Centurion - линкор-трансформер
22 мая 1913 года в строй вступил «Центурион» (HMS Centurion) - линкор в серии из четырех кораблей типа “King George V”. Корабль водоизмещением 25 830 тонн имел скорость до 22,9 узлов, мощное вооружение (пять башен со спаренными 343-мм орудиями, шестнадцать 102-мм пушек и три торпедных аппарата) и солидное бронирование. Дальность плавания на полном ходу составляла 3805 миль, на экономичном 10-узловом ходу - 6310 миль.
Линкор обошелся казне в 1 950 671 фунтов стерлингов. Начало карьеры «Центуриона» омрачил серьезный инцидент - во время ходовых испытаний в ночь с 9 на 10 декабря он столкнулся с итальянским пароходом “Derna”, который затонул со всем экипажем, а линкор получил серьезные повреждения носовой части.
Мирная жизнь корабля длилась недолго - 4 августа 1914 года Великобритания вступила в Первую Мировую войну. В составе 2-й эскадры линкоров Гранд Флита участвовал в Ютландском сражении 31 мая-1 июня 1916 г. - крупнейшем морском сражении той войны. В ходе боя «Центурион» произвел четыре залпа из орудий главного калибра, выпустив 19 снарядов по немецкому линейному крейсеру «Лютцов».
С 1919 года корабль находился в составе 4-й эскадры линейных кораблей Средиземноморского флота, ходил в Черное море, где принял участие в интервенции против молодой Советской Республики, а в 1924 году линкор вывели в резерв.
В 1926 году началась новая жизнь «Центуриона» - его решили переоборудовать в радиоуправляемый корабль-цель (примитивное подобие столь популярных сейчас надводных дронов). В этой роли после ремонта и переоборудования корабль в июле 1927 года служил до начала Второй Мировой войны.
В ходе переоборудования были демонтированы все орудия и орудийные башни, усилили бронирование в ключевых местах, для увеличения непотопляемости часть отсеков заполнили пробкой. Корабль управления - эсминец «Сикари» - с помощью ограниченного ряда радиосигналов мог в определенных пределах изменять скорость и курс, а с 1930 года и ставить дымзавесы. «Центурион» принимал участие практически во всех маневрах флота, в которых были запланированы артиллерийские стрельбы или авиационные бомбардировки кораблей.
После начала Второй Мировой войны абсолютно устаревший и безоружный, но с еще прочным корпусом и действующей главной силовой установкой корабль использовали в качестве плавучей мастерской и казармы, в затем планировали переоборудовать в корабль ПВО для норвежской кампании, но от этого плана отказались.
В апреле 1941 года старичок «Центурион» вновь преобразился. В Портсмуте его переоборудовали в корабль ПВО и ... имитацию новейшего мощного линейного корабля «Энсон» (HMS Anson), который еще находился в постройке и вступил в строй только 22 июня.
Были установлены два 40-мм и восемь 20-мм зенитных автоматов, макеты башен с орудиями главного калибра, надстроек, дымовой трубы и авиационного ангара, выполненные из дерева и брезента, дабы создать некое подобие «Энсона». 26 апреля эрзац «Энсон» с экипажем из 283 человек вступил в строй. Конечно, обмануть опытный глаз можно было только на большом расстоянии, так как водоизмещение настоящего «Энсона» было чуть ли не вдвое больше, естественно, отличались и их главные размерения.
Корабль направился в Индийский океан, где он вошел в состав Восточного флота (Eastern Fleet), обогнув мыс Доброй Надежды. Первоначально «Центурион» планировали затопить на входе в ливийский порт Триполи - важного порта снабжения войск противника в Северной Африке - для его блокирования. В середине июля корабль уже достиг Большого Горького Озера в Суэцком канале, когда операция была отменена. «Центурион»/»Энсон» снова отправился на юг. В Индийском океане он попал в тайфун и получил ряд повреждений, за борт была смыта одна из носовых фальшивых башен главного калибра.
27 августа 1941 года корабль прибыл в индийский порт Бомбей, совершив переход длиной 20 000 миль. Здесь был произведен ремонт, установлен новый макет артиллерийской башни, усилено зенитное вооружение и на некоторое время корабль выполнял роль «пугала» для японского флота.
