зажженных факелов, горящей серы и разбивания яиц священниками в их сосудах.
Очень похожий обычай существовал у греков, известный как "очищение корабля". Эьо древняя практика, целью которой было изгнание злых духов, очищение тела, очищение души. умилостивление божеств и начало новой жизни.
Древние греки и римляне перед спуском судна на воду  молились, восхваляли морских богов и просили у них защиты для нового корабля.

В Средневековье неизменным атрибутом освящения сделалось вино. Перед спуском судна тоже проводили молебен, и неизменным атрибутом освящения сделалось вино.  Обряд освящения судна всегда обставлялся весьма пышно - королевский сановник, которому преподносили вино в золотом кубке, произносил тост за благополучие корабля. Затем этот кубок выбрасывали за борт. Вином перед выходом в первый рейс щедро кропилась палуба судна. Именно так освящали суда, участвовавшие в плавании Христофора Колумба.

Отчет о китайских обычаях спуска на воду их кораблей содержится :В "Рассуждении португальцев о мореплавании", переведенном на английский в 1579 году,   "Когда они спускали свои корабли в море при первом изготовлении, священники облачались в длинные одежды из очень богатого шелка, чтобы совершать свои жертвоприношения на их корме, где находится место молитвы, и они предлагали раскрашенные фигурки, вырезали и сжигали их перед своими идолами с определенными церемониями, которые они совершают, и пели песни с неупорядоченной интонацией, звучащие какими-то маленькими колокольчиками. Они поклоняются дьяволу, где изображают его в носовой части корабля, потому что, как они говорят, он не должен причинять вреда кораблям. Во всей этой беседе они едят и пьют по своему усмотрению."
У китайцев эти церемонии с тех пор не претерпели существенных изменений, и на каждой большой джонке есть святилище в честь богини Тянь-хоу, которая является божеством-покровителем моряков. Помимо богини Тянь-хоу, китайские моряки, особенно занятые в речных перевозках, являются почитателями богини Лун-му или Матери Дракона.

Во времена венецианского господства на Адриатике и Средиземноморье церковь принимала заметное участие в спуске на воду всех официальных судов. Церемония спуска корабля завершалась тем, что Дож бросал обручальное кольцо в море. Сегодня в музее Венеции хранится несколько таких колец. 

Древний обычай освящения судна живет и поныне, правда, в каждой стране этот праздничный обряд происходит по-своему.
Со временем церемониал изменялся: К середине XIX века, с началом эры железного судостроения, стали привязывать бутылку вина к носу корабля и разбивать ее о борт с началом спуска корабля на воду. С 1860-х вино заменили на шампанское – один из самых дорогих напитков, На церемонии крещения избранному лицу предоставляется честь разбить бутылку шампанского о нос корабля непосредственно перед тем, как корабль впервые войдет в воду.  Разбивать бутылку стали непосредственно перед спуском, после молебна, церемониальной речи и церемонии наречения нового корабля. Но обязательно горлышко от бутылки с пробкой передают капитанам судна -это талисман.

Бутылка должна разбиться с первого раза.  Иначе, как утверждает история, будет беда. Показательный пример был связан с «крестной» судна «Альбион», принцессой Алисой, которая трижды не смогла разбить бутылку о нос крейсера. Волна от ударившегося о гладь воды корабля, смыла с берега несколько человек.
«Помните легендарный Титаник? И до сих пор считается, что шампанское о его борт разбить почему-то забыли. И мы знаем, как именно окончил свой путь этот корабль.