Японцы явно на эту удочку не попались. 31 марта-10 апреля 1942 года японское авианосное соединение совершило дерзкий рейд в Индийский океан, в ходе которого противник потерял 28 торговых судов и 7 боевых кораблей, включая авианосец.
Критическую роль для Британской империи играл маршрут Гибралтар- Мальта Александрия- Порт-Саид (порт на входе в Суэцкий канал). В добавок к этому, Мальта служила важной базой британской авиации, этаким непотопляемым авианосцем, и базой подводных лодок в Средиземноморье, которую ни итальянцы, ни немцы так и не смогли одолеть.
Снабжение осажденной противником Мальты всегда было головной болью для Британского Адмиралтейства. Проводка конвоев была весьма рискованной операцией с привлечением крупных сил с обеих сторон и нередко сопровождалась серьезным морским сражением. Примером может служить Операция MA.5 (1940 год) по обеспечению проводки двух конвоев с Мальты в Александрию, вылившаяся 9 июля в бой с итальянской эскадрой, получивший наименования Бой у мыса Пунто-Стило или Бой у Калабрии.
Для прикрытия этих конвоев англичане задействовали авианосец, 4 линкора, 7 крейсеров и 21 эсминец. В это же время итальянцы проводили конвой из пяти судов с подкреплением и снабжением для войск в Ливии. Его дальнее и ближнее прикрытие осуществляли 2 линкора, 18 крейсеров, 42 эсминца и 30 подводных лодок. В произошедшем 9 июля морском сражении с участием авиации с каждой стороны были повреждены по 3 корабля.
Широкую известность получила «Операция Пьедестал» (Operation Pedestal), проводившаяся 11-15 августа 1942 года. К этому времени на Мальте сложилась критическая ситуация из-за нехватки истребителей, припасов и авиационного топлива. Гарнизону и населению острова катастрофически не хватало самого необходимого, включая хлеб, норма выдачи которого уже в мае сократилась до 280 граммов в день.
На остров был направлен конвой в составе 14 торговых судов и 44 кораблей, включая линкоры и авианосцы. На переходе из 14 судов уцелело только 5, были потоплены авианосец «Игл», два крейсера и эсминец, серьезно повреждены авианосец и два крейсера, но на осажденный остров было доставлено 32 000 т грузов, 15 000 т авиационного топлива и 38 долгожданных истребителей «Спитфайер». Драгоценное авиатопливо доставил американский танкер «Огайо». Танкер получил попадание нескольких торпед и бомб, о его палубу разбился бомбардировщик, горящее судно лишилось хода и буксировалось эсминцами.
19 мая 1942 года «Центурион» покинул Бомбей и снова направился к Суэцкому каналу. Кораблю предстояло войти в состав конвоя, следовавшего из Александрии на Мальту (Operation Vigorous). 13 июня он прибыл в Александрию, приняв в Суэцком канале 1000 т грузов для Мальты.
В это время на Средиземном море для британского флота сложилась тяжелая ситуация, вызванная большими потерями как боевых кораблей, так и транспортных судов. Единственным боеспособным линкором на театре оставался «Малайя», базировавшийся в Гибралтаре и действовавший в западной части Средиземного море.
А в Восточном Средиземноморье базировавшиеся в Александрии линкоры «Куин Элизабет» и «Вэлиент» 18 декабря 1941 года получили серьезные повреждения в в результате диверсии итальянских боевых пловцов и надолго вышли из строя. Их частичный ремонт в Александрии для восстановления мореходности, включая докование, продлился до июня и мая 1942 года соответственно. Затем для капитального ремонта «Куин Элизабет» ушел в США, а «Вэлиент» - в Дурбан (Южная Африка).
В ряде источников смакуются утверждения, что англичане умело скрывали повреждения этих линкоров и тем самым предотвратили активные действия итальянского флота. Эти утверждения не выдерживают никакой критики. Невозможно скрыть постановку в док и серьезный ремонт таких крупных кораблей, в которых участвовали и египетские рабочие, от местного населения. Египет кишел итальянской и немецкой агентурой, а офицеры египетской армии в большинстве своем, включая будущих президентов Гамаль Абдель Насера и Анвара Садата, сочувствовали странам «Оси», видя в них естественных союзников в борьбе с британским колониализмом. Кабинет Гамаль Абдель Насера в бытность его президентом Египта и Объединенной Арабской Республики украшал портрет Адольфа Гитлера, чем он немало удивлял посещавших его советских дипломатов. В качестве его консультанта работал бывший гитлеровский диверсант Отто Скорцени.