При спуске на воду современного греческого судна его нос украшен цветами, а в тот момент, когда судно спускается на воду, его капитан подносит к губам кувшин с вином, а затем выливает его остатки на палубу своего судна.
В Турции принято кропить вновь построенное судно заранее освященной водой. У турок спуск судна на воду имеет религиозное значение, и священник присутствует при этом, прося благословения Аллаха и молясь о том, чтобы корабль сделал процветающую карьеру и безопасно скользил по волнам в любую погоду. Овец приносят в жертву сразу после того, как судно отправляется за водой, а мясо впоследствии раздается бедным.  Вино не проливается на нос судна, но после этого для участвующих официальных лиц и приглашенных гостей устраивается пир.
Иранцы используют для этого речную воду либо окропляют спусковые салазки кровью жертвенного ягненка. Арабам для этой же цели служит вода из святого источника в Мекке.
 В Японии судно, спускаемое на воду, украшают множеством цветных лент и воздушными шарами, а в разгар церемонии освобождают из неволи голубей и устраивают настоящий дождь из конфет.
В Британии и континентальной Европе традиционным выбором для крещения является вино. Бутылку раскачивают на корабле, подвешивая к веревке. Леска такой длины, чтобы попасть в нужное место и с достаточной скоростью, чтобы бутылка наверняка разбилась. В Шотландии или на судах, имеющих шотландское происхождение, иногда используется бутылка виски.
Датчане для  кропления фруктовозов пользуются апельсиновым соком, а для рефрижераторов — кусочками льда.
В США любимым напитком является шампанское. Сначала его также разбивали о нос корабля, раскачивая на веревке. Но во время Второй мировой войны существовал обычай разбивать бутылку о воду, размахивая ею в руке, как бейсбольной ставкой.

По традиции бутылку шампанского о форштевень судна разбивает  Женщин к этой процедуре стали допускать только с 19-го века: неизвестная женщина провела церемонию «крещения» нового судна в 1811 году с личного разрешения короля Георга IV.
Сейчас обычно это жена какого-либо высокопоставленного лица, реже известная артистка, кинозвезда или общественный деятель. Разбивая бутылку шампанского, женщина становится «крестной матерью» корабля.  Иногда «крестную маму» даже включают в состав экипажа в качестве почетного члена.
Существует практика, согласно которой прямо перед разбиванием бутылки человек, удостоенный чести выполнить эту работу, произносит слова: Слова: Я называю тебя ххх и желаю тебе; Попутного ветра и следования по морям.
***
Спуск корабля на воду.
Можно сказать, что спуск на воду знаменует рождение судна; и люди на протяжении всей истории проводили церемонии спуска на воду, отчасти для того, чтобы призвать удачу и безопасность каждого нового судна.
Строительство корабля происходит на стапеле. Постройка (сборка) судна на стапеле начинается с его закладки на стапеле.  Ста;пель (нидерл. stapel) это место для постройки или ремонта торгового судна или военного корабля и его спуска на воду. Стапель  оборудуется спусковыми дорожками, по которым на салазках скользит построенное судно.  Спусковые дорожки продольного наклонного стапеля имеют надводные и подводные части. Их подводное окончание называется порогом стапеля. Спуск корабля на воду осуществляется кормой вниз по стапелю, боком от причала или путем затопления дока, в котором он был

Церемониальный спуск на воду корабля предполагает выполнение церемоний, связанных с процессом спуска судна на воду. Это морская традиция во многих культурах, насчитывающая тысячелетия, сопровождать физический процесс церемониями, которые рассматривались как публичное празднование и торжественное благословение  судна.

Самым старым методом, наиболее знакомым и наиболее широко используемым является конечный спуск на воду, при котором судно спускается по наклонному стапелю, обычно сначала кормой.
Некоторые стапели построены таким образом, что судно находится лагом (боком) к воде и спускается на воду боком. Это делается там, где ограничения водного канала не позволяют осуществлять продольный спуск на воду, но занимает гораздо большую протяженность берега.  При боковом спуске корабль входит в воду  При спуске на воду в ограничительном водном пути используются тормозные цепи для замедления скорости судна, чтобы предотвратить его удар о противоположный берег
Третий метод - всплывающий, используемый для судов, которые строятся в бассейнах или сухих доках, а затем спускаются на воду путем впуска воды в док.
.
Во второй половине восемнадцатого века и в течение значительного периода в первой половине девятнадцатого века во Франции было принято устранять все препятствия для спуска на воду своих кораблей, за исключением одной балки или тяжелого бруса, который широко известен среди корабелов как "собачий берег". Эта балка была наклонена к кормовой стойке судна таким образом, чтобы оно не могло добровольно соскользнуть к воде, и когда все было готово, этот берег был прорублен и выбит с дороги. Эта задача была чрезвычайно опасной, и добровольца для этой работы обычно выбирали из числа осужденных на галерах. Одетый в красное, этот человек займет свое место между спусковыми путями и в тени корабля, похожего на джаггернаута, который тяжело возвышался над ним. По надлежащему сигналу он начинал рубить своим топором прибрежную полосу, и, если был достаточно бдителен и быстр, он мог спрыгнуть в вырытую для него яму до того, как либо это бревно упадет, либо корабль обрушится на него, лишив жизни или страшно ранив. Если осужденный спасался бегством, свобода была наградой за его опасное предприятие.

В вавилонском повествовании, датируемом 3 тысячелетием до нашей эры, описывается достройка корабля:
Отверстия для спуска на воду я закрыл;
Я искал трещины и исправил недостающие детали:
три сари битума я вылил снаружи;
Богам я приказал принести в жертву быков.

Египтяне, греки и римляне призывали своих богов защитить моряков. Благосклонность была вызвана монархом морей — Посейдоном в греческой мифологии, Нептуном в римской мифологии. Участники спуска на воду корабля в Древней Греции венчали свои головы оливковыми ветвями, пили вино в честь богов и лили воду на новый сосуд как символ благословения.
Франция Спуск на воду французских кораблей и крестины в 18 и начале 19 веков сопровождались уникальными обрядами, очень напоминающими церемонии бракосочетания и крещения. Крестный отец нового корабля подарил крестной матери букет цветов, поскольку оба произнесли название корабля. Ни одна бутылка не была разбита, но священник произнес название судна и благословил его святой водой.
Индия В Индии исторически корабли спускались на воду с помощью церемонии Пуджи, которая посвящает корабль индуистскому богу или богине и просит благословения для нее и ее моряков. Исторически сложилось так, что индуистские священники будут выполнять Пуджа церемонии по запуску. В 20 веке корабли спускались на воду с женщиной, разбив кокосовый орех на носу судна, за чем иногда следует небольшая пуджа.

Великобритания
 В 1875 году принцесса Александра, жена принца Уэльского, вернула религиозный элемент военно-морским крестинам, когда она представила англиканское хоровое богослужение на церемонии спуска на воду линкора Александра. Использование продолжается пением псалма 107, имеющего особое значение для моряков:
Те, кто спускаются в море на кораблях;
Которые ведут дела в больших водах;
Эти видят дела Господа и Его чудеса в глубине.

В 1969 году королева Елизавета II назвала океанский лайнер Queen Elizabeth 2 в честь себя, вместо более старого лайнера RMS Queen Elizabeth, сказав: "Я называю этот корабль Queen Elizabeth the Second. Да благословит Бог ее и всех, кто плывет на ней."
4 июля 2014 года королева назвала новый авианосец Королевских ВМС HMS Queen Elizabeth бутылкой односолодового шотландского виски с винокурни Bowmore на острове Айлей вместо шампанского, потому что корабль был построен и спущен на воду в Шотландии. Герцогиня Ротсей аналогичным образом запустила HMS Принц Уэльский, потянув за рычаг, который разбил бутылку односолодового шотландского виски у борта корабля.

США
Церемониальные обычаи крещения и спуска на воду кораблей в <a>Соединенных Штатах</a> уходят своими корнями в Европу. По мере развития 19 века спуск на воду американских кораблей продолжал оставаться праздничным мероприятием, но без установленного ритуала, за исключением того, что спонсор (ы) использовал немного "жидкости для крещения", когда корабль получал свое название.

 В Российской империи, когда спускали на воду военно-морское судно, церковь принимает в этом участие очень внушительным образом. Служба включала в себя подробное благословение корабля — совершающий богослужение священник и сопровождающие его послушники и певчие проходят маршем по всем палубам, воскуривают благовония, несут зажженные свечи и повсюду окропляют судно святой водой - все это время читаются молитвы и поются песнопения. Когда корабль таким образом освящается, команда собирается перед алтарем, специально воздвигнутым по этому случаю на судне, и после освящения цветов корабля каждый член экипажа подходит к алтарю, целует руку священника и получает благословение церкви.

Сегодня в России вино не входит в церковный ритуал спуска кораблей на воду, разбивание бутылки вина при фактическом присвоении имени судну является светским представлением,
***


Рецензии