В июне 1942 года Британское Адмиралтейство решило провести операцию по проводке двух конвоев на Мальту (Operation Julius). Руководил операцией командующий Средиземноморским флотом вице-адмирал Генри Хардвуд (Henry Harwood Harwood).
Один из конвоев должен был следовать на остров с запада, из Гибралтара (Operation Harpoon, 12-15 июня), а второй, под названием MW-11 - с востока, из Александрии, Порт-Саида и Хайфы (Operation Vigorous, 11-16 июня).
В состав конвоя «Вигорес» вошли 9 торговых судов и три вспомогательных судна, эскортируемых семью легкими крейсерами, семнадцатью эсминцами, а также несколькими корветами и тральщиками. Прикрытие конвоя осуществляли 9 подводных лодок. Серьезным минусом являлось отсутствие линкоров и авианосцев. Конвою предстояло пройти через «бомбовую аллею» между Критом и Ливией, где базировались немецкие и итальянские бомбардировщики и торпедоносцы, а воздушное прикрытие британская авиация только обеспечить только на ограниченном участке, используя аэродромы Египта и Мальты. «Центурион» присоединился к конвою 13 июня. Ему предстояло играть роль мнимого линкора и реального корабля ПВО.
Итальянцы получили информацию о британских планах, расшифровав радиограмму от американского военного атташе в Египте в Вашингтон. 12 июня конвой был обнаружен противником и стал объектом атак немецкой и итальянской авиации, а также немецких торпедных катеров и подводных лодок и понес серьезные потери.
16 июня «Центурион» был атакован девятью пикировщиками и получил попадание авиабомбы в носовую часть корабля. Бомба пробила палубу, борт и взорвалась в районе ватерлинии, обошлось без жертв. В свою очередь зенитчики корабля сбили пикирующий бомбардировщик Ю-87.
Около 02.00 пятнадцатого июня командир конвоя получил тревожное сообщение: из Таранто на его перехват идет соединение Regia Marina (итальянского ВМФ) в составе двух линкоров, двух тяжелых и двух легких крейсера, 12 эсминцев. Оно находилось всего лишь в 200 милях от конвоя. Вскоре по итальянскому соединению нанесли удары бомбардировщики и торпедоносцы, вылетевшие с аэродромов Египта и Мальты, повреждение получили линкор «Литорио» и тяжелый крейсер, который позднее был потоплен британской субмариной.
Командир итальянского соединения решил возвращаться в Таранто, хотя до конвоя оставалась всего сотня миль. Но британское командование об этом не знало и отдало приказ конвою возвращаться в Египет. Этому способствовали также недостаток зенитных боеприпасов и малый остаток топлива из-за интенсивных манёвров. К этому времени «Вигорес» потерял 2 транспорта, еще 2 получили повреждения, а 3 были вынуждены вернуться из-за механических неполадок. Были потоплены 5 боевых кораблей, включая крейсер, а еще 3 крейсера получили серьезные повреждения.
Следовавший с запада конвой «Гарпун» также понес тяжелые потери. Из шести транспортов до Мальты дошли только два.
В Александрии зенитное вооружение «Центуриона» в очередной раз было усилено и теперь состояло из четырех 40-мм, семнадцати 20-мм и четырех 76-мм зенитных орудий. С 30 июня 1942 и до весны 1944 года «Центурион» находился на рейде Порт-Саида у северного входа в Суэцкий канал, где выполнял роль плавучей зенитной батареи и могучего линкора «Энсон». Только тщательное изучение немецких и итальянских архивов позволит установить, поверил ли в эту уловку противник.
9 июнz 1944 года во время высадки союзных войск в Нормандии «Центурион» был затоплен в качестве части волнолома искусственного порта «Малберри».
Свидетельство о публикации №224031001